Как продлить срок службы необслуживаемого автомобильного аккумулятора: 10 секретов для водителей
Регулярно проверяйте уровень заряда аккумулятора
Регулярный контроль уровня заряда аккумуляторной батареи — это первый и самый простой способ продлить срок ее службы. Как правило, производители рекомендуют проверять состояние АКБ хотя бы раз в месяц.
Для этого достаточно подключить к выводам аккумулятора цифровой мультиметр и снять показания напряжения в режиме холостого хода. У свинцово-кислотных необслуживаемых батарей полностью заряженным считается состояние, когда напряжение составляет не менее 12,6 В.
Если напряжение упало ниже 12,4 В — это указывает на частичный разряд батареи, а значения менее 12,2 В говорят о глубоком разряде. Такая ситуация нежелательна для АКБ и сокращает срок ее службы. Поэтому при обнаружении пониженного заряда необходимо принять меры по восстановлению напряжения.
Для подзарядки аккумулятора можно использовать зарядные устройства различных типов: от простых автомобильных зарядок до интеллектуальных зарядно-подзарядных устройств с микропроцессорным управлением. Главное, чтобы зарядное устройство соответствовало характеристикам и типу вашего аккумулятора.
При использовании свинцово-кислотных стартерных АКБ оптимальный ток заряда составляет 10-15% от емкости батареи. Например, для 55 Ач аккумулятора подходит зарядный ток 5-8 А. Процесс зарядки рекомендуется проводить до достижения напряжения 14,4-14,7 В, после чего перейти в режим подзарядки 13,6-13,8 В.
Регулярные подзарядки позволят избежать пагубного влияния глубоких разрядов на аккумулятор, продлить срок его службы и всегда поддерживать в рабочем состоянии.
Используйте подзарядное устройство при простое автомобиля
Еще один действенный способ продлить жизнь аккумулятора — использовать подзарядное устройство в период простоя автомобиля. Это позволит компенсировать саморазряд батареи и поддерживать оптимальный заряд.
Дело в том, что даже при отключенном зажигании аккумулятор постоянно теряет заряд из-за внутренних электрохимических процессов. У современных необслуживаемых батарей саморазряд составляет в среднем 1-3% в месяц при +25°С.
Если автомобиль простаивает неделями или месяцами, АКБ может разрядиться настолько, что двигатель уже не запустится. А глубокие разряды крайне вредны для аккумулятора — они разрушают активную массу пластин и провоцируют сульфатацию.
Чтобы избежать этого, используйте подзарядное устройство с функцией компенсации саморазряда. Просто подключите его к бортовой сети на время простоя, и оно будет автоматически подзаряжать АКБ малым током.
Такие устройства подходят как для кратковременного хранения авто (дни, недели), так и для длительного (месяцы). Главное, выбирать модель в соответствии с емкостью вашего аккумулятора.
Благодаря регулярным подзарядкам аккумулятор всегда будет находиться в оптимальном состоянии заряда, что положительно скажется на его ресурсе и продлит срок службы.
Регулярно очищайте клеммы от окислов
Постепенное окисление клемм аккумулятора — распространенная проблема, которая со временем приводит к ухудшению контакта и повышенному переходному сопротивлению.
Это в свою очередь вызывает дополнительные потери напряжения, особенно при больших токах нагрузки. Аккумулятор вынужден отдавать энергию с бо́льшим напряжением, чтобы компенсировать эти потери. В итоге снижается его ресурс.
Чтобы избежать окисления клемм, раз в полгода нужно очищать их от налета с помощью жёсткой щетки или наждачной бумаги. Затем клеммы обрабатываются техническим вазелином, чтобы предотвратить дальнейшее окисление.
Также полезно периодически отсоединять зажимы с клемм и зачищать контактные поверхности напильником. Это позволит обеспечить идеальный электрический контакт.
Не забывайте также протирать клеммы чистой ветошью после всех работ, чтобы удалить мелкие частицы металла. Иначе они могут вызвать короткое замыкание.
Регулярный уход за клеммами аккумулятора поможет избежать потерь напряжения и излишней нагрузки на батарею. А это продлит срок ее службы.
Следите за напряжением бортовой сети
Нестабильное напряжение бортовой сети автомобиля также отрицательно сказывается на сроке службы аккумулятора. Повышенное или пониженное напряжение приводит к перерасходу энергии батареи.
Причины могут быть разные: неисправный генератор, проблемы с регулятором напряжения, большое число потребителей, включенных в бортсеть и т.д. В любом случае аккумулятор вынужден работать в нештатных режимах.
Чтобы вовремя заметить отклонения напряжения от нормы, установите в автомобиль вольтметр. Оптимальные показания для бортовой сети составляют 13,5-14,5 В при работающем двигателе.
При выявлении отклонений необходимо провести диагностику электрооборудования и устранить неисправность. Это позволит разгрузить аккумулятор и избавить его от лишней работы в нештатных режимах.
Контроль напряжения бортсети в сочетании с своевременным ремонтом поможет стабилизировать работу аккумулятора и продлить срок его службы.
Не допускайте глубоких разрядов аккумулятора
Глубокие разряды — это одна из основных причин преждевременной потери ёмкости и выхода аккумулятора из строя. Поэтому важно не допускать их появления.
К глубоким относятся разряды ниже 10,5 В для 12-вольтовых АКБ. При этом происходят необратимые процессы разрушения активной массы пластин, ускоряется сульфатация электродов.
Чаще всего причиной глубоких разрядов становится длительный простой автомобиля без подзарядки батареи. Также они могут возникать из-за большой электрической нагрузки при слабом генераторе.
Чтобы избежать этого, контролируйте уровень заряда АКБ и своевременно ставьте авто на подзарядку при простое. Также регулярно проверяйте работу генератора и при необходимости ремонтируйте его.
Исключение глубоких разрядов — залог долгой и безотказной работы автомобильного аккумулятора. Это один из ключевых факторов, влияющих на срок службы батареи.
Избегайте частых и коротких поездок
Частые поездки на короткие расстояния также негативно влияют на аккумулятор. При таком режиме эксплуатации у батареи возникает дефицит заряда.
Дело в том, что при коротких поездках генератор успевает лишь частично зарядить АКБ после пуска двигателя. Из-за частых пусков аккумулятор постоянно работает в разряженном состоянии.
Это приводит к повышенной сульфатации пластин и снижению ёмкости батареи. Ускоряются необратимые процессы коррозии решётки пластин, что сокращает срок службы.
Поэтому, если ездите часто на короткие расстояния, обязательно установите подзарядное устройство. Оно позволит компенсировать недозаряд и поддержит аккумулятор в рабочем состоянии.
Также полезно периодически совершать длительные поездки не менее 30-40 км для полноценной зарядки батареи генератором.
Не перегружайте электрическую сеть автомобиля
Подключение большого количества дополнительных потребителей к бортовой сети автомобиля создаёт чрезмерную нагрузку на аккумулятор.
Речь идёт о мощных аудиосистемах, подогревателях, холодильниках, лампах и другом оборудовании. Их суммарный ток потребления может в разы превышать заводскую конфигурацию.
В результате аккумулятор вынужден отдавать больше энергии, работает с повышенной нагрузкой, что ведёт к преждевременному снижению ёмкости и выходу из строя.
Поэтому, устанавливая в автомобиль дополнительные приборы, важно учитывать суммарную потребляемую мощность и не перегружать электросеть.
Либо одновременно усиливать систему электропитания более мощным аккумулятором и генератором, чтобы компенсировать повышенную нагрузку.
Это позволит избежать перерасхода заряда батареи и сократить срок её службы.
Следите за температурным режимом аккумулятора
Необслуживаемый аккумулятор автомобиля — это важный элемент, от работы которого зависит запуск двигателя и питание бортовой электроники. Чтобы продлить срок его службы, нужно следить за оптимальным температурным режимом.
Аккумулятор любит тепло, но не жару. Идеальная рабочая температура для него — плюс 25 градусов Цельсия. Если столбик термометра опускается ниже нуля, химические реакции внутри замедляются, и аккумулятор теряет мощность. А изнуряющая летняя жара заставляет аккумулятор перегреваться, что тоже плохо сказывается на его ресурсе.
Чтобы избежать переохлаждения зимой, постарайтесь ставить машину в теплый гараж. Если такой возможности нет, то перед поездкой в холодную погоду полезно прогреть салон кондиционером — это позволит прогреть и аккумулятор. А если предстоит дальняя поездка в мороз, то имеет смысл за несколько часов до выезда подключить аккумулятор к зарядному устройству для подзарядки.
Летом, наоборот, следите за тем, чтобы аккумулятор не перегревался на стоянке. Старайтесь ставить машину в тени, желательно в проветриваемом месте. Можно использовать солнцезащитный экран на лобовое стекло. И конечно, если планируете оставить авто надолго летом под палящим солнцем, то лучше отключить аккумулятор.
Регулярно проверяйте уровень электролита в аккумуляторе. Со временем он естественным образом испаряется. Недостаток электролита может привести к сульфатации пластин, что резко сокращает срок службы аккумулятора. Доливайте дистиллированную воду по мере необходимости.
Следите за чистотой клемм и зажимов аккумулятора. Грязные контакты приводят к потерям напряжения и разрядке. Регулярно очищайте клеммы от окислов специальным раствором или щеткой. Смазывайте их техническим вазелином для защиты от коррозии.
Избегайте глубоких разрядок аккумулятора. Когда напряжение падает ниже 10,5 вольт, в пластинах начинаются необратимые процессы сульфатации, сокращающие срок службы. Если предстоит длительная стоянка, то лучше отключить аккумулятор или периодически подзаряжать его зарядным устройством.
Следите за надежностью проводки и электрооборудования. Любая утечка тока, пусть даже небольшая, со временем приведет к разрядке аккумулятора. При появлении на клеммах белого порошка, посторонних шумов при работе электрооборудования стоит обратиться в автосервис.
Не запускайте двигатель при подключенных потребителях тока. Фары, обогреватель, аудиосистема создают дополнительную нагрузку на аккумулятор при пуске. Аккумулятору приходится отдавать больше энергии, а значит, быстрее садится.
Делайте короткие поездки. Длительные поездки с периодическими остановками лучше коротких «от дома до магазина». При коротких поездках генератор не успевает полностью зарядить аккумулятор обратно.
Не забывайте на зиму вовремя менять моторное масло на зимнее. Летние масла густеют на морозе, создавая дополнительную нагрузку на стартер при запуске, а значит и на аккумулятор.
Раз в год проводите полную диагностику электрооборудования у специалиста. Своевременно меняйте изношенные узлы генератора, реле, проводку. Это позволит избежать утечек тока и продлить жизнь аккумулятора.
Не эксплуатируйте аккумулятор старше 5 лет. Со временем, даже при бережном использовании, емкость и мощность снижаются. Лучше заблаговременно купить новый аккумулятор, чем попасть в неприятную ситуацию из-за отказа старого.
Соблюдая эти несложные правила, вы существенно продлите срок службы необслуживаемого автомобильного аккумулятора и избежите неприятных неожиданностей, связанных с его отказом на дороге. Аккумулятор, как и любая другая деталь автомобиля, требует бережного отношения и профилактики, чтобы надежно служить долгие годы.
Выбирайте качественные аккумуляторы проверенных брендов
Чтобы необслуживаемый аккумулятор прослужил долго, важно изначально выбрать модель надежного производителя. На рынке представлено множество брендов, но не все из них гарантируют высокое качество.
Лучше отдать предпочтение проверенным компаниям, специализирующимся на выпуске автомобильных аккумуляторов. К ним относятся Varta, Bosch, Optima, Exide, Trojan, АКОМ и некоторые другие. У таких производителей строгий контроль качества на всех этапах производства.
При выборе конкретной модели обращайте внимание на емкость в ампер-часах, срок гарантии, максимальный ток холодной прокрутки. Эти параметры должны соответствовать техническим характеристикам вашего автомобиля.
Например, для мощного двигателя с большим объемом потребуется аккумулятор емкостью 60-90 ампер-часов. Для обычного легкового автомобиля подойдет 45-60 ампер-часов. Чем выше емкость, тем дольше аккумулятор будет работать при интенсивной нагрузке.
Аккумуляторы ведущих брендов дают гарантию 2-5 лет. Это говорит об их высокой надежности. Дешевые же аккумуляторы часто выходят из строя уже через год.
Ток холодной прокрутки показывает, сколько тока в амперах может отдавать аккумулятор при низких температурах. Чем выше этот показатель, тем легче будет запустить мотор в мороз.
Качественный аккумулятор прослужит дольше дешевого аналога в 2-3 раза. Поэтому инвестиции окупятся, и в конечном итоге вы сэкономите на замене аккумуляторов.
Покупать аккумулятор лучше не на заправке, а в специализированном магазине. Там больше шансов приобрести оригинальную продукцию, а не подделку.
Остерегайтесь поддельных аккумуляторов, которые часто продаются под видом известных брендов. Внешне они могут быть похожи, но ресурс у них намного ниже. Распознать подделку можно по отсутствию логотипа производителя на крышке, неточностям в маркировке, слишком низкой цене.
Перед установкой убедитесь, что аккумулятор полностью заряжен. Некоторые недобросовестные продавцы пытаются впарить разряженный аккумулятор. Проверить заряд можно вольтметром или попросить подключить аккумулятор к зарядному устройству.
Следите за тем, чтобы полюса при установке не перепутать. Подключение со знаками плюс и минус наоборот выведет аккумулятор из строя при первом же запуске двигателя.
Выбирая качественный необслуживаемый аккумулятор от проверенного производителя, вы можете быть уверены в его надежности и долговечности. Это позволит минимизировать риск внезапной разрядки на дороге и избежать частой замены аккумулятора.
Регулярно проверяйте уровень электролита в аккумуляторе. Со временем он естественным образом испаряется. Недостаток электролита может привести к сульфатации пластин, что резко сокращает срок службы аккумулятора. Доливайте дистиллированную воду по мере необходимости.
Следите за чистотой клемм и зажимов аккумулятора. Грязные контакты приводят к потерям напряжения и разрядке. Регулярно очищайте клеммы от окислов специальным раствором или щеткой. Смазывайте их техническим вазелином для защиты от коррозии.
Избегайте глубоких разрядок аккумулятора. Когда напряжение падает ниже 10,5 вольт, в пластинах начинаются необратимые процессы сульфатации, сокращающие срок службы аккумулятора. Если предстоит длительная стоянка, то лучше отключить аккумулятор или периодически подзаряжать его зарядным устройством.
Своевременно меняйте старый аккумулятор на новый
Даже при бережной эксплуатации и соблюдении всех правил, любой аккумулятор рано или поздно выработает свой ресурс. Поэтому очень важно вовремя купить и установить новый, не дожидаясь, пока старый выйдет из строя в самый неподходящий момент.
Средний срок службы качественного необслуживаемого аккумулятора составляет 3-5 лет. Но на практике он может быть как меньше, так и больше в зависимости от условий эксплуатации.
О первых признаках близкого конца срока службы аккумулятора сигнализирует падение емкости и мощности. Это проявляется в том, что мотор крутится все медленнее при запуске, возрастает число ложных пусков. Также аккумулятор быстрее садится, если машина постояла некоторое время с включенными потребителями тока.
Проверить точный уровень емкости можно в автосервисе. Если он меньше 80% от заявленного производителем, то пора менять аккумулятор на новый. Не стоит ждать его полной выработки ресурса, т.к. сложно предугадать тот самый день, когда автомобиль просто не заведется.
Новый аккумулятор рекомендуется устанавливать перед наступлением холодов, т.к. именно зимой старый аккумулятор чаще всего отказывает. Летом же, наоборот, аккумулятор может еще какое-то время проработать за счет благоприятных температур.
При выборе нового аккумулятора обращайте внимание на дату выпуска и срок годности. Оптимальный вариант — купить свежее изделие, чтобы оно прослужило максимально долго.
Устанавливать аккумулятор лучше в специализированном сервисе. Там гарантированно правильно выполнят все операции: снимут и утилизируют старый аккумулятор, установят и подключат новый с соблюдением полярности, зафиксируют его в гнезде держателя.
После установки нового аккумулятора и подключения к бортовой сети автомобиля необходимо съездить в длительную поездку по шоссе не меньше чем на час. Это необходимо, чтобы аккумулятор прошел полный рабочий цикл заряда-разряда-заряда от генератора.
Своевременная плановая замена аккумулятора — залог бесперебойной работы электрооборудования вашего автомобиля. Это избавит от неприятных неожиданностей в виде отказа на дороге и сэкономит средства за счет использования полного ресурса аккумулятора.
Регулярно проверяйте уровень электролита в аккумуляторе. Со временем он естественным образом испаряется. Недостаток электролита может привести к сульфатации пластин, что резко сокращает срок службы аккумулятора. Доливайте дистиллированную воду по мере необходимости.
Следите за чистотой клемм и зажимов аккумулятора. Грязные контакты приводят к потерям напряжения и разрядке. Регулярно очищайте клеммы от окислов специальным раствором или щеткой. Смазывайте их техническим вазелином для защиты от коррозии.