Для трансмиссии тоже можно применить тюнинг
Тюнинг трансмиссии — это важнейший способ доработки автомобиля, поскольку коробка переключения передач служит передатчиком крутящего момента от силового агрегата к ведущей оси машины. Иначе говоря, КПП является главным узлом, реализующим динамический потенциал мотора. Лишь грамотно подобранные передаточные числа коробки перемены передач могут позволить машине быть достаточно приемистой даже с относительно слабой силовой установкой. Передаточные числа трансмиссии должны подбираться с учётом мощности двигателя, его крутящего момента и размера колёс.
Прибегая к тюнингу коробки передач, необходимо знать нюансы этого вида доработки авто. Как же узнать, на что способна трансмиссия автомобиля? Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать основной параметр КПП – проходной момент. Если он немногим больше, меньше или одинаков с крутящим моментом двигателя, то опасаться нечего, хотя небольшое превышение данного параметра не лучшим образом сказывается на ресурсе этого узла. Если разница моментов доходит до полутора раз, то шестерни утратят запас прочности, и ресурс работы трансмиссии резко сократится. А вот если крутящий момент силового агрегата больше проходного момента коробки передач в полтора и более раз, то следует сделать тюнинг КПП или просто поменять её. Не сделав этого, трансмиссию можно испортить.
От теории к практике
Чтобы авто динамичнее разгонялось, КПП должна позволять двигателю работать ближе к красной зоне шкалы тахометра как можно дольше. Для этого нужно лишь добиться того, чтобы передаточные числа каждой передачи были ближе друг к другу. Такой тюнинг трансмиссии даст возможность оборотам мотора падать незначительно в моменты переключения вверх. Сближенные передачи трансмиссии помогут и при переключении на пониженную скорость: даже следуя на приличной скорости, при необходимости, можно смело переключиться «вниз» и ускорить разгон, не раскручивая при этом двигатель до красной зоны тахометра.
Конструкторы серийных машин обо всём этом знают, но стоковые КПП зачастую имеют «растянутые» передачи. Инженеры подбирают так ряды трансмиссии неслучайно, ведь обычный автомобиль должен удовлетворять массе других требований, кроме как эффектно «выстреливать» с места до заветной «сотни». Во-первых, такое авто должно уметь уверенно достигать максимальной скорости, заявленной производителем. Для этого высшая передача должна быть довольно «растянутой» и с малым передаточным отношением. Во-вторых, машина также должна не менее уверенно трогаться, стоя на подъёме, а тут необходимы уже «короткие» низшие передачи.
Как же быть? Выход есть: тюнинг КПП, при котором под стандартный корпус трансмиссии изготавливаются новые валы и шестерни. Эта работа очень нелёгкая и дорогая. Однако, для владельцев машин нашего автопрома имеется приятное обстоятельство: в России накоплен немалый опыт таких переделок. Здесь на помощь автолюбителям пришёл автоспорт, подаривший любителям тюнинга, кроме всего прочего, большое количество различных рядов и главных пар трансмиссии. Всё это, в основном, разрабатывалось для машин ВАЗ с передним приводом.
Несмотря на некоторые различия, тюнинг коробки передач основывается на одной концепции: низшие передачи делаются более «растянутыми», а высшие более «короткими» и сближенными. Такое выстраивание передаточных чисел делает процесс трогания с места более вялым, зато последующее ускорение будет ощутимо вжимать экипаж автомобиля в спинки сидений.
Устанавливая в трансмиссию автомобиля иную «начинку», не стоит забывать, что не каждый ряд в состоянии нормально сопрягаться со стоковой главной парой. Хотя, здесь есть, где разгуляться. В серийный картер КПП устанавливаются тюнинговые пары с такими передаточными числами:
- 4,33
- 4,5
- 4,7
- 5,0
- 5,125
Также можно установить короткую кулису, призванную изменять передаточное отношение в приводе переключения. Такое решение стоит недорого и позволит работать с трансмиссией намного проще.
Есть варианты ещё более экзотические, чем просто замена ряда в коробке передач. За немалые деньги желающим могут собрать настоящую гоночную кулачковую КПП о шести передачах. Такая трансмиссия позволяет водителю выбирать скорости, не выжимая сцепление, что существенно снижает время разгона. Однако, чтобы ездить с кулачковой КП, необходимо уметь с ней обращаться. Кроме того, это довольно шумный агрегат. Также бывают и такие коробки передач, не требующие гоночной спецподготовки, но на отечественные авто их не устанавливают. Устройство кулачковой трансмиссии схоже с традиционной, только в ней вместо косозубых шестерен стоят прямозубые, а вместо зубчатых стоят кулачковые муфты. «Кулачки» призваны обеспечивать высокую скорость выбора передач, но ударные нагрузки быстро приводят их в негодность.
Не забываем о сцеплении
Делая тюнинг трансмиссии своего авто, нельзя также забывать о таком важном элементе, как сцепление. Это связующее звено между двигателем и коробкой передач. Существуют такие виды тюнинга сцепления:
- замена маховика на облегчённый. Такая операция даёт заметный результат при резком наборе скорости. Однако, у этого есть и обратная сторона – нередко бывает, что холостые обороты становятся неустойчивыми.
- установка керамического сцепления. Такая процедура приводит к сцеплению с двигателем без пробуксовок.
- одновременная установка облегчённого маховика и керамического сцепления приведёт к долгой, эффективной и стабильной работе сцепления.
Так же, сцепление выполняет роль демпфера, смягчая рывки при выборе передач, резком наборе скорости и при торможении двигателем.
Пробуксовкам и заносам – нет
Тюнинг трансмиссии подразумевает и выбор дифференциала. Большинство простых авто отлично обходятся простыми коническими дифференциалами, но на машинах с более чем 120-сильными силовыми агрегатами реализовывать мощь мотора через 2 ведущих колеса не так просто. Таким образом, появился самоблокирующийся межколёсный дифференциал. От конического он отличается тем, что вращает оба колеса, даже тогда, когда одно колесо буксует. Это решение пришло из спорта, где и двигатели мощнее обычных, и сцепление шин с дорожным покрытием хуже.
Наиболее распространён червячный механизм блокировки, типа Quife. Принцип работы его напоминает действие простого дифференциала, однако, сателлиты тут цилиндрической, а не конической формы и имеют спиралевидные зубья. Если колёса вращаются с различной частотой, то образующиеся на зубьях сателлитов силы прижимают их торцами к корпусу дифференциала, мешая им провернуться, что и даёт меньшую пробуксовку колёс. Такое устройство обеспечивает заметное повышение тягового потенциала машины.
Так же, блокировка дифференциала в трансмиссии автомобиля влияет на качество управляемости машины. При входе переднеприводного авто в поворот, обычный конический дифференциал, срывая внутреннее, разгруженное колесо, предотвращает от срыва внешнее, которое занимается поворотом машины. С блокировкой всё иначе: срыв происходит поздне, но резче и одновременно на двух колёсах. При этом машина стремится ехать прямо, поскольку управляющие силы сорванных колёс стремятся к нулю. Этот режим движения имеет определение сноса передней оси. А как быть при сносе задней оси? Помощь блокировки в такой ситуации трудно переоценить. Если водитель правильно «словит» авто, повернув руль в сторону заноса, и добавит газу, то машина, имеющая такой дифференциал, выезжает из заноса гораздо охотнее.
В этом материале мы не дали каких-то инструкций по тюнингу КПП, но указали на основные моменты, которые надо знать каждому, кто желает прибегнуть к доработке узлов и агрегатов своего авто. Этот сайт посвящён автолюбителям, поэтому, если вам есть, что добавить к написанному, поделитесь своим опытом в комментарии к статье.
Обучающее видео о роли и устройстве трансмиссии