Полезные советы для автолюбителей
БЕСПЛАТНО ответим на Ваши вопросы
По лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (499) 938-51-97
С-Петербург и ЛО +7 (812) 467-32-86
Бесплатный звонок по России 8-800-350-23-69 доб.418

Тормозные колодки: почему скрипят тормоза и как от этого избавиться

Наверное, самым распространенным сбоем работы тормозной системы автомобиля следует назвать скрип тормозных колодок. Появление его возможно как после установки на автомобиль новых колодок, так и непосредственно в процессе эксплуатации старых.

Почему скрипят тормозные колодки

Тормоза начинают скрипеть после установки на автомобиль новых колодок или непосредственно в процессе эксплуатации старых

В одних случаях это четкий сигнал о том, что нормальный процесс работы тормозного дисков и колодок нарушен и следует провести полноценную диагностику с последующими работами по устранению неполадок.

В других случаях скрип колодок не имеет отношения к некорректной работе узлов тормозного механизма, либо к деформации отдельных его частей. В этом случае он скорее является стрессовым фактором для хозяина транспортного средства, ведь постоянное наличие сторонних резких звуков не лучшим образом отражается на эмоциональном состоянии водителя и пассажиров.

Во всех случаях актуален вопрос, почему скрипят тормоза, чем вызваны эти неприятные звуки?

Скрипы, причина которых кроется в дефектах материала, формы колодок и т.п.

Конструкция любой тормозной колодки подразумевает наличие основания. Оно являет собой пластину из металла, на которой закреплена фрикционная часть. Требования к конструкции основания весьма просты, она представляет собой фрагмент листового металла толщиной около 5 мм толщиной, вскрытый слоем антикоррозионного средства. На основание наносится маркировка с наименованием производителя, модели и т.п.

Каждая модель автомобиля использует колодки с основанием строго индивидуальной формы, с определенными габаритами и выемками. Этот фактор имеет основополагающее значение для работы установленных колодок без зажимания и перекашивания. Не является редкостью подключение к основанию колодки контактного провода, который коммутируется с датчиком износа тормозных колодок.

По мере износа колодки ее толщина уменьшается, соответственно снижается электрическое сопротивление фрикционного слоя и вспыхивает лампа индикации замены тормозных колодок.

Тормозные колодки

Каждая модель автомобиля использует колодки с основанием строго индивидуальной формы, с определенными габаритами и выемками

Конструкция фрикционной части колодки, при помощи которой, собственно, и происходит зажатие тормозного диска (барабана) значительно сложнее. В ней, кроме качества изготовления самой детали, необходимо строго соблюдать пропорции в составе.

Каждая из компаний, выпускающих тормозные колодки, делает свой собственный уникальный состав, однако многие компоненты слишком общеизвестны, чтобы их скрывать.

В России и по нынешний день заводы-производители активно используют в производстве асбест (хризотил-асбест), который в европейских странах уже давно признан не соответствующим экологическим нормам и вредным для здоровья.

Однако у нас на это просто не обращают внимание, заявляют, что он безвреден, но это уже тема для другой статьи. Западные автопроизводители вместо асбеста используют минеральные волокна, арамид, целлюлозу и даже определенные виды пластмасс!

В состав фрикционной части так же зачастую добавляют металлы, как правило, это стружки (или нити) мягких или легкосплавных металлов (медь, свинец, латунь, сурьма и т.п.). Процентное содержание металлов в материале тормозной колодки представляет собой компромисс между «живучестью» самой колодки и скоростью изнашивания тормозного диска.

Кроме того, металл в колодке играет роль своеобразного теплообменника, отводя лишнее тепло. Без добавления в структуру сплава металла при частых торможениях неотвратим был бы перегрев колодок, что очень резко уменьшило бы срок их эксплуатации.

Тормозной диск тормозные колодки

Каждая из компаний, выпускающих тормозные колодки, делает свой собственный уникальный состав

Если же в составе колодки металла слишком много, при частом соприкосновении металлических фрагментов с диском, последний значительно быстрее приходит в негодность. Исходя из этого, можно сделать вывод, что, зачастую, скрип колодок является следствием повышенного содержания в колодке металлических составляющих.

Однако, в то же время, выпускаются керамические колодки (одни из наиболее дорогих на рынке), которые значительно прочнее и тверже металлических. Резцами из такого керамического материала даже обрабатывают металлические изделия! Однако, выполненные из столь прочного материала, тормозные колодки не скрипят.

По своему существу, скрип колодок есть проявление резонанса в определенном материале конкретной формы при определенных условиях эксплуатации (влияние оказывают прижимная сила, температура окружающей среды, влажность, частота вращения и др.). Каждые, даже не скрипящие, колодки и диски имеют свою частоту резонанса, однако она не доступна для восприятия человеческим ухом, либо просто не достигается при нормальных условиях эксплуатации.

Смазка тормозных колодок

Смазка может изменить коэффициент трения между колодкой и диском, что негативно скажется на выполнении тормозной системой своих прямых обязанностей

Чаще всего возникновение резонансной частоты наблюдается, когда твердости материалов, из которых выполнены колодки и диск, примерно равны. Когда взаимоотношение твердостей значительно отличается, частота резонанса перемещается из нижней области звукового диапазона.

Резюмируя, отметим, что практически в 100% случаев скрип тормозных колодок вызван износом фрикционной части, из-за которого металлическая часть колодки при торможении касается диска.

Как избавится от скрипа тормозных колодок?

Предыдущая часть статьи приводит к логичному умозаключению: чтобы скрип прекратился, следует каким-то образом изменить резонансную частоту установленного тормозного механизма. Достигнуть этого можно с помощью следующих действий:

  • Скорректировать форму (сточить часть колодки либо диска). Этот вариант не слишком хорош, да и не дает 100% результата без проведения достаточно сложных расчетов. Остается только надежда на то, что в процессе эксплуатации колодки «притрутся», т.е. измениться толщина их фрикционной части.

Однако, хотя уменьшение высоты колодки и вызовет снижение резонансной частоты, уменьшение массы колодки произведет обратный эффект. Взаимозависимость здесь слишком сложна, и выяснить ее можно только опытным путем.

Исключение составляет тот случай, когда наблюдаются явные изменения формы тормозного диска (барабана) от использования старых колодок. В такой ситуации следует либо выполнить проточку диска (барабана), либо эксплуатировать в нормальных условиях скрипящие колодки до тех пор, пока они не примут форму диска.

  • При покупке тормозных колодок следует отдавать предпочтение деталям с поперечным прорезом на фрикционной части. Такая конструкция фрикционной части снижает массу колодки и повышает частоту резонанса каждой из получившихся «половинок», что также уменьшает риск скрипа.
  • Установка пластин или пружин для получения «противоскрипного» эффекта. Эти конструкционные элементы занимают пространство между основанием колодки и поршнем, снижают степень ее свободы, что сокращает вероятность возникновения резонанса и детонации.

Применение различных вариантов смазки, начиная литолом и заканчивая графитовой. Этот шаг, конечно, поможет, поскольку смазка на некоторое время станет прослойкой между элементами, вызывающими резонанс. Однако смазка изменит коэффициент трения между колодкой и диском, что негативно скажется на выполнении тормозной системой своих прямых обязанностей.

Некоторые специализированные смазки обладают свойством не изменять коэффициент трения, однако они быстро стираются, и скрипы в тормозной системе возвращаются.

Общие моменты по борьбе со скрипом: видеоинструкция

Какую же стоит принять кардинальную меру для того, чтобы избавится от надоевшего скрипа всерьез и надолго, когда все перечисленные методы не дали результата? Что делать, если скрипят новые задние тормозные колодки?

Естественно, что свежеустановленные тормозные колодки однозначно будут издавать скрипы в первые дни эксплуатации, этот фактор никак не зависит от производителя. В этом случае требуется на некоторое время просто запастись терпением, пока колодки притрутся к тормозным дискам.

Акцентируем внимание на том факте, что даже приобретение дорогих колодок от ведущих брендов-производителей может не устранить существующие скрипы. Следует приобретать такие колодки, степень мягкости металла которых будет ниже аналогичного показателя у тормозных дисков. Скорее всего, у новых «скрипучих» колодок просто завышена твердость, которая больше либо равна твердости тормозного диска.

Самым действенным методом будет замена старых тормозных колодок на новые. Пусть многие сочтут этот шаг непрактичным, однако именно он с наибольшей степенью вероятности принесет ожидаемый результат. Тем более, что если старые колодки еще в нормальном состоянии, их можно попытаться реализовать с помощью интернет-аукциона и вернуть часть затраченных на новые средств.

Для понимания, почему скрипят тормозные колодки при движении, и когда требуется заменить старые колодки на новые, следует заглянуть в инструкцию производителя колодок. Там четко прописано, что замена колодок выполняется в том случае, когда толщина фрикционной накладки составляет, например, 4-5 мм.

Замена тормозных колодок

Замена колодок выполняется, когда толщина фрикционной накладки составляет 4-5 мм

Для тормозной системы понятия периодичности замены комплектующих по пробегу либо времени службы не существует. Необходимость замены определяется на основании сигнала датчика износа, либо исходя из обозначенной в паспорте минимальной толщины накладки.

Если ничего из вышеперечисленного не помогает, то можно попробовать заменить колодки вместе с тормозными дисками. Важно помнить, что колодки — деталь парная, соответственно меняются обе колодки на одной оси. Заменив всего одну колодку, можно столкнутся с тяжелыми последствиями, вплоть до возникновения аварийной ситуации.

БЕСПЛАТНО ответим на Ваши вопросы
По лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (499) 938-51-97
С-Петербург и ЛО +7 (812) 467-32-86
Бесплатный звонок по России 8-800-350-23-69 доб.418
  • Новости
  • Практикум
Финал Volkswagen Polo Cup — шансы есть у пятерых
Читать далее...
В центре Москвы появится новая выделенная полоса
Читать далее...
Новый бортовой КамАЗ: с автоматом и подъемной осью (фото)
Читать далее...
Инвалидам войны дадут денег на покупку машины
Читать далее...
Возле ЦКАД могут запретить строить жилье и торговые центры
Читать далее...
В России резко сократились объемы строительства дорог
Читать далее...
Заводы Toyota снова встали
Читать далее...
Пробег Магадан-Лиссабон: есть мировой рекорд
Читать далее...
Новый Jeep замечен в Бразилии
Читать далее...
В Германии улитки стали причиной аварии
Читать далее...
Лучшие подарки автовладельцу
0 Читать далее...
Самые угоняемые автомобили Москвы в2018-2019году
0 Читать далее...
Рейтинг надежных машин 2018-2019 года
0 Читать далее...
ВЫБИРАЕМ автомобиль: "европеец" или "японец", Покупка и продажа.
0 Читать далее...
Какие машины угоняют в Москве чаще всего?
0 Читать далее...
Какие машины в 2018-2019 году чаще всех покупают в России
0 Читать далее...
Тест четырёх седанов: Skoda Octavia, Opel Astra, Peugeot 408 и Kia Cerato
0 Читать далее...
КАКОЙ автомобиль купить новичку, какой покупать автомобиль.
0 Читать далее...
2018-2019 год: рейтинг страховых компаний КАСКО
0 Читать далее...
КАК обменять свои автомобиль на новый, как обменять машину.
0 Читать далее...
  • Обсуждение
  • Вконтакте