Самоделкин стайл: ремонт компрессора автомобильного кондиционера
Востребованность автомобильных климатических систем особенно остро проявляется в несколько летних месяцев. В условиях нашего климата, казалось бы, и заботиться о кондиционировании салона незачем. Это с сентября по апрель. А в июльский полдень иногда можно полцарства отдать за прохладу в салоне. Кто это прочувствовал, тот не ставит вопрос о необходимости наличия кондиционера или климат-контроля в автомобиле. Обладающие кондиционером автовладельцы озабочены другим: как максимально продлить жизнь довольно дорогому устройству. Сделать это несложно, главное, выполнять профилактические и диагностические операции.
Ахиллесовы пятки кондиционера
Сложность в обслуживании любого кондиционера, самого простого или с климат-контролем, заключается в том, что устройство не может быть обслужено в полной мере своими руками. По крайней мере, качественно. Больно сложное, это во-первых, а во-вторых, без специальной аппаратуры и опыта подобных работ даже и пытаться нечего отремонтировать систему. Будет только хуже — проверено опытом. Основные неисправности кондиционера связаны или с механической его частью, или с электрической. Тем не менее, мы сами можем установить и устранить, хотя бы временно, некоторые проблемы с устройством. Но лучше их предупредить.
Для этого нужно взять за правило перед сезоном активного использования кондиционера проверять состояние конденсора, радиатора, который отвечает за охлаждение хладагента и перевод его из жидкого в газообразное состояние. Здесь нет ничего сложного и от владельца требуется только внимательность. Конденсор расположен на «линии огня», то есть перед основным радиатором системы охлаждения двигателя. Естественно, что все мухи и пыль достаются в первую очередь ему. Независимо от того, работает устройство или нет, конденсор обдувается всеми ветрами и пропитывается пылью. Поэтому перед использованием его нужно аккуратно прочистить, не повредив сот, но при этом удалив весь мусор.
Видеоролик о том, почему ломается автомобильный кондиционер
www.youtube.com/watch?v=zvMw_djNCX0
Второе уязвимое место кондиционера — компрессор. Это самый дорогой агрегат в системе, но обиднее всего то, что он практически не обслуживается своими руками. Для его ремонта или обслуживания необходимо эвакуировать весь хладагент из магистрали, только тогда к нему можно будет подобраться. Но кое-что для проверки и профилактики сделать можно:
- своевременно проверять натяжку приводного ремня;
- следить за его состоянием;
- контролировать состояние трубчатых соединений на предмет возникновения замасливания или течи;
- проверять наличие хладагента в системе;
- запускать кондиционер раз в неделю на 10-15 минут, независимо от времени года.
Но даже если все это беспрекословно выполнять, компрессор рано или поздно попросится на ремонт или на профилактику.
Ремонт компрессора автомобильного кондиционера
Смерть компрессора почувстсвуется сразу. Признак один: включаешь — не работает. Но это крайний случай. Часто компрессор намекает на то, что пора бы ему провериться и обслужиться у хорошего мастера.
Симптомы, говорящие о неисправностях компрессора, просты:
- Негерметичность компрессора. Самая простая поломка, которую просто устранить. Но только в том случае, если ее вовремя обнаружить и вовремя обратиться куда следует. Чаще всего изнашивается уплотнитель приводного вала и другие уплотнители, они поставляются в ремкомплектах. Такой текущий компрессор разбирается, ремкомплект устанавливается, а если есть повреждения корпуса, то они завариваются аргонной сваркой. Цена такой работы в Москве — около 3000 рублей, в зависимости от типа компрессора и модели автомобиля. Естественно, в цену входит снятие/установка, переборка, дефектовка и проверка на компьютерном стенде.
- Шум компрессора. Самая распространенная неисправность — при выключенном устройстве и работающем двигателе шумит подшипник самого шкива. Это может вызвать нагрев корпуса и, как следствие, выход из строя электромагнитной муфты привода. Она перегревается, обмотка теряет свои характеристики или замыкает накоротко. Если подшипник приклинивает, то обойма может проворачиваться в корпусе. Тогда будет необходима замены крышки. Это лечится элементарным снятием муфты без демонтажа компрессора. Шум может возникать при работающем кондиционере. Тогда нужно проверять давление с системе и наличие перепадов на контуре всасывания и нагнетания.
- Неисправности электромагнитной муфты. Чаще всего вследствие износа прижимной поверхности контакт муфты и компрессора недостаточно плотный, между шкивом и прижимной пластиной слишком большой зазор. Может оплавиться катушка вследствие перегрева.
www.youtube.com/watch?v=0fZXqLeIkNc
В результате дефектовки, как правило, обнаруживается повышенный износ поверхностей, неисправность перепускного узла, клапанов, винтовых соединений и согласующего устройства. Но винить во всем себя тоже не резонно. Компрессор может получать естественный износ, что вполне нормально. А вот забитый конденсор — целиком на совести владельца. Тогда компрессор мог выйти из строя из-за повышенной нагрузки.
Для примера можно рассмотреть подобные поломки наиболее популярного компрессора Denso 7SBU, который применяется в автокондиционерах Мерседес Вито, Опель Вектра, БМВ Е36, Ауди А4, Фольксваген Пассат Б5, Шкода Октавия. Также он устанавливается практически на всех Рено и Ниссан. Похожая модель Denso DCP 10019 установлена на Форд Фокус 2 и новых корейских Шевроле.
При проявлении самых характерных неисправностей потребуется выполнить следующие работы:
- диагностика системы;
- монтаж/демонтаж компрессора;
- дефектовка;
- финальная заправка системы.
И купить такие расходники:
- комплект уплотнительных прокладок;
- ремкомплект поршневых полусфер;
- контрольный и воздушный клапан.
Исходя из сегодняшних цен в Москве, вся работа с материалом будет стоить 10 тысяч рублей. Покупка же нового компрессора (оригинального) меньше 35-48 тысяч не обойдется. Вывод прост — чтобы компрессор служил долго и исправно, стоит периодически уделять ему внимание. Только тогда прохладный воздух будет в салоне автомобиля целое лето.