Полезные советы для автолюбителей

Плюсы и минусы режима типтроник в автомобиле

Если поинтересоваться у среднестатистического американца, какая коробка передач лучше, автомат или механика, то часть спросит что такое механика, а часть убедительно кивнет головой в сторону АКПП. Ещё бы, они приучены к тому, что езда должна быть комфортной. Ещё в 1939 году Дженерал Моторз выпустила первую серийную автоматическую коробку передач и дала ей мудреное название — Гидроматик. С тех пор и началось, каждый производитель стремиться дать имя собственное любой функции в АКПП, вводя в заблуждение публику. Если у них там водитель привык к автомату и подобные названия его не пугают, то у нас ещё долго будут шарахаться от DSG, Multitronic, CVT и прочих Типтроников.

Типтроник — что это такое

На самом деле, есть всего лишь три типа коробок передач — механическая ручная, гидромеханическая автоматическая и клиноременной вариатор, который тоже укладывается в рамки АКПП. Все остальное — это названия типов сервоприводов и организаций команд по управлению коробкой, их систем управления, не более того. Проще надо быть и до 1989 года в компании Порше думали так же. До тех пор, пока инженеры фирмы ZF не получили от них техническое задание на разработку хитрой автоматической коробки передач спортивного типа с имитацией ручного переключения передач.

Ауди идеально использует режим типтроник в своих автомобилях

Ауди идеально использует режим типтроник в своих автомобилях

Агрегат нужен был Порше для модернизации третьего поколения легендарной 911-й модели, старт продаж которой планировался на 1990 год. Немцы парни обязательные, коробка была разработана вовремя и, с технической точки зрения, была маленьким инженерным шедевром. Идея заключалась в том, чтобы совместить комфорт, который предоставлял гидромеханический автомат с чувствительностью и оперативностью, которыми обладает механика. На спортивных автомобилях устанавливали секвентальные безсинхронизаторные КПП, но справиться с таким агрегатом мог не каждый. Именно это подтолкнуло Порше к созданию такой коробки, которой в ручном режиме переключения мог бы управлять любой чайник, но при этом она должна была сохранять все качества автомата — плавность, мягкость в работе, а при желании работать так, как это делает обычный пятиступенчатый автомат, без участия водителя.

Весь этот комплекс блестящих инженерных решений компании ZF был запатентован Порше и для красоты назван Tiptronic. Следовательно, Типтроник — это не тип коробки передач, а название системы управления ею, своего рода торговое название.

Принцип работы режима Tiptronic

Экономия долей секунд, мгновенное переключение передач без выжима педали сцепления — вот для этого планировалось применять новый тип управления АКПП. Однако система показала себя настолько удачно, что стала обычным явлением в серийных моделях Порше — в 911-й, а позже в Кайен и в Панамера. В неизменном виде система просуществовала восемь лет, а только после этого была несколько модернизирована и пошла по миру. В первую очередь, Типтроник заинтересовал Ауди и Фольксваген, позже свою редакцию Типтроника представли БМВ и назвали её не менее оригинально, Steptronic, но в итоге изначальное название стало именем нарицательным.

На фото схема переключения с автомата в режим tiptronic

На фото схема переключения с автомата в режим tiptronic

Пользоваться АКПП с функцией Типтроник просто и понятно. Передачи могут переключаться как традиционным селектором, но не ерзая по всему тоннелю, а просто качнув рычаг в сторону. В оригинальной системе есть только три позиции — первая включает полноценный автомат, две остальных, обозначенные плюсом и минусом, включают повышенную или пониженную передачу. Для переключения передачи вверх или вниз достаточно слегка качнуть селектор в сторону плюса или минуса и электроника с минимальной задержкой включит нужную передачу. Правда, она ещё должна подумать, не принесет ли вред КПП или двигателю действие водителя, но думает она недолго. Если электронный блок управления считает, что на конкретных оборотах включение определённой передачи нежелательно, она сбросит или поднимет обороты мотора, а только после этого переключится. Все равно защита от дурака предусмотрена.

Типтроник и Мультитроник — в чем разница

Кстати, об электронике. Когда конструкция Tiptronic попала в лапы Ауди, они создали целую серию гиперудачных автомобилей семейства А4. Они научили Типтроник работать практически идеально, насколько это возможно. Кроме того, на Типтронике от Ауди появился ещё один автоматический спортивный режим. Обычный, комфортный, переключался на повышенную передачу, когда тахометр щекотал цифру 4000, мягко, без единого толчка и рывка. Спортивный режим перебирает передачи ещё на тысячу оборотов выше, но когда включали Типтроник, управление автомобилем практически не отличалось от работы стандартной ручной механической КПП.

Функция типтроник ощутимо усложняет конструкцию коробки передач

Функция типтроник ощутимо усложняет конструкцию коробки передач

Более того, электроника Tiptronic помогла вариатору от Ауди стать настоящим бестселлером. Бесступенчатый вариатор не отличался особенным гуманизмом и делал с мотором все, что хотел. Двигатель мог реветь на пяти тысячах оборотов, в то время, как скорость была 50-60 км/ч. Не солидно. И тогда инженеры Ауди решили применить систему Tiptronic на своём вариаторе. В конце концов появился ещё один «троник», Мультитроник. Это система управления бесступенчатым вариатором. Благодаря мощной цепи специальной конструкции, вариатор от Ауди мог устанавливаться на мощные двигатели с крутящим моментом не менее 290 Нм. Такого на тот момент не позволял ни один вариатор в мире. Работала система фантастически. Без лишнего шума стрелки спидометра и тахометра поднимались синхронно до определённого момента, но когда электроника переводила ремень вариатора на ступеньку ниже, полуторатонный седан мог ехать на скорости 150 км/ч при оборотах не более тысячи в минуту.

Видео: коробка с режимом типтроник

www.youtube.com/watch?v=yLapoFgNChw

Правда, за все хорошее и новое приходится платить. В среднем, цена автомобиля с гидромеханическим автоматом Tiptronic выше механики примерно на 1,5-2 тысячи евро, а если купить вариатор Мультитроник, то придётся переплатить ещё порядка 500 евро.

Чем хорош Tiptronic

Плюсы Типтроника очевидны. Для человека, который владеет искусством управления механической ручной коробкой передач в совершенстве, Tiptronic едва ли будет особенной ценностью. Конечно, в том случае, если драйверские повадки не отравлены автоматом. В остальных случаях эта система позволит сохранить все прелести, комфорт и плавность переключения АКПП, при этом можно будет одним движением руки запретить электронике переключаться на повышенную передачу. Это необходимо при затяжном обгоне, при торможении двигателем, особенно на скользкой дороге. Судя по отзывам, Tiptronic помогает здорово экономить топливо, а также система будет полезной при проезде бездорожья, когда ручного управления КПП не избежать.

Пожалуй, у Tiptronic можно найти и минусы. В первую очередь это касается сложности конструкции, которая затрудняет ремонт, обслуживание, замену масла, а некоторых слесарей вводит в состояние глубокого ступора. К тому же система существенно влияет на цену автомобиля в целом. На массе АКПП Типтроник практически не сказывается, но удовольствие от вождения он гарантирует. К тому же, если захочется автопилота, всегда можно перейти в автоматический режим, тогда умная АКПП все сделает вместо водителя. Тем не менее надо помнить и о том, что Tiptronic — это далеко не механика и в отличие от нее, задержка в переключении передач будет неизбежно.

  • Новости
  • Практикум
Группа Компаний БИЗНЕС КАР отмечает юбилей
Читать далее...
МВД определилось с размером штрафа за опасное вождение
Читать далее...
Госдума одобрила законопроект о лишении прав за три нарушения ПДД
Читать далее...
Бензин продолжил дорожать, несмотря на рекорды
Читать далее...
В центре Москвы сократят количество парковок
Читать далее...
Самый дешёвый автомобиль с автоматом подорожал
Читать далее...
На автомобильном рынке появится новая шведская марка
Читать далее...
Kia готовит для России новый маленький кроссовер. Фото
Читать далее...
Дачники на дорогах. Началось
Читать далее...
Сооснователь Hyperloop испугался российских инвесторов
Читать далее...
Самые угоняемые автомобили Москвы в 2023-2024 году
0 Читать далее...
Самые лучшие машины 2023-2024 года в разных классах: Хэтчбек, Внедорожник, Спорткар, Пикап, Кроссовер, Минивэн, Седан
0 Читать далее...
Самые дешевые автомобили в мире
0 Читать далее...
Какой автомобиль выбрать семьянину
0 Читать далее...
Обзор пикапов – три «бизона»: Форд Рейнджер, Фольксваген Амарок и Ниссан Навара
0 Читать далее...
Надёжность машин по рейтингу
0 Читать далее...
Самые быстрые машины в мире 2023-2024 модельного года
0 Читать далее...
Самых дорогостоящие машины в мире
0 Читать далее...
Устройство и конструкция стойки автомобиля
0 Читать далее...
КАК выбрать свой первый автомобиль, выбрать первую машину.
0 Читать далее...