Интересно ли вам узнать о заводе ЯМЗ и его мощных автомобильных двигателях
История создания Ярославского моторного завода (ЯМЗ)
Ярославский моторный завод, известный сокращением ЯМЗ, является ведущим российским производителем дизельных двигателей для грузовиков, автобусов, сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники. История предприятия насчитывает более 80 лет.
Завод был основан в 1938 году как филиал знаменитого Ярославского автомобильного завода. Первоначально ЯМЗ выпускал бензиновые моторы, но уже в годы Великой Отечественной войны полностью перешел на производство дизелей — сначала танковых, а затем и автомобильных.
Первым серийным двигателем стал ЯМЗ-236 мощностью 110 л.с., созданный под руководством конструктора А.Д. Чаромского. Он устанавливался на знаменитые послевоенные грузовики ЯАЗ-200. В 1950-е годы ЯМЗ освоил выпуск более современных моторов ЯМЗ-238 и их модификаций.
В 1960-1970-е годы предприятие значительно расширило модельный ряд дизелей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-740 для грузовой техники отечественного производства. Двигатели ЯМЗ экспортировались в десятки стран мира.
С 1990-х годов ЯМЗ освоил выпуск дизелей по европейским стандартам экологичности и топливной экономичности — ЯМЗ-530, ЯМЗ-6501 и других. Завод вошел в состав Группы ГАЗ.
Сегодня ЯМЗ выпускает широкую гамму современных дизелей в диапазоне мощностей от 130 до 500 л.с., устанавливаемых на российские и иностранные грузовики, автобусы, коммунальную технику. Завод реализует масштабную программу технического перевооружения и разработки перспективных экологически чистых двигателей.
Первые дизельные двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238
После Великой Отечественной войны Ярославский моторный завод приступил к разработке нового поколения дизельных двигателей для отечественных грузовых автомобилей и автобусов.
Первенцем стал 4-тактный рядный 6-цилиндровый двигатель ЯМЗ-236 мощностью 110 л.с. Он был создан под руководством талантливого конструктора А.Д. Чаромского и с 1946 года устанавливался на популярные послевоенные грузовики ЯАЗ-200.
Двигатель ЯМЗ-236 отличался простотой конструкции и надежностью в эксплуатации. Он имел непосредственный впрыск топлива, верхнеклапанный газораспределительный механизм и был достаточно экономичным по расходу топлива.
В 1950-х годах на смену ЯМЗ-236 пришел более совершенный V-образный 8-цилиндровый дизель ЯМЗ-238 мощностью 150 л.с. Он стал базовым двигателем для многих моделей грузовиков и автобусов.
На базе ЯМЗ-238 было создано несколько модификаций с форкамерно-факельным впрыском топлива, повышенной до 180 л.с. мощностью и улучшенными эксплуатационными характеристиками.
Двигатели серий ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 обеспечили технический прогресс отечественного автомобилестроения в первые послевоенные десятилетия. Они выпускались массовыми сериями и пользовались заслуженной популярностью у водителей за надежность и неприхотливость.
Разработка и выпуск грузовых автомобилей ЯАЗ
Параллельно с созданием новых двигателей ЯМЗ велась разработка грузовых автомобилей на Ярославском автомобильном заводе (ЯАЗ). Первыми послевоенными моделями стали ЯАЗ-200 с двигателем ЯМЗ-236.
Грузовики ЯАЗ-200 отличались простой, но надежной конструкцией, экономичностью и неприхотливостью в эксплуатации. Они поставлялись в десятки стран мира и пользовались большим спросом.
В 1950-е годы на смену ЯАЗ-200 пришли более современные грузовики ЯАЗ-210 с новым V-образным двигателем ЯМЗ-238. Эти машины отличались повышенной мощностью, грузоподъемностью и скоростью.
Дальнейшим техническим прорывом стала разработка в конце 1950-х годов семейства тяжелых грузовиков ЯАЗ-214. Эти автомобили грузоподъемностью до 12 тонн оснащались модернизированными дизелями ЯМЗ-238Б мощностью 180 л.с.
На ЯАЗ также выпускались самосвалы, лесовозы, цистерны на базе грузовиков ЯАЗ-210/214. Они широко использовались в народном хозяйстве СССР и стран СЭВ.
Таким образом, тандем ЯМЗ и ЯАЗ обеспечил создание конкурентоспособной линейки отечественных грузовых автомобилей в 1950-1960-е годы, сыграв ключевую роль в моторизации советской экономики.
Модификации двигателя ЯМЗ-236 для автобусов ЯАЗ
Помимо грузовиков, двигатели ЯМЗ устанавливались и на выпускавшиеся в Ярославле автобусы. Для них создавались специальные модификации моторов.
В 1950-е годы на Ярославском автозаводе наладили производство автобусов ЯАЗ-200 с дизелем ЯМЗ-236. Эти небольшие машины вместимостью 25 человек использовались в основном в сельской местности.
В 1960-х для городских автобусов большей вместимости ЯАЗ-210 была разработана форсированная версия двигателя ЯМЗ-236Н мощностью 150 л.с. Она отличалась повышенной надежностью и ресурсом.
С 1970-х годов на смену ЯМЗ-236 пришел новый V-образный мотор ЯМЗ-238М2 мощностью 210 л.с., специально предназначенный для городских автобусов ЛиАЗ, ПАЗ, Икарус.
Кроме того, для междугородних автобусов ЛиАЗ выпускалась модификация ЯМЗ-238В мощностью 240 л.с. Она отличалась повышенной надежностью и выносливостью.
Благодаря постоянной модернизации и адаптации под нужды автобусостроения, дизели ЯМЗ широко применялись на отечественном пассажирском транспорте на протяжении десятилетий.
Двигатель ЯМЗ-740 для тяжелой техники
Интересно ли вам узнать о заводе ЯМЗ и его мощных автомобильных двигателях?
Ярославский моторный завод, основанный в 1958 году, производит дизельные двигатели для грузовиков, автобусов, тракторов, кораблей и другой техники. Одним из самых известных двигателей ЯМЗ стал V8 ЯМЗ-740 мощностью 300-330 лошадиных сил.
Этот дизельный двигатель объемом 14,86 литра начали выпускать в 1976 году. Он пришел на смену предыдущей модели ЯМЗ-236 и сразу же завоевал популярность благодаря высокой надежности, неприхотливости и запасу крутящего момента.
Применение двигателя ЯМЗ-740
ЯМЗ-740 в разные годы устанавливали на такие известные модели тяжелой техники, как:
- Тракторы Т-150, Т-330, Т-500
- Самосвалы БелАЗ
- Карьерные самосвалы МоАЗ
- Военные тягачи АТС-59
- Пожарные автомобили на базе КрАЗ и ЗИЛ
- Речные буксиры проекта 745
ЯМЗ-740 работал в самых сложных условиях, везде зарекомендовав себя как неприхотливый и надежный двигатель. Его ресурс до капитального ремонта составлял впечатляющие 500-600 тысяч километров.
Особенности конструкции
В чем секрет выносливости этого дизельного двигателя?
Во-первых, прочный чугунный блок цилиндров и стальная головка блока цилиндров. Во-вторых, полноопорный коленчатый вал и кованые поршни с тремя поршневыми кольцами.
ЯМЗ-740 имел два турбокомпрессора ТК-7 для форсажа наддува. Топливная аппаратура — индивидуальные топливные насосы НК-14 и форсунки 264.101.060.
Двигатель комплектовался воздушным фильтром с эжектором, масляным радиатором и водяным насосом. Все эти конструктивные особенности позволяли ЯМЗ-740 успешно работать в тяжелых условиях эксплуатации.
Модификации
ЯМЗ-740 выпускался в нескольких модификациях:
- ЯМЗ-740 — базовая модель мощностью 300 л.с.
- ЯМЗ-740Н — форсированная версия до 330 л.с.
- ЯМЗ-740.10 — с газотурбинным наддувом до 360 л.с.
- ЯМЗ-740В — морская модификация
Кроме того, на базе ЯМЗ-740 позднее были разработаны форсированные двигатели ЯМЗ-740НД5 (360 л.с.), ЯМЗ-8424 (400 л.с.) и ЯМЗ-846 (500 л.с.).
Таким образом, двигатель ЯМЗ-740 и его модификации внесли огромный вклад в развитие тяжелого транспорта и спецтехники в СССР и России. И сегодня этот легендарный дизель продолжает трудиться на благо страны.
Серия дизелей ЯМЗ-238В для автомобилей КамАЗ
Модернизация производства в 1990-2000х годах
Новый этап развития в составе Группы ГАЗ
ЯМЗ сегодня — крупнейший производитель дизелей в России
Интересно ли вам узнать о заводе ЯМЗ и его мощных автомобильных двигателях?:
Ярославский моторный завод, или сокращенно ЯМЗ, является одним из старейших машиностроительных предприятий России. Его история началась еще в 1929 году, когда в Ярославле был основан мотороремонтный завод. С годами предприятие развивалось, осваивало выпуск новой продукции. Уже в 1950-е годы завод наладил серийное производство дизельных двигателей для грузовиков и автобусов. Эти надежные и экономичные двигатели постепенно завоевывали популярность по всему Советскому Союзу.
Настоящий расцвет ЯМЗ пережил в 1970-1980-е годы. Тогда завод освоил выпуск легендарных V-образных двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, которые ставились на знаменитые советские грузовики КамАЗ, МАЗ, КрАЗ. Это было время настоящей славы ярославских моторов, когда они покоряли просторы огромной страны от Калининграда до Владивостока.
Разумеется, в 90-е годы, в период экономических потрясений, ЯМЗ, как и многие отечественные заводы, пережил непростые времена. Однако благодаря профессионализму работников, накопленному опыту, технологиям завод устоял. Более того, в новом веке ЯМЗ вернул себе лидирующие позиции в производстве дизелей.
Сегодня Ярославский моторный завод выпускает современные высокооборотные двигатели для грузовиков, автобусов, строительной и сельскохозяйственной техники. Это моторы серий ЯМЗ-530, ЯМЗ-536, ЯМЗ-650 и другие. Они отличаются высокой мощностью, надежностью, экономичностью. Ключевыми заказчиками ярославских двигателей являются КамАЗ, МАЗ, ПАЗ, ЛиАЗ и десятки других российских предприятий.
Также ЯМЗ разрабатывает новые перспективные моторы, соответствующие современным экологическим нормам. Например, в 2013 году была представлена новая V-образная «восьмерка» ЯМЗ-53086 мощностью 500 л.с. Этот двигатель может использоваться на автомобилях уровня Евро-5. Также в разработке находится 12-литровый двигатель ЯМЗ-12Еро5.
Таким образом, несмотря на все сложности, Ярославский моторный завод продолжает уверенно двигаться вперед. Сегодня это крупнейшее в России предприятие по производству дизельных двигателей. И, похоже, ярославские моторы еще долго будут служить верой и правдой, обеспечивая движение по просторам нашей Родины.