Полезные советы для автолюбителей

Что это за зверь — роботизированная коробка передач

Роботизированная коробка передач (она же «коробка робот») — механическая коробка передач, где функции управления сцеплением и переключения передач автоматизированы. Однако автоматизация достигается не с помощью гидравлического механизма, а с помощью электроники, работающей как робот.

В основе «классической» механики находятся два вала — ведущий и ведомый (первичный и вторичный). Крутящий момент от двигателя передаётся на ведущий вал. Ведомому достаётся преобразованный, который идёт на ведущие колёса. На оба вала посажены шестерни, находящиеся в сцеплении попарно. Однако на ведущем они жёстко закреплены, а на ведомом — вращаются свободно. В нейтральном положении крутящийся момент не поступает на колёса, поскольку вторичные шестерни свободно прокручиваются на валу.

Перед тем, как включить передачу, водитель жмёт на сцепление, отсоединяя от двигателя ведущий вал. Далее с помощью рычага на КПП перемещаются синхронизаторы через систему тяг на ведомом валу. Подведённая муфта синхронизатора запирает вторичную шестерню необходимой передачи на валу. При включении сцепления, заданный с нужным коэффициентом крутящий момент передаётся на ведомый вал, а уже от него — на главную передачу. Ведомый вал с шестернями нередко разделяют на два — для сокращения длины коробки.

коробка передач робот

Внешний вид роботизированной коробки передач

Работа роботизированной коробки передач имеет тот же принцип. Роботизированная коробка переключения передач отличается только тем, что выбором передач и смыканием-размыканием занимаются сервоприводы (актуаторы). Обычно — шаговый электромотор с исполнительным механизмом и редуктором, но встречаются и актуаторы гидравлического типа.

Роботизированная коробка управляется специальным электронным блоком: первый актуатор жмёт на сцепление, а второй занимается синхронизаторами, включая необходимую передачу. Как только задача выполнена, первый сервопривод отпускает (плавно) сцепление. Благодаря такому подходу, педаль сцепления перестаёт быть нужной — электроника сделает это за водителя при поступлении команды. В ручном режиме команды на переключение отдаёт водитель при помощи подрулевых лепестков или более привычным способом — с помощью селектора КПП.

Эксплуатация роботизированной коробки — достоинства и недостатки

Коробка передач робот появилась сравнительно недавно, но уже успела завоевать определённую популярность. Тем не менее, у данного принципа есть как достоинства, так и недостатки и, разумеется — их следует принимать во внимание.

Недостатки

  1. Основной минус заключается в том, что многие роботы не программируются. Соответственно — не получится сменить программу под свой стиль езды. Если не устроит манера работы конкретного робота — блок управления придётся менять целиком. В общем — примите данный факт во внимание и не забывайте о нём при покупке.
    Программируемые намного удобней и дают возможность вносить как мелкие, так и достаточно крупные изменения в программу, делая её максимально удобной именно для себя. Менять прошивку нужно только на официальной станции — «самодеятельность» может обернуться аварией.
  2. Сбой прошивки — явление не самое частое, но тут многое зависит от конкретного производителя. Есть и такие, где «глюки» стали привычным явлением. Задумав приобрести понравившийся вариант — предварительно соберите по нему информацию. Сбой достаточно опасен, поскольку может включаться не та передача либо не включаться вовсе. В некоторых случаях это может стать причиной серьёзных проблем.
  3. «Задумчивость» некоторых роботов — передачи переключаются с заметным запозданием — до 2-х секунд! Обычно подобная проблема встречаются у совершенно конкретных производителей.
  4. «Индивидуальность» — ещё одна проблема. Даже одинаковые роботы могут работать с достаточно серьёзными различиями. Как правило, достаточно легко устраняется перепрошивкой.
  5. Рывки в начале движения или при переключении передачи — сразу же идите к специалисту. «Само» не пройдёт. Обычно помогает перепрошивка, но иногда приходится менять блок управления.
работа роботизированной коробки передач

Роботизированные коробки передач непрерывно совершенствуются

Достоинства

  1. Ремонтопригодность коробки робота мало отличается (за исключением электроники) от механической и соответственно — большую часть поломок можно починить в обычном автосервисе, причём быстро и качественно. Кроме того — такая конструкция изначально надёжней вариаторной или автоматической.
  2. Роботизированная коробка содержит такое же количество передач, как и механика. Это выгодно отличает её от автоматических, которые в большинстве своём имеют всего 4-е передачи. Более «продвинутые» автоматы страдают обычно «детскими» болезнями и ломаются значительно чаще, так что автолюбители со стажем относятся к ним с некоторой опаской.
  3. Повышен ресурс сцепления, причём весьма существенно — на 30-40%. Это не только экономия, но и безопасность.
  4. Умеренный расход топлива.
  5. В конструкции содержится значительно меньше масла — от 2-х до 3-х литров. Автоматические и вариаторные — от 7-и до 10-и. Экономия средств получается достаточно заметной.
  6. Функция Tiptronic имеется практически на всех роботизированных коробках. Она позволяет вручную осуществлять переключение передач и ездить практически так же, как на привычной механике.

Классификация коробок передач роботизированного типа

Как уже писалось выше — коробка-робот может быть как полностью электронной, так и гидравлической. Однако блок управления гидравлической коробки всё равно электронный. О достоинствах и недостатках каждого типа можно спорить очень долго — и всё равно остаться при своём мнении. Так что — просто приведём краткий список основных производителей, производящих те или иные типы коробок.

Гидравлическое управление

  • Dualogic от Fiat;
  • SMG, DCT M Drivelogic от BMW;
  • 2-Tronic от Peugeot;
  • DSG от Volkswagen;
  • Senso Drive от Citroen;
  • S-Tronic от Audi;
  • Selespeed от Alfa Romeo;
  • ISR (Independent Shifting Rods) от Lamborghini;
  • Quickshift от Renault.
как ездить на роботизированной коробке

Роботизированная коробка переключения передач имеет рад преимуществ перед своими сородичами

Электронное управление

  • MultiMode от Toyota;
  • Easytronic от Opel;
  • Allshift от Mitsubishi;
  • Durashift EST от Ford;
  • MultiMode от Toyota.

Многие специалисты считают, что S-Tronic от Audi и DSG от Volkswagen — отдельные направления — и на то есть основания. Данные коробки созданы с двойным сцеплением, благодаря чему переключение идёт очень быстро. Такие механизмы не только быстрее и экономичней механических, но и более удобны в использовании. Основной их недостаток — стоимость, которая остаётся достаточно высокой.

Езда на роботизированной коробке

Как ездить на роботизированной коробке, знает не каждый. Теория и практика могут отличаться достаточно сильно. Требуется время, чтобы приспособиться и не попадать в аварийные ситуации, поэтому не спешите сразу же выезжать в места с интенсивным автомобильным движением. Лучше «обкатайте» машину в относительно безлюдных местах.

Поскольку переключаются передачи с некоторым замедлением, нужно заново приспособиться к машине. Если работа электроники вас не устраивает — сейчас же обращайтесь на официальную станцию за перепрошивкой. Вполне возможно подогнать программу под уже привычную, сформировавшуюся манеру езды и не мучиться с переучиванием.

  • Новости
  • Практикум
В Южной Корее запретили продавать Volkswagen, Audi и Bentley
Читать далее...
Рынок автомобилей с пробегом: прозвучал первый тревожный звонок
Читать далее...
Россиянке, на авто которой упала стена дома, отказали в компенсации
Читать далее...
BMW M5 F10 эффектно попрощается с поклонниками
Читать далее...
Основатель Google тайно финансирует создание летающих автомобилей
Читать далее...
На Садовом кольце уберут очередное бутылочное горлышко
Читать далее...
Эксперты: россияне не любят машины ярких цветов
Читать далее...
Опубликовано видео невероятных краш-тестов грузовиков Scania
Читать далее...
Для армии США построили водородный пикап
Читать далее...
Китайский сервис онлайн-шопинга представил первый интернет-автомобиль
Читать далее...
КАК выбрать марку автомобиля, какую марку автомобиля выбрать.
0 Читать далее...
Тест четырёх седанов: Skoda Octavia, Opel Astra, Peugeot 408 и Kia Cerato
0 Читать далее...
2023-2024 год: рейтинг страховых компаний КАСКО
0 Читать далее...
На чем ездили звезды в 20 веке и сегодня?
0 Читать далее...
Обзор самых популярных кроссоверов и их сравнение
0 Читать далее...
Рейтинг надежных машин 2023-2024 года
0 Читать далее...
Какая машина является самым дорогим джипом в мире
0 Читать далее...
ГДЕ можно купить новую машину в Москве?, где продать машину в москве быстро.
0 Читать далее...
Какие машины самые безопасные
0 Читать далее...
Самый дорогой во всём мире автомобиль
0 Читать далее...