Езда и остановка на подъеме и спуске
Частенько водителям необходимо совершать такой маневр, как трогание с места на подъеме. Во время езды в гору, автомобиль должен преодолеть сложный маневр, который заключается в том, чтобы ваш автомобиль не покатился вниз, где может стоять другой автомобиль или же идти пешеход, расти дерево и т.д. Для начинающих автомобилистов трогание на подъеме чаще всего становится одним из самых сложнейших, но в действительности этот маневр не так сложен, как кажется, главное при его выполнении это соблюдение внимания и скоординированные действия.
Отработка умений
Для избегания аварий на дороге, когда вам все-таки придется производить остановку на склоне, стоит отработать этот прием особенно усердно. При начале движения на подъеме, возникают такие процессы, как преодоление силы сопротивления качания колес, силы инерции, а также силы сопротивления подъему. Исходя из этого, частота вращения коленчатого вала при трогании на подъеме должна превосходить частоту при старте с ровного места, а также вам необходимо принимать меры по предотвращению скатывания автомобиля вниз.
Способ первый
Первый представленный способ хорошо подходит для трогания с места на подъеме при крутом подъеме, и затруднении движения стоящим очень близко автомобилем. Лучше всего отработать этот маневр на эстакаде.
В начале выполнения упражнения, нужно убедиться, что совершаемые действия безопасны, затем из исходного положения нужно выехать на подъем, останавливаясь у заранее отмеченной линии непосредственно на подъеме. После этого нажмите на рабочий тормоз, держа ваше авто на подъеме, поднимите рычаг стояночного тормоза вверх, снимите ногу с тормоза и резко нажмите на педаль сцепления, тем самым включив его. Еще раз стоит убедиться в безопасности вашего движения. Затем включите первую передачу, медленно отпуская педаль сцепления (не допуская при этом «схватывания» сцепления), и одновременно нажимайте на педаль газа, тем самым увеличивая частоту вращения коленчатого вала (чем больше угол подъема, тем больше должны быть обороты). И когда вы почувствуете момент включения сцепления, начинайте плавно отпускать стояночный тормоз, и одновременно с этим увеличивайте нажатие на педаль газа, что еще больше увеличит частоту вращения коленчатого вала. После этого можете полностью отпустить стояночный тормоз, если же автомобиль стал плавно трогаться без скатывания вниз.
Способ второй
При выполнении трогания на подъеме на небольших горках лучше всего использовать другой способ, при котором нужно «ловить» ваш автомобиль при помощи педали сцепления. Этот способ осуществляется по следующей схеме.
Исходное положение: автомобиль с работающим двигателем стоит под горку, при этом включена первая передача, выжимайте педаль сцепления, автомобиль при этом удерживается от скатывания вниз при помощи педали тормоза. Выполняя этот способ, первое, что вы должны сделать — это снять вашу ногу с педали тормоза и перенести ее на педаль газа, но выполнять это нужно очень быстро. Так как именно в этот момент возможно небольшой откат назад, а если быть точнее – он точно произойдет. При правильном выполнении откат вниз будет незначителен (в пределах 20 – 30 см.). Сразу же после этого действия нужно правильно отпустить педаль сцепления, для того чтобы откат прекратился вовремя, то есть вам нужно «поймать» авто с помощью педали сцепления. Педаль нужно отпускать плавно и не до конца. Иначе ваш автомобиль заглохнет. Одновременно с этим плавно и не торопясь увеличьте подачу топлива, автомобиль при этом немного откатится назад, а затем начнет движение уже вперед.
Распространенные ошибки
Стоит рассмотреть самые характерные ошибки, которые допускаются водителями с небольшим опытом вождения.
Одной из первых ошибок можно назвать психологический фактор, большинство начинающих водителей думают, что описываемый маневр очень сложен, и в последствии этого не уверены в себе, а значит, боятся выполнять этот маневр. Естественно, что при психологическом напряжении удачно выполнить маневр чрезвычайно сложно. К данному маневру стоит относиться также как и ко многим другим, так как, научившись нажимать педали правильно, вам не составит труда совершать трогание с места на подъеме.
Еще одна из распространённых ошибок заключается в том, что при выполнении маневра, водитель очень медленно переносит ногу с педали тормоза на газ, из-за этого автомобиль сильно скатывается назад. Но стоит отметить, что в большинстве случаев это можно исправить (но нежелательно), так как часто молодой водитель начинает паниковать, к примеру, он может резко бросить сцепление, в результате автомобиль глохнет. Поэтому не стоит, устраивайте паники, а просто быстрее переносите ногу с тормоза на педаль газа и, отпуская на нужное расстояние педаль сцепления, увеличивайте подачу топлива.
Третья распространённая ошибка – это неумение определять расстояние, на которое необходимо отпускать педаль сцепления. В результате чего автомобиль начинает скатываться назад на большое расстояние или же глохнет. Для того чтобы не совершать этой ошибки, нужно научиться «чувствовать» свою машину. Чаще всего эта проблема решается после ряда тренировок.
Продолжая тему ошибок, стоит вспомнить и такие ошибки, как слишком резкое бросание педали сцепления и ситуации, когда педаль сцепления отпускают плавно, но при этом забывают одновременно с этим увеличивать подачу топлива. В результате этих ошибок ваш автомобиль глохнет. Иногда же новички совершают и противоположную ошибку, они слишком сильно нажимают педаль газа, тем самым заставляя автомобиль дергаться и очень резко «срываться» с места. Эти и многие другие ошибки можно устранить тренировками, подходить к которым следует ответственно и с усердием. При правильном подходе к обучению и ответственности вам не составит труда освоить все навыки вождения.
Если вы опытный водитель, приглашаем вас поделиться опытом в комментариях к статье, ведь практические знания намного лучше теории.