Новая модель Волга 2023-2024 года: тест-драйв и технические характеристики
Волга. Как много в этом звуке и для партийного функционера, и для таксиста, и для следователя ОБХСС и других не менее душевных органов, для мажора времён тотальной советской нищеты. А для обычного человека — предел мечтаний, автомобильное Эльдорадо, идеал роскошного автомобиля на протяжении практически полувека. Непоколебимых идеалов не существует, возможно, к сожалению. Волга исключением не стала тоже.
Сенсация: новая модель, Волга 2023-2024 года!
У англичан есть хорошая поговорка — просто быть большим в Японии. На сто процентов это касается советского автомобильного заповедника, где любая новая ручка или кнопка на набившем оскомину за 30 лет автомобиле, воспринимается, как революция в масштабах мировой автоиндустрии. Горьковский автомобильный завод история так ничему и не научила, предприятие так и погибло, даже не успев осознать, что на дворе уже не 60-й год и продажи по разнарядке уже не работают. Кредит доверия к марке ГАЗ по-прежнему высок, генетика, ничего не поделаешь, а временами забальзамированную Волгу пытаются воскресить нарисованными проектами, такими как «новая Волга ГАЗ 5000 GL».
Да, иногда ностальгирующие патриотически настроенные автомобилисты нет-нет, да и вбросят в вечный огонь памяти советской автомобильной промышленности новую картинку. Так, собственно, и получилось с проектом Волга 5000 GL. Лет восемь назад автомобильную общественность растревожил факт появления в сети картинок с якобы новым прототипом новой Волги. Автомобиль на то время выглядел достаточно современно, даже приводились некоторые технические характеристики. Из самых разных, порой очень подозрительных источников, кишащих грамматическими ошибками и вопиющей технической безграмотностью, появлялась информация, что в новой Волге будет установлен чуть ли не 300-сильный двигатель и полный привод, но на этом конкретная информация заканчивалась. Начинались очень душевные восторженные отрывки из сочинений старшеклассников на тему «какие чувства у вас вызывает поэзия Омара Хайяма».
На самом деле, трехмерный скетч, который разошелся по рукам, никакого отношения к ГАЗу никогда не имел и иметь не мог. Это работа независимых дизайнеров Букиных, которых знают в основном по их работам в архитектурном и техническом компьютерном моделировании. Картинка не имеет ничего общего ни с корнями легковых автомобилей ГАЗ, ни с самим заводом. Рисунок можно было назвать как угодно и дописать любые технические характеристики, переплюнув и Бугатти, но ребята поскромничали и ограничились 3,2-литровым двигателем и мощностью 296 лошадиных сил. Совершенно непонятно при этом что имели в виду авторы, воспроизводя эти цифры, поскольку в арсенале автозавода такого мотора нет и в помине, равно, как и полноприводной трансмиссии.
Что такое «не везет»
Эта история, тем не менее напомнила о временах, когда на заводе ещё не угасла искорка авантюризма и у модели Волга вполне могло бы быть неплохое будущее, если бы не бестолковое руководство и неповоротливая бюрократическая машина, которая по иронии судьбы изначально пользовалась теми самыми автомобилями Волга, пока не появились более достойные и современные иномарки. Неразбериха на заводе началась в то время, когда все уже отчетливо понимали — ГАЗ 24 10 давно отжила своё. Как ни крути, а конструкция середины 60-х годов уж никак не может пользоваться спросом в XXI веке, который был на носу.
Вариантов замены было несколько, но самой жизнеспособной машиной, по мнению топ-менеджеров завода, была Волга ГАЗ 3111. Автомобиль дебютировал на автошоу в Москве в 1998 году в компании с двумя концептами — 3103 и 04. Предсерийная Волга 3111 выглядела на тот момент свежо, по крайней мере, по сравнению с динозаврами 24-10 и 3110. Да и публика, ещё не привыкшая к зарубежным разносолам, приняла машину благосклонно. Также к плюсам модели в глазах руководства относили элемент преемственности поколений. Эдакая неоклассика, ГАЗовские традиции и, возможно, нотка ностальгии. В том смысле, что в конструкции автомобиля оставался все тот же задний привод, рессоры и доисторический двигатель.
По идее, 3111 должна была полностью заменить на конвейере 3110, а старт конвейерного выпуска должен был состояться 25 декабря 1999 года. Очень символично — в новый век с новым, если не технически, то хоть новым по дизайну, автомобилем. Но снова все сорвалось. Символический запуск одиннадцатой модели в серию состоялся, хотя до реального выпуска оставалось ещё много месяцев. Машину выпускали поти год. За это время было собрано около 500 экземпляров. Конечно, автомобиль массово не продавался и вина в этом снова легла на плечи извечного кризиса или ещё какой-нибудь стихии, не зависящей от автозавода. К слову, ГАЗ 3111 ещё долгое время украшал некоторые салоны официальных дилеров, как шоу-кар. К нему лепили табличку «цена договорная», но договариваться особо никто не рвался. На дворе стоял 2002 год, жизнь шла своим чередом и чуда от ГАЗа уже никто не ждал.
Виноват, конечно, кризис. Однако даже в самых тепличных экономических условиях едва ли кто-то соблазнился бы автомобилем, который идентичен по техническим характеристикам модели-предшественнице, но при этом на три центнера её тяжелее. И это при том что в обслуживании 3111 была очень неудобной. Кузов лепили вокруг шасси и никто не задумывался о том, что в машине иногда меняют масло, фильтры, в фарах перегорают лампы, а чтобы заменить несчастную лампочку в указателе поворотов, надо было разбирать всю переднюю облицовку. Из технических нововведений — только рулевая рейка и стабилизатор задней рессорной подвески. Словом, вполне прогнозируемо, что и эта Волга всенародной любви и признания не нашла бы, даже если завод и завалил бы рынок автомобилями по самым бросовым ценам.
Новая Волга 3115, фото
На тот момент проект 3111, равно, как и более успешная модель 3110, по сути, оставались модернизацией ГАЗ 24. Все тот же 70-й год. И это несмотря на то что на предприятии была роскошная инженерно-техническая база, школа разработчиков, именитые инженеры-мотористы и кузовщики, новейшая по тем временам система автоматизированного проектирования, не уступавшая лучшим мировым аналогам. Точно такая же, между прочим, была в распоряжении концерна Крайслер. Персонал метался из крайности в крайность, выпуская нелепые прототипы, на которые было страшно смотреть и о которых бывшие работники завода вспоминают с большой неохотой.
Следующим шагом завода к новому провалу была модель 3115. Это была все та же 24-я, но уже с независимой задней многорычажной подвеской, и классическим задним приводом. Внешне автомобиль не вызывал никаких эмоций, но, по крайней мере, был ближе к конвейерному предсерийному экземпляру. Дизайн кузова был тяжеловесный и безликий, размеры автомобиля были зачем-то уменьшены, хотя формально 3115 все ещё играла в классе D. Попытки поставить её на конвейер также ни к чему хорошему не привели, хотя по конструкции машина несколько отличалась от предыдущей модели. В основном, изменения коснулись ходовой части. Все тормоза были дисковыми, передняя подвеска получила более разнесенные по вертикали рычаги и мощный подрамник. Рулевая рейка с гидроусилителем перекочевала с модели 3111, а широко расставленные лонжероны говорили о том, что под капотом должен был находиться как минимум двигатель V-6. Но для тест-драйвов устанавливали все тот же 16-клапанный двигатель объёмом 2,3 литра и мощностью 128 лошадей. Понятно, что с такими техническими характеристиками в классе D Волге делать было нечего. Проект был похоронен в 2003 году.
Последняя новая Волга. Сайбер
Но и на этом история Волги не закончилась. Ещё в то время как на заводе доводили до ума ГАЗ 3111, автомобилем года в США стал довольно интересный автомобиль Chrysler Sebring. Как раз в классе D. На родине модель не пошла по ряду причин, возиться с ней никто не стал и Дженерал Моторз быстренько сняло её с производства. Чтобы добро не пропадало, шустрые менеджеры GM оперативно продают патент вместе с оборудованием для конвейерного производства Горьковскому автозаводу. Казалось бы, наконец в Нижний Новгород пришла удача. Ещё бы, один из самых прогрессивных автомобилей начала века на конвейере завода. И пусть не нашей разработки, но, возможно, хоть как-то Chrysler Sebring сможет помочь протянуть ещё пару лет легковому конвейеру ГАЗа. Автомобиль выпускался с 2008 года практически без особых изменений. По традиции увеличили клиренс, сделали дубовее подвеску и установили такую демпинговую цену, что не купить Волгу Сайбер было просто невозможно. Она стоила, как новый Форд Фокус или Хендай Соната, но просторнее и солиднее на вид.
Однако и на этот раз планы завода рухнули. Конструкция Chrysler Sebring на момент старта продаж в России существенно устарела, а в Штатах её сняли с производства ещё шесть лет назад. При этом завод закупил у Крайслера машинокомплекты, которые лежали на складах и за которые были заплачены деньги. Оставалось продавать Сайбер себе в убыток. Но даже после снижения цен публика не захотела иметь дело с отвратительной сборкой, сомнительной конструкцией и максимально упрощенным дизайном салона американца. На ГАЗе планировали продавать по 50 тысяч Сайберов в год, но за два года, пока длилась эта история, продали всего девять тысяч автомобилей. Это был настоящий и бесповоротный провал. Автомобили Волга больше не выпускались на Горьковском автомобильном заводе.
И вот на фоне всего этого в 2010 внезапно появляется рисунок братьев Букиных, сопровождаемый спорной информацией якобы о ведущихся проектных работах над автомобилем Волга 5000 GL, причём тогда называлась и примерная стоимость, и возможная дата выхода никогда не существовашей даже в проекте машины. Страсти потихоньку улеглись, но реально существовавшую Волгу не забывают. Для многих этот автомобиль — символ. Для кого-то молодости, для кого-то былой уверенности в завтрашнем дне, для кого-то коллекционный экземпляр. И пока она приносит радость людям, ей можно простить все, начиная от доисторического, почти украденного, дизайна, до технического несовершенства. Потому что победителей не судят.