Диагностика неисправностей автомобильного генератора
Генератор – значимый компонент конструкции любого автомобиля. Устройство обеспечивает снабжение электрической энергией многих важных узлов транспортного средства. Электричеством, полученным от генератора, питается система зажигания, приборы света, всевозможные электронные устройства, коих в составе современного авто множество. Наконец, зарядка аккумуляторных батарей осуществляется благодаря работе генераторного модуля. Естественно, неисправности генератора оказывают существенное влияние на эффективность работы всех электронных приборов автомобиля, вплоть до полной блокировки работоспособности этих приборов.
Основные неисправности генератора автомобиля
Прежде чем рассматривать неисправности генератора ВАЗ и многих других авто, стоит заметить: большинство современных конструкций автомобилей оснащаются устройствами, работающими в режиме синхронной генерации трехфазного переменного тока. Постоянный ток из переменного тока получают посредством внедрения в схему трехфазного выпрямителя, выполненного по схеме Ларионова. Стабилизация выходного напряжения обеспечивается за счёт включения в схему генераторного устройства специального элемента – регулятора напряжения. При этом регулятор напряжения может выступать в качестве неотъемлемой детали генератора, либо присутствовать в виде устройства, функционирующего как отдельный элемент.
Основные неисправности генератора могут проявляться следующим образом:
- наличие ярко выраженного шума при работе;
- недостаточный заряд аккумуляторной батареи;
- полное отсутствие заряда аккумулятора;
- отсутствие индикации контроля заряда аккумуляторных батарей;
- наличие постоянной индикации заряда батарей в любом режиме работы;
- завышенный уровень напряжения бортовой сети;
Шумовые признаки неисправности генератора
Повышенный шум генераторного устройства, как правило, связан с дефектами подшипниковых узлов. Вероятнее всего и в большинстве случаев, шум подшипников возникает по причине недостаточного количества смазки. Такой дефект устраняется просто – путем добавления смазочного материала в подшипниковые узлы. Однако шуметь подшипники могут и по причине механических дефектов – разрушение сепаратора, износ дорожек качения, проворачивание наружного кольца в крышке корпуса и т.д. В таких случаях замена подшипников становится необходимой, так как в противном случае неизбежным становится появление другого дефекта – касание ротора и статора, что может вызвать обрыв обмоток.
Часто появление «воющего» звука является причиной межвиткового замыкания статорных обмоток. Чрезмерный шум генератора может появляться по причине наличия межвитковых замыканий обмоток тягового реле, а также в случаях короткого замыкания обмоток на корпусную шину. Неисправности контактора зажигания, плохие контакты в штекере тягового реле и на аккумуляторных клеммах также могут сопровождаться появлением шумовых эффектов при работе.
Недостаточный заряд или полное отсутствие заряда аккумулятора
Так как зарядка аккумуляторных батарей напрямую связана с работой генератора автомобиля, дефекты устройства могут стать причиной недостаточного заряда или же полного отсутствия заряда. Однако в первую очередь, до того как начинать поиск неисправностей генератора, следует убедиться в том, что:
- степень натяжения ремня привода генератора соответствует норме;
- контактные лепестки электрических проводов обеспечивают хорошее качество соединения на клеммах аккумуляторной батареи и на клеммах генератора;
- схема электрической цепи от генератора до аккумулятора не имеет повреждений;
- исправны все секции аккумуляторной батареи;
Если все перечисленные пункты исключают наличие дефектов, можно приступить к обследованию непосредственно самого устройства, вырабатывающего электрический ток, а также убедиться в том, что регулятор напряжения исправен и правильно отрегулирован.
Как определить неисправность генератора? В общем-то, довольно сложно, если, к примеру, неисправность – это результат межвиткового замыкания обмоток. Для определения такого дефекта требуется специальная аппаратура. Нередко работоспособность нарушается ввиду замыкания обмоток на «корпус». Здесь наличие замыкания можно определить омметром – прибором, измеряющим сопротивление. При помощи омметра также определяется целостность диодного моста, соединительных проводов, наличие контакта держателей щеток.
Визуальная диагностика неисправностей
Часто те или иные возможные неисправности генератора позволяет определить индикатор контроля заряда батарей. Так, если в момент включения зажигания индикаторная лампа не светится, такое состояние может сопровождаться:
- неисправностью аккумулятора;
- неисправностью самой контрольной лампы;
- нарушением контакта или целостности проводов цепи индикатора;
- износом щеток генератора или плохим контактом на щеточном узле;
- неисправностью регулятора напряжения;
В тех случаях, когда отмечается постоянное свечение индикатора независимо от режима работы двигателя, могут иметь место следующие неисправности:
- износ или ослабление приводного ремня генератора;
- пробой диодов в схеме диодного моста;
- обрыв, короткое замыкание статорной обмотки;
- неисправность или сбой настройки регулятора напряжения;
Завышенный уровень напряжения в бортовой сети
Признаком нормальной работы автомобильного генератора является стабильное выходное напряжение на клеммах устройства, равное 13,8 – 15,5 вольт. Если верхний порог напряжения завышен, такое состояние может привести к выходу из строя электрических компонентов схемы автомобиля, а также к разрушению аккумуляторной батареи. Причиной повышенного выходного напряжения часто является неисправность регулятора напряжения или же неверная настройка этого устройства. Кроме того, повышение напряжения на выходе генератора становится возможным в случае пробоя диодного моста, наличия межвитковых замыканий обмотки ротора, плохого контакта на корпусной клемме генератора. Иногда причиной повышенного напряжения бортовой сети может стать аккумулятор, если образуется короткое замыкание любой из аккумуляторных секций. Этот момент следует учитывать, пытаясь определить причины неисправности генератора.