Вторая жизнь: ремонт бампера автомобиля своими руками
Закончились времена, когда бампер автомобиля защищал только тот автомобиль, к которому он прикручен. Сейчас пластиковые бамперы заботятся обо всем на свете, принимая на себя пинки даже от снежных комьев, безмозглых собак и могут повредиться от легкого нажима, не говоря об ударах. Как ни крути, но бампер составляет 80% фасада передней и задней части автомобиля, он всегда на виду, и за ним нужно ухаживать. Тем более, если вы собрались продавать автомобиль, то бампер должен быть в идеальном состоянии — это своего рода индикатор аккуратности владельца.
У нас есть несколько советов касательно того, как провести ремонт бампера автомобиля своими руками в зависимости от характера повреждений. Практически любой приобретенный дефект можно устранить самостоятельно без особенных вложений. Покупать новый бампер придется только в том случае, если он восстановлению не подлежит. Отремонтировать можно практически любое повреждение. Тем более, если у вас Jaguar XJS 1987 года, то реставрировать будет однозначно дешевле. Поэтому рассмотрим самые распространенные дефекты и способы их устранения своими руками.
Вмятина без трещин и сколов
Пожалуй, самое распространенное ранение пластикового бампера. Особенно среди новичков, которые плохо ориентируются в габаритах автомобиля. Вмятины на бампере редко случаются в результате серьезных ударов. Они зарабатываются при неаккуратной парковке, на малых скоростях, поэтому исправить их довольно просто. Вначале нужно внимательно осмотреть место, которое украсила вмятина. Оценить, насколько она серьезна и не повреждены ли крепления бампера или кронштейны.
Видеоурок по ремонту и покраске бампера автомобиля своими руками
www.youtube.com/watch?v=KJhIXMDC_zM
Если все в норме, нужно попробовать добраться до вмятины с внутренней стороны бампера. Если это удалось — почти победа. Тогда не нужно снимать бампер. Для реставрации нам понадобится только строительный фен с рассеивающей насадкой. Без фена нам не удастся вылечить практически никакие ранения, поэтому феном сегодня будем пользоваться часто. Кроме фена будут необходимы перчатки.
Почти все автомобильные бампера, которые установлены на современных автомобилях, имеют маркировку на внутренней поверхности PP, PP/EPDM, TEO. Это говорит о том, что бампер изготовлен из полипропилена или пластмасс на его основе. Бывают еще углепластиковые и стекловолоконные бамперы, но попадаются они крайне редко и ремонтируются совсем другими средствами. Если мы обнаружили такую маркировку на бампере, можно смело приступать к реставрации. Для этого разогреваем фен в половину накала и держим его на расстоянии около 30 см от поверхности, прогревая ее равномерно. Главное — не перегреть. Когда с пластика снимется напряжение, изнутри бампера рукой в перчатке просто выдавливаем вмятину назад. У материала сработает молекулярная память, и вмятина выровняется. Если все сделать аккуратно, можно обойтись даже без подкраски, а если есть небольшие царапины, их можно заполировать.
Трещина — еще не все потеряно
Трещина на бампере на скорость не влияет, тем не менее аккуратный хозяин постарается сразу ее ликвидировать. Сделать это будет сложнее, чем избавиться от вмятин, но вполне возможно. Даже без помощи специалистов. Достаточно соблюдать некоторые простые рекомендации, и мы сможем ликвидировать трещину любой сложности.
В случае с трещиной бампер придется снимать, тщательно очищать от грязи и пыли, а пострадавшее место — обезжиривать. В зависимости от степени серьезности трещины мы используем несколько способов реставрации:
- винтами и гайками;
- степлерными скобами;
- пластиковым электродом;
- нержавеющей сеточкой.
www.youtube.com/watch?v=Zl53oZaG9HE
Сразу хочется предостеречь от напрасной траты времени — не используйте клей. Двухкомпонентная эпоксидная смола применяется при ремонте только стеклопластиковых бамперов. На полипропилене она продержится от силы несколько дней. Продать машину успеть можно, но как-то несолидно, согласитесь. Любой резиновый клей, клей для пластика или «суперклей», гроза порванных шлепанцев, здесь тоже не помогут.
Винты и гайки
Если мы хотим добиться максимального эффекта, применяем один из рассматриваемых способов, а начнем с самого тяжелого случая — трещины в разные стороны, когда пластик лопнул не по одной линии, а сразу по нескольким направлениям. Для ликвидации сложной трещины используем резьбовые соединения. Винты с потаем, гайки с шайбами, пластина для подвеса гипсокартонных систем — это то, что будет необходимо на начальной стадии реставрации.
Суть операции в стягивании трещины при помощи металлической пластины винтами диаметром 4 мм с последующей пропайкой шва. Для этого режем металлическую пластину так, чтобы готовые отверстия на ней располагались по обе стороны трещины. Количество металлических планок зависит от характера трещины, равно как и конфигурация отверстий. Но принцип такой:
- укладываем пластину с отверстиями на внутреннюю сторону вымытого бампера так, чтобы отверстия находились по обе стороны трещины;
- размечаем отверстия под винты и сверлим их сверлом не толще, чем 3,8 мм;
- отверстия располагаем у самого наружного края отверстий пластины;
- после этого с наружной стороны делаем зенковку отверстий, потай для винта, но для этого лучше прозенковать более толстым сверлом без применения дрели, проворачивая сверло рукой;
- вставляем винты с небольшим натягом в бампер, надеваем пластину, аккуратно затягиваем гайками.
www.youtube.com/watch?v=_P5PkzYW0qg
Очень важно при затяжке не перетянуть гайку, потому что образуется воронка, которую сложно будет выровнять. Но и слишком слабая затяжка может привести к раскручиванию гайки. Когда все готово, желательно обкусить лишнюю длину винта, но для этого не стоит пользоваться болгаркой, поскольку винт перегреется, и это может привести к деформации пластика. По такому же принципу проводится ремонт трещин степлером, только скобы загоняются с внешней стороны, а пропаиваются так, как в случае с электродной сваркой, о которой мы сейчас расскажем.
Пайка электродом и феном
Здесь тоже нет ничего сложного. Единственное, что от нас потребуется — строительный фен и мощный паяльник на 80-100 Вт. Фен должен иметь специальную насадку в виде гнутой трубки. Если ее нет в комплекте, несложно изготовить самостоятельно, но насадка для локального прогрева очень нужна. В роли сварочного электрода выступит тонкая полоска полипропилена, отрезанная от такого же по составу бампера.
Ширина полоски зависит от характера трещины, но, как правило, электрод должен быть не шире 10-12 мм. Здесь нужно учитывать толщину стенки бампера. Если варить слишком толстым электродом, то он может деформировать поверхность детали. К примеру, Приора имеет толщину бампера около 3 мм, следовательно оптимальной толщиной электрода будет 10 мм. Если толщина бампера более 5 мм, то и электрод должен быть крупнее.
На хорошо обработанную внутреннюю поверхность бампера в месте образования трещины накладываем электрод, равномерно обдувая его горячим воздухом из фена. По мере плавления полоски продвигаемся к концу трещины. Прогревать нужно аккуратно, и распределять воздух таким образом, чтобы большая его часть попадала на электрод. После этого даем бамперу остынуть в естественных условиях, и переходим к реставрации наружной поверхности.
www.youtube.com/watch?v=_QcbtuA1_VU
Здесь достаточно будет уложить два кусочка нержавеющей сетки по краям трещины — в самом начале и в самом конце. Укладка сетки проводится мощным паяльником, причем нужно стараться утопить сетку до половины толщины стенки бампера. Когда бампер опять остынет, нужно феном наплавить некоторое количество электродной пластмассы на места с сеткой, а после остывания выровнять поверхность крупной наждачной бумагой. После этого можно приступать к шпаклевке и покраске.
Как видим, ничего архисложного в реставрации бампера и любой автомобильной пластмассы нет. Нужно просто соблюдать аккуратность и придерживаться технологии. Но все-таки лучше быть осторожнее на дороге и не ловить ворон, тогда бампера и нервы будут целее.