Полезные советы для автолюбителей

Вариаторы: типы, сфера использования, устройство и принцип действия

Вариатором называется передаточное устройство между мотором и колесами или иным видом привода: винтовым, гусеничным. Это бесступенчатая коробка передач, которая может плавно изменять скорость вращения колес.

Где используются?

Вариаторы или CVT используются на скутерах, мопедах и водных мотоциклах. На снегоходах часто применяется вариатор сафари. В данный момент эти устройства активно внедряются на многих авто, выпускаемых ведущими производителями.

Вариатор

Вариатор — бесступенчатая коробка передач, плавно меняющая скорость вращения колес

Типы

Существует огромное число разных типов вариаторов, но автомобильной промышленностью востребованы лишь 2 из них — клиноременный и тороидный. Первый тип является самым распространенным.

Плюсы и минусы вариаторов

Начало движения на машине с вариатором похоже на разгон электромотора большой мощности — старт ровный, с тихим, плавно нарастающим шумом. При этом авто нередко обгоняет более мощных конкурентов, поскольку не затрачивает время на переключение скоростей.

Автомобиль с вариатором может как плавно трогаться, так и быстро разгоняться. Из 2-х машин с аналогичными двигателями вперед выйдет машина, оснащенная вариатором. Это устройство избавляет водителей от множества проблем, поскольку такие авто не глохнут на светофорах, не скатываются назад при езде в гору, и не нагружают детали трансмиссии. При этом в авто будет лишь 2 педали, как при АКПП, а это делает удобным движение в городской среде, ведь вероятность перепутать педали для новичков сильно уменьшается.

Поскольку данные устройства имеют ограничения по мощности, то в данный момент их используют лишь в легковых авто, но благодаря прогрессу сфера их применения все время увеличивается.

Видеоролик об истории вариатора и его преимуществах

www.youtube.com/watch?v=-srEGlmrbDM

Работа устройства находится в зависимости от множества датчиков, в том числе коленвала, АБС, давления и скорости. Если хоть один из них сломается или с ним прервется контакт, вся трансмиссия будет работать неправильно, либо перейдет в аварийный режим. Важнейшим минусом вариатора можно назвать повышенную сложность конструкции, что усложняет его ремонт. Ремонтировать такое устройство довольно дорого, а мастера по его ремонту пока встречаются не слишком часто.

Многим водителям не нравится слишком ровное «жужжание» мотора при любых рабочих режимах. К сожалению, вариаторная коробка не дает громкого рычания при ускорении. Это вызвано работой электроники, отвечающей за оптимизацию работы мотора, вынуждающей его действовать при номинальной мощности. Правда, автолюбители всегда смогут воспользоваться типтроником — специальным симулятором переключения скоростей.

В роли наполнителя вариаторной трансмиссии выступает особая жидкость, стоящая дороже простого автомобильного масла. Ее уровень необходимо постоянно контролировать, а саму жидкость нельзя подменять схожими продуктами, предназначенными для иных моделей машин.

Авто с вариатором

Авто с вариатором и трогается плавно, и быстро разгоняется

Также имеются ограничения на буксировку машин с вариаторной трансмиссией, и буксировку подобными машинами другого автотранспорта.

Что лучше — вариатор или АКПП?

Чем отличается вариатор от прочих коробок передач? Главным достоинством вариатора в сравнении с иными типами трансмиссии является высокая эффективность использования мощностей мотора благодаря сбалансированной нагрузке на авто, что приводит к большой экономии топлива. А непрерывно меняющийся крутящий момент и плавность езды без рывков гарантируют комфортность передвижения.

Так что лучше вариатор или автомат? С учетом всего вышеизложенного, можно сказать, что авто с вариаторной трансмиссией намного лучше аналогичных авто с АКПП. Машины с вариатором гарантируют быстроту набора скорости, экономят топливо, оптимизируют нагрузку на мотор и приводные элементы. А поскольку работа мотора находится под управлением электроники, он функционирует в щадящем режиме, оттого ему реже требуется техобслуживание и ремонт.

Устройство и принцип работы вариатора

www.youtube.com/watch?v=fgk645a7jeA

В общем случае вариатор состоит из:

  • вариаторной коробки;
  • управляющей системы;
  • механизма, отвечающего за обеспечение передачи крутящего момента и разъединения от мотора;
  • механизма, отвечающего за обеспечение заднего хода.

За передачу крутящего момента и разъединения от мотора может отвечать:

  • гидротрансформатор;
  • многодисковое сцепление;
  • электромагнитное сцепление;
  • центробежное автоматическое сцепление.

Наиболее распространенным является соединение мотора и вариатора при помощи гидротрансформатора, поскольку именно оно гарантирует плавность движения машины и долговечность вариатора.

Из-за специфики конструкции вариатор не способен на обеспечение реверсивного движения. Чтобы двигаться задним ходом, в этом случае используются добавочные механизмы, включая планетарный редуктор, чей принцип действия схож с таковым у АКПП.

Правила эксплуатации

При соблюдении простейших принципов эксплуатации вариатору гарантирован долгий срок службы. Так, в зимние месяцы надо стараться не допускать нагрузок на вариатор в начале езды. Также надо выделять время на прогрев всем деталям системы.

Автомобиль с вариатором при обгоне

Авто с вариатором часто обгоняет более мощные машины из-за отсутствия необходимости в переключении скоростей

Кроме того, нужно отслеживать уровень жидкости и вовремя сменять ее. Ни в коем случае нельзя допускать сильных нагрузок на старте, а также при буксировке и при езде по бездорожью.

Нужно держать все датчики в рабочем состоянии, и время от времени проверять проводку на целостность. Если у вас появятся проблемы при езде, сначала нужно проверить мотор — свечи, аккумулятор, электрику. Потом нужно диагностировать состояние авто в соответствии с кодами поломок, и ни в коем случае не проводить ремонт вариатора самостоятельно. При езде на скутере вам время от времени потребуется менять ремень вариатора на скутер.

Заключение

Вариаторы — это усовершенствованный вид трансмиссии в сравнении с обычными АКПП. Специалисты пророчат им большое будущее. По их мнению, вскоре вариаторы вытеснят не только механические, но и автоматические коробки передач.

  • Новости
  • Практикум
Летающий автомобиль из Словакии поступит в продажу в2023-2024году
Читать далее...
Формула 1 приедет в Баку: 5 дней до Гран-при Европы
Читать далее...
Россию и Китай соединит новый автобан
Читать далее...
АвтоВАЗ рассказал о грядущем подорожании автомобилей
Читать далее...
Фото дня: водитель спас самое дорогое
Читать далее...
Skoda Octavia стала похожа на Mercedes-Benz
Читать далее...
СМИ раскрыли имя нового семиместного кроссовера Volkswagen
Читать далее...
Для Toyota Land Cruiser Prado создали стильную версию
Читать далее...
Escala — новый роскошный Cadillac (фото)
Читать далее...
Мега-купе Mercedes-Maybach: опубликовано новое фото
Читать далее...
КАК выбрать машину, Покупка и продажа.
0 Читать далее...
На чем ездили звезды в 20 веке и сегодня?
0 Читать далее...
Самые угоняемые марки машин в Питере
0 Читать далее...
Рейтинг ТОП-5: самая дорогая машина в мире
0 Читать далее...
Рейтинг 2023-2024: видеорегистраторы с радар детектором
0 Читать далее...
Надёжность машин по рейтингу
0 Читать далее...
Самые лучшие машины 2023-2024 года в разных классах: Хэтчбек, Внедорожник, Спорткар, Пикап, Кроссовер, Минивэн, Седан
0 Читать далее...
Устройство и конструкция стойки автомобиля
0 Читать далее...
Какой седан выбрать: Almera, Polo Sedan или Solaris
0 Читать далее...
Какой хэтчбэк Гольф-класса выбрать: Astra, i30, Civik или всё-таки Golf
0 Читать далее...