Легко и просто: жесты регулировщика с пояснениями
Уже через пару лет после окончания автошколы большинство водителей напрочь забывают, что означает тот или иной жест регулировщика. Однако порой на оживленном перекрёстке с неработающим светофором его по-прежнему можно встретить, и вот тогда автолюбитель начинает испытывать настоящие угрызения совести из-за того, что вовремя не освежил в памяти всего несколько простых жестов, при помощи которых регулировщик разрешает участникам движения выполнить те или иные действия.
Стандартные сигналы регулировщика и нестандартные с пояснениями
П. 7 ПДД чётко регламентирует положения самого регулировщика и его рук, а также действия водителей при подаче им соответствующего сигнала. Однако те же ПДД предусматривают подачу и «других» команд, которые можно рассматривать как нестандартные. Происходит это как раз потому, что большинство автолюбителей просто не могут сориентироваться в относящихся к ним жестах, в результате чего сотрудники ГАИ переходят на нестандартные команды, понятные всем, вроде «ты — сюда», «он — туда». Их значение каждый водитель трактует по обстоятельствам.
Тем не менее, нужно точно различать стандартные и нестандартные команды, для чего просто необходимо безошибочно и быстро понимать смысл стандартных жестов регулировщика, которые ниже и будут нами рассмотрены.
Регулировщик поднял правую руку вверх
Это, наверное, самый простой и всем понятный жест — «Всем — стоп». По смыслу он аналогичен включению жёлтого сигнала светофора после зелёного на перекрёстке. И точно также, если ваш автомобиль уже начал движение и находится на пересечении проезжей части, то передвижение необходимо будет продолжить, т. е. несмотря на запрещающий сигнал перекрёсток необходимо будет пересечь.
Видеоурок о сигналах регулировщика
www.youtube.com/watch?v=O50EhCqotPg
Также действие данного сигнала согласно ПДД не распространяется на те ТС, которые для остановки перед линией пересечения проезжих частей должны будут применить экстренное торможение. Правда, это отнюдь не означает, что, увидев регулировщика с поднятой вверх рукой, вы должны разгоняться — так вы сможете спровоцировать серьёзное ДТП.
Часто вместе с поднятием руки сотрудник ГАИ подает и звуковой сигнал свистком. Сам по себе последний ничего не означает и служит лишь для привлечения внимания участников дорожного движения.
Регулировщик стоит к вам лицом, руки опущены либо разведены в стороны
Это ещё один стандартный сигнал, который запрещает движение потока транспорта вашего и встречного направлений. Запомнить значение этого жеста чрезвычайно просто — разведенные в стороны руки указывают направления, в которых движение разрешено. Если руки у сотрудника ГИБДД находятся в положении «по швам», то вы можете сами мысленно развести их — поучится «крест» — недвусмысленный намёк на то, что движение вам в данном направлении запрещено.
Тот же запрет пересечения «креста» действует и относительно водителей, ТС которых находятся на пересекаемой вами проезжей части. То есть поворот разрешен им только направо, так как налево путь им также преграждает вытянутая рука регулировщика.
Регулировщик лицом обращен к вам, правая рука с жезлом также вытянута по направлению к вам
Здесь у водителя в вашем лице вариантов совсем мало, а точнее только один — ехать направо. Даже визуально в картинках такой жест, если бы левая рука сотрудника ППС была поднята параллельно дороге, как бы предоставляет в ваше распоряжение лишь небольшой клочок дороги, по которому вы можете свернуть исключительно вправо, чтобы не пересечь направления, заданные руками регулировщика.
Но зато если сотрудник ГАИ в той же позе обращен к вам левым боком и, соответственно, правая рука (дальняя от вас) вытянута, то эта команда уже эквивалентна зелёному сигналу светофора и разрешает вам движение в любом направлении, в т. ч. налево и разворот. Главное, не перепутайте этот жест с полным запретом на движение, когда регулировщик обращен к вам правым боком и получается, что вперёд вытянута ближняя к вам рука, не указывающая направление, а напротив, запрещающая движение в любую из сторон.
Уступать ли трамваю?
www.youtube.com/watch?v=-EtfGdSgRYY
На этот вопрос будет легко и просто ответить, если запомнить один очень простой принцип — движение трамваев осуществляется «из рукава в рукав» регулировщика. Так, чтобы вы на своём колесном транспорте могли, например, завернуть направо, вам достаточно будет дождаться, пока сотрудник ДПС повернется к вам лицом и поднимет в вашу сторону правую руку на 90 градусов.
Однако для трамвая данный жест будет означать запрет движения, а поехать направо он сможет лишь тогда, когда регулировщик дополнительно своей левой рукой укажет направление движения, т. е. трамвай поедет, как мы уже сказали, «из рукава в рукав».
И последнее, о чем нужно помнить обязательно. Увидев на перекрёстке сотрудника ГАИ с жезлом в руках, примите во внимание, что жесты регулировщика имеют высший приоритет по сравнению с сигналами светофора (если он работает) и знаками приоритета. С последними, как правило, указания регулировщика конфликтуют всегда, а вот с дорожной разметкой — нет. Поэтому всегда при планировании любого маневра учитывайте полосность дороги — за несоблюдение этих правил КоАП сегодня предусматривает довольно крупные административные штрафы.