История легендарной «семерки»: как рождался ВАЗ-2107 с 1960-х до 2000-х
Легендарная «семерка» — ВАЗ-2107 — занимает особое место в истории советского и российского автопрома. Идея создания доступного «народного» автомобиля зародилась еще в 1960-х годах в СССР. Тогда руководство страны пришло к выводу, что необходим массовый выпуск недорогих и простых в эксплуатации машин для рядовых граждан. Так в 1966 году было принято решение о строительстве Волжского автомобильного завода, который должен был выпускать автомобили по лицензии итальянской компании Fiat. Первой моделью нового завода стала «копейка» — ВАЗ-2101, производство которой началось в 1970 году. Уже через год завод освоил выпуск модификации этой машины — ВАЗ-2102. Однако руководство страны требовало более современный и комфортабельный «народный» автомобиль.
Разработка модели ВАЗ-2107 началась в 1972 году — взяв за основу предыдущие модели «Жигулей», конструкторы постарались модернизировать машину и сделать ее более приспособленной к советским дорогам. Первые прототипы ВАЗ-2107 сошли с конвейера Волжского автозавода в 1976 году. После доработок и испытаний, в 1982 году началось серийное производство знаменитой «семерки». Автомобиль получил обтекаемый кузов, улучшенную подвеску, более мощный двигатель. Несмотря на то, что технически ВАЗ-2107 базировался на старых итальянских разработках ФИАТ, «семерка» стала по-настоящему «советским» автомобилем, идеально приспособленным к местным условиям.
ВАЗ-2107 пользовался колоссальной популярностью в СССР — за время производства с 1982 по 2012 год было выпущено более 7 миллионов этих автомобилей! «Семерка» ценилась за простоту в управлении, надежность, неприхотливость и относительную дешевизну. Массовое производство обеспечивало доступность ВАЗ-2107 практически для любого гражданина Советского Союза. За 30 лет выпуска ВАЗ-2107 претерпел множество изменений — модернизировалась подвеска, тормоза, рулевое управление, менялся дизайн салона и экстерьера. Но «семерка» всегда оставалась узнаваемой и легендарной. Даже в 1990-2000-е годы, несмотря на появление более современных иномарок, этот автомобиль продолжал пользоваться спросом благодаря своей доступной цене и простоте в обслуживании.
К сожалению, к 2000-м годам ВАЗ-2107 морально устарел и уже не мог конкурировать с более современными моделями. В 2012 году было принято решение о прекращении выпуска «классической» ВАЗ-2107. Однако на смену ей пришел новый автомобиль Lada Granta, который по сути является преемником легендарной «семерки». И сегодня ВАЗ-2107 высоко ценится коллекционерами и ностальгирующими по советским временам автолюбителями. Этот автомобиль навсегда вписал свое имя в историю советского автопрома, став по-настоящему «народной» машиной, олицетворением целой эпохи.
1966: начало проектирования будущего ВАЗ-2101
История легендарной «семерки» — ВАЗ-2107 — берет свое начало в середине 1960-х годов, когда в Советском Союзе было принято решение о создании собственного массового «народного» автомобиля. До этого в стране выпускались лишь дорогие импортные машины для партийной и технической элиты. Простым гражданам советская машина была не по карману.
В 1966 году было положено начало реализации грандиозного проекта — строительства Волжского автомобильного завода, который должен был выпускать недорогой автомобиль массового спроса. Для разработки новой модели была приобретена лицензия и техническая документация у итальянской компании Fiat. Уже в 1966 году началось проектирование будущего ВАЗ-2101, известного как «копейка». Этот автомобиль должен был стать первенцем нового завода.
Разработка «копейки» велась с учетом суровых российских условий — простая конструкция, надежность, неприхотливость, низкая стоимость в производстве и обслуживании. Несмотря на итальянские корни, ВАЗ-2101 изначально проектировался как настоящий «русский» автомобиль. В 1970 году эта модель сошла с конвейера ВАЗа и положила начало массовому автопрому в СССР. А ее «младший брат» — ВАЗ-2107 — унаследовал и развил все лучшие качества «копейки».
История «семерки» неразрывно связана с историей первого советского «народного» автомобиля ВАЗ-2101. Именно на базе этой модели в 1970-х годах началась разработка более современного и комфортабельного автомобиля ВАЗ-2107, который вошел в историю как легендарная «семерка».
1970: старт производства «копейки» ВАЗ-2101
Ключевым моментом в истории создания легендарной «семерки» стал 1970 год, когда на Волжском автомобильном заводе началось массовое производство первой отечественной модели — ВАЗ-2101, более известной как «копейка». Этот автомобиль стал результатом нескольких лет разработок и подготовки производства.
ВАЗ-2101 базировался на итальянских наработках ФИАТ, но был адаптирован к советским условиям эксплуатации. Простая и надежная конструкция, неприхотливый и экономичный двигатель, приспособленность к плохим дорогам — вот отличительные черты «копейки». Цена ВАЗ-2101 по советским меркам была вполне демократичной.
Выпуск первого отечественного «народного» автомобиля имел огромное значение для СССР. ВAZ-2101 открыл эру массовой автомобилизации в стране. Если до этого личный автомобиль был доступен лишь элите, то теперь он постепенно становился нормой для советских граждан.
Успех «копейки» ВАЗ-2101 предопределил появление ее «младшего брата» — модели ВАЗ-2107. Разработка «семерки» велась на базе «копейки», и она унаследовала все лучшие качества своего предшественника, став поистине «народным» автомобилем.
Таким образом, 1970 год и начало выпуска ВАЗ-2101 — это ключевая веха на пути создания легендарной «семерки», определившая ее характер и предназначение как простого, надежного и недорогого советского автомобиля.
1972: появление улучшенной модели ВАЗ-2103
После запуска в серийное производство в 1970 году первенца Волжского автозавода — «копейки» ВАЗ-2101, конструкторы продолжили работу по модернизации и улучшению этой модели. Результатом стал выход в 1972 году обновленного автомобиля ВАЗ-2103.
Новая модель получила ряд конструктивных изменений: усиленные подвески, улучшенную антикоррозийную защиту кузова, модернизированный салон. ВАЗ-2103 стал более комфортабельным и надежным автомобилем по сравнению с «копейкой».
Выпуск ВАЗ-2103 ознаменовал переход Волжского автозавода от единичных опытных образцов к полноценному серийному производству. Завод наращивал темпы и объемы производства, а конструкторы продолжали работу по модернизации и улучшению модельного ряда.
Появление ВАЗ-2103 стало важным шагом на пути к созданию более современной и комфортабельной модели ВАЗ-2107. «Тройка» позволила накопить опыт модернизации базовой модели ВАЗ-2101 и отработать технологии, которые затем использовались при разработке «семерки».
Таким образом, выход ВАЗ-2103 в 1972 году стал одной из важных вех на пути создания легендарного семейства «Жигулей» и их флагмана — ВАЗ-2107, унаследовавшего лучшие черты своих предшественников.
1976: премьера ВАЗ-2105 с новым двигателем
К середине 1970-х годов на Волжском автозаводе был накоплен достаточный опыт и производственные мощности для выпуска обновленных моделей. В 1976 году состоялась премьера очередной новинки — ВАЗ-2105.
Этот автомобиль получил ряд важных усовершенствований по сравнению с предыдущими моделями семейства «Жигули». Главным новшеством ВАЗ-2105 стала установка модернизированного двигателя рабочим объемом 1,3 литра вместо 1,2 литра у ВАЗ-2101/02/03. Новый мотор был экономичнее и мощнее.
Кроме того, ВАЗ-2105 оснастили улучшенной подвеской, более современным салоном, просторным багажником. Автомобиль стал более комфортабельным и динамичным по сравнению с предшественниками.
Выход ВАЗ-2105 знаменовал очередной этап эволюции «Жигулей». Завод продолжал накапливать опыт модернизации базовой модели, отрабатывал новые технические решения. Эти наработки в дальнейшем были использованы при создании ВАЗ-2107.
Таким образом, 1976 год и премьера ВАЗ-2105 стали еще одной важной вехой на пути к выпуску более совершенной модели ВАЗ-2107 «семерки», унаследовавшей лучшие наработки своих предшественников.
1982: дебют ВАЗ-2107 — флагмана семейства «семерок»
В 1982 году состоялся долгожданный дебют легендарной модели ВАЗ-2107, которая на долгие годы стала флагманом семейства «Жигулей». Разработка этого автомобиля велась с середины 1970-х годов.
ВАЗ-2107 базировался на предыдущих моделях Волжского автозавода, но конструкторы постарались максимально модернизировать его. Автомобиль получил обтекаемый кузов, улучшенные ходовые качества, более мощный и экономичный двигатель, современный интерьер.
«Семерка» сразу завоевала популярность как комфортабельный и вместе с тем недорогой семейный автомобиль. При этом ВАЗ-2107 сохранил фирменную надежность и неприхотливость «Жигулей».
Начало массового производства ВАЗ-2107 ознаменовало новый этап в развитии Волжского автозавода. Эта модель стала символом советского автопрома, а для миллионов семей — первым доступным автомобилем.
ВАЗ-2107 выпускался вплоть до 2012 года с постепенной модернизацией. За эти годы он навсегда вписал свое имя в историю советского и российского автопрома.
1984: модернизация ВАЗ-2107 — появление инжектора
Через пару лет после начала выпуска ВАЗ-2107 в 1982 году, конструкторы приступили к его модернизации и улучшению. В 1984 году появилась модификация ВАЗ-2107 с электронной системой впрыска топлива.
Появление инжекторного двигателя стало важным техническим новшеством для «семерки». Благодаря электронному впрыску топлива автомобиль стал более экономичным, динамичным, экологичным. Также улучшился запуск двигателя в холодное время года.
Кроме нового двигателя, инжекторная «семерка» получила ряд других усовершенствований — модернизированную подвеску, улучшенную антикоррозийную обработку кузова, обновленный салон. Машина стала еще более комфортабельной и пригодной для длительных поездок.
Выпуск инжекторной модификации ВАЗ-2107 показал стремление завода идти в ногу со временем и модернизировать свой флагманский автомобиль. В последующие годы «семерка» неоднократно улучшалась, сохраняя завоеванную популярность.
1990-е: расцвет модификаций ВАЗ-2107 при кризисе в стране
1990-е годы стали непростым периодом для России и ее автопрома. На фоне экономических и политических потрясений ВАЗ сумел не только сохранить, но и расширить производство своего флагмана — «семерки».
Несмотря на трудности, в 1990-х годах инженеры ВАЗа продолжали модернизировать ВАЗ-2107. Появилось множество новых модификаций с улучшенными ходовыми качествами, двигателями, комплектацией. Выпускались версии «люкс», «улучшенная», «экспорт» и другие.
В условиях дефицита импортных автомобилей в 1990-е годы, ВАЗ-2107 оставался фактически единственным доступным семейным автомобилем для россиян. За счет широкой линейки модификаций «семерка» удовлетворяла самые разные потребности — от простого бюджетного транспорта до относительно комфортабельной машины.
Несмотря на тяжелые времена, в 1990-е годы ВАЗ удержал лидерство на российском рынке благодаря легендарной «семерке». Миллионы семей по-прежнему покупали этот проверенный временем автомобиль.
Как же рождался легендарный «жигули» ВАЗ-2107, ставший одним из самых узнаваемых автомобилей Советского Союза?
Идея создания переднеприводного седана для массового производства возникла еще в середине 1960-х. Тогда на ВАЗе решили отойти от классической компоновки «все сзади» и начали разработку автомобиля «жигули» ВАЗ-2101 с передним приводом и поперечным расположением двигателя. Первый прототип был готов в 1966 году.
После доработок и испытаний, в 1970 году началось серийное производство «классических» жигулей ВАЗ-2101. Эти компактные и неприхотливые седаны сразу стали бестселлерами. Однако конструкторы завода на этом не остановились.
Уже в 1972 году появился рестайлинг первого поколения — модель ВАЗ-2103. А в 1974 году было налажено производство второго поколения жигулей — ВАЗ-2105. Этот автомобиль стал еще более комфортабельным и мощным.
Наконец, в 1977 году была запущена знаменитая «классика с классикой» — ВАЗ-2107 aka «семерка». Эта модель стала настоящим автомобилем мечты для миллионов советских граждан. ВАЗ-2107 отличался обтекаемым кузовом, увеличенным объемом багажника и многими другими улучшениями.
На протяжении 1980-х годов «семерка» подвергалась модернизации, получая все более мощные двигатели. Выпускались также «спортивные» модификации типа 2107-16V. А в 1990 году на смену классической «семерке» пришел обновленный ВАЗ-2107i.
В середине 1990-х годов в связи с экономическим кризисом объемы производства ВАЗ-2107 снизились. Тем не менее «семерка» продолжала выпускаться вплоть до 2001 года. За четверть века было произведено около 6 миллионов автомобилей ВАЗ-2107 — поистине легендарная машина!
После распада Советского Союза производство «семерки» существенно сократилось. Но в середине 1990-х годов ВАЗ решил освежить легендарную модель, чтобы продлить ее жизненный цикл. Так в 1997 году появился рестайлинг ВАЗ-2107.
Модернизированная «семерка» получила ряд внешних изменений. Была установлена новая решетка радиатора, изменен дизайн передних и задних фар, появились бампера увеличенных размеров и новые капот и крылья. В салоне также произошли улучшения — более современная приборная панель и обновленные сиденья.
Под капотом рестайлинговой «семерки» разместили форкамерный карбюраторный двигатель ВАЗ-21067 мощностью 75 л.с. Этот мотор отличался повышенной топливной экономичностью по сравнению с предшественниками. Коробка передач также стала немного лучше.
Обновленный ВАЗ-2107 выпускался в нескольких комплектациях: стандарт, люкс, универсал. Существовали также «спортивные» версии с индексом 2107-040 и 2107-050. Эти автомобили комплектовались форсированными моторами ВАЗ-21083 мощностью 90 л.с. и ВАЗ-21073 мощностью 125 л.с. соответственно.
Несмотря на все улучшения, продажи рестайлингового ВАЗ-2107 оставались невысокими на фоне более современных иномарок. Тем не менее «семерка» продолжала выпускаться вплоть до 2001 года. А ее обновленный дизайн 1997 года стал достойным завершением истории легендарного советского автомобиля.
Несмотря на рестайлинг 1997 года, продажи «семерки» продолжали снижаться в условиях растущей конкуренции более современных иномарок. ВAZ был вынужден свернуть производство легендарной модели.
Последний ВАЗ-2107 сошел с конвейера Тольяттинского автозавода в декабре 1998 года. Этот год и стал последним для выпуска «семерки» в России. За все время было выпущено около 6 миллионов автомобилей этой модели.
Правда, формально производство ВАЗ-2107 еще продолжалось до 2001 года на заводе АвтоVAZ в Украине. Но объемы были небольшими. Так завершилась эпоха легендарного советского автомобиля.
ВАЗ-2107 навсегда вписал свое имя в историю отечественного автопрома. За четверть века «семерка» стала по-настоящему культовой моделью, мечтой нескольких поколений советских людей. Ее обтекаемый дизайн, надежность и неприхотливость завоевали любовь миллионов.
Сегодня ВАЗ-2107 – раритетный автомобиль, вызывающий ностальгию по СССР. Но его образ навсегда останется символом целой эпохи в истории нашей страны и ее автопромышленности.
Легендарная «семерка» ВАЗ-2107, выпускавшаяся с 1976 по 2012 год, является одной из самых узнаваемых и популярных моделей в истории отечественного автопрома. История создания этого автомобиля, ставшего настоящим символом советского автопрома, берет свое начало еще в 1960-х годах. ВАЗ-2107 был разработан на базе модели ВАЗ-2101 «Жигули» и пришел на смену ВАЗ-2103 в 1976 году. Год выпуска первой машины ВАЗ-2107 в СССР — 1976. Эта модель стала первым советским автомобилем, который оснащался двигателем рабочим объемом 1,6 литра. Производство ВАЗ-2107 началось на заводе ВАЗ в Тольятти в сентябре 1976 года, а первые машины поступили в продажу уже в декабре того же года.
ВАЗ-2107 сразу же завоевал популярность благодаря своему современному дизайну, более мощному 75-сильному двигателю, надежной подвеске, просторному и комфортабельному салону. Модель стала преемницей «трехкомплектных» ВАЗ-2103 и выпускалась с кузовом типа седан. За все годы выпуска ВАЗ-2107 неоднократно модернизировался, получая более современные и экономичные двигатели, улучшенную отделку салона, новые варианты оформления экстерьера. Максимальная скорость базовой модели ВАЗ-2107 достигала 145 км/ч.
С 1986 года на конвейер была поставлена модификация ВАЗ-2107и «Спутник», оснащенная более экономичным карбюраторным двигателем. В 1991 году появился инжекторный ВАЗ-2107i, ставший первой отечественной моделью с системой впрыска топлива. В 1990-е годы на базе «семерки» выпускались такие модификации, как ВАЗ-21071, ВАЗ-21072, ВАЗ-21073, ВАЗ-21074 с различными типами кузова. Последняя модель ВАЗ-2107 сошла с конвейера Тольяттинского автозавода 16 июля 2012 года, знаменуя конец целой эпохи в истории советского и российского автопрома.
За все годы производства было выпущено более 6 миллионов автомобилей ВАЗ-2107 различных модификаций. Эта модель стала настоящим символом советского автомобилестроения и до сих пор остается одной из самых узнаваемых отечественных машин. Несмотря на прекращение серийного производства, ВАЗ-2107 и сегодня пользуется большим спросом на вторичном рынке благодаря простоте и неприхотливости в эксплуатации, невысокой стоимости запчастей, широким возможностям тюнинга и модернизации.
У многих автолюбителей «семерка» до сих пор ассоциируется с надежностью и неубиваемостью, а ее образ широко используется в популярной культуре. Легендарный ВАЗ-2107 навсегда вписал свое имя в историю отечественного автопрома, став по-настоящему культовой машиной для нескольких поколений жителей нашей страны.
После окончания массового производства в 2012 году, ВАЗ-2107 продолжил свою «жизнь» уже в качестве ретро-автомобиля и объекта коллекционирования для ценителей отечественной автомобильной классики. Несмотря на 36 лет выпуска, «семерка» до сих пор остается одной из самых узнаваемых и любимых моделей в истории советского и российского автопрома.
Многие владельцы продолжают поддерживать свои ВАЗ-2107 в рабочем состоянии, занимаясь реставрацией и тюнингом. Ретро-фестивали и слеты любителей старых автомобилей не обходятся без участия различных модификаций «семерок». Коллекционеры ищут сохранившиеся экземпляры 1970-80-х годов выпуска, восстанавливая их до оригинального состояния.
В крупных городах ВАЗ-2107 часто используется в ретро-такси и туристических обзорных экскурсиях. За рубежом отреставрированные «семерки» пользуются популярностью у ценителей советской автомобильной классики. ВАЗ-2107 прочно занял место культового автомобиля прошлого, символизируя целую эпоху в истории нашей страны.
Образ легендарной «семерки» активно используется в кино, музыке, рекламе, подчеркивая ностальгические настроения и ироничное отношение к советскому прошлому. ВАЗ-2107 не раз фигурировал в таких фильмах как «Бумер», «Автостопом по галактике», став частью массовой культуры.
Таким образом, даже спустя 10 лет после окончания выпуска, ВАЗ-2107 не теряет своей популярности, оставаясь культовым отечественным автомобилем. Он по-прежнему востребован коллекционерами, любителями тюнинга и просто ностальгирующими по советской эпохе автолюбителями. И вряд ли в ближайшие годы интерес к этой модели спадет.
В 2023 году исполняется 60 лет с момента начала производства легендарной «семерки» ВАЗ-2107. Этот юбилей заставляет вспомнить об истории создания этой модели и ее богатом наследии в отечественном автопроме.
Несмотря на то, что с 2012 года ВАЗ-2107 официально снят с конвейера, интерес к этой машине не ослабевает. Коллекционеры, ретро-энтузиасты и просто ностальгирующие автолюбители продолжают поддерживать «семерки» в рабочем состоянии, реставрировать и модернизировать их.
Возможно, на волне ретро-трендов и ностальгии по советской эпохе, к юбилею модели ВАЗ задумается о возобновлении производства ВАЗ-2107 в ретро-стиле, как дань уважения этой легенде отечественного автопрома. Даже ограниченная партия таких автомобилей в классическом дизайне 1976 года могла бы вызвать ажиотаж среди ценителей.
Конечно, технические характеристики пришлось бы адаптировать к современным требованиям. Двигатель, трансмиссия, ходовая часть, электроника — все это можно модернизировать без ущерба для ретро-стиля. Главное сохранить узнаваемый силуэт, интерьер и фирменное оформление экстерьера.
Знаменитая «семерка», обладающая поистине мифическим ореолом в глазах нескольких поколений наших сограждан, заслуживает такого возрождения. Это был бы отличный маркетинговый ход — возвращение легенды к юбилею. И для ностальгирующих автолюбителей появление официальной реинкарнации культовой модели стало бы настоящим праздником.
На протяжении 36 лет истории ВАЗ-2107, с 1976 по 2012 год, эта модель прошла путь от передовой новинки советского автопрома до культовой ретро-классики. За это время «семерка» стала по-настоящему легендарной машиной, олицетворяющей целую эпоху в истории нашей страны.
Разработанная на базе «Жигулей», но с более мощным двигателем и современным дизайном, ВАЗ-2107 с самого начала позиционировалась как «автомобиль для советской элиты». Действительно, по сравнению с предшественниками, она выглядела куда более престижно и солидно.
За годы выпуска ВАЗ постоянно модернизировал «семерку», оснащая ее новыми моторами, трансмиссией и интерьером. Так autoref>ВАЗ-2107 эволюционировал от довольно примитивного автомобиля 1970-х до вполне современной по меркам 2000-х машины.
Из всех модификаций наибольшую популярность завоевали ВАЗ-2107и «Спутник» 1986 года и инжекторная ВАЗ-2107i 1991 года. Именно они в глазах многих ассоциируются с «классической семеркой».
ВАЗ-2107 стал подлинным символом советской эпохи, отразив все ее плюсы и минусы. С одной стороны — доступность и универсальность, с другой — техническая отсталость и невысокое качество. Но именно эта противоречивость и сделала «семерку» по-настоящему культовой машиной.