Полезные советы для автолюбителей

Принцип работы редукционного клапана масляного насоса

А, это такая пимпочка с пружинкой и с гайкой… Обескуражено говорил один дядька, когда ему сообщили, что на его ВАЗ 2106 провернуло вкладыши из-за забитого редукционного клапана масляного насоса. Мелочь, которая играет огромную роль во всей системе смазки, может привести к очень нежелательным последствиям, если не обращать на нее внимания. А обращать внимание на себя время от времени эта пимпочка просит. Поэтому будет нелишним узнать об этом клапане подробнее, чтобы не повторять чужих ошибок.

Редукционный клапан фото

На фото редукционный клапан, который нормализует давление от масляного насоса

Схема и принцип работы системы смазки

Редукционный клапан масляного насоса, как элемент любой гидравлической системы, отвечает за нормализацию давления, создаваемого масляным насосом. Вот и вся его функция. Казалось бы, такая мелочь, но влияет на работу всех систем двигателя. Вкратце взглянем на систему смазки, чтобы понять, какое назначение у клапана в работе системы.

Сиситема смазки любого современного автомобильного двигателя — комбинированного типа. А это значит, что только часть деталей смазываются естественным стеканием или капельным методом. Основная часть трущихся поверхностей смазывается под давлением. Смазка обязана образовывать антифрикционную пленку, понижать коэффициент трения деталей. Циклический принцип работы всей системы обеспечения двигателя смазкой предполагает постоянную циркуляцию масла из картера через фильтр. Обеспечивает перемещение смазки по контуру масляный насос. После этого масло идет под давлением к коренным и шатунным шейкам коленвала, под давлением же проходит по маслопроводу к шейкам распредвала.

Видеоурок о том, как вынуть закоксовавшийся редукционный клапан

www.youtube.com/watch?v=EGW0FNUORKA

По каналу внутри шатуна смазка циклически подается к поршневому пальцу. Все остальные детали смазываются стекающим или разбрызгиваемым маслом, которое превращают в масляную пелену вращающиеся детали двигателя. После этого масло стекает в картер, где через маслозаборник опять всасывается в маслонасос.

Высокооборотистые и спортивные двигатели имеют систему смазки с сухим картером. Такая система не зависит от количества масла в картере, потому что оно находится в отдельном масляном баке, куда сразу закачивается после цикла смазки. Сухая система смазки не зависит от положения и уровня масляной массы в картере. Этим обеспечивается стабильная работа мотора в любых режимах и исключает масляное голодание двигателя на повышенных оборотах, когда автомобиль преодолевает неровные участки рельефа.

Давление масла в системе

Давление в двигателе

Стабильное давление и температура масла — главные факторы оптимальной работы двигателя

Обязательным условием нормальной работы мотора есть постоянное поддерживание стабильного давления и температуры масла. При перегреве смазка может потерять вязкость и утратить основные физические характеристики, нужные для образования масляной пленки, поэтому во многих двигателях применяется система охлаждения смазки с масляным радиатором и датчиком температуры. Масляный радиатор может быть как жидкостного охлаждения, так и воздушного.

Поддержание минимального давления в системе важно для полноценного обеспечения маслом всей магистрали, независимо от степени удаленности от масляного насоса. Также для подачи смазки по узким и длинным каналам блока цилиндров, ГБЦ, коленчатого и распределительного валов и шатунов. Контролируется давление датчиком, который установлен в системе смазки и транслирует уровень давления на приборную панель, а также передает данные о давлении в блок управления двигателем. При недостаточном критическом давлении во избежание масляного голодания блок управления глушит двигатель.

Для чего нужен редукционный клапан

www.youtube.com/watch?v=mcpUFSIbmyo

И вот тут в действие вступает пимпочка с пружинкой — редукционный клапан масляного насоса. Система смазки может быть оборудована несколькими клапанами, чаще всего они расположены в насосе и в масляном фильтре. Перепускные клапана как раз и предназначены для поддержания постоянного давления в системе.

Для системы смазки опасно как слишком высокое, так и слишком низкое давление. Низкое — понятно, масло просто не может попасть ко всем трущимся деталям, в результате чего они выходят из строя. Но так же опасно и чрезмерно высокое давление, которое может привести к пробою прокладок, повреждению маслопроводов, шлангов и уплотнителей, а также к механическому повреждению самого маслонасоса.

Редукция — это повышение или понижение какого-либо физического параметра с целью его стабилизации. Редукционный клапан перекрывает обратный канал в системе смазки для слива излишков масла. При нормальном давлении масло циркулирует по обычной схеме, но стоит давлению превысить определенное значение, как редукционный клапан открывает дополнительный сливной обратный канал, по которому излишки масла попадают назад в картер. После стабилизации давления клапан закрывается и система начинает работать в штатном режиме.

Устройство редукционного клапана

Редукционный клапан в масляном насосе

Зачастую редукционный клапан установлен в перепускном канале масляного насоса

Редукционный клапан в современном двигателе выглядит инфузорией туфелькой по сравнению с другими сложными устройствами. Клапан маслонасоса устроен предельно просто. В двигателях ВАЗ 2110, 2109, 2112, в моторе ЗМЗ 406 он представляет собой шарик, на который постоянно действует пружина. Сила давления пружины на клапан может регулироваться упорным винтом в корпусе масляного насоса. Редукционный клапан в некоторых двигателях имеет автономный корпус, но в большинстве случаев он вмонтирован в перепускной канал масляного насоса.

Клапан расположен между камерой всасывания и камерой сжатия. Как только давление превышает норму, масло давит на клапан сильнее, чем обычно, он открывается и перепускает смазку обратно на вход насоса или в картер. Регулировка величины давления производится упорным винтом, расположенным в корпусе масляного насоса.

Ремонт и неисправности редукционного клапана

www.youtube.com/watch?v=knl4J8qoEpI

При таком простом устройстве вполне очевидно, что у клапана может быть всего две неисправности — он или не открывается при повышенном давлении, или неплотно заперт, что приводит к понижению давления в системе смазки. Опасен и тот и другой вариант. В первом случае неисправности клапана чреваты продавленными сальниками, прокладками и уплотнителями, разорванными шлангами. Все это приводит к утечке масла и, по понятным причинам, к выходу из строя кривошипно-шатунного механизма как минимум.

Чтобы избежать этой неприятности, стоит поглядывать время от времени на шкалу давления масла. Высокое давление — это хорошо, но когда это становится слишком хорошо, то нужно разобрать редукционный клапан и убедиться в его работоспособности. Устранить неисправность поможет замена пружины или прочистка седла клапана. Проверить давление можно манометром, который подключается к системе смазки, чаще всего вместо датчика давления. Это самый точный метод диагностики системы смазки.

Засорение редукционного клапана

Засорение клапана может спровоцировать отсутствие оптимального давления в масляном насосе

Вторая крайность, это когда редукционный клапан не держит минимальное давление. Такая ситуация тоже ни к чему хорошему не приводит. Как правило, виной этому стает засорение клапана. Мусор или шлак попадает в посадочную плоскость клапана и не дает ему перекрывать сливной канал. Клапан заклинил, в результате падает давление в системе, а чем это заканчивается ­— известно. Для сигнализации о критическом давлении в любом автомобиле на щитке приборов есть контрольная лампа, а в современных двигателях ЭБУ просто отключает мотор в случае падения давления до критической точки.

Следить за показаниями приборов — важно. Светодиодная подсветка панелей приборов — это прекрасно, но совсем не помешает в рамках тюнинга приборки купить и установить дополнительный манометр системы смазки, и желательно механический. Это дороже и сложнее, но зато он более объективно отражает состояние системы смазки в двигателе.

  • Новости
  • Практикум
В России отзовут больше 200 тысяч Тойот
Читать далее...
Россияне распробовали подержанные Lada Granta и Hyundai Solaris
Читать далее...
Infiniti показала кусочек нового кроссовера. Фото
Читать далее...
Ветеранов Великой Отечественной войны будут подвозить бесплатно
Читать далее...
ФСБ наказала участников заезда на Гелендевагенах
Читать далее...
Mercedes сделал беспилотный автобус будущего (видео)
Читать далее...
Из Москвы в Шереметьево: у водителей появилась альтернатива
Читать далее...
Из нового Volkswagen Polo сделают кроссовер-кабриолет
Читать далее...
1 этап RHHCC-RTAC. Грозное начало
Читать далее...
Май приближается: автомобили начали дорожать
Читать далее...
Хиты 2023-2024 рейтинг кроссоверов по стоимости и качеству
0 Читать далее...
Какой внедорожник выбрать: Juke, C4 Aircross или Mokka
0 Читать далее...
КАК заказать автомобиль из Японии, авто из японии в самаре.
0 Читать далее...
Выбор доступного седана: Zaz Change, Lada Granta и Renault Logan
0 Читать далее...
Самые угоняемые автомобили Москвы в 2023-2024 году
0 Читать далее...
Обзор пикапов – три «бизона»: Форд Рейнджер, Фольксваген Амарок и Ниссан Навара
0 Читать далее...
Какой автомобиль выбрать семьянину
0 Читать далее...
Надёжность машин по рейтингу
0 Читать далее...
КАК обменять старый автомобиль на новый, Покупка и продажа.
0 Читать далее...
КАК выбрать марку автомобиля, какую марку автомобиля выбрать.
0 Читать далее...