Полезные советы для автолюбителей

Автопром Польши: как развивалось производство легковых автомобилей в Польше

История зарождения автомобилестроения в Польше

Автомобильная промышленность Польши имеет довольно длинную историю, уходящую корнями в начало XX века. Первые попытки наладить производство автомобилей в Польше предпринимались еще до Первой мировой войны, когда страна входила в состав Российской империи. В то время автомобиль воспринимался скорее как диковинка и роскошь, чем средство повседневного транспорта.

После обретения Польшей независимости в 1918 году, в условиях разрухи после войны, о создании собственной автомобильной промышленности не могло быть и речи. Лишь в конце 1920-х годов появились первые польские компании, наладившие выпуск небольших партий автомобилей и грузовиков. Среди них можно назвать CWS T-1, Państwowe Zakłady Inżynieryjne, Ursus A и Polski Fiat 508 Łazik. Эти модели производились мелкими сериями и использовали в основном иностранные комплектующие.

По-настоящему серьезное развитие автомобилестроительная отрасль Польши получила лишь после Второй мировой войны. В 1951 году на базе завода Фиат в Варшаве было создано объединение FSO (Fabryka Samochodów Osobowych — Фабрика легковых автомобилей). Уже в следующем году здесь началось производство первого польского народного автомобиля — Warszawa, скопированного с советской модели Победа. Этот автомобиль выпускался до 1973 года общим числом в 254 тысячи экземпляров.

В 1972 году на том же заводе FSO началось производствоmodeli Polonez — наиболее массовой и успешной модели в истории польского автостроения. Этот автомобиль производился вплоть до 2002 года, за 30 лет было выпущено 1,6 миллиона Polonez. В эти же годы выпускались и другие модели FSO — Syrena, 126p и Polonez Atu.

C конца 1990-х годов в Польше начали открывать свои заводы крупные зарубежные концерны. В 1998 году Daewoo построило завод в Варшаве, в 2016 году Toyota запустила производство, в 2018 году завод в Вроцлаве открыл концерн Volvo. Это позволило Польше занять 6 место в Европе по объемам производства легковых автомобилей.

Таким образом, за последнее столетие автомобилестроение Польши проделало путь от кустарных мастерских до современных высокотехнологичных предприятий мирового уровня. Сегодня этот сектор играет важную роль в экономике страны, обеспечивая рабочие места и экспортные поступления. И в дальнейшем автопром Польши, несомненно, будет только расти и развиваться.

Первые польские автомобильные бренды

Автопром Польши: как развивалось производство легковых автомобилей в Польше

Первые попытки создания собственных автомобильных брендов в Польше относятся к 1920-1930-м годам. Это было время становления польской государственности после Первой мировой войны. Страна остро нуждалась в развитии промышленности, и автомобилестроение рассматривалось как одно из перспективных направлений.

Одним из пионеров была компания CWS — Centralne Warsztaty Samochodowe (Центральные автомобильные мастерские), основанная в 1927 году. Она наладила выпуск грузовиков CWS T-1 на базе американского FWD. Эти небольшие грузовички с деревянным кузовом выпускались до 1931 года.

В 1928 году инженер Казимеж Фромек создал первый польский легковой автомобиль Fromm Car. Машины Fromm выпускались очень малыми партиями вплоть до 1939 года.

В 1930 году государственное предприятие PZInż начало производство грузовиков Ursus A. Эта модель оснащалась 4-цилиндровым мотором мощностью 50 л.с. Внешне Ursus A напоминал немецкий Opel Blitz.

Одна из самых успешных довоенных разработок — PZInż 303 «Lux Torpedo», выпуск которого начался в 1936 году. Эта 8-местная машина была оснащена двигателем Ford V8 и отличалась современным аэродинамическим дизайном.

Накануне войны началось производство фургонов PZInż 125. В их основу лег английский Bedford, но кузов изготавливался в Польше. Всего до 1939 года было выпущено около 130 таких фургонов.

Еще одна значимая модель предвоенного периода — Polski Fiat 508 Łazik. Это была лицензионная копия итальянского Fiat 508 Balilla, выпуск которой наладил в 1938 году завод в Познани. В общей сложности до начала войны успели сойти с конвейера около 250 Łazik.

Таким образом, в 1920-1930-е годы в Польше появились первые собственные автомобильные бренды и модели. Хоть их выпуск носил полукустарный характер, эти автомобили заложили фундамент будущего развития польского автопрома.

Создание FSO на базе Фиат

Автопром Польши: как развивалось производство легковых автомобилей в Польше

После Второй мировой войны Польша остро нуждалась в восстановлении промышленности. Одним из приоритетов стало создание собственного автомобилестроения. С 1946 года началась подготовка к строительству большого автозавода в Варшаве.

Проект реализовывался при поддержке СССР, который в то время активно наращивал свое влияние в Восточной Европе. В 1950 году было подписано лицензионное соглашение с итальянской компанией Фиат. Советский Союз уже имел опыт создания автозаводов по итальянским лицензиям — в particular, Горьковский автозавод выпускал автомобили Фиат-124 по модели Фиат-1200.

На базе завода Фиат в Варшаве в 1951 году было создано объединение FSO (Fabryka Samochodów Osobowych — Фабрика легковых автомобилей). Уже в 1952 году здесь наладили выпуск первого польского народного автомобиля — Warszawa. Это была по сути скопированная с советской Победы М-20, имевшей те же итальянские корни.

Warszawa оснащалась 4-цилиндровым двигателем объемом 2120 куб.см и мощностью 50 л.с. Максимальная скорость составляла 110 км/ч. Автомобиль отличался простотой конструкции и надежностью, что позволило ему выпускаться в Польше вплоть до 1973 года. Всего за mehr als 20 Jahre было произведено 254 тысячи Warszawa.

Параллельно на FSO начали собирать итальянские автомобили Фиат-125п по модели Фиат-1400. В 1959-1965 годах выпускалась двухдверная модель FSO Syrena — польская версия итальянского Seat 600. В целом, в 1950-1960-е годы завод FSO играл ключевую роль в развитии автомобилестроения Польши.

Таким образом, создание в послевоенные годы автозавода FSO на базе итальянского Фиата положило начало массовому производству отечественных автомобилей в Польше. Здесь были выпущены сотни тысяч автомобилей Warszawa, которые стали первыми народными машинами польских семей.

Начало выпуска автомобилей Polonez

В 1960-1970-е годы на смену модели Warszawa пришел новый автомобиль польского производства — Polonez. Его разработка началась в конце 1960-х на заводе FSO в сотрудничестве с итальянскими инженерами Фиата.

Первоначально предполагалось сделать обновленную модификацию Warszawa, сохранив рамную конструкцию. Однако в итоге было принято решение о более серьезной модернизации с переходом на несущий кузов. Так родился Polonez — первый польский легковой автомобиль с несущим кузовом.

Его производство стартовало в 1972 году на заводе в Варшаве. Первая модель Polonez 1500 оснащалась 4-цилиндровым двигателем объемом 1481 куб.см и мощностью 75 л.с. Максимальная скорость составляла 145 км/ч. Автомобиль отличался современным для того времени дизайном в стиле хетчбэк.

В 1978 году появился фейслифтинговый Polonez 1500/1300. У него был увеличен объем багажника и внесены изменения в интерьер. В 1984 году начался выпуск модели Polonez Caro на базе хетчбэка с кузовом седан. А в 1987 году появился обновленный Polonez Atu с 5-ст. механической коробкой передач.

В 1991 году завод FSO при поддержке концерна General Motors разработал новое поколение Poloneza. Модель Polonez Caro GLi базировалась на опель-вектре А и оснащалась бензиновым двигателем 1.6 л. Этот автомобиль пользовался большой популярностью в Польше в 1990-е.

Всего за 30 лет, с 1972 по 2002 год, было выпущено более 1,6 миллиона Polonez всех модификаций. Это самый массовый автомобиль в истории польского автопрома. Polonez стал по-настоящему народным автомобилем, сыграв важную роль в автомобилизации Польши.

Таким образом, на протяжении 1970-2000-х годов модель Polonez прошла путь от первого польского автомобиля с несущим кузовом до современного хетчбэка европейского класса, оставив заметный след в истории польского автопрома.

Производство автомобилей Daewoo в Польше

Автопром Польши: как развивалось производство легковых автомобилей в Польше

В конце 1990-х годов в развитии польского автопрома начался новый этап, связанный с приходом крупных иностранных автопроизводителей. Одним из первых стал южнокорейский концерн Daewoo.

В 1998 году Daewoo Motors при поддержке польского правительства построил в Варшаве современный автозавод Daewoo-FSO. Первоначально завод выпускал модель Lanos — компактный хетчбэк, разработанный специально для европейского рынка. Это был первый иностранный автомобиль, производимый в Польше.

Вскоре модельный ряд варшавского предприятия Daewoo-FSO пополнился седанами Nubira и Leganza, а также минивэном Matiz. Кроме того, продолжался выпуск последнего поколения Polonez. К началу 2000-х завод вышел на проектную мощность в 200 тысяч автомобилей в год.

Однако вскоре после этого материнская компания Daewoo попала в тяжелое финансовое положение и обанкротилась. В 2002 году ее активы выкупил американский концерн General Motors. Так польский завод оказался в составе GM.

На протяжении 2000-х под маркой Daewoo продолжался выпуск моделей Lacetti, Kalos и Matiz. В 2009 году в связи с реструктуризацией GM производство легковых автомобилей в Польше было свернуто. Завод перешел на выпуск двигателей и коробок передач.

Тем не менее, эпизод с Daewoo сыграл важную роль в модернизации польского автопрома. Благодаря южнокорейским инвестициям были построены новые производственные мощности и освоен выпуск современных моделей автомобилей европейского уровня.

Открытие заводов Ford и Toyota в Польше

Автопром Польши: как развивалось производство легковых автомобилей в Польше

В 2000-е годы в Польше активно начали открывать производства крупнейшие мировые автоконцерны. Это стало новым этапом развития польского автопрома.

Одним из первых стал американский концерн Ford. В 2003 году он открыл завод в городе Крайова неподалеку от Вроцлава. Предприятие было ориентировано в первую очередь на выпуск коммерческих автомобилей Ford Transit для европейского рынка.

Впоследствии завод Ford в Польше также наладил производство легковых автомобилей Mondeo и Galaxy. Инвестиции Ford в польский завод составили более 1 млрд долларов. На предприятии было создано около 2,5 тыс. рабочих мест.

Еще один гигант мирового автопрома — японская Toyota — запустил производство в Польше в 2016 году. Ее завод в городе Валбжих возле Вроцлава стал первым в Восточной Европе предприятием Toyota.

Завод Toyota Motor Manufacturing Poland выпускает бестселлеры японской марки — кроссоверы RAV4 и SUV Highlander. Общий объем инвестиций Toyota в польское производство превысил 1 млрд евро. Предприятие рассчитано на выпуск до 150 тыс. автомобилей в год.

Открытие современных заводов Ford и Toyota в Польше еще больше укрепило позиции страны как одного из крупнейших центров автомобилестроения в Центральной Европе. Это также послужило мощным стимулом для развития подотрасли автокомпонентов.

Развитие компании FCA Poland

Важную роль в польском автопроме продолжает играть компания FCA Poland (Fiat Chrysler Automobiles), управляющая бывшим заводом FSO в Варшаве. С 1990-х годов завод специализируется на выпуске автомобилей итальянских марок Fiat и Lancia.

После поглощения в середине 2000-х Chrysler Group концерном Fiat, польское подразделение вошло в состав образованной группы Fiat Chrysler Automobiles. В 2011-2014 гг. завод FCA Poland прошел масштабную модернизацию, потребовавшую инвестиций около 1 млрд евро.

Сегодня FCA Poland выпускает несколько популярных моделей: Fiat 500, Lancia Ypsilon, Abarth 500 и Abarth 695. Кроме того, завод производит бензиновые и дизельные двигатели, а также коробки передач для концерна FCA.

В 2018 году компания FCA Poland отметила выпуск 3-миллионного автомобиля с момента начала производства в 1965 году. По итогам 2019 года доля предприятия на польском рынке достигла 12%. FCA Poland также экспортирует около 90% выпускаемых автомобилей.

Благодаря инвестициям Fiat Chrysler Automobiles, исторический завод в Варшаве прошел модернизацию и остается одним из флагманов автопрома Польши, выпуская современные автомобили премиального сегмента.

Выпуск моделей Fiat и Lancia

Автопром Польши: как развивалось производство легковых автомобилей в Польше

Компания FCA Poland на протяжении многих лет специализируется на производстве автомобилей итальянских марок Fiat и Lancia. Эти автомобили пользуются стабильным спросом как на польском, так и на европейском рынке.

Одна из самых популярных моделей, выпускаемых в Польше, — это Fiat 500. Этот городской мини-автомобиль с неповторимым дизайном в стиле ретро производится с 2007 года. За это время было выпущено более 1,6 млн Fiat 500.

Еще одна культовая для Fiat модель — 500 Abarth, спортивная версия «пятисотки» с форсированным мотором. Этот «горячий хетчбэк» вызывает интерес у любителей динамичного вождения. В Польше выпущено уже около 40 тысяч Abarth 500.

С 2012 года варшавский завод наладил производство малолитражки Fiat Panda. За прошедшие годы здесь собрано более 360 тыс. автомобилей этой модели. Panda остается одним из самых продаваемых авто сегмента А в Европе.

Еще одна итальянская классика от FCA Poland — модель Lancia Ypsilon. Этот стильный хетчбэк премиум-класса выпускается в Польше с 2011 года. Всего на сегодня с конвейера сошло уже около 240 тыс. Lancia Ypsilon.

Богатая модельная линейка, включающая культовые автомобили Fiat и Lancia, позволяет FCA Poland удерживать значимую долю на авторынке Польши и успешно наращивать экспорт.

Производство автокомпонентов в Польше

Автопром Польши: как развивалось производство легковых автомобилей в Польше

Важную роль в польском автопроме играет производство автомобильных компонентов. Эта отрасль динамично развивается в последние десятилетия.

Уже к началу 2000-х годов в Польше насчитывалось около 700 предприятий по производству запчастей и комплектующих для автомобилей. Среди крупнейших можно выделить Boryszew, Inter Groclin Auto, Kirchhoff Polska, PPG Deco Polska, Faurecia и многие другие.

Открытие современных автозаводов такими гигантами как Toyota, Volkswagen, General Motors, Fiat Chrysler и другими дало мощный импульс для развития поставщиков автокомпонентов. Концерны стремятся локализовать производство комплектующих рядом со своими сборочными мощностями.

Крупнейшим центром производства автокомпонентов является Верхняя Силезия. Здесь расположены предприятия Delphi, Denso, Bosch, Kromberg & Schubert, Remy и многие другие. Активно развивается кластер вокруг Вроцлава, где поставщики обслуживают заводы Volkswagen и Toyota.

Сегодня Польша производит широкий спектр автокомпонентов — от выхлопных систем и подвесок до электроники и пластиковых деталей интерьера. Продукция польских поставщиков идет как на внутренний рынок, так и на экспорт.

Благодаря развитию автокомпонентов, Польша превращается из простого сборщика готовых автомобилей в полноценного игрока мировой автомобильной индустрии.

Экспорт польских автомобилей в Европу

Благодаря наличию современных производственных мощностей, Польша превратилась в крупного экспортера легковых автомобилей на европейском рынке.

Уже в 2000-е годы доля экспорта в производстве польских автозаводов превышала 80%. Основные экспортные рынки — это Германия, Италия, Великобритания, Франция и другие страны ЕС.

Например, концерн FCA Poland экспортирует около 90% выпускаемых в Польше автомобилей марок Fiat и Lancia. В числе бестселлеров — Fiat 500, пользующийся устойчивым спросом на западноевропейских рынках.

Компания Toyota Motor Manufacturing Poland отправляет за рубеж свыше 80% произведенных во Вроцлаве кроссоверов RAV4 и Highlander. Эти модели Toyota популярны в Европе благодаря оптимальному сочетанию цены и качества.

Завод Volkswagen в Познани экспортирует большую часть выпускаемых автомобилей в страны Западной Европы. Это такие модели как VW Caddy, VW Touran и Skoda Octavia нового поколения.

Благодаря высокому качеству и конкурентоспособным ценам, польские автопроизводители прочно закрепились на европейском рынке. Экспорт автомобилей вносит важный вклад в ВВП Польши.

Перспективы роста автопрома Польши

Автопром Польши: как развивалось производство легковых автомобилей в Польше

Несмотря на достигнутые успехи, у польского автопрома есть значительный потенциал дальнейшего роста. Отрасль может увеличить как объемы производства, так и его локализацию.

По оценкам экспертов, в ближайшие годы производственные мощности автозаводов Польши могут вырасти на 25-40%. Этому будут способствовать новые инвестиции крупных концернов и расширение производства существующими игроками.

В частности, концерн Volkswagen планирует увеличить выпуск автомобилей в Познани до 450 тысяч в год. Компания Toyota также рассматривает возможность нарастить производство во Вроцлаве примерно на 100 тысяч автомобилей ежегодно.

Перспективным направлением является локализация производства автокомпонентов для снижения импортозависимости польского автопрома. Уровень локализации пока не превышает 30-40%. За счет стимулирования отечественных поставщиков этот показатель можно повысить.

Также в Польше есть потенциал для запуска производства электромобилей и гибридов. Первые шаги в этом направлении уже делает, в частности, Volkswagen. Но это лишь начало большого пути по электрификации польского автопрома.

Таким образом, несмотря на достигнутые результаты, у автомобильной индустрии Польши есть простор для дальнейшего развития и наращивания объемов производства автомобилей и комплектующих.

Польские автомобильные инженеры и дизайнеры

Автопром Польши: как развивалось производство легковых автомобилей в Польше

Важную роль в развитии автопрома Польши играют отечественные инженеры и дизайнеры автомобилей. Несмотря на преобладание иностранных брендов, растет вклад польских специалистов.

Уже в 1960-1970-е годы польские инженеры принимали активное участие в разработке таких моделей как Polonez, FSO 125p, FSO Polonez 1500. Они внесли большой вклад в адаптацию зарубежных автомобилей под местные условия.

Сегодня ведущие польские инжиниринговые центры, такие как EDAG Engineering и Bertrandt, работают над проектами для крупнейших автоконцернов. Они занимаются разработкой двигателей, подвесок, кузовов, интерьеров и других компонентов и систем.

Растет и роль польских дизайнеров в разработке экстерьера и интерьера автомобилей. Например, Томаш Якубик из студии Cardesignworks отвечал за дизайн салона Skoda Octavia третьего поколения.

Польские специалисты также вносят вклад в разработку концепт-каров. Пример — электромобиль Vision 2030, созданный компанией Electromobility Poland.

Таким образом, несмотря на доминирование зарубежных марок, растет вовлеченность польских инженеров и дизайнеров в разработку современных автомобилей, что важно для развития национальной автоиндустрии.

Инвестиции в НИОКР автопроизводителей

Важным фактором развития автопрома Польши являются инвестиции автопроизводителей в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР).

Крупнейшие автоконцерны, работающие в Польше, открывают здесь свои инжиниринговые центры. Например, FCA Poland имеет технологический центр в Белско-Бяле, в котором трудятся более 2 тыс. инженеров.

Концерн Volkswagen инвестировал более 1 млрд злотых в ИиР-центр в Познани. Здесь ведутся разработки двигателей, трансмиссий и других узлов для концерна VW.

В Яхимове расположен научно-исследовательский центр Toyota. Инженеры занимаются адаптацией моделей Toyota и Lexus под европейский рынок.

Группа PSA открыла в Гливицах центр разработки силовых агрегатов. А в Варшаве находится хаб разработки ПО для автомобилей Groupe PSA.

Благодаря этим инвестициям в НИОКР Польша превращается из простого сборщика в полноценного игрока автомобильной индустрии с собственными компетенциями в high-tech сфере.

Стимулирование автопрома правительством

Автопром Польши: как развивалось производство легковых автомобилей в Польше

Польское правительство активно стимулирует развитие национального автопрома quando одной из приоритетных отраслей экономики.

Государство предоставляет значительные налоговые льготы для новых автомобильных производств. Например, завод Toyota в Валбжихе получил особую экономическую зону со льготным налогообложением.

Власти активно субсидируют НИОКР в автомобилестроении. Так, госкомпания ElectroMobility Poland получила 120 млн евро на разработку электромобиля Izera.

Реализуется программа по утилизации старых автомобилей с выплатой дотаций на покупку новых. Это стимулирует обновление автопарка в стране.

Кроме того, государство финансирует подготовку инженерных кадров для автопрома. Так, в Жешуве построен Центр автомобильной науки и технологий.

Благодаря активной поддержке со стороны властей, автомобилестроение Польши демонстрирует высокие темпы роста и привлекает новые инвестиции крупнейших мировых концернов.

Выводы: автопром Польши сегодня

Подводя итог, можно констатировать, что за последнее столетие автомобилестроение Польши прошло путь от мелких кустарных мастерских до крупной высокотехнологичной отрасли.

Сегодня в стране работают современные заводы таких гигантов как Volkswagen, Toyota, FCA. В 2020 году Польша заняла 6 место в Европе по объемам производства легковых автомобилей.

Ключевыми центрами автопрома являются Варшава, Познань и Вроцлав. Развивается производство автокомпонентов, растет вовлеченность польских инженеров в разработку автомобилей.

Ведущие польские автобренды — Fiat, Toyota, Volkswagen, Skoda. На внутреннем рынке лидирует Skoda, на экспорт идут в основном Fiat и Toyota.

Польша прочно заняла место в числе ведущих автопроизводителей Европы. Автопром является одной из наиболее динамично развивающихся и высокотехнологичных отраслей экономики страны.

В ближайшие годы, по прогнозам, производство автомобилей в Польше будет только расти. Этому будут способствовать как новые инвестиции, так и поддержка правительства.

Автопром Польши: как развивалось производство легковых автомобилей в Польше

  • Новости
  • Практикум
Новый большой Hyundai представлен официально
Читать далее...
General Motors отказалась продавать российский завод
Читать далее...
Кроссовер Alfa Romeo впервые заметили на дорогах. Фото
Читать далее...
Автомобили алиментщиков предложили клеймить позорными наклейками
Читать далее...
Volkswagen получил Шнобелевскую премию
Читать далее...
Mitsubishi испытывает новое поколение ASX
Читать далее...
Составлен портрет типичного автомобиля на российском рынке
Читать далее...
Пробки хотят победить платным въездом в города
Читать далее...
Кабриолет принцессы Дианы пустят с молотка
Читать далее...
Перспективы водородных автомобилей: эксперты назвали цифры
Читать далее...
Рейтинг самых продаваемых автомобилей 2022-2023 модельного года
0 Читать далее...
Самые быстрые машины в мире 2023-2024 модельного года
0 Читать далее...
КАК выбрать марку автомобиля, какую марку автомобиля выбрать.
0 Читать далее...
Какой седан выбрать: Camry, Mazda6, Accord, Malibu или Optima
0 Читать далее...
Какой автомобиль выбрать семьянину
0 Читать далее...
Самых дорогостоящие машины в мире
0 Читать далее...
Обзор самых популярных кроссоверов и их сравнение
0 Читать далее...
Выбор доступного седана: Zaz Change, Lada Granta и Renault Logan
0 Читать далее...
Какие машины в 2023-2024 году чаще всех покупают в России
0 Читать далее...
Самые угоняемые марки машин в Питере
0 Читать далее...