Полезные советы для автолюбителей

Как проверить лямбда зонд мультиметром или тестером

Лямбда зондом называется датчик содержания кислорода в выхлопных газах автомобиля. Прибор входит в систему автоматического регулирования концентрации газовоздушной смеси, подаваемой в камеры сгорания мотора. Он устанавливается непосредственно на выходе коллектора двигателя, перед катализатором или на катализаторе. Полное сгорание топлива в цилиндре обеспечивает повышение КПД двигателя, его экономичность и уменьшение вредных выбросов в атмосферу.

Лямбда зонд

Датчик содержания кислорода в выхлопных газах автомобиля называется лямбда зондом

Установлено, что полное сгорание топлива в камере ДВС происходит при достижении оптимального соотношения количества топлива к количеству воздуха 1:14,7. В теории двигателей для оценки состава газовоздушной горючей смеси введено понятие коэффициента избытка воздуха, определяемое как отношение подаваемого количества воздуха в цилиндры к количеству воздуха в оптимальном составе смеси, который обозначается греческой буквой «лямбда». Если λ=1, то смесь считается обеднённой.

В связи с ужесточением экологических требований все современные ДВС производятся с системой автоматического электронного регулирования подачи топлива на основе микрочипа, который не только управляет форсунками, но и осуществляет элементарный контроль исправности зонда по значению напряжения на его выходе. Если напряжение падает ниже рабочих значений, то контроллер сигнализирует о неисправности, зажигая табло «СЕ» (Check Engine).

Проверка работоспособности лямбда зонда является необходимым условием в поиске причин повышенного расхода топлива при работе двигателя. Она должна производиться с применением измерительных приборов — тестером или осциллографом.

Видеоролик о том, как работает лямбда зонд

Особенности работы и устройства лямбда зонда

Конструкция зонда напоминает устройство свечи зажигания и состоит из железного корпуса с гранями и резьбой для вкручивания в корпус коллектора выхлопной системы. Уплотнительное кольцо поверх резьбы обеспечивает герметичность крепления. В корпусе установлен чувствительный керамический полый наконечник из диоксида циркония с платиновым напылением на внутренней и внешней поверхности.

Внешняя поверхность наконечника, защищённая от механических повреждений экраном с отверстиями, помещается в поток отработанных газов, а на внутреннюю поверхность попадает атмосферный воздух. При достижении рабочей температуры наконечника 300-3500С из-за разности окислительных реакций между поверхностями возникает разность потенциалов, которая выводится наружу с помощью токосъёмника.

Керамический изолятор и уплотнительная манжета обеспечивают надёжное крепление соединительных проводов и удерживают накальную спираль в полости наконечника. Спираль, предназначенная для быстрого подогрева наконечника до рабочей температуры, присутствует не во всех типах зондов.

Осциллограф

Осциллограф нужен для проверки работоспособности лямбда зонда

Поэтому существуют одно-, двух-, трёх- и четырёхпроводные зонды в зависимости от наличия подогревателя, схемы подачи питания на него и съёма сигнального напряжения. Современные модели авто практически все оснащаются зондами с подогревом. Одно и двухпроводные типы зондов встречаются на старых выпусках Гольф 3 или Пассат Б3.

Как проверить лямбда зонд мультиметром

В инструкциях по эксплуатации всех марок автомобилей проверка лямбда зонда в основном ограничивается измерением значений напряжения, выдаваемых им в различных режимах работы двигателя, с помощью цифрового или стрелочного мультиметра.

Техническую исправность зонда следует проверять в следующих случаях:

  • повышенный расход топлива;
  • появление самопроизвольных рывков автомобиля в движении;
  • нестабильной работе мотора;
  • увеличение норм по токсичности выхлопа;
  • после 5-10 тыс. км пробега.

Принцип и порядок проверки зонда на всех моделях авто одинаков, может отличаться в зависимости от типа применяемых зондов их расположением и значением рабочих напряжений. Так, на автомобилях марки ВАЗ 2114 или более ранних моделей 2110 трёхпроводные лямбда зонды могут располагаться в разных местах выхлопной системы.

Рассмотрим порядок проверки на типичном примере зонда фирмы BOSH, применяемого на автомобилях марки Ауди 80 или Ауди 100.

Обычно причиной отказа лямбда зонда является неисправность цепи накала или снижение чувствительности наконечника. Целостность накальной спирали и проводов можно «прозвонить» омметром, подключая концы прибора к зажимам двух белых проводов зонда — контакты 3-4 разъёма (в некоторых типах — белый и коричневый провод), которые должны быть предварительно отсоединены от колодки. Сопротивление спирали должно быть менее 5 Ом.

Чувствительность наконечника может быть ухудшена из-за чрезмерного покрытия её рабочей поверхности сажей, серым нагаром или свинцовым налётом, что определяется визуальным осмотром. При наличии таких дефектов зонд подлежит замене. Для проверки термоэлектрических параметров зонда следует подключить концы стрелочного или цифрового вольтметра к контактам 1-2 разъёма или зажимам чёрного и серого проводов лямбда зонда. Проверку нужно проводить при работающем и прогретом двигателе.

Вольтметр

Качественно оценить работоспособность кислородного лямбда зонда можно вольтметром

Установить обороты двигателя 3000 и проверить показания вольтметра на пределе 2В. Прибор должен показывать напряжение около 0,55В. Нажимая и опуская педаль газа, резко увеличивать и уменьшать обороты двигателя. При этом показания прибора должны соответственно увеличиться до 0,8-1В или уменьшаться до 0,4В и ниже. Динамические изменения показаний прибора в указанных пределах говорят о нормальном состоянии зонда. Отсутствие колебаний или более вялые колебания стрелки прибора в меньших пределах говорят о необходимости замены зонда.

Таким образом, вольтметром можно качественно оценить работоспособность кислородного лямбда зонда. Более точная характеристика чувствительности датчика определяется с помощью осциллографа.

  • Новости
  • Практикум
В новом календаре Pirelli снимется профессор МГУ
Читать далее...
Заводы Toyota снова встали
Читать далее...
Видео дня: электромобиль набирает 100 км/ч за 1,5 секунды
Читать далее...
ГИБДД опубликовала новые экзаменационные билеты
Читать далее...
В Петербурге угнали автомобиль без двигателя и крыши
Читать далее...
Московский каршеринг оказался в центре скандала
Читать далее...
Внедорожник GMC превратили в спорткар
Читать далее...
У Ford Transit на двери не оказалось важной заглушки
Читать далее...
Фото дня: гигантская утка против водителей
Читать далее...
Владельцы Mercedes забудут, что такое проблемы с парковкой
Читать далее...
КАК выбрать марку автомобиля, какую марку автомобиля выбрать.
0 Читать далее...
Какая машина является самым дорогим джипом в мире
0 Читать далее...
Рейтинг ТОП-5: самая дорогая машина в мире
0 Читать далее...
КАК обменять свои автомобиль на новый, как обменять машину.
0 Читать далее...
Какие машины самые безопасные
0 Читать далее...
Какие цвета машин пользуются наибольшей популярностью
0 Читать далее...
Самых дорогостоящие машины в мире
0 Читать далее...
Какой автомобиль выбрать семьянину
0 Читать далее...
КАКОЙ автомобиль купить новичку, какой покупать автомобиль.
0 Читать далее...
Надёжность машин по рейтингу
0 Читать далее...
  • Обсуждение
  • Вконтакте