Вариаторы: типы, сфера использования, устройство и принцип действия
Вариатором называется передаточное устройство между мотором и колесами или иным видом привода: винтовым, гусеничным. Это бесступенчатая коробка передач, которая может плавно изменять скорость вращения колес.
Где используются?
Вариаторы или CVT используются на скутерах, мопедах и водных мотоциклах. На снегоходах часто применяется вариатор сафари. В данный момент эти устройства активно внедряются на многих авто, выпускаемых ведущими производителями.
Типы
Существует огромное число разных типов вариаторов, но автомобильной промышленностью востребованы лишь 2 из них — клиноременный и тороидный. Первый тип является самым распространенным.
Плюсы и минусы вариаторов
Начало движения на машине с вариатором похоже на разгон электромотора большой мощности — старт ровный, с тихим, плавно нарастающим шумом. При этом авто нередко обгоняет более мощных конкурентов, поскольку не затрачивает время на переключение скоростей.
Автомобиль с вариатором может как плавно трогаться, так и быстро разгоняться. Из 2-х машин с аналогичными двигателями вперед выйдет машина, оснащенная вариатором. Это устройство избавляет водителей от множества проблем, поскольку такие авто не глохнут на светофорах, не скатываются назад при езде в гору, и не нагружают детали трансмиссии. При этом в авто будет лишь 2 педали, как при АКПП, а это делает удобным движение в городской среде, ведь вероятность перепутать педали для новичков сильно уменьшается.
Поскольку данные устройства имеют ограничения по мощности, то в данный момент их используют лишь в легковых авто, но благодаря прогрессу сфера их применения все время увеличивается.
Видеоролик об истории вариатора и его преимуществах
www.youtube.com/watch?v=-srEGlmrbDM
Работа устройства находится в зависимости от множества датчиков, в том числе коленвала, АБС, давления и скорости. Если хоть один из них сломается или с ним прервется контакт, вся трансмиссия будет работать неправильно, либо перейдет в аварийный режим. Важнейшим минусом вариатора можно назвать повышенную сложность конструкции, что усложняет его ремонт. Ремонтировать такое устройство довольно дорого, а мастера по его ремонту пока встречаются не слишком часто.
Многим водителям не нравится слишком ровное «жужжание» мотора при любых рабочих режимах. К сожалению, вариаторная коробка не дает громкого рычания при ускорении. Это вызвано работой электроники, отвечающей за оптимизацию работы мотора, вынуждающей его действовать при номинальной мощности. Правда, автолюбители всегда смогут воспользоваться типтроником — специальным симулятором переключения скоростей.
В роли наполнителя вариаторной трансмиссии выступает особая жидкость, стоящая дороже простого автомобильного масла. Ее уровень необходимо постоянно контролировать, а саму жидкость нельзя подменять схожими продуктами, предназначенными для иных моделей машин.
Также имеются ограничения на буксировку машин с вариаторной трансмиссией, и буксировку подобными машинами другого автотранспорта.
Что лучше — вариатор или АКПП?
Чем отличается вариатор от прочих коробок передач? Главным достоинством вариатора в сравнении с иными типами трансмиссии является высокая эффективность использования мощностей мотора благодаря сбалансированной нагрузке на авто, что приводит к большой экономии топлива. А непрерывно меняющийся крутящий момент и плавность езды без рывков гарантируют комфортность передвижения.
Так что лучше вариатор или автомат? С учетом всего вышеизложенного, можно сказать, что авто с вариаторной трансмиссией намного лучше аналогичных авто с АКПП. Машины с вариатором гарантируют быстроту набора скорости, экономят топливо, оптимизируют нагрузку на мотор и приводные элементы. А поскольку работа мотора находится под управлением электроники, он функционирует в щадящем режиме, оттого ему реже требуется техобслуживание и ремонт.
Устройство и принцип работы вариатора
www.youtube.com/watch?v=fgk645a7jeA
В общем случае вариатор состоит из:
- вариаторной коробки;
- управляющей системы;
- механизма, отвечающего за обеспечение передачи крутящего момента и разъединения от мотора;
- механизма, отвечающего за обеспечение заднего хода.
За передачу крутящего момента и разъединения от мотора может отвечать:
- гидротрансформатор;
- многодисковое сцепление;
- электромагнитное сцепление;
- центробежное автоматическое сцепление.
Наиболее распространенным является соединение мотора и вариатора при помощи гидротрансформатора, поскольку именно оно гарантирует плавность движения машины и долговечность вариатора.
Из-за специфики конструкции вариатор не способен на обеспечение реверсивного движения. Чтобы двигаться задним ходом, в этом случае используются добавочные механизмы, включая планетарный редуктор, чей принцип действия схож с таковым у АКПП.
Правила эксплуатации
При соблюдении простейших принципов эксплуатации вариатору гарантирован долгий срок службы. Так, в зимние месяцы надо стараться не допускать нагрузок на вариатор в начале езды. Также надо выделять время на прогрев всем деталям системы.
Кроме того, нужно отслеживать уровень жидкости и вовремя сменять ее. Ни в коем случае нельзя допускать сильных нагрузок на старте, а также при буксировке и при езде по бездорожью.
Нужно держать все датчики в рабочем состоянии, и время от времени проверять проводку на целостность. Если у вас появятся проблемы при езде, сначала нужно проверить мотор — свечи, аккумулятор, электрику. Потом нужно диагностировать состояние авто в соответствии с кодами поломок, и ни в коем случае не проводить ремонт вариатора самостоятельно. При езде на скутере вам время от времени потребуется менять ремень вариатора на скутер.
Заключение
Вариаторы — это усовершенствованный вид трансмиссии в сравнении с обычными АКПП. Специалисты пророчат им большое будущее. По их мнению, вскоре вариаторы вытеснят не только механические, но и автоматические коробки передач.