Полезные советы для автолюбителей

Ксенон под запретом или нет?

Не редко инспекторами ГИБДД к автомобилистам предъявляются обвинения в том, что на их транспортных средствах установлены ксеноновые фары, которые в свою очередь запрещены законом. И, как правило, такое общение с сотрудниками ГИБДД заканчивается дачей взятки или составление протокола с последующей уплатой штрафов. Однако при этом инспекторы немного лукавят, так как прямого запрета на использование ксеноновых или газоразрядных источников света как в ПДД, так и в других нормативных документах РФ не существует. Но давайте обо всем по порядку.

Обычные лампы и ксеноновые лампы - сравнение

Обычные лампы и ксеноновые лампы — сравнение

Классификация ламп и фар для автомобилей

Для того что бы разобраться в данном вопросе следует четко уяснить классификацию ламп и фар используемых на современных автомобилях.

В соответствии с международными стандартами вся автомобильная оптика имеет соответствующую маркировку. Которая указывает, какие источники света могут использоваться в них.

Маркировка фар по их назначению

Не секрет, что на автомобилях могут использоваться раздельная оптика дальнего и ближнего света. А существуют еще и комбинированные фары, которые объединяют в себе оба типа оптики. Такие фонари имеют и соответствующую маркировку.

  • C – так обозначаются фары ближнего света;
  • R – данной буквой маркируются фары дальнего света;
  • CR – так обозначаются двухрежимные комбинированные фары
  • А – фонари габаритных (стояночных) огней;
  • В – противотуманные фары.

Кроме маркировки по функциональности на всех фонарях, а точнее их стеклах имеются и другие обозначения. Нас по контексту нашего обсуждения интересуют буквы обозначающие тип источника света, используемый в данной светотехнике.

Тест ламп для автомобиля:

Маркировка фар и ламп по типу источника света

Рассмотрим два наиболее распространенных типа оптики используемых в настоящее время: галогеновые и ксеноновые фары.

Галогенные фары обозначаются буквой «Н» и могут иметь различные вариации. Но обязательно для галогенных фар на рассеивателе должна быть соответствующая буква. Это может быть такой код НС (галогенные фары ближнего света); НR (галогеновые фары дальнего света), и т.д.

Для маркировки ксеноновых (газоразрядных) источников света  используется буква «D». Аналогично как и в случае с галогеновыми лампочками оптика может иметь следующую маркировку: DR, DС, DCR или DC/R.  По нормам Правил ЕЭКООН №99 и ГОСТа Р41.99-99 лампочки с маркировкой D могут устанавливаться лишь на фонарях С, R, и CR типа.

Однако на американских автомобилях и некоторых японских моделях можно встретить такую маркировку как: HB4/D1R SAE-(2)HR AIPP2-03-NR DOT VOR RH HB3. И здесь, как мы видим, присутствуют буквы «H» и «D». Так как определить какого типа оптика это? Все дело в том что европейские авто маркируются буквой Е и цифрой в кружке. Что обозначает страну производителя. А американские авто классифицируются буквами «HB» и цифрой после. По сути, это обозначение конструкции лампочки и цоколя на американском автомобильном рынке. Так, к примеру, лампочка HB с цифрами 2 и 4 это двухнитиевые лампы, и соответственно с цифрами 1 и 3 однонитиевые лампы. Поэтому это ксеноновые, а не галогеновые фары.

Таким образом, важно запомнить, что ксеноновые фары имеют маркировку с буквой D. Это очень важно, перед тем как дать ответ на вопрос: «Ксенон запрещен или нет?»

Установка ксеноновых фар с точки зрения закона

С маркировкой разобрались. Теперь взглянем на проблему глазами инспектора ГИБДД. Если инспектор не знает маркировки, и просто утверждает, что ваши фонари не соответствуют ГОСТу и нормативным нормам, поэтому и запрещены к эксплуатации, не следует соглашаться с этим просто так. Для того чтобы защитить себя продемонстрируйте инспектору маркировку ваших фар и маркировку на лампочках. Кстати лампочки для фар головной оптики маркируются по аналогичному принципу как сами фонари.

Ксеноновые фары — в не закона:

Так почему же инспектор продолжает утверждать, что ваши фары не пригодны к эксплуатации. Оказывается, в данном вопросе сотрудники ГИБДД руководствуются нормами ЕЭКООН №99 и ГОСТа Р41.99-99, и положениями части 3 ст.12.5 КоАП РФ. Последний документ гласит о том что: «использование световых приборов в не соответствующем режиме работы, что приводит к нарушению основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации недопустимо». И за это положена административная ответственность. В связи с этим такое правонарушение приводит к применению к водителю транспортного средства статей 2, 21, 4 ст.27.13 КоАП РФ. Которые предусматривают снятие номерных знаков, и арест световых приборов, если это не противоречит требованиям ст.27.14 КоАП РФ. Суд впоследствии может привлечь владельца автомобиля по части 3 ст.12.5 КоАП РФ к наказанию в виде лишения права управлять транспортными средствами на срок от шести и до двенадцати месяцев. С обязательным изъятием оптики как орудия административного правонарушения.

Напрашивается вопрос, зачем продавать лампочки, которые заведомо уже вне закона. Ответ на вопрос прост – такие лампы следует устанавливать лишь в светотехнике соответствующего типа. То есть если на вашем автомобиле установлены световые приборы, которые предназначены для ламп накаливания или лишь для галогеновых лампочек, то устанавливать в них ксенон нельзя ни в коем случае. А вот если на стекле вашей оптики имеется маркировка ксенон «D», то тогда смело можно устанавливать такие лампы. Если же вам так хочется установить ксеноновые лампы, а фары предназначены для других типов лампочек тогда выход один – менять фары полностью на новые. Правда если есть такие фары в продаже (имеется ввиду для вашей модели авто). И в таком случае ни один инспектор ГИБДД не имеет право обвинить вас в незаконности использования ксенона.

Нюансы использования штатных ксеноновых ламп

Однако не все так гладко и со штатными ксеноновыми источниками света. Оказывается, что кроме того что они обязаны иметь соответствующую маркировку, так еще и оснащаться автокорректором, и омывателем. Хотя практически все «американцы» оборудуются ксеноном без омывателей. А автокорректор иногда заменяют регулировкой пневмоподвески. То есть в принципе можно обойтись и без этих дорогих аксессуаров. Тем более что проверить их эффективность на дороге практически не  возможно. Лишь при прохождении техосмотра вам придется доказать, что данная модель автомобиля (светотехники) не комплектуется автокорректором и омывателем.

Ксеноновые лампы установленные в штатной комплектации - не запрещаются

Ксеноновые лампы установленные в штатной комплектации — не запрещаются

Почему к ксеноновым фарам предъявляются жесткие требования

  1. Все дело в световом потоке, который излучают ксеноновые источники света. Дело в том, что по отношению к галогеновым лампам ксеноновые обладают меньшей длиной волны равной 470 нм против 550 нм. Это приводит к тому, что при одинаковой площади и шероховатости рассеивания ксеноновые источники света имеют значительно больший по углу световой пучок или по-другому имеют большой угол рассеивания. Это подтверждается и научно на основании закона Релея. Что в свою очередь вызывает ослепление водителей других транспортных средств на дороге. Для того чтобы световой пучок ксеноновых источников света не мешал другим участникам дорожного движения необходимо использовать рефлекторы с отражающей способностью более высоко класса.
  2. Так же размеры искрового разряда в ксеноновых источникахсвета больше чем нити накаливания в галогеновых. Это так же способствует заметному увеличению угла рассеивания, как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости. А значит, снова приводит к ослеплению водителей встречных автомобилей.
  3. Кроме этого даже небольшие загрязнения отражателя и рассеивателя, а так же их неверная регулировка (при загрузке автомобиля) приводят к тому, что фары будут ослеплять водителей других транспортных средств.

Таким образом получается что если для владельца ксеноновой светотехники ситуация  благоприятная – он видит далеко, причем с прекрасным обзором. То для водителей встречных автомобилей все наоборот – при разъезде с автомобилем на котором установлены ксеноновые лампы в галогеновых фонарях он будет просто ослеплен светом. А ослепление в ночное время является одним из первых показателей аварийности на дорогах. Вот именно поэтому сотрудники ГИБДД ведут активную борьбу с незаконной установкой ксенона. Еще раз повторим – «С НЕЗАКОННОЙ УСТАНОВКОЙ», а не просто с ксеноновой оптикой вообще.

Немного о финансовой составляющей

Eagle Eyes - бюджетный вариант оптики с ксеноном

Eagle Eyes — бюджетный вариант оптики с ксеноном

В отношении стоимости такого тюнинга вариант один. Замена фар с лампочками накаливания или галогенками на ксеноновую оптику влетит вам в копеечку. Единственное что можно посоветовать в данном вопросе, так это использовать фары не оригинальные, а подобные им которые выпускаются в основном в странах Азии. Популярным примером такого подхода является оптика марок Eagle Eyes и DEPO. Обе марки производятся в Таиланде. Но они отлично подходят к продукции таких именитых брендов как BMW или Mercedes. А стоимость такой оптики по отношению к оригиналу будет меньше раз в пять. При этом без существенного снижения качества работы светотехники. Хотя, конечно же, сравнивать тот же DEPO с непревзойденным лидером в сегменте автомобильной оптики Hella будет просто не корректно. Однако все упирается в стоимость. Поэтому выбор, всецело зависит лишь от вас.

Как обмануть инспектора ГИБДД установив ксенон и не мешать другим участникам дорожного движения?

Учитывая все выше сказанное, казалось бы, нет положительного ответа на данный вопрос. Но это не совсем так. Можно немного схитрить. Для этого необходимо кроме ксеноновых источников света с внутренней температурой свечения равной  от 3000 до 4300 К. Приобрести тюнинг оптику под галогеновый свет со встроенными линзовыми модулями. Можно как уже отмечалось выше приобрести продукцию от все тех же DEPO или Eagle Eyes, а можно и более дорогие марки. В результате благодаря наличию линзы световой пучок будет не таким рассеянным, и по яркости свечения будет близким к галогеновому свету. Так же линза скроет от глаз инспектора маркировку и форму лампы. Поэтому, не разобрав фару никто, не сможет на глаз определить, какая лампочка там установлена. Но не забывайте о блоках розжига, без которых ксеноновые источники света не устанавливаются. Их придется куда-то спрятать от постороннего взгляда в подкапотном пространстве. Однако, как говорят многие специалисты в области автомобильной безопасности, свет от таких ксеноновых ламп будет не намного лучше, чем от штатных галогеновых.

Инспекторы ГИБДД будут отбирать права за нештатную установку ксенона

Инспекторы ГИБДД будут отбирать права за нештатную установку ксенона

Если вы решились на замену и установили ксеноновую оптику. Позаботьтесь о том, что бы впоследствии можно было бы без проблем доказать инспектору ГИБДД какая светотехника у вас установлена. Вся загвоздка при этом может состоять в том, что маркировка может ос временем затереться. Особенно актуальна данная проблема у пластиковых фар. А абсолютное большинство бюджетной оптики изготовлено именно из пластика. Для этого лучше всего сделать несколько фото с маркировкой до и после установки на авто. А так же при покупке не забыть паспорт на фары, где указана их маркировка.

Чего боятся ксеноновые фары

Ксеноновая светооптика это очень сложные устройства. По отношению к лампам накаливания и галогеновым они более нежные и хрупкие. Как и в случае с другими типами источников света, ксеноновые боятся частых включений и выключений. Так как внутри лампы при работе возникает разряд с высокой температурой. Если ее несколько раз включить и выключить разогретые светопередающие примеси могу просто сгорать. И как итог появление в свечении оттенков зеленого и красного цвета.

Кроме этого такие лампы очень чувствительны к вибрациям. Даже при малейшей разгерметизации внешнего уплотнения или повреждения стеклянной колбы лампочка выходит из строя.

Опасны ли ксеноновые лампы

Как и всякое электрическое устройство лампы такого типа опасны для человека. Так как при работе внутри создается высокое давление, поэтому при разрушении корпуса осколки корпуса с силой разлетаются вокруг. Так же блоки розжига вырабатывают напряжения большой величины, что так же опасно для человека. Внутри ксеноновых ламп используются газы, которые являются ядовитыми для человека. Помните об этом.

Ксеноновые лампы требуют правильного ухода

Ксеноновые лампы требуют правильного ухода

Лучше всего использовать ксенон в фонарях закрытого типа, а блоки розжига устанавливать на изолированных подставках в строгом соответствии с требованиями производителя ламп.

Почему даже ксеноновые фары со временем начинают тускнеть

И в заключение нашего обсуждения запрещен ли ксенон, рассмотрим один из нюансов эксплуатации такой оптики. Иногда владельцы транспортных средств оборудованных галогеновой или ксеноновой оптикой со временем замечают, что фары стали светить тускнея. И замена лампочек существенного улучшения не приносит. Тогда многие и задумываются о ксеноне или других еще более сильных типах источника света. Но мало кто знает, что пластиковые стекла оптики, а точнее их отражатели и рассеиватели со временем теряют свои свойства. Это и приводит к снижению мощности и яркости светового пучка. Для того что бы фары снова светили ярко и дальше необходимо заменить рассеиватель (стекло). Иногда некоторым предлагают отшлифовать их поверхность. Такой подход так же допустим, но при шлифовке будет снят как поврежденный, так и защитный слой пластика. Это приведет к повторному ухудшению светимости фар, но уже за меньший период времени. Поэтому лучше всего изначально пользоваться специальными средствами по уходу за оптикой это может существенно продлить ресурс их эксплуатации.

Экстремальные условия работы ксеноновых ламп:

Так как же быть, ставить ксенон или нет

Учитывая все сказанное выше можно подвести итоги. Ксеноновые лампы  не запрещены к установке. Запрещена лишь их эксплуатация на автомобилях, где конструкция светотехники  предполагает использование источников света другого типа. И для того чтобы узаконить установку ксенона необходимо заменить не только сами лампы, но и всю оптику в целом. Иначе штрафа или лишения прав вам не избежать. Да и следует быть учтивым к другим участникам дорожного движения. Ведь неправильно отрегулированные фары это серьезные затруднения для других участников дорожного движения. А если это ксеноновый свет, то это чревато и высокой вероятностью возникновения ДТП. Помните об этом. И будьте вежливы в ночное время.

  • Новости
  • Практикум
ГИБДД оштрафовала россиянина, переделавшего Ладу в Мустанг
Читать далее...
Исследование: европейцы готовы делиться автомобилями и собаками
Читать далее...
Новое предложение: запретить прямоточные глушители
Читать далее...
Где в выходные посмотреть на самые крутые внедорожники?
Читать далее...
Российский дизайнер, рисовавший Chiron, покинул Bugatti
Читать далее...
В Татарстане девушкам предложат раздеться за 30 литров топлива
Читать далее...
Porsche Macan теперь можно купить на 700 тысяч дешевле
Читать далее...
Экодук — новое сооружение на российских дорогах
Читать далее...
Немцы успели улучшить новый Volkswagen Tiguan
Читать далее...
Американцы представили шестиколесный пикап
Читать далее...
КАК выбрать подержанное авто, какой подержанный автомобиль выбрать.
0 Читать далее...
Рейтинг самых дорогих автомобилей
0 Читать далее...
Какие машины угоняют чаще всего
0 Читать далее...
Какой седан выбрать: Camry, Mazda6, Accord, Malibu или Optima
0 Читать далее...
Какие машины самые безопасные
0 Читать далее...
КАК заказать автомобиль из Германии, как заказать машину из германии.
0 Читать далее...
Хиты 2016: рейтинг кроссоверов по стоимости и качеству
0 Читать далее...
На чем ездили звезды в 20 веке и сегодня?
0 Читать далее...
Тест четырёх седанов: Skoda Octavia, Opel Astra, Peugeot 408 и Kia Cerato
0 Читать далее...
КАК выбрать машину, Покупка и продажа.
0 Читать далее...
  • Обсуждение
  • Вконтакте
  • Водитель

    Эти чертовы ксенонщики уже достали. Своими куриными мозгами думают, что если ксенон втюхал в свою дайбу, то и бога за бороду схватил. Ни о регулировке фар, ни о чем другом и думать не хотят. Давно пора запретить эту хрень.

  • Василий

    Проблема ведь не в ксеноновых фарах, как таковых, а в их регулировке. Ведь при прохождении ТО особое внимание уделяется проверке при помощи специального устройства угла, под которым светят фары. На основании показаний прибора осуществляется соответствующая корректировка и никакая самодеятельность в этом вопросе не уместна, т.к. ослепив водителя встречного авто вы можете спровоцировать ДТП и погибнуть в обнимку вместе со своими фарами. Толерантность и взаимоуважение, взаимовыручка на дороге — залог безопасности движения: об этом нужно помнить всем и всегда.

  • Анфиса

    Как может быть ксенон под запретом, если автомобили практически всех марок (кроме отечественных), вупускаемые в последние годы, оборудованы именно ксеноновыми и светодиодными фарами? Штраф грозит только тем самоделкиным, которые установили фары под неправильным углом или используют дальний свет вместо ближнего.