Москвичи и ВАЗы: методы форсирования двигателя
Многие автолюбители, владеющие машинами отечественного производства, после нескольких лет эксплуатации автомобиля задумываются о тюнинге двигателя, чтобы повысить мощность и приёмистость. И в этом отношении родные двигатели предоставляют своим хозяевам широкий простор для творчества, чего нельзя сказать об импортных силовых агрегатах. Итак, какие методы и способы существуют для модернизации отечественных ДВС?
Форсирование двигателя автомобиля ВАЗ 2106
Есть несколько способов добиться увеличения мощности двигателя на «шестёрке», одним из которых является повышение коэффициента наполнения камеры сгорания рабочей смесью. Для этого нужен распределительный вал с изменённым положением кулачков. Доработка двигателя при этом предполагает замену распредвала, клапанов, расточку камер сгорания, полировку трактов впуска смеси и выпуска газов. Новые клапана большего диаметра позволяют увеличить количество поступающей горючей смеси. Объём камеры сгорания увеличивается при расточке, а шлифовка трактов исключает турбулентность потоков и уменьшает накопление отложений.
Другим способом форсирования является увеличение внутреннего объёма цилиндров, который требует замены коленчатого вала, поршней, шатунов. При этом растачивается блок цилиндров, устанавливаются поршни увеличенного диаметра, соответствующие узлы шатунного механизма, Т-образные компрессионные кольца. Полностью изменяется настройка газораспределительного механизма.
Видеоурок по тюнингу двигателя
www.youtube.com/watch?v=xkR36fNzJtw
Наиболее радикальным способом форсирования является монтаж турбины и установка оборудования прямоточного выхлопа, что требует полной переделки системы питания и отвода отработавших газов. Зато он даёт возможность выжать из двигателя максимум возможной мощности.
Форсирование двигателя автомобиля «Москвич 412»
Также, как и на «шестёрке», основным направлением модернизации мотора с целью форсирования на 412 модели Москвича принято считать увеличение объёма цилиндра с переходом на 92мм поршни. Это даёт увеличение объёма и мощности двигателя на 26%. Кроме того, уменьшается относительная длина хода поршня, что уменьшает тепловые потери, увеличивает срок службы КШМ, коэффициент наполнения камеры сгорания, имеется возможность использовать «волговские» поршневые кольца.
После доработки степень сжатия не должна превышать 9,8-10. Блок цилиндров лучше использовать производства Уфимского завода, который легче и прочнее. При этом важно выдержать точное совпадение отверстий для вкладышей скольжения. Соосность отверстий проверяется калиброванным валом. Расточка блока цилиндров производится под гильзу 100+0,035мм и водяную рубашку 115+0,4мм с межцентровым расстоянием 104мм.

Форсирование двигателя на 412 модели Москвича сводится к увеличению объёма цилиндра с переходом на 92мм поршни
Имеет смысл проточка днища поршня с целью его облегчения и придания ему плоской формы, что уменьшает нагрев в процессе работы. Увеличение объёма камеры сгорания уменьшает компрессию, поэтому для обеспечения нужной степени сжатия следует сделать фрезеровку блока на 1мм в вверху, укоротить настолько же гильзы, отфрезеровать головку блока на 1,8-2мм. Между поршнем в верхней точке и всасывающим клапаном должен оставаться зазор 0,8-1мм.
Особенности модернизации двигателей ВАЗ 2108, Шевроле Нива и Волга
На автомобилях ВАЗ 21083, 2111, 2112 увеличить объём двигателя можно двумя способами:
- расточкой блока цилиндров для поршней с большим диаметром
- заменой коленвала с увеличенным радиусом кривошипа
Второй способ более затратный, так как требуется новый коленвал в комплекте с поршнями и кольцами, а также расточка цилиндров под новые поршни.
www.youtube.com/watch?v=2rSkQuwswtg
Двигатель Шевроле Нива на базе 21214 можно форсировать, увеличив до 84мм ход поршня между верхней и нижней мёртвой точкой. Для этого нужен коленвал ВАЗ 2130, 82мм поршни со смещённым на 2мм пальцем, лёгкие шатуны. Для более эффективного форсирования можно расточить блок цилиндров под 84мм поршни и увеличить на головке диаметры впуска до 33мм, а диаметры выпуска до 31мм.
Форсирование мотора ЗМЗ 402 требует усовершенствования систем охлаждения, смазки, зажигания и распределения. Модернизация охлаждения включает в себя замену крыльчатки, которая будет вращаться от электродвигателя вентилятора. Должно быть предусмотрено ручное включение вентилятора на случай отказа датчика. Кроме того, нужно установить медный радиатор с более высокой теплоотдачей.