Полезные советы для автолюбителей

Про тахограф и обязательные транспортные средства для его установки

Большинство грузовых автомобилей и автобусов с весны 2015 года должны иметь на борту тахограф: на какие транспортные средства он ставится, кто может игнорировать требования по установке устройства и для чего он нужен, волнует не только владельцев грузового транспорта, но и многие частные компании, занимающиеся пассажирскими перевозками. Кроме этого, в продаже есть не один вид тахографов, да и цена прибора может быть совершенно разной. К примеру, тахографы старого образца, аналогового типа, могут стоить в пределах 20-30 тысяч рублей, в то время как цифровые приборы продают за 55-60 тысяч.

Что такое тахограф и зачем он нужен

Автомобильный тахограф

Тахограф помогает контролировать активность водителя в пути — его режим труда и отдыха — и установить маршрут

Тахограф представляет собой контролирующее устройство, способное фиксировать режимы движения автомобиля или автобуса. Это объясняют тем, что только с помощью тахографа можно проконтролировать активность водителя в пути, проследить за режимом труда и отдыха, установить маршрут. Необходимость контроля водителей вызвана предупреждением возникновения аварийных ситуаций из-за усталости и нарушения режимов движения, в том числе и скоростных.

В принципе, с этими задачами может справиться спидометр и одометр, но их показания не всегда могут быть точными, к тому же на них всегда можно повлиять. Применение тахографа позволило более точно проводить бухгалтерский учёт и анализ, правда, иногда сам прибор может стоить дороже грузовика. К примеру, несвежий ГАЗ 53А можно купить за 70-120 тысяч рублей, но без тахографа его эксплуатировать запрещено, цена прибора может достигать 50-60 тысяч. Поэтому рентабельность эксплуатации в этом случае под сомнением.

Для кого тахограф обязателен: правила и исключения

Здесь разговор короткий — все автобусы и грузовики с полной массой больше 3 500 кг обязаны иметь в салоне тахограф. Грузовые Газели это нововведение обошло стороной, её полная масса меньше 3500 кг. В том случае, когда автомобиль предназначен для перевозки опасного груза, прибор к установке обязательный, а кроме этого, весь грузовой транспорт полной массой менее 15 000 кг также должен быть оборудован тахографом. Законодательно установили сроки оборудования автомобилей — до первого июля 2014 года необходимо было оснастить устройством все автобусы категории М2 и М3, до первого апреля 2015 года прибор должен стоять на всех грузовиках категории N2 и N3. Конечный срок для оборудования автобусов и указанных грузовиков тахографом — первое января 2018 года.

Не требуется установка тахографа на автобусы, которые выполняют регулярные рейсы по определённому маршруту в том случае, если расстояние маршрута не превышает 50 км. В том случае, если рейсовый автобус не выполняет регулярный рейс, ГИБДД в праве потребовать наличия прибора на борту. Установка тахографа обязательна только для транспорта, принадлежащего юридическим лицам. Если грузовик личный, принадлежит физлицу, тахограф не устанавливается. Однако в том случае, когда транспорт используется в коммерческих целях (перевозка пассажиров или грузов), установка прибора обязательна. Нужен ли тахограф на самосвал, зависит от формы собственности автомобиля и статуса водителя — наличие прибора необходимо в том случае, когда за рулём грузовика или автобуса частный предприниматель, даже тогда, когда машина оформлена на частное лицо. Тем не менее бывают спорные ситуации, когда машина не перевозит груз или пассажиров, машина частная, а сотрудник ГИБДД требует наличия прибора. В этом случае доказать свою правоту можно, сославшись собственно на налоговую инспекцию, в которой физлицо не числится индивидуальным предпринимателем.

Видеообзор о работе тахографа и потенциальных сложностях

www.youtube.com/watch?v=fANtzSdcnpE

Законодательством предусмотрен список исключений, в котором названа техника, не подлежащая оборудованию прибором, В приказе No36 Минтранса указано, на какие автомобили не надо устанавливать тахографы:

  • все виды троллейбусов (пассажирские и грузовые);
  • пассажирский транспорт, который проводит горoдские и пригoродные регулярные перевозки;
  • грузовые автомобили, оборудованные в соотвествии с Европейским соглашением по требованиям к экипажам, предназначенными для междунарoдных перевозок, на таких автомобилях должно быть установлено другое фиксирующее устройство;
  • военный транспорт;
  • транспорт органов, ведущих оперативно-розыскную деятельность;
  • трактора, самоходные машины, которые регистрируют в Гостехнадзоре;
  • техника, проходящая дорожные испытания;
  • учебные машины, не совершающие кoммерческие перевозки;
  • автомобили, которые уже оборудовали аналоговыми тахографами старого образца до 2013 года;
  • автомобили старше 30 лет в зависимости от того, в каких целях используется авто (при условии некоммерческого использования);
  • бронированные автомобили;
  • автомобили скорой помощи;
  • стреловые краны на автомобильном шасси;
  • медкомплексы на колёсном ходу;
  • спецтранспорт для перевозки сельскохозяйственной продукции;
  • телестудии, мастерские, на шасси грузовиков и автобусов;
  • кемперы, независимо от полной массы;
  • пожарные машины;
  • эвакуaторы;
  • специальная строительная техника на шасси грузовых автомобилей;
  • нужно ли устанавливать тахограф на грузовой автомобиль категории С, заваисит от их использования, если машина используется для внутрихозяйственных перевозок, прибор можно не ставить.

Какие бывают тахографы

С первого июля 2016 года вступил в действие приказ о запрете использования тахографов аналогового типа, а также любых других фиксирующих устройств без блока СКЗИ. Об этом чётко говорит Указ Министерства транспорта РФ No36. Более того, раньше разрешалось использовать аналоговые приборы до первого января 2018 года, в том случае, когда тахограф был установлен заводом-изготовителем, а автомобиль был выпущен не раньше 2010 года. Теперь срок сократили. Следовательно, с первого июля 2016 года весь транспорт, не попадающий в списки исключений, обязан быть укомплектован цифровым тахографом нового образца.

Аналоговый тахограф

С 1.07.16 г. законодательно запрещено использование аналоговых тахографов

Устанавливаемые тахографы старого образца, аналогового типа, фиксировали информацию о передвижении автомобиля на тахошайбу, картонный диск. Этот диск действовал только сутки, после чего заменялся новым. Повторная запись на тахошайбу была запрещена. Каждый водитель обязан был следить за своевременной заменой диска, а предприятие должно было предоставлять диски в необходимом количестве. Аналоговый тахограф должен был проходить калибровку каждых 24 месяца. Аналоговые приборы в несколько раз дешевле цифровых и не требуют наличия карты водителя для начала фиксации данных, а данные на таких приборах не шифруются.

Современные устройства фиксируют данные в цифровом виде на электронную карту. При этом для доступа к информации и для начала записи необходимо пройти идентификацию при помощи индивидуальной водительской карты. Средство криптографической защиты информации (СКЗИ) считывает данные с индивидуальной карты, после чего начинается процесс записи на электронную карту. Существуют цифровые тахографы, разрешенные к использованию в 2009 году, у них отсутствовал модуль криптографической защиты информации, поэтому сегодня использование таких устройств запрещено. Тем не менее существует возможность сэкономить и не покупать новый прибор, а установить на тахограф только блок СКЗИ.

Контроль информации на приборе может осуществляться либо на экране устройства, либо по распечатке, либо загрузкой данных на компьютер. При этом используется специальное программное обеспечение. Существуют несколько видов карт для тахографов — водительская, карта предприятия и карта контролера. Каждая из карт предоставляет разный объем информации. Каждый цифровой прибор привязан к VIN-коду автомобиля, а датой установки считается процесс привязки устройства к коду. Каждый прибор в обязательном порядке подключается к датчику скорости, а самым используемым тахографом в России считается прибор Сименс модели DTCO-1381. При этом установить такой тахограф можно только в том случае, если у перевозчика есть лицензия на международные перевозки. Как и аналоговые приборы, цифровые тахографы обязаны каждые 36 месяцев проходить калибровку и проверку. Проверка и калибровка проводится организациями, имеющими соответствующую государственную лицензию.

Штрафы за отсутствие тахографа

www.youtube.com/watch?v=Dy4GUaCjPxk

Компании, которые занимаются установкой тахографов на транспорт, обязаны иметь соответствующий сертификат, а установка приборов предыдущего поколения запрещена законодательством. Нарушения правил эксплуатации тахографа влечёт за собой наказание в виде штрафа от тысячи до трех тысяч рублей (для водителя) и от 5 до 10 тысяч для административного лица. При этом нарушением считается не только отсутствие прибора на борту, но и несвоевременное переключение его в режим отдыха. В режим работы устройство включается автоматически с началом движения. Большинству моделей тахографов нужен ручной режим переключения.

Кроме этого, водитель обязан следить за сроком действия водительской карты. Как правило, это три года, а цена карты водителя составляет около 2,5 тысячи рублей. Купить водительскую карту можно в тех же российских сертифицированных учреждениях, которые занимаются продажей тахографов и их установкой, настройкой, проверкой и калибровкой. В том случае, если устройство вышло из строя во время движения автомобиля, водитель обязан вести учёт рабочего времени вручную, а для ремонта прибора законодательство отвело семь рабочих дней. В течение этого времени водитель может двигаться к месту регистрации или месту ремонта тахографа.

Резюмируя ситуацию с тахографами на грузовой автомобиль и на автобус, стоит подчеркнуть, что закон не обязывает менять старые аналоговые тахографы на цифровые в том случае, если он установленный заводом-изготовителем автомобиля, если прибор был установлен до восьмого ноября 2013 года и если мы имеем дело с автобусом для перевозки 20 и больше пассажиров. Также не решен вопрос с грузовиками полной разрешенной массой более 15 000 кг. В остальном закон чётко говорит о том, какой должен быть тахограф и на какие транспортные средства он ставится.

  • Новости
  • Практикум
В центре Москвы рекордно сузят проезжую часть
Читать далее...
Skoda Octavia стала похожа на Mercedes-Benz
Читать далее...
Тройной угон: ворованный Мерседес везли на украденом автопоезде
Читать далее...
Исследование: автомобильные выхлопы — не главный загрязнитель воздуха
Читать далее...
В Audi слегка обновили кроссовер Q3
Читать далее...
Фото дня: Volkswagen выпустил холодильник
Читать далее...
В Госдуме хотят, чтобы на АЗС обязательно были аптеки
Читать далее...
Honda Pilot будет стоить дороже, чем Toyota Highlander
Читать далее...
Самый дешёвый автомобиль с автоматом: первый тираж уже распродан
Читать далее...
Рейтинг ТОП-5: самая дорогая машина в мире
0 Читать далее...
Тест четырёх седанов: Skoda Octavia, Opel Astra, Peugeot 408 и Kia Cerato
0 Читать далее...
КАК выбрать цвет автомобиля, выбрать цвет машины.
0 Читать далее...
Какой хэтчбэк Гольф-класса выбрать: Astra, i30, Civik или всё-таки Golf
0 Читать далее...
Рейтинг 2023-2024: видеорегистраторы с радар детектором
0 Читать далее...
КАК выбрать и купить автомобиль, Покупка и продажа.
0 Читать далее...
Какая машина является самым дорогим джипом в мире
0 Читать далее...
Устройство и конструкция стойки автомобиля
0 Читать далее...
ЧТО нужно знать, чтобы взять автомобиль в кредит?, как долго взять авто в кредит.
0 Читать далее...
Самые угоняемые марки машин в Питере
0 Читать далее...