Тормозные колодки: почему скрипят тормоза и как от этого избавиться
Наверное, самым распространенным сбоем работы тормозной системы автомобиля следует назвать скрип тормозных колодок. Появление его возможно как после установки на автомобиль новых колодок, так и непосредственно в процессе эксплуатации старых.

Тормоза начинают скрипеть после установки на автомобиль новых колодок или непосредственно в процессе эксплуатации старых
В одних случаях это четкий сигнал о том, что нормальный процесс работы тормозного дисков и колодок нарушен и следует провести полноценную диагностику с последующими работами по устранению неполадок.
В других случаях скрип колодок не имеет отношения к некорректной работе узлов тормозного механизма, либо к деформации отдельных его частей. В этом случае он скорее является стрессовым фактором для хозяина транспортного средства, ведь постоянное наличие сторонних резких звуков не лучшим образом отражается на эмоциональном состоянии водителя и пассажиров.
Во всех случаях актуален вопрос, почему скрипят тормоза, чем вызваны эти неприятные звуки?
www.youtube.com/watch?v=Vpy9kvUL_98
Скрипы, причина которых кроется в дефектах материала, формы колодок и т.п.
Конструкция любой тормозной колодки подразумевает наличие основания. Оно являет собой пластину из металла, на которой закреплена фрикционная часть. Требования к конструкции основания весьма просты, она представляет собой фрагмент листового металла толщиной около 5 мм толщиной, вскрытый слоем антикоррозионного средства. На основание наносится маркировка с наименованием производителя, модели и т.п.
Каждая модель автомобиля использует колодки с основанием строго индивидуальной формы, с определенными габаритами и выемками. Этот фактор имеет основополагающее значение для работы установленных колодок без зажимания и перекашивания. Не является редкостью подключение к основанию колодки контактного провода, который коммутируется с датчиком износа тормозных колодок.
По мере износа колодки ее толщина уменьшается, соответственно снижается электрическое сопротивление фрикционного слоя и вспыхивает лампа индикации замены тормозных колодок.

Каждая модель автомобиля использует колодки с основанием строго индивидуальной формы, с определенными габаритами и выемками
Конструкция фрикционной части колодки, при помощи которой, собственно, и происходит зажатие тормозного диска (барабана) значительно сложнее. В ней, кроме качества изготовления самой детали, необходимо строго соблюдать пропорции в составе.
Каждая из компаний, выпускающих тормозные колодки, делает свой собственный уникальный состав, однако многие компоненты слишком общеизвестны, чтобы их скрывать.
В России и по нынешний день заводы-производители активно используют в производстве асбест (хризотил-асбест), который в европейских странах уже давно признан не соответствующим экологическим нормам и вредным для здоровья.
Однако у нас на это просто не обращают внимание, заявляют, что он безвреден, но это уже тема для другой статьи. Западные автопроизводители вместо асбеста используют минеральные волокна, арамид, целлюлозу и даже определенные виды пластмасс!
В состав фрикционной части так же зачастую добавляют металлы, как правило, это стружки (или нити) мягких или легкосплавных металлов (медь, свинец, латунь, сурьма и т.п.). Процентное содержание металлов в материале тормозной колодки представляет собой компромисс между «живучестью» самой колодки и скоростью изнашивания тормозного диска.
Кроме того, металл в колодке играет роль своеобразного теплообменника, отводя лишнее тепло. Без добавления в структуру сплава металла при частых торможениях неотвратим был бы перегрев колодок, что очень резко уменьшило бы срок их эксплуатации.
Если же в составе колодки металла слишком много, при частом соприкосновении металлических фрагментов с диском, последний значительно быстрее приходит в негодность. Исходя из этого, можно сделать вывод, что, зачастую, скрип колодок является следствием повышенного содержания в колодке металлических составляющих.
Однако, в то же время, выпускаются керамические колодки (одни из наиболее дорогих на рынке), которые значительно прочнее и тверже металлических. Резцами из такого керамического материала даже обрабатывают металлические изделия! Однако, выполненные из столь прочного материала, тормозные колодки не скрипят.
По своему существу, скрип колодок есть проявление резонанса в определенном материале конкретной формы при определенных условиях эксплуатации (влияние оказывают прижимная сила, температура окружающей среды, влажность, частота вращения и др.). Каждые, даже не скрипящие, колодки и диски имеют свою частоту резонанса, однако она не доступна для восприятия человеческим ухом, либо просто не достигается при нормальных условиях эксплуатации.

Смазка может изменить коэффициент трения между колодкой и диском, что негативно скажется на выполнении тормозной системой своих прямых обязанностей
Чаще всего возникновение резонансной частоты наблюдается, когда твердости материалов, из которых выполнены колодки и диск, примерно равны. Когда взаимоотношение твердостей значительно отличается, частота резонанса перемещается из нижней области звукового диапазона.
Резюмируя, отметим, что практически в 100% случаев скрип тормозных колодок вызван износом фрикционной части, из-за которого металлическая часть колодки при торможении касается диска.
Как избавится от скрипа тормозных колодок?
www.youtube.com/watch?v=1ol8n5Rq6tM
Предыдущая часть статьи приводит к логичному умозаключению: чтобы скрип прекратился, следует каким-то образом изменить резонансную частоту установленного тормозного механизма. Достигнуть этого можно с помощью следующих действий:
- Скорректировать форму (сточить часть колодки либо диска). Этот вариант не слишком хорош, да и не дает 100% результата без проведения достаточно сложных расчетов. Остается только надежда на то, что в процессе эксплуатации колодки «притрутся», т.е. измениться толщина их фрикционной части.
Однако, хотя уменьшение высоты колодки и вызовет снижение резонансной частоты, уменьшение массы колодки произведет обратный эффект. Взаимозависимость здесь слишком сложна, и выяснить ее можно только опытным путем.
Исключение составляет тот случай, когда наблюдаются явные изменения формы тормозного диска (барабана) от использования старых колодок. В такой ситуации следует либо выполнить проточку диска (барабана), либо эксплуатировать в нормальных условиях скрипящие колодки до тех пор, пока они не примут форму диска.
www.youtube.com/watch?v=RTEmpgamY64
- При покупке тормозных колодок следует отдавать предпочтение деталям с поперечным прорезом на фрикционной части. Такая конструкция фрикционной части снижает массу колодки и повышает частоту резонанса каждой из получившихся «половинок», что также уменьшает риск скрипа.
- Установка пластин или пружин для получения «противоскрипного» эффекта. Эти конструкционные элементы занимают пространство между основанием колодки и поршнем, снижают степень ее свободы, что сокращает вероятность возникновения резонанса и детонации.
Применение различных вариантов смазки, начиная литолом и заканчивая графитовой. Этот шаг, конечно, поможет, поскольку смазка на некоторое время станет прослойкой между элементами, вызывающими резонанс. Однако смазка изменит коэффициент трения между колодкой и диском, что негативно скажется на выполнении тормозной системой своих прямых обязанностей.
Некоторые специализированные смазки обладают свойством не изменять коэффициент трения, однако они быстро стираются, и скрипы в тормозной системе возвращаются.
Общие моменты по борьбе со скрипом: видеоинструкция
www.youtube.com/watch?v=5e6XM7PmtLc
Какую же стоит принять кардинальную меру для того, чтобы избавится от надоевшего скрипа всерьез и надолго, когда все перечисленные методы не дали результата? Что делать, если скрипят новые задние тормозные колодки?
Естественно, что свежеустановленные тормозные колодки однозначно будут издавать скрипы в первые дни эксплуатации, этот фактор никак не зависит от производителя. В этом случае требуется на некоторое время просто запастись терпением, пока колодки притрутся к тормозным дискам.
Акцентируем внимание на том факте, что даже приобретение дорогих колодок от ведущих брендов-производителей может не устранить существующие скрипы. Следует приобретать такие колодки, степень мягкости металла которых будет ниже аналогичного показателя у тормозных дисков. Скорее всего, у новых «скрипучих» колодок просто завышена твердость, которая больше либо равна твердости тормозного диска.
www.youtube.com/watch?v=5CJ5V_twzrw
Самым действенным методом будет замена старых тормозных колодок на новые. Пусть многие сочтут этот шаг непрактичным, однако именно он с наибольшей степенью вероятности принесет ожидаемый результат. Тем более, что если старые колодки еще в нормальном состоянии, их можно попытаться реализовать с помощью интернет-аукциона и вернуть часть затраченных на новые средств.
Для понимания, почему скрипят тормозные колодки при движении, и когда требуется заменить старые колодки на новые, следует заглянуть в инструкцию производителя колодок. Там четко прописано, что замена колодок выполняется в том случае, когда толщина фрикционной накладки составляет, например, 4-5 мм.
Для тормозной системы понятия периодичности замены комплектующих по пробегу либо времени службы не существует. Необходимость замены определяется на основании сигнала датчика износа, либо исходя из обозначенной в паспорте минимальной толщины накладки.
Если ничего из вышеперечисленного не помогает, то можно попробовать заменить колодки вместе с тормозными дисками. Важно помнить, что колодки — деталь парная, соответственно меняются обе колодки на одной оси. Заменив всего одну колодку, можно столкнутся с тяжелыми последствиями, вплоть до возникновения аварийной ситуации.