Полезные советы для автолюбителей

Насколько хорошо вы знаете модельный ряд ИЖ автомобилей: Раскрываем все секреты

История создания первого ИЖ автомобиля

Ижевский автозавод был основан в 1966 году на базе Ижевского мотоциклетного завода. Первым автомобилем, выпущенным заводом, стала модель ИЖ-412. Это был небольшой roadster с открытым двухместным кузовом и задним приводом. Под капотом располагался 4-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения объемом 1060 кубических сантиметров и мощностью 50 лошадиных сил.

ИЖ-412 создавался на базе известного в то время Moskvitch-412, но имел ряд конструктивных отличий. В частности, была изменена подвеска, a двигатель оснастили карбюратором от мотоциклов ИЖ. Максимальная скорость автомобиля составляла 120 км/ч.

Производство ИЖ-412 наладили достаточно быстро – уже в 1966 году сошло с конвейера 1130 машин. Всего за 4 года выпустили почти 15 тысяч roadster’ов. Несмотря на свои небольшие габариты и скромную мощность, «четырестадвенадцатый» пользовался популярностью у молодежи за веселый нрав и доступную стоимость.

ИЖ-412 можно назвать первой «ласточкой», открывшей путь для последующих моделей автозавода. Уже через год после его появления конвейер пополнился классическим седаном ИЖ-1300. Вскоре пошли в серию и другие модели – ИЖ-2126 «Ода», universals ИЖ-2715 и ИЖ-21251.

Таким образом, скромный ижевский родстер ИЖ-412, собранный на базе «Москвича», стал первой ласточкой, проложившей курс автозавода на производство собственной линейки автомобилей, пользовавшихся большим спросом в СССР. За ним последовали и другие удачные модели, вошедшие в историю отечественного автопрома.

Особенности дизайна моделей ИЖ

Насколько хорошо вы знаете модельный ряд ИЖ автомобилей: Раскрываем все секреты

Дизайн автомобилей ИЖ во многом определялся техническими возможностями завода и требованиями массового производства того времени. Тем не менее, можно выделить несколько характерных черт, присущих большинству моделей.

Во-первых, это достаточно простые, лаконичные формы кузова без излишеств. Автомобили ИЖ отличались функциональностью, а не роскошью. Преимущество отдавалось надежности и неприхотливости конструкции.

Во-вторых, можно отметить угловатость и ребристость обтекаемых поверхностей. Например, задняя часть кузова ИЖ-2126 имела характерные грани, а передние крылья ИЖ-2715 делали его похожим на «краба».

В-третьих, для автомобилей ИЖ было типично вертикальное расположение фар в передней части, особенно на моделях 60-70х годов. Это придавало им своеобразный, узнаваемый облик.

В-четвертых, инженеры стремились максимально унифицировать узлы и детали между различными моделями, что также накладывало отпечаток на их внешний вид.

Несмотря на все ограничения, дизайнерам Ижевского автозавода удавалось придавать машинам отличительные черты. Благодаря этому автомобили ИЖ запоминались и выделялись на фоне продукции других отечественных автопроизводителей тех лет.

Технические характеристики популярных моделей

Насколько хорошо вы знаете модельный ряд ИЖ автомобилей: Раскрываем все секреты

ИЖ-2126 «Ода»
— Кузов — 3-дверный хетчбэк
— Двигатель — 4-цилиндровый, 75 л.с.
— Коробка передач — 4-ступенчатая механическая
— Привод — передний
— Максимальная скорость — 135 км/ч
— Разгон до 100 км/ч — около 20 секунд

ИЖ-2715 «Горбатый»
— Кузов — 5-дверный универсал
— Двигатель — 4-цилиндровый, 85 л.с.
— Коробка передач — 4-ступенчатая механическая
— Привод — задний
— Максимальная скорость — 145 км/ч
— Разгон до 100 км/ч — 16 секунд

ИЖ-21251
— Кузов — 5-дверный хетчбэк
— Двигатель — 4-цилиндровый, 75 л.с.
— Коробка передач — 4-ступенчатая механическая
— Привод — задний
— Максимальная скорость — 135 км/ч
— Разгон до 100 км/ч — около 20 секунд

ИЖ-412
— Кузов — 2-местный родстер
— Двигатель — 4-цилиндровый, 50 л.с.
— Коробка передач — 4-ступенчатая механическая
— Привод — задний
— Максимальная скорость — 120 км/ч
— Разгон до 100 км/ч — около 25 секунд

Как видно из характеристик, автомобили ИЖ отличались простотой, надежностью и вместе с тем достаточной динамикой и приемлемыми скоростными качествами.

ИЖ-2126 «Ода» — первая переднеприводная модель

В 1976 году на Ижевском автозаводе началось производство новой модели — ИЖ-2126 «Ода». Этот автомобиль стал первым серийным переднеприводным автомобилем, выпущенным в СССР.

«Ода» имела необычный для того времени кузов — 3-дверный хетчбэк, что придавало ей современный и динамичный вид. В основе конструкции лежала передняя подвеска от «Москвича-2140», но с усиленными растяжками и рычагами.

Под капотом располагался рядный 4-цилиндровый двигатель MeMZ-245 объемом 1.3 литра и мощностью 75 л.с. Он агрегатировался с 4-ступенчатой механической КПП. Максимальная скорость «Оды» достигала 135 км/ч.

Благодаря переднему приводу автомобиль отличался хорошей управляемостью и устойчивостью на дороге. К тому же, перенос трансмиссии в переднюю часть позволил увеличить внутреннее пространство салона.

Модель ИЖ-2126 пользовалась большим спросом у населения благодаря своему современному дизайну и доступной цене. За годы производства было выпущено более 850 тысяч таких автомобилей.

Таким образом, «Ода» вошла в историю как первый отечественный автомобиль с передним приводом, положив начало массовому переходу к такой компоновке в советском автопроме.

ИЖ-2715 — легендарный «горбатый»

Насколько хорошо вы знаете модельный ряд ИЖ автомобилей: Раскрываем все секреты

Одной из самых узнаваемых моделей в истории Ижевского автозавода стал 5-дверный универсал ИЖ-2715, прозванный в народе «горбатым». Производство этой машины началось в 1972 году.

Характерный облик ИЖ-2715 придавала особенность конструкции кузова — повышенная задняя часть с отдельным багажником, откидывающейся вверх дверью и задним стеклом. Именно поэтому автомобиль получил прозвище «горбатый».

Под капотом устанавливался 4-цилиндровый карбюраторный двигатель MeMZ-966 объемом 1.6 литра и мощностью 85 л.с., спаренный с 4-ступенчатой механической коробкой передач. Максимальная скорость составляла 145 км/ч.

Благодаря вместительному кузову (объем багажника 850 литров) и хорошей проходимости на бездорожье, ИЖ-2715 пользовался огромным спросом как у частных владельцев, так и в организациях.

За годы производства, с 1972 по 1994 год, было выпущено более 1 млн 300 тысяч «горбатых». Этот простой и неприхотливый автомобиль прочно вошел в историю советского автопрома, став по-настоящему легендарной моделью Ижевского автозавода.

ИЖ-21251 — малолитражка для города

Насколько хорошо вы знаете модельный ряд ИЖ автомобилей: Раскрываем все секреты

В 1977 году конвейер Ижевского автозавода пополнился новой моделью — 5-дверным хетчбэком ИЖ-21251. Этот автомобиль задумывался как более доступная и компактная альтернатива седанам и универсалам.

ИЖ-21251 оснащался 4-цилиндровым карбюраторным двигателем MeMZ-245 рабочим объемом 1,3 литра и мощностью 75 л.с. С ним работала 4-ступенчатая механическая коробка передач.

Благодаря небольшим габаритам (длина — 3,94 м) и маневренности, этот автомобиль отлично подходил для езды по городу, легко парковался на ограниченных пространствах. В то же время достаточно вместительный салон вмещал 4 взрослых пассажира.

Максимальная скорость ИЖ-21251 составляла 135 км/ч. Разгон до 100 км/ч занимал около 20 секунд. Расход топлива в смешанном цикле не превышал 8-9 литров на 100 км.

Модель пользовалась стабильным спросом как у частных автовладельцев, так и в таксопарках, автошколах. За время производства с 1977 по 1993 год было выпущено более 650 тысяч автомобилей ИЖ-21251.

ИЖ-2717 — прародитель советского внедорожника

В 1978 году на конвейер Ижевского автозавода встал полноприводный внедорожник ИЖ-2717 — один из первых серийных отечественных внедорожников.

Модель создавалась на базе ИЖ-2715 путем усиления рамы, установки жестких мостов с блокировкой дифференциалов и повышенного дорожного просвета. Кузов также претерпел изменения, став более угловатым и «коробчатым».

Под капотом устанавливался тот же двигатель, что и на «горбатом» — 4-цилиндровый 1,6-литровый мотор мощностью 85 л.с. Он работал в паре с 4-ступенчатой механической КПП с понижающей передачей.

Благодаря повышенной проходимости, ИЖ-2717 активно использовался геологами, нефтяниками, охотниками и другими, кому нужен был надежный внедорожник по доступной цене.

Хотя мощности мотора и ходовых качеств ему явно не хватало, ИЖ-2717 по праву считается прародителем отечественных внедорожников. Он стал первой серьезной попыткой создания полноценного off-road автомобиля в СССР.

ИЖ-412 — экспериментальный родстер

Как уже упоминалось, первой моделью Ижевского автозавода стал 2-местный родстер ИЖ-412. Этот необычный для советского автопрома автомобиль задумывался как экспериментальная модель для освоения производства.

ИЖ-412 имел простой стальной кузов без дверей и с откидным ветровым стеклом. Под капотом располагался 4-цилиндровый двигатель ВАЗ-412 объемом 1078 куб.см и мощностью 50 л.с. Он был агрегатирован с 4-ступенчатой механической КПП.

Максимальная скорость родстера составляла 120 км/ч, разгон до 100 км/ч занимал 25 секунд. Объем топливного бака — 38 литров.

Несмотря на достаточно скромные по меркам спорткаров тех лет характеристики, ИЖ-412 пользовался популярностью у молодежи за свою доступность и неповторимый стиль.

В общей сложности с 1966 по 1970 год было произведено около 15 тысяч таких машин. ИЖ-412 по праву можно назвать первой «ласточкой» Ижевского автопрома, положившей начало его истории.

ИЖ-13 — микролитражка с мотором от мотоцикла

Насколько хорошо вы знаете модельный ряд ИЖ автомобилей: Раскрываем все секреты

В 1981 году Ижевский автозавод представил свою самую малолитражную модель — ИЖ-13. Этот миниатюрный автомобильчик длиной всего 3 метра был оснащен двигателем объемом 346 куб. см, заимствованным у мотоциклов ИЖ.

Благодаря легкому кузову из стеклопластика и скромным размерам, полная масса ИЖ-13 едва превышала 450 кг. Мощность двигателя составляла 16 лошадиных сил, что позволяло разгоняться до 80 км/ч. Расход топлива был всего 3 литра на 100 километров.

ИЖ-13 позиционировался как бюджетное средство передвижения для молодежи и людей без больших запросов к комфорту. Несмотря на примитивность конструкции, машина отличалась надежностью и неприхотливостью.

За 6 лет производства было выпущено около 22 тысяч таких микроавтомобилей. ИЖ-13 запомнился как самая экономичная и доступная модель в истории Ижевского автозавода.

ИЖ-2126 — самая массовая модель в истории завода

Наиболее массовой моделью за всю историю Ижевского автозавода стал выпускавшийся с 1976 по 1995 год переднеприводный хетчбэк ИЖ-2126 «Ода». За эти годы было произведено более 850 000 таких автомобилей.

Успеху «Оды» способствовало сочетание доступной цены, простоты в эксплуатации и современного на тот момент дизайна кузова.

Двигатель объемом 1,3 литра позволял разгоняться до 135 км/ч и был достаточно экономичным — расход топлива составлял около 8 литров на 100 км.

Благодаря компактным габаритам ИЖ-2126 легко маневрировал в городских условиях, simply и использовался в качестве такси и учебного автомобиля.

Конечно, по современным меркам 75-сильный мотор и техническое оснащение «Оды» выглядят весьма скромно. Но в 1970-80е годы эта модель по праву считалась наиболее технологичным отечественным автомобилем, о чем свидетельствует рекордный объем производства. ИЖ-2126 навсегда вписал свою страницу в летопись Ижевского автозавода.

Особенности двигателей ИЖ — от воздушного охлаждения к жидкостному

Насколько хорошо вы знаете модельный ряд ИЖ автомобилей: Раскрываем все секреты

На протяжении истории Ижевского автозавода в конструкции двигателей его автомобилей произошел постепенный переход от воздушного к жидкостному охлаждению.

Первые модели, такие как ИЖ-412 и ИЖ-1300, комплектовались заимствованными у ВАЗа моторами воздушного охлаждения. Они отличались простотой конструкции и неприхотливостью, но уступали по мощности и шумности жидкостным аналогам.

В 1970-е годы началось производство оригинальных двигателей с жидкостным охлаждением — МеМЗ-245 и МеМЗ-966. Они устанавливались на такие модели, как ИЖ-2126, ИЖ-2715, ИЖ-21251. Благодаря этому выросла мощность и динамика автомобилей ИЖ.

Однако в 1980-е годы на заводе также выпускались модели с моторами воздушного охлаждения, в частности, ИЖ-2717 и ИЖ-13. Это объяснялось стремлением снизить себестоимость производства.

Таким образом, на протяжении своей истории Ижевский автозавод использовал как воздушные, так и жидкостные системы охлаждения двигателей в зависимости от требований конкретной модели и экономической целесообразности.

Комплектации и опции ИЖ разных поколений

На протяжении выпуска различных моделей Ижевского автозавода их комплектации и дополнительные опции претерпевали определенную эволюцию.

Ранние автомобили, такие как ИЖ-412 или ИЖ-1300, отличались довольно скудным оснащением. К примеру, в базовой версии ИЖ-1300 не было даже радио или обогревателя.

В 1970-х годах ситуация стала меняться. Например, ИЖ-2126 комплектовалась усилителем руля, центральным замком, прикуривателем, подогревом заднего стекла. Для ИЖ-2715 предлагались опции вроде люка в крыше, противотуманных фар, часов.

В 1980-е годы прогресс продолжился за счет улучшения отделки салона и расширения списка дополнительного оборудования.

Таким образом, с течением времени автомобили ИЖ становились более комфортабельными и оснащенными. Это помогало улучшить их конкурентоспособность на фоне иномарок.

Достоинства и недостатки ИЖ по сравнению с иномарками

По сравнению с зарубежными автомобилями, модели Ижевского автозавода имели как преимущества, так и недостатки.

К достоинствам ИЖ можно отнести:
— Простота и надежность конструкции
— Неприхотливость к условиям эксплуатации и низкокачественному топливу
— Относительная дешевизна и доступность запчастей
— Приспособленность к суровому российскому климату

Однако у ИЖ был ряд недостатков:
— Устаревшие по сравнению с иномарками двигатели и трансмиссии
— Более низкий уровень комфорта и эргономики
— Худшие показатели топливной экономичности
— Меньший ресурс и износостойкость ряда узлов и агрегатов
— Отсутствие современных систем активной безопасности

Тем не менее, несмотря на отставание от зарубежных аналогов, автомобили ИЖ пользовались стабильным спросом благодаря оптимальному сочетанию цены и качества.

ИЖ после 1991 года — попытки возрождения производства

Насколько хорошо вы знаете модельный ряд ИЖ автомобилей: Раскрываем все секреты

После распада СССР и перехода России к рыночной экономике, Ижевский автозавод оказался в глубоком кризисе. Производство автомобилей собственной разработки практически прекратилось.

Однако предпринимались попытки возродить выпуск отечественных машин под маркой ИЖ. В 1996 году начался выпуск модели ИЖ-2126-230 на базе Lada Samara. Модернизированный двигатель от ВАЗа позволял разгоняться до 145 км/ч.

В 1998 году появился рестайлинг ИЖ-27175 — 5-дверный универсал с 100-сильным двигателем. Однако массового спроса эти модели не нашли.

В 2000-х годах предпринимались попытки наладить сборку автомобилей ИЖ на базе китайских Chery, украинских ЗАЗ и российских UAZ. Однако по-настоящему возродить производство не удалось.

Тем не менее, бренд ИЖ сохранился и остается одним из узнаваемых символов отечественного автопрома с богатой историей. Возможно, в будущем марка вернется на дороги России в новом обличье.

Перспективы развития бренда ИЖ на современном рынке

Несмотря на все сложности последних десятилетий, бренд ИЖ сохраняет определенный потенциал и шансы на возрождение в новых экономических условиях.

С одной стороны, современный авторынок жестко конкурентен, доминируют крупные международные концерны. Разработка и запуск в производство нового автомобиля с нуля — проект крайне затратный и рискованный.

С другой стороны, в России сохраняется интерес к отечественному автопрому и его истории. Бренд ИЖ известен и вызывает ностальгию как символ «советского автомобиля». Это открывает возможность возрождения марки.

Реалистичный путь для ИЖ — выпуск ретро-модели классического советского автомобиля для любителей ретро-техники или эксклюзивный внедорожник для сложных условий России.

Также перспективно возрождение отдельных моделей ИЖ на современной технической базе в партнерстве с крупным автоконцерном.

Так или иначе, уникальная история ИЖ дает основания полагать, что этот бренд имеет шанс вернуться в будущем в том или ином качестве.

  • Новости
  • Практикум
У Mitsubishi в России новый президент
Читать далее...
Медведев подписал постановление об опасном вождении
Читать далее...
ОСАГО: не навязывание, а пакеты опций
Читать далее...
Водителям не придется ждать, когда загорится зеленый
Читать далее...
Opel Meriva станет кроссовером
Читать далее...
Китайцы помогут россиянам строить хорошие дороги
Читать далее...
Универсал Lada Vesta: Авто Mail.Ru публикует первое видео
Читать далее...
В центре Москвы сократят количество парковок
Читать далее...
Pokemon Go на Тайване: за 3 дня водителям выписали 349 штрафов
Читать далее...
Каким может стать новый Duster: первое изображение
Читать далее...
Обзор пикапов – три «бизона»: Форд Рейнджер, Фольксваген Амарок и Ниссан Навара
0 Читать далее...
ГДЕ можно купить новую машину в Москве?, где продать машину в москве быстро.
0 Читать далее...
Рейтинг самых продаваемых автомобилей 2022-2023 модельного года
0 Читать далее...
На чем ездили звезды в 20 веке и сегодня?
0 Читать далее...
ЧТО нужно знать, чтобы взять автомобиль в кредит?, как долго взять авто в кредит.
0 Читать далее...
Лучшие подарки автовладельцу
0 Читать далее...
Самые быстрые машины в мире 2023-2024 модельного года
0 Читать далее...
Тест четырёх седанов: Skoda Octavia, Opel Astra, Peugeot 408 и Kia Cerato
0 Читать далее...
ВЫБИРАЕМ автомобиль: "европеец" или "японец", Покупка и продажа.
0 Читать далее...
Выбор доступного седана: Zaz Change, Lada Granta и Renault Logan
0 Читать далее...