Что такое крутящий момент
Наверняка любой человек слышал частые споры автолюбителей,- чья машина мощнее? Обычно выигрывал спор тот, у кого оказывалось больше «лошадок» под капотом. Справедлив ли данный спор? Что означает лошадиная сила, что такое крутящий момент, поможет разобраться данная статья.
Крутящий момент.
Школьный учебник физики за 7 класс утверждает, что крутящий момент, или по научному определению — момент силы, это произведение силы на её плечо. Ещё в начале нашей эры древнегреческий инженер Архимед детально изучил это явление. Его высказывание: «дайте мне точку опоры, и я сдвину землю» известно по сегодняшний день. Измеряется данная единица в Н*м (Ньютон на метр) или в других единицах Кгс*м (килограмм-сила на метр). В автомобильном двигателе, рассчитывается примерно также, только вместо плеча используется радиус вращения шатуна на коленчатом валу. Простым языком крутящий момент автомобильного двигателя – это его «сила».
Лошадиная сила.
Это устаревшая, но до сих пор применяющаяся, в основном в автомобилестроении, единица мощности. Появилась она для того, чтобы обосновать применение в то время паровой машины вместо привычной «живой» тяговой лошадиной силы. Первым в истории такую единицу предложил всем известный физик и изобретатель Джеймс Ватт. Он подсчитал, что одна обычная лошадь за одну секунду может поднять груз весом 250 килограмм на высоту 0,3 метра через обычный блок. Путем несложных вычислений получилось, что одна лошадиная сила равна 75 кгс*м/с (1 л.с. = 75 кг м/с). Пересчитав в свои единицы, Д.Ватт получил, что 1 л.с.=735,5 Вт (Ватт).По аналогии к крутящему моменту, лошадиная сила – это выносливость.
Возвращаясь к спору.
Лошадиные силы и крутящий момент – это разные величины, но ни одна из них не может существовать без другой.
Если нужна проворная и скоростная машина – выбор за «лошадками» под капотом, а если нужен «атлет», способный взять больше и пронести дальше, — это крутящий момент.
www.youtube.com/watch?v=_XW8pt8pQYQ
Совместно это и есть мощность машины, которая также присутствует во многих технических характеристиках автомобильного двигателя, измеряется она в Ваттах. В итоге, спор из начала статьи абсолютно неуместен, правильнее было бы спорить не о количестве «лошадок» под капотом, а о количестве Ватт у двигателя.