Какие удивительные факты о грузовиках МАЗ вы еще не знали
Когда появился первый МАЗ
МАЗ, или Минский автомобильный завод, появился в Советском Союзе в 1944 году. Это было сложное послевоенное время, и стране остро не хватало грузового транспорта для восстановления разрушенного хозяйства. Первые машины МАЗ, выпущенные в конце 1940-х годов, были простыми и надежными, имели грузоподъемность 2-3 тонны. Они стали настоящей рабочей лошадкой для СССР.
Конструкторы завода постоянно модернизировали модельный ряд, увеличивали грузоподъемность и добавляли новые технические решения. Уже к середине 1950-х годов МАЗ выпускал машины грузоподъемностью до 10 тонн с дизельными и бензиновыми двигателями.
Одна из легендарных моделей МАЗа — МАЗ-200 1950-х годов. Этот небольшой самосвал с открытой кабиной стал настоящим символом индустриализации СССР. Его часто можно увидеть на фотографиях и плакатах того времени.
В 1960-70-е годы МАЗ осваивает выпуск тяжелых грузовиков грузоподъемностью до 40 тонн, таких как МАЗ-500 и МАЗ-503. Это были настоящие гиганты на колесах, незаменимые для строительства крупных объектов.
И сегодня МАЗ остается одним из ключевых производителей большегрузных автомобилей на территории СНГ. За десятилетия работы минские конструкторы накопили колоссальный опыт создания надежных грузовиков для самых сложных задач.
Самые популярные модели МАЗ
За многие десятилетия работы Минский автозавод выпустил огромное количество разных моделей грузовиков. Каждая модель отличалась грузоподъемностью, компоновкой и особенностями применения.
Среди наиболее массовых и узнаваемых моделей МАЗа можно выделить:
— МАЗ-200 — легендарный самосвал 1950-60х годов грузоподъемностью 2-3 тонны. Небольшой, простой и очень надежный грузовичок.
— МАЗ-500 — тяжелый самосвал грузоподъемностью 27 тонн, выпускался с 1960 по 1983 год. Был незаменим в строительстве и горной промышленности.
— МАЗ-503 — еще более тяжелый самосвал везущий до 40 тонн груза. Выпускался с 1964 года и по сей день популярен в России и СНГ.
— МАЗ-5337 — современный тягач с шестиколесной формулой 6х4. Используется с полуприцепами грузоподъемностью до 120 тонн!
— МАЗ-6312 — мощный военный грузовик повышенной проходимости. Может перевозить до 5 тонн груза в самых сложных дорожных условиях.
— МАЗ-5432 — новейший среднетоннажный грузовик 2020х годов для коммерческих перевозок. Отличается экономичностью и комфортабельностью.
Конструкторы МАЗа продолжают разрабатывать и выпускать новые модели грузовиков, отвечающие самым современным требованиям частного бизнеса и госструктур.
Как устроен двигатель грузовика МАЗ
Грузовики МАЗ традиционно оснащались дизельными двигателями собственной разработки Минского моторного завода. Это надежные и неприхотливые силовые агрегаты, отлично зарекомендовавшие себя в эксплуатации.
К примеру, легендарный МАЗ-503 комплектовался мощным V-образным дизелем ЯМЗ-840 мощностью 300 л.с. Этот двухтактный дизель имел объем 40 литров и позволял разгонять грузовик с 40-тонным прицепом до 60 км/ч!
Более современный МАЗ-6312 оснащается дизелем ЯМЗ-53621 мощностью 330 л.с. Это четырехтактный двигатель объемом 11,15 литров с турбонаддувом. Он обеспечивает высокий крутящий момент и отличную динамику в самых тяжелых условиях.
Двигатели ЯМЗ работают в паре с механическими коробками передач МАЗ, имеющими от 5 до 8 передач. Такая схема обладает высокой ремонтопригодностью и неприхотливостью в эксплуатации.
В последние годы на некоторые модели МАЗ стали устанавливать импортные двигатели MAN, Cummins, Mercedes. Они отличаются большей топливной экономичностью, но уступают ЯМЗам в ремонтопригодности. Тем не менее сочетание наработок МАЗа и передовых западных силовых агрегатов — многообещающее направление развития.
Особенности управления МАЗом
Управление большегрузным МАЗом сильно отличается от вождения легкового автомобиля. Водителю приходится учитывать особенности тяжелого грузовика:
— Большую массу. МАЗ весит до 10-15 тонн без груза. Это сказывается на инерции в движении и торможении. Требуется плавное и планируемое вождение.
— Высокий центр тяжести из-за размещения груза в кузове. При прохождении поворотов возможен опрокидывающий момент. Нужно сбрасывать скорость и входить в виражи аккуратно.
— Увеличенные габариты и небольшой обзор с места водителя. Важно предвидеть ситуацию на дороге и держать дистанцию.
— Мощный двигатель с высоким крутящим моментом. Неопытный водитель может «забуксовать» на старте или пробуксовать колеса на поворотах.
— Длинную базу и «шарнирность» между кабиной и кузовом. При маневрировании задняя часть МАЗа описывает большую дугу.
— Специфические органы управления, приборы и агрегаты. Необходимо изучить особенности «своей» модели МАЗа.
Освоить вождение МАЗа может любой водитель, имеющий категорию С. Но для безопасной езды с грузом потребуется практика и знание техники управления большегрузами.
Кабина МАЗа — комфорт и безопасность
Кабина грузовика является рабочим местом водителя, поэтому конструкторы МАЗа уделяют ей большое внимание. Современные модели оснащаются комфортабельными и безопасными кабинами.
К примеру, в кабине МАЗ-6312 установлены два мягких сиденья с регулировками для водителя и пассажира. Обивка выполнена из влагоустойчивой ткани. Для улучшения обзора кабина имеет большую площадь остекления.
Рулевая колонка регулируется в двух плоскостях, что позволяет установить удобное для водителя положение. На панели размещены крупные циферблаты приборов и органы управления, доступные на ощупь.
Для обеспечения климат-контроля в кабине установлен автономный отопитель, который может работать независимо от двигателя. Также есть система вентиляции и кондиционер.
Каркас кабины выполнен способным выдержать значительные перегрузки в случае ДТП. Установлены ремни безопасности инерционного типа. Такая кабина надежно защищает водителя при любых ситуациях на дороге.
Грузоподъемность разных моделей МАЗ
Грузовики МАЗ выпускаются с разной грузоподъемностью — от 2-3 тонн у легких самосвалов, до 40-60 тонн у тяжелых седельных тягачей.
Вот примеры грузоподъемности популярных моделей:
— МАЗ-200 — 2,5 тонны
— МАЗ-503А — 27 тонн
— МАЗ-6312 — 8 тонн
— МАЗ-6425 — 25 тонн
— МАЗ-5432 — 11 тонн
— МАЗ-6551 — 38 тонн
— МАЗ-7501 — 22 тонны
— МАЗ-5337 с полуприцепом МАЗ-8385 — 69 тонн
Как видно, разброс весовой категории очень большой.
Легкие самосвалы МАЗ-200 использовались в сельском хозяйстве, а уже в 60-е годы появились настоящие гиганты — МАЗ-525 грузоподъемностью 65 тонн!
Сегодня самые тяжелые составы на базе МАЗ-5337 + МАЗ-8385 mогут возить до 120 тонн груза! Это целый железнодорожный состав весом 500 тонн разделенный на 5 автопоездов.
Таким образом МАЗ выпускает грузовики практически любой грузоподъемности для решения самых разных задач.
Расход топлива у МАЗов — важные нюансы
Большегрузные автомобили МАЗ не отличаются экономичностью, однако с появлением новых моделей расход топлива стал более приемлемым.
К примеру, легендарный МАЗ-503А с двигателем ЯМЗ-240 расходовал 45-50 литров дизтоплива на 100 км. А современный МАЗ-6312 потребляет 30-35 литров на 100 км.
На расход влияют такие факторы:
— Модель двигателя — более новые ЯМЗы и импортные Cummins, Мерседес более экономичны
— Наличие полного груза — порожний МАЗ расходует значительно меньше топлива
— Стиль вождения — спокойное вождение без резких ускорений экономит топливо
— Техническое состояние — отрегулированный двигатель, хорошее состояние КПП, правильное давление в шинах снижают расход
— Погодные условия — в холодное время года расход топлива увеличивается из-за повышенного сопротивления.
Таким образом, выбирая современную модель МАЗа, водя осторожно и следя за техническим состоянием, можно добиться вполне приемлемого расхода топлива для машины такого класса.
ТО и ремонт МАЗа — особенности
Грузовики МАЗ отличаются высокой ремонтопригодностью благодаря продуманной конструкции и унификации узлов. Однако есть особенности обслуживания и ремонта этих машин:
— Регулярное ТО очень важно для МАЗа — замена масел, фильтров, проверка узлов по графику продлевает жизнь двигателя и ходовой части.
— Запчасти и расходники к МАЗам доступны и недороги — многие узлы унифицированы между разными моделями.
— Двигатели ЯМЗ ремонтируются полностью с разборкой и заменой изношенных деталей, что обеспечивает большой пробег.
— МАЗы рассчитаны на ремонт силами обычных автосервисов — не требуется дорогое специальное оборудование.
— Многие узлы МАЗов просты в обслуживании — доступ к агрегатам хороший, не требуется разборка всей машины.
— Основные запчасти всегда есть на складах — распространенность МАЗов гарантирует наличие необходимых деталей.
Таким образом, МАЗы можно ремонтировать практически в любых условиях, что объясняет их долговечность и популярность по сей день.
МАЗы в армии и на производстве
Грузовики МАЗ широко используются не только в коммерческих перевозках, но и в армии, на производстве, в сельском хозяйстве.
Машины повышенной проходимости МАЗ-535, МАЗ-537, МАЗ-6312 незаменимы в войсках. Они могут доставлять личный состав, вооружение и припасы по пересеченной местности. МАЗы способны преодолевать водные преграды вплавь.
На предприятиях МАЗы работают на перевозке сырья, полуфабрикатов между цехами, доставке готовой продукции на склад. Их используют как бункеровщики, топливозаправщики, машины аварийно-ремонтных служб.
В сельском хозяйстве МАЗы перевозят зерно, сено, оборудование. Их применяют как тягачи для больших сельхозмашин.
МАЗы оснащают спецнадстройками — кранами, бетононасосами, цементовозами. Они становятся многофункциональными машинами.
Таким образом, МАЗы являются универсальным транспортом для самых разных отраслей экономики.
Легендарная надежность МАЗа
Одним из главных качеств грузовиков МАЗ является их высочайшая надежность, проверенная десятилетиями эксплуатации в самых сложных условиях.
В чем секрет надежности МАЗов:
— Высокое качество сборки на заводе, строгий контроль всех узлов.
— Удачная инженерная конструкция, унификация деталей между моделями.
— Использование проверенных временем агрегатов — двигатели ЯМЗ, коробки МАЗ.
— Запас прочности — МАЗ рассчитан на эксплуатацию с перегрузами.
— Ремонтопригодность — возможность ремонта силами обычных автосервисов.
— Широкая дилерская и сервисная сеть, доступность запчастей.
МАЗы 80-х годов до сих пор исправно служат по всей стране, проехав сотни тысяч километров. Это лучшее доказательство качества и надежности этих машин.
МАЗ в массовой культуре и искусстве
Грузовики МАЗ настолько распространены в странах СНГ, что часто появляются в произведениях массовой культуры и искусства.
Так, в фильмах и книгах МАЗы часто фигурируют как рабочие машины в сельском хозяйстве, на производстве, в армии. Их образ ассоциируется с трудом, простотой и надежностью.
В изобразительном искусстве МАЗы тоже становились объектами вдохновения. На картинах советских художников МАЗ-200 символизировал индустриализацию и подъем экономики.
МАЗ появляется в логотипах и фирменных стилях многих белорусских и российских компаний, связанных с грузоперевозками, дорожным строительством, сельским хозяйством.
Знаменитая эмблема МАЗа с надписью «Могучие крылья Минска» стала частью городского ландшафта белорусской столицы.
Таким образом, МАЗ как символ надежности и созидательного труда прочно вошел в массовую культуру стран СНГ.
МАЗы в автоспорте и ралли
Несмотря на внешнюю громоздкость, грузовики МАЗ иногда принимают участие в автоспортивных соревнованиях, демонстрируя отличные динамические качества.
В частности, мощные седельные тягачи МАЗ успешно выступают в ралли-рейдах, таких как «Шелковый путь». В составе гоночных автопоездов они преодолевают тысячи километров бездорожья.
МАЗы неоднократно участвовали в знаменитом Дакаре, доказывая надежность конструкции в экстремальных нагрузках ралли-марафона. Лучший результат — 5 место экипажа В.Жигунова на МАЗ-6425 в 1993 году.
Иногда на базе серийного МАЗа создают полноценный гоночный болид для ралли-рейдов. Такой автомобиль получает облегченный кузов, подготовленный мощный двигатель, усиленную трансмиссию.
Участие в ралли — отличная реклама для МАЗа и доказательство высоких конструкторских решений, заложенных в серийные грузовики.
Стоимость МАЗов — цена вопроса
Грузовики МАЗ относятся к категории коммерческого транспорта, поэтому их цена формируется исходя из решаемых задач.
Стоимость базовых моделей МАЗ составляет:
— МАЗ-4370 (5 тонн) — от 1,5 млн рублей
— МАЗ-5432 (10 тонн) — от 2 млн рублей
— МАЗ-6430 (16 тонн) — от 3 млн рублей
Цена варьируется в зависимости от модификации, двигателя, комплектации.
Большегрузные седельные тягачи и самосвалы стоят дороже:
— МАЗ-5551 (25 тонн) — от 4 млн рублей
— МАЗ-6501 (27 тонн) — от 5 млн рублей
Также сильно влияет стоимость надстройки или прицепа. Полуприцепы МАЗ могут стоить миллионы.
В целом МАЗы доступнее аналогов от западных производителей. А с учетом низких эксплуатационных расходов они окупают свою стоимость за 2-4 года работы.
Вторая жизнь МАЗов — идеи для воплощения
Из-за долговечности конструкции, многие МАЗы продолжают использоваться даже после списания с грузовой работы. Вот несколько идей для второй жизни этих машин:
— Переоборудование в мобильный дом или кемпер. Просторная кабина МАЗа позволяет создать комфортабельное жилое пространство.
— Использование как платформы для автолавки или передвижного магазина. МАЗ с кузовом-фургоном идеально подходит для таких целей.
— Превращение в автокафе. Кузов МАЗа можно переоборудовать под кухню и зал с посадочными местами.
— Создание мобильной мастерской или передвижного шоурума. МАЗ способен доставить все необходимое оборудование.
— Использование в качестве внедорожного автомобиля для активного отдыха и туризма.
— Превращение в ретро-автомобиль для участия в выставках и фестивалях.
Конечно, перед переоборудованием нужно убедиться, что ходовая МАЗа в хорошем состоянии. Но идей для второй жизни у этих машин множество!
Будущее МАЗа — что нас ждет впереди
Грузовики МАЗ выпускаются уже почти 80 лет. За это время многое изменилось в конструкции и дизайне этих машин. Но что ждет МАЗ в будущем?
В ближайшие годы МАЗ продолжит модернизацию модельного ряда. Появятся новые экономичные и экологичные двигатели, возможно гибридные или электрические силовые установки.
Кабины станут еще более комфортабельными и безопасными — с современными информационно-развлекательными системами, автопилотом и активной защитой от аварий.
МАЗ будет развивать «умные» системы для своих грузовиков — круиз-контроль, автоматическую загрузку полуприцепов, спутниковый мониторинг грузов.
Также МАЗ может расширить свое присутствие на мировом рынке коммерческого транспорта. Уже сейчас грузовики МАЗ работают в десятках стран дальнего зарубежья.
Так что у этого легендарного бренда еще много перспектив для развития и укрепления позиций на мировом рынке!