Полезные советы для автолюбителей

Как визуально определить, что в салоне автомобиля вариатор, а не автомат. Все детали

Общий вид рычага коробки передач

Чтобы визуально определить тип трансмиссии в автомобиле, нужно в первую очередь обратить внимание на рычаг переключения передач. У вариатора и автомата рычаги выглядят по-разному.

Рычаг автоматической коробки передач обычно располагается на центральной консоли под рукой водителя. Он имеет традиционную П-образную или дугообразную форму. Размер рукоятки довольно крупный и удобный для захвата.

На самой рукоятке чаще всего есть символы режимов — R, N, D. Иногда добавляется ещё режим S или M. Положений у рычага несколько фиксированных. Как правило, это Parking (P), Reverse (R), Neutral (N), Drive (D). Переключение между ними происходит чётко, с характерным звуком входа в паз.

У вариатора же рычаг выглядит иначе. Он компактнее по размерам, с меньшей рукояткой. Форма также варьируется — может быть как прямой движок, так и небольшая кнопка. Символов режимов на рычаге нет.

Движение рычага плавное, без фиксированных положений. Ход небольшой — чаще всего это просто перемещение кнопки или движок вперёд-назад. Иногда на рукоятке есть кнопки или переключатели, например, режим спортивного вождения.

Таким образом, по общим габаритам, форме, наличию обозначений и характеру движения можно сразу же отличить вариатор от автомата. Не забудьте также заглянуть в сервисную книжку автомобиля, где обязательно должен быть указан тип коробки передач.

Расположение рычага на центральной консоли

Как визуально определить, что в салоне автомобиля вариатор, а не автомат. Все детали

Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание — это расположение рычага коробки передач в салоне автомобиля.

У классического «автомата» рычаг традиционно находится на центральной консоли, в непосредственной близости от руки водителя, чуть правее руля. Такое расположение максимально удобно и эргономично для управления коробкой в движении.

Рычаги вариаторов могут располагаться по-разному. Зачастую они также находятся на центральной консоли, но не столь близко к водителю. Иногда вариаторы имеют рычаги, смещенные влево от руля или даже на рулевой колонке.

Такое atypical расположение — также косвенный признак наличия вариатора. Конструктивно вариатор проще и компактнее, чем гидромеханическая автоматическая коробка передач. Поэтому разработчики могут позволить себе большую свободу в его размещении в салоне.

Однако, несмотря на различия в расположении, оба типа трансмиссии остаются в зоне удобного доступа для водителя. Ведь управлять коробкой передач нужно оперативно, не отвлекаясь от дороги.

Поэтому при проверке автомобиля обратите внимание, насколько естественно и эргономично расположен рычаг относительно позиции водителя за рулем. Это также поможет определить, с какой коробкой передач вы имеете дело.

Форма и размер рукоятки рычага

Как визуально определить, что в салоне автомобиля вариатор, а не автомат. Все детали

Рукоятка рычага — ещё один нюанс, который поможет определить тип коробки передач.

У классического «автомата» рукоятка рычага имеет традиционную П-образную или дугообразную форму. Размер её довольно крупный и удобный для захвата и управления.

Рукоятки вариаторов выглядят иначе. Они компактнее по размерам, форма может быть разной — прямоугольник, цилиндр, кнопка и так далее.

Главное отличие — отсутствие объёмного «пистолетного» захвата, как у автоматической КПП. Рукоятка вариатора предполагает простое перемещение вперёд-назад, а не переключение фиксированных режимов.

Поэтому наличие крупной П-образной или дугообразной рукоятки — это явный признак «автомата». Компактный движок или кнопка — скорее всего, вариатор.

Обратите внимание также на материал рукоятки. В вариаторах часто применяют пластик, а «автоматы» могут использовать кожу, дерево, металл. Это не столь важный нюанс, но тоже дополнительная зацепка.

Потрогайте и изучите рукоятку перед покупкой автомобиля — так вы быстро поймёте, какой тип КПП установлен под капотом. Это важно знать, ведь характеристики и особенности эксплуатации у автоматов и вариаторов разные.

Надписи и обозначения на рукоятке

Ещё один полезный визуальный признак для определения типа КПП — наличие или отсутствие надписей и символов режимов на самой рукоятке рычага.

У классического «автомата» на рукоятке рычага присутствуют обозначения буквами режимов движения:

— P (Parking) — для постановки на стоянку;
— R (Reverse) — задний ход;
— N (Neutral) — нейтраль;
— D (Drive) — вперёд.

Иногда добавляются режимы S (Sport) и M (Manual) для более агрессивного вождения.

У вариатора на рукоятке рычага таких обозначений нет. Режимов движения как таковых нет, есть лишь плавное бесступенчатое изменение передаточного числа. Поэтому надписи на рукоятке не требуются.

Вместо букв на вариаторах могут быть обозначения кнопок дополнительных функций — спорт, зимний режим, отключение «overdrive» и так далее.

Так что наличие Р, N, D на рукоятке — это сигнал о наличии «автомата». А отсутствие явных режимов движения говорит скорее о вариаторе. Это ещё один простой визуальный признак для определения типа КПП.

Количество фиксированных положений рычага

Как визуально определить, что в салоне автомобиля вариатор, а не автомат. Все детали

Ещё один важный нюанс, на который стоит обратить внимание — это количество фиксированных положений рычага коробки передач.

У классического «автомата» их как минимум несколько: P, R, N, D +/-. Переключение между этими режимами чёткое, с характерным звуком вхождения рычага в паз.

Вариатор же подразумевает плавную бесступенчатую смену передаточного числа в диапазоне. Поэтому фиксированных положений у рычага вариатора нет в принципе.

Он плавно перемещается вперёд-назад в заданном диапазоне, не входя в какие-то конкретные пазы. Иногда есть кнопка включения режима заднего хода или стоянки.

Поэтому если рычаг имеет 4 и более фиксированных режимов с отчётливым переключением — скорее всего, это классический «автомат». А плавное движение без позиций говорит о вариаторе.

Обратите внимание также на наличие звука и характер ощущений при перемещении рычага из положения в положение. Это тоже поможет точно идентифицировать тип коробки передач.

Плавность перемещения рычага

Характер движения рычага также может многое рассказать о типе коробки передач.

У классического «автомата» перемещение рычага из одного фиксированного положения в другое происходит чётко, с ощутимым tak-tak. Как правило, это довольно резкое движение, с заметным усилием и звуком вхождения в паз.

Вариатор же подразумевает плавное, бесступенчатое изменение передаточного числа. Соответственно, перемещение рычага вариатора мягкое, плавное, без рывков и фиксаций. Это скорее непрерывный наклон рычага вперёд-назад в заданном диапазоне.

Обратите внимание на это при проверке автомобиля. Резкое, чёткое переключение с фиксациями — признак «автомата». Плавность хода без ступеней — скорее вариатор.

Дополнительный нюанс — наличие или отсутствие вибраций рычага при движении. Вариаторы зачастую имеют плавный ход без вибраций. А в «автоматах» могут возникать лёгкие вибрации при переключении.

Учитывая все эти особенности движения рычага, можно точно определить тип коробки передач в автомобиле.

Отсутствие классических режимов (R, N, D)

Как визуально определить, что в салоне автомобиля вариатор, а не автомат. Все детали

Еще один важный визуальный признак различия автоматов и вариаторов — наличие или отсутствие классических обозначений режимов R, N, D.

У автоматической коробки передач на рычаге присутствуют хорошо знакомые символы:

R (Reverse) — задний ход;
N (Neutral) — нейтральное положение;
D (Drive) — вперёд.

Это ключевые режимы работы классического «автомата».

Вариатор же подразумевает плавное изменение передаточного числа без фиксированных ступеней и режимов. Поэтому обозначения R, N, D на рычаге вариатора отсутствуют как класс.

Вместо них могут быть кнопки включения стоянки или заднего хода. Но характерные P, R, N, D скорее всего отсутствуют.

Поэтому отсутствие этих типичных для «автомата» обозначений режимов также может указывать на вариатор. А их наличие — на классическую автоматическую КПП. Это ещё один простой визуальный маркер для определения типа трансмиссии.

Диапазон движения рычага по ходу

Ещё один нюанс, который может подсказать тип коробки передач — это диапазон хода и амплитуда движения самого рычага.

У классического «автомата» ход рычага небольшой — это фактически переключение между несколькими фиксированными пазами P, R, N, D. Рычаг движется резко и в ограниченном диапазоне.

У вариатора же диапазон движения рычага шире — это плавное бесступенчатое изменение передаточного числа. Рычаг плавно наклоняется вперёд-назад в непрерывном режиме, а не перескакивает из паза в паз. Ход обычно длиннее.

Поэтому, если рычаг движется плавно в широком диапазоне — скорее всего, это вариатор. А если ход небольшой и рычаг фиксируется в нескольких положениях — то перед вами классический «автомат».

Это ещё один полезный визуальный и тактильный признак, позволяющий отличить вариатор от гидромеханической автоматической коробки передач в автомобиле.

Наличие кнопки на рукоятке рычага

Некоторые модели вариаторов имеют небольшую кнопку на рукоятке рычага для переключения режимов. Это тоже может служить признаком вариаторной трансмиссии.

Например, на рукоятке может быть кнопка включения режима заднего хода «R», стоянки «P» или нейтрали «N». В отличие от классического «автомата», где эти режимы задаются положением рычага.

Также на рукоятке вариатора могут размещаться кнопки включения спортивного режима движения, режима зимнего вождения или отключения повышающей передачи «overdrive».

Поэтому наличие дополнительных кнопок управления на рукоятке рычага может указывать именно на вариатор. В классических «автоматах» таких кнопок как правило нет.

Но нужно понимать, что это не универсальный признак. Некоторые вариаторы имеют простой джойстик без кнопок. А в автоматах тоже могут быть дополнительные кнопки, например, фиксатор от переключения или режим зимнего вождения. Поэтому наличие кнопок — лишь косвенный признак для распознавания типа КПП.

Особенности индикации на приборной панели

Как визуально определить, что в салоне автомобиля вариатор, а не автомат. Все детали

Ещё один способ определить тип трансмиссии в автомобиле — посмотреть на особенности отображения информации о коробке передач на приборной панели.

У классического «автомата» на дисплее обязательно присутствует индикация текущего режима — P, R, N, D. При переключении режимов меняется и соответствующий символ на панели.

В вариаторе нет фиксированных режимов, поэтому на дисплее отображается примерный диапазон передаточного числа, например, 1-4 или 1-7. И этот диапазон плавно меняется при перемещении рычага, без скачков.

Кроме того, на приборке автомобиля с вариатором обычно есть индикатор режима экономичного вождения «ECO», который показывает оптимальный момент переключения для экономии топлива. В классических АКПП такого нет.

Так что особенности индикации коробки передач на приборной панели тоже могут послужить хорошим визуальным отличием вариатора от гидромеханического автомата.

Звук работы коробки во время движения

Отличия в звуке работы вариатора и автоматической КПП во время движения — ещё один нюанс, на который стоит обратить внимание.

Классический «автомат» издаёт характерный звук и небольшие рывки при переключении передач. Особенно это заметно на низких оборотах двигателя.

Вариатор же работает практически бесшумно, без рывков и перепадов. Изменение передаточного числа происходит плавно, поэтому в салоне слышен лишь однотонный гул двигателя.

Таким образом, если вы слышите работу коробки в виде отчётливых щелчков в момент переключения — скорее всего, это классический гидромеханический «автомат».

А если коробка работает совершенно незаметно на слух — то, вероятно, под капотом установлен бесступенчатый вариатор.

Обратите внимание на это во время пробной поездки перед покупкой автомобиля. Звук работы коробки также может многое рассказать о её типе и конструкции.

Плавность и динамика разгона автомобиля

Как визуально определить, что в салоне автомобиля вариатор, а не автомат. Все детали

Ещё одним отличием вариатора от «автомата» является плавность и динамика разгона автомобиля.

Классический «автомат» при интенсивном разгоне делает это рывками, переключая передачи с характерными толчками. Особенно заметно на низших передачах.

Вариатор же обеспечивает идеально плавный разгон благодаря бесступенчатому изменению передаточного числа. Нет резких бросков и рывков, которые сопровождают переключение классической АКПП.

Кроме того, вариатор позволяет двигателю всегда оставаться в оптимальном диапазоне оборотов. Это также даёт преимущество в динамике разгона по сравнению с дискретностью ступеней в «автомате».

Поэтому, если разгон автомобиля предельно плавный — это говорит скорее о вариаторе. А если ощущаются рывки и толчки — значит, скорее всего, под капотом классический «автомат». Обратите внимание на это при пробной поездке.

Расход топлива при разгоне и движении

Ещё одним важным отличием вариатора от обычного «автомата» является расход топлива, особенно при разгоне и динамичном движении.

Классическая ступенчатая АКПП при интенсивном разгоне вынуждена часто переключать передачи, удерживая обороты двигателя на высоком уровне. Это приводит к повышенному расходу топлива.

Вариатор же способен поддерживать оптимальные обороты двигателя, изменяя передаточное число бесступенчато. При разгоне нет резких скачков оборотов, как при переключении классической АКПП. Это позволяет вариатору экономить топливо.

Поэтому, если при динамичном разгоне и движении расход топлива неоправданно высокий — скорее всего, это классический «автомат». А если расход остаётся экономным даже при активном стиле вождения — значит, вероятно, установлен вариатор.

Оцените расход топлива в динамике при пробной поездке. Это также поможет определить тип коробки передач в автомобиле.

Характеристики и показатели двигателя

Ещё один косвенный признак, который может указывать на тип коробки передач — некоторые характеристики и показатели самого двигателя автомобиля.

Двигатели с вариатором зачастую имеют несколько заниженную мощность и крутящий момент по сравнению с «автоматом». Это связано с особенностями работы вариатора, которому не нужны избыточные резервы.

Также для вариаторов характерны более высокие рабочие обороты двигателя, ведь ему не нужно переключать передачи, чтобы оставаться в оптимальном диапазоне.

Поэтому, если мощность двигателя несколько занижена для данного класса автомобиля, а рабочие обороты выше стандартных — скорее всего, это машина с вариатором.

Конечно, определять тип КПП только по этим косвенным параметрам не стоит. Но в совокупности с другими признаками характеристики двигателя также могут намекнуть, какой тип коробки передач установлен на автомобиле.

Данные в сервисной книжке и документах

Наконец, самым простым и достоверным способом узнать точно, какой тип коробки передач установлен на автомобиле, является изучение сервисной документации и технических характеристик.

В сервисной книжке, договоре купли-продажи, техпаспорте обязательно должен быть указан тип трансмиссии данной модели автомобиля.

Там вы точно найдете обозначение, что установлен «вариатор» или «автоматическая коробка передач» той или иной модификации.

Конечно, визуальный осмотр, пробная поездка и звук работы коробки тоже многое скажут опытному водителю.

Но для полной уверенности всё же стоит уточнить в сервисных документах, какой именно тип трансмиссии установлен на выбранном вами автомобиле. Это избавит от возможных ошибок и недоразумений при покупке.

Как визуально определить, что в салоне автомобиля вариатор, а не автомат. Все детали

  • Новости
  • Практикум
Легендарной Волге исполнилось 60
Читать далее...
В России начались продажи универсала Skoda Superb
Читать далее...
Новый большой кроссовер Peugeot: первые подробности
Читать далее...
Nissan сделает электромобиль с запасом хода 550 км
Читать далее...
В России будут продавать новый японский пикап
Читать далее...
Группа ГАЗ показала немцам Газели, Газоны и Урал
Читать далее...
Программа утилизации может остаться без продолжения
Читать далее...
Синоптики посоветовали автомобилистам поменять резину
Читать далее...
BMW 8-й серии вышла на тесты
Читать далее...
Какие машины самые безопасные
0 Читать далее...
КАК выбрать цвет автомобиля, выбрать цвет машины.
0 Читать далее...
Шикарные автомобили звёзд
0 Читать далее...
Какой седан выбрать: Camry, Mazda6, Accord, Malibu или Optima
0 Читать далее...
Рейтинг самых дорогих автомобилей
0 Читать далее...
Устройство и конструкция стойки автомобиля
0 Читать далее...
Какие машины угоняют чаще всего
0 Читать далее...
КАК обменять старый автомобиль на новый, Покупка и продажа.
0 Читать далее...
Какой внедорожник выбрать: Juke, C4 Aircross или Mokka
0 Читать далее...
Автомобили для настоящих мужчин
0 Читать далее...