Какие секреты приводов ГРМ стоит знать каждому автолюбителю
Основные типы ГРМ — OHC, DOHC и SOHC
Друзья, вы когда-нибудь задумывались, как устроен механизм газораспределения в вашем авто и от чего зависит его работа? Я тоже долго об этом не задумывался, пока у меня не начались проблемы с приводом ГРМ на моем стареньком Civic. И тут я понял, что абсолютно не разбираюсь в тонкостях устройства системы газораспределения. Поэтому я решил как следует изучить этот вопрос и теперь хочу поделиться с вами самыми важными знаниями о типах и устройстве ГРМ.
От точности работы ГРМ зависят мощность, расход топлива, плавность хода и ресурс вашего motorа.
Существует 3 основных типа газораспределительного механизма:
SOHC (Single Overhead Camshaft) — с одним распредвалом в головке блока;
DOHC (Double Overhead Camshaft) — с двумя распредвалами в головке;
OHC (Overhead Camshaft) — с распредвалом (одним или двумя) в головке блока.
SOHC использует один распредвал в головке блока цилиндров для управления всеми клапанами — впускными и выпускными. Привод осуществляется при помощи толкателей и штанг. SOHC дешевле в производстве и обслуживании. Но имеет ограничения по максимальным оборотам из-за большой длины толкателей.
DOHC имеет по отдельному распредвалу для впускных и выпускных клапанов. Это позволяет увеличить мощность и обороты за счет оптимальных фаз газораспределения. Но DOHC сложнее в изготовлении и дороже в обслуживании.
Ну а OHC — это обобщающий термин для SOHC и DOHC систем с распредвалами в головке.
Как же определить тип ГРМ на вашем авто? Если под крышкой головки блока виден один распредвал — перед вами SOHC. Если два — значит DOHC. Ну а если распредвал расположен в блоке цилиндров, а не в головке — то это устаревшая система OHV.
В следующих частях мы подробно разберем механизмы и приводы ГРМ, рассмотрим их достоинства и недостатки. А пока постарайтесь запомнить 3 основных типа газораспределительного механизма — это важные базовые знания для каждого автолюбителя!
Механизмы привода ГРМ: цепной, ременной, зубчатый
Друзья, в предыдущей статье мы разобрали основные типы газораспределительного механизма — SOHC, DOHC и OHC. Теперь давайте поговорим о том, каким образом осуществляется привод ГРМ, ведь от этого также зависят характеристики и надежность всей системы.
Существует 3 основных типа привода распределительного вала:
— Цепной привод;
— Ременной привод;
— Зубчатый (шестеренчатый) привод.
Цепной привод ГРМ использует цепь, натянутую между звездочками коленвала и распредвала. Преимущества — высокая надежность, долговечность, небольшой шум при работе. Недостатки — необходимость периодической регулировки натяжения, ограничения по максимальным оборотам двигателя.
Ременной привод применяет не звеньевую цепь, а специальный зубчатый ремень, также натянутый между шкивами коленвала и распредвала. Плюсы — возможность работы на высоких оборотах, простота и дешевизна ремня. Минусы — ограниченный ресурс, необходимость периодической замены и натяжения.
Зубчатый привод осуществляется при помощи шестерен, расположенных на коленвале и распредвале. Преимущества — высокая надежность, отсутствие необходимости в натяжении и регулировке. Недостатки — повышенный шум при работе, ограничения по максимальным оборотам двигателя.
Какой же тип привода лучше? Однозначного ответа нет — каждый имеет свои достоинства и недостатки. Цепной привод чаще используется на мощных двигателях, ременной позволяет реализовать высокие обороты, а зубчатый отличается предельной надежностью. Производитель выбирает оптимальный вариант для каждого конкретного мотора.
В следующих частях мы еще более детально разберем особенности каждого типа привода ГРМ. А сейчас главное — запомните 3 основных механизма, которые передают крутящий момент от коленвала к распределительному валу. И если у вас возникнут проблемы с приводом ГРМ, вы будете точно знать, с чем имеете дело!
Разница между OHC, DOHC и SOHC
Друзья, мы уже разобрали основные типы газораспределительных механизмов и варианты их приводов. Теперь давайте детально сравним OHC, DOHC и SOHC, чтобы понять, в чем именно заключается разница между ними и когда какую систему выгоднее применять.
Начнем с количества распределительных валов. SOHC использует только один вал для управления всеми клапанами. А в DOHC по отдельному распредвалу для впускных и выпускных клапанов. Это дает преимущества DOHC в максимальных оборотах и мощности за счет оптимизации фаз газораспределения.
Далее отличия в конструкции привода клапанов. В SOHC используются длинные толкатели и штанги, что накладывает ограничения на максимальные обороты из-за возможного прогиба деталей. А в DOHC клапаны приводятся напрямую от коромысел, позволяя реализовать более высокие обороты.
Еще один момент — сложность настройки и регулировки. В SOHC проще настраивать зазоры в приводе клапанов благодаря использованию штанг и толкателей. В DOHC регулировка клапанов чаще индивидуальная для каждого цилиндра, что требует большей точности.
Немаловажны отличия в стоимости производства и обслуживания. SOHC дешевле в изготовлении за счет меньшего количества деталей. Ремонт SOHC также обойдется дешевле из-за более простой конструкции.
Подводя итог, можно сказать, что DOHC выгоднее использовать на спортивных и гоночных моторах, где важны максимальные обороты и отдача. А SOHC подходит для массовых и бюджетных моделей, не требующих реализации предельных характеристик. В любом случае, зная разницу между этими системами, вы сможете точнее понимать особенности вашего двигателя!
Клапанные механизмы ГРМ и их особенности
Друзья, мы уже разобрали основные типы газораспределительных механизмов и варианты их приводов. Теперь давайте поговорим подробнее о клапанных механизмах ГРМ и их конструктивных особенностях.
От того, каким образом осуществляется непосредственный привод клапанов, зависят характеристики всей системы газораспределения.
В механизмах OHV используются толкатели и штанги довольно большой длины. Это накладывает ограничения на максимальные обороты из-за возможного прогиба деталей. Зато регулировка зазоров проще.
Системы OHC и DOHC используют непосредственную передачу усилия от распредвала к клапанам через коромысла. Это позволяет реализовывать более высокие обороты, но требует большей точности в регулировке зазоров.
В механизмах desmodromic применяются специальные коромысла с двусторонним приводом, открывающие клапаны не только пружиной, но и положительно. Это еще более повышает обороты, но усложняет конструкцию.
Также встречаются пневматические и электромагнитные приводы клапанов. Они дают дополнительные возможности управления фазами газораспределения, но менее надежны и дороже в производстве.
Как видите, каждый тип клапанного механизма ГРМ имеет свои преимущества и недостатки. Главное, теперь вы знаете об их особенностях и сможете разобраться в устройстве газораспределения вашего автомобиля!