Полезные советы для автолюбителей

Москвич: полная история легендарного советского автомобиля

Начало истории: создание Москвича в 1946 году

После окончания Второй мировой войны Советский Союз остро нуждался в восстановлении автомобильной промышленности. В 1946 году было принято решение о создании нового легкового автомобиля, который должен был стать доступным для широких масс населения. Разработку поручили инженерам Московского автомобильного завода имени Лихачева (АЗЛК).

Новая модель получила название «Москвич-400». Это был компактный автомобиль с кузовом седан и рядным четырехцилиндровым двигателем мощностью 27 лошадиных сил. Двигатель разработали на базе довоенного опытного образца, но существенно модернизировали. Коробка передач – механическая четырехступенчатая.

Первые экземпляры Москвича сошли с конвейера АЗЛК в декабре 1946 года. Машина получилась простой и надежной, что было крайне важно в послевоенные годы. Она легко передвигалась по разбитым дорогам, экономно расходовала топливо, была достаточно вместительной для семьи.

Уже в 1947 году выпуск Москвичей-400 достиг 5 тысяч штук. Автомобиль активно поставлялся в сельские районы страны и использовался как грузовик, и как «скорая помощь», и даже как машина для обучения вождению.

В 1948 году последовала модернизация модели, получившая индекс «401». Была усилена рама, увеличена мощность двигателя до 30 л.с., улучшена подвеска. Москвич-401 выпускался до 1954 года и заложил основу для последующих поколений этого семейства автомобилей.

Таким образом, несмотря на разруху послевоенных лет, советским инженерам удалось в короткие сроки разработать и наладить массовый выпуск доступного отечественного автомобиля Москвич. Эта модель сыграла важную роль в моторизации СССР в послевоенный период.

Первые модели: Москвич-400 и Москвич-401

Москвич

Первой моделью легкового автомобиля, получившего название «Москвич», стал Москвич-400. Его разработка началась в 1946 году на Московском автомобильном заводе имени Лихачева. Созданием модели занималась целая группа инженеров под руководством Андрея Липгарта.

Москвич-400 имел классическую компоновку с двигателем спереди и приводом на заднюю ось. Кузов был четырехдверным седаном, рассчитанным на 5 мест. Под капотом располагался рядный четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 1,2 литра и мощностью 27 л.с. Коробка передач — механическая четырехступенчатая. Максимальная скорость составляла 95 км/ч.

Внешний вид первого Москвича отличался простотой и функциональностью. Хромированные детали практически отсутствовали. Фары, выполненные по технологии «птичье крыло», придавали модели некоторую индивидуальность. В салоне использовались деревянные вставки в обшивке дверей и на панели приборов.

Производство Москвича-400 началось в декабре 1946 года. Уже в 1947 году было выпущено около 5 тысяч автомобилей этой модели. Машина пользовалась большим спросом благодаря доступной цене, неприхотливости и возможности эксплуатации в суровых дорожных условиях.

В 1948 году на смену «четырехсотке» пришел модернизированный Москвич-401. Новая модель получила ряд технических доработок: усиленную раму, увеличенную до 30 л.с. мощность двигателя, улучшенную подвеску. Внешний вид практически не изменился.

Москвич-401 выпускался серийно c 1948 по 1954 год. Всего за этот период было произведено свыше 114 тысяч автомобилей обеих моделей. Москвич-400 и Москвич-401 заложили прочный фундамент для последующего развития легендарной марки.

Таким образом, первые послевоенные модели Москвича отличались простотой конструкции, надежностью, неприхотливостью в эксплуатации и доступной ценой. Они сыграли ключевую роль в моторизации СССР и завоевании популярности марки Москвич среди автолюбителей.

Расцвет: выпуск Москвича-407 в 1950-х

Москвич

В 1950-е годы на смену первым послевоенным моделям Москвича пришел значительно модернизированный Москвич-407. Этот автомобиль ознаменовал новый этап в развитии марки.

Москвич-407 получил полностью переработанный несущий кузов с просторным пятиместным салоном. Двигатель также подвергся модернизации — его рабочий объем был увеличен до 1,4 литра, а мощность выросла до 35 л.с. Коробка передач по-прежнему оставалась четырехступенчатой механической. Подвеска стала более комфортабельной благодаря введению рессор вместо жестких хребтовых балок.

Внешний вид Москвича-407 выглядел современнее за счет более плавных обводов кузова. Хромированные детали присутствовали уже не только на решетке радиатора, но и на молдингах. Обновился и интерьер — деревянные вставки в оформлении салона были заменены на пластиковые.

Производство Москвича-407 началось в 1952 году. Автомобиль пользовался большим спросом не только в СССР, но и за рубежом. Модель экспортировалась более чем в 20 стран мира. В 1956 году начался выпуск универсала на базе Москвича-407, получившего обозначение 407D.

В 1958 году последовала очередная модернизация, в результате которой появился Москвич-403. Он получил новый 1,5-литровый 55-сильный двигатель, улучшенные тормоза и рулевое управление. Максимальная скорость возросла до 120 км/ч.

Москвич-407 и его модификации выпускались до 1960 года. За это время было произведено 611 тысяч автомобилей. Этот Москвич олицетворял расцвет марки в 1950-х годах. Он имел успех как на внутреннем, так и на международном рынке.

Таким образом, Москвич-407 стал новой вехой в истории марки. Этот автомобиль отличался современным дизайном, более комфортабельным салоном, форсированным двигателем. Он пользовался большим спросом и принес марке Москвич международную известность.

Самая массовая модель: Москвич-408 с 1960 года

В 1960 году на смену Москвичу-403 пришла новая модель — Москвич-408, которая стала самой массовой за всю историю марки.

Автомобиль получил обновленный несущий кузов, который позволил увеличить внутреннее пространство салона при сохранении компактных габаритов. Двигатель объемом 1,5 литра и мощностью в 55 л.с. перекочевал с предыдущей модели. Трансмиссия по-прежнему оставалась 4-ступенчатой механической КПП и задним приводом.

Внешне Москвич-408 выглядел современно и динамично. Кузов имел плавные обводы и стремительный силуэт. Решетка радиатора была выполнена в виде горизонтальных хромированных планок. Задние фонари получили стреловидную форму.

В салоне появились новые материалы отделки – кожзаменитель на сиденьях и обивке дверей, пластиковые вставки на панели приборов. Был расширен список опций, включавших кондиционер, электроприводы стекол, подогрев сидений.

С 1962 года стал доступен универсал Москвич-408D. В 1966 году появилась модификация Москвич-408IE с инжекторным двигателем. Также выпускался полноприводный вариант 408А для сельской местности.

Производство Москвича-408 продолжалось вплоть до 1964 года. За это время было выпущено 678 тысяч автомобилей. Москвич-408 стал самой массовой моделью в истории марки, что обеспечило его огромную популярность в СССР.

Таким образом, Москвич-408 – культовая модель, олицетворяющая расцвет Москвича в 1960-е годы. Надежный, неприхотливый, доступный – этот автомобиль покорил сердца миллионов советских автолюбителей.

Обновление: появление Москвича-412 в 1964 году

Москвич

В 1964 году на смену Москвичу-408 пришла очередная новая модель — Москвич-412. Этот автомобиль ознаменовал переход марки на качественно новый уровень.

Москвич-412 получил принципиально новый несущий кузов, разработанный по итальянским технологиям с применением оцинкованного металла. Это позволило сделать конструкцию более прочной и долговечной при сохранении низкой массы. Двигатель также был форсирован до 60 л.с. за счет повышения степени сжатия.

Внешне Москвич-412 выглядел современно и динамично, сохраняя узнаваемые черты предыдущих поколений. Передняя часть получила обтекаемые формы со стреловидными фарами по бокам. Задние фонари растянулись на всю ширину кузова.

Интерьер также претерпел изменения. Появились новые материалы отделки, более удобные сиденья, современная приборная панель. Был расширен список доступных опций комфорта и безопасности.

С 1965 года выпускался универсал Москвич-427 на базе «четырехсот двенадцатой» модели. В 1967 году появилась модификация Москвич-412И с инжекторным двигателем мощностью 75 л.с.

Производство Москвича-412 продолжалось до 1970 года. Всего было выпущено 639 тысяч автомобилей этой модели. Москвич-412 пользовался большой популярностью благодаря повышенному комфорту и надежности.

Таким образом, Москвич-412 ознаменовал новый этап в развитии марки, заложив основы для последующих поколений. Этот автомобиль отличался современной конструкцией, форсированным мотором и повышенным уровнем комфорта.

Новый дизайн: рестайлинг Москвича в 1968 году

Москвич

В 1968 году произошел рестайлинг модельного ряда Москвича, придавший автомобилям свежий современный облик.

Обновления коснулись как внешнего вида, так и технической начинки автомобилей. Москвичи получили новые кузова с более гладкими обводами и панорамными ветровыми стеклами. Изменилась форма передних и задних фонарей, решетки радиатора. Новые бамперы стали намного шире.

Особо выделялся флагман модельного ряда — Москвич-412И с инжекторным 75-сильным двигателем и максимальной скоростью 140 км/ч. Этот автомобиль сочетал динамичный спортивный дизайн с отличной динамикой и приемлемой ценой.

Изменения коснулись и интерьера Москвичей. Были установлены новые сиденья, рулевое колесо и приборная панель. Появились варианты отделки салона под дерево и кожу. Также расширился список доступных опций комфорта.

Рестайлинг 1968 года позволил Москвичам выглядеть более современно и привлекательно для покупателей. А сочетание обновленного дизайна и техники сделало их еще более конкурентоспособными на автомобильном рынке СССР.

Модернизированные Москвичи выпускались до 1973 года. За это время было произведено более 1,1 миллиона автомобилей. Рестайлинг 1968 года позволил марке Москвич уверенно войти в 1970-е годы, сохраняя и упрочивая свои позиции.

Таким образом, обновление 1968 года придало Москвичам современный динамичный облик, что повысило их конкурентоспособность на автомобильном рынке СССР. Этот рестайлинг сыграл важную роль в истории марки.

Последняя советская модель: Москвич-2140 с 1986 по 1988 год

В 1986 году была представлена последняя модель Москвича, разработанная в СССР — Москвич-2140. Этот автомобиль завершил историю советского Москвича перед кардинальными изменениями 1990-х годов.

Москвич-2140 создавался на базе предыдущей модели Москвич-2141, но получил обновленный кузов «хетчбэк» с большим пятой дверью вместо классического трехобъемного седана. Автомобиль выглядел современно и динамично, особенно в спортивной модификации 2140-001.

Технически Москвич-2140 унаследовал устаревший двигатель объемом 1,5 литра мощностью 75 л.с. от старших моделей Москвича. Механическая коробка передач, задний привод, рамная конструкция кузова — все это относилось к технологиям прошлого векам, но альтернатив в СССР просто не было.

В интерьере Москвича-2140 применялись новые материалы отделки, более современная приборная панель. Но эргономика и качество сборки по-прежнему оставляли желать лучшего на фоне иномарок того времени.

Производство Москвича-2140 продолжалось всего около двух лет. За это время было выпущено чуть более 100 тысяч автомобилей. С конвейера в АЗЛК он сошел в 1988 году, завершив историю советского Москвича.

Таким образом, Москвич-2140 стал последней «лебединой песней» советского автопрома. Несмотря на современный дизайн, технически эта модель уже морально устарела к концу 1980-х годов.

Москвич в 1990-х: упадок производства в России

Москвич

1990-е годы стали периодом упадка для российского производства Москвичей. Экономический кризис, спад спроса и высокая конкуренция привели к резкому сокращению выпуска автомобилей.

После распада СССР Московский автозавод оказался в глубоком кризисе. Из-за прекращения централизованного финансирования и разрыва кооперационных связей производство резко сократилось. Выпуск устаревших моделей Москвич-2141 продолжался малыми партиями.

В 1998 году предприятие было приватизировано и получило название ОАО «Москвич». Новые владельцы попытались наладить производство обновленной модели Москвич-2142 на базе оставшихся запчастей. Однако эта модель не пользовалась спросом.

К началу 2000-х годов объем производства упал до нескольких сотен автомобилей в год. Завод фактически прекратил свое существование, оборудование было распродано. Последняя попытка возродить Москвич в России провалилась.

Причины кризиса крылись в устаревшей модельном ряде, отсутствии средств на модернизацию производства, слабом менеджменте в условиях рынка. На фоне импортных иномарок 1990-х Москвичи уже не могли конкурировать.

Таким образом, 1990-е годы стали периодом упадка для российского Москвича. Кризис автопрома и переход к рынку привели к резкому сокращению производства. Попытка возрождения марки в России потерпела неудачу.

Возрождение: выпуск Москвичей на Украине с 1999 года

Москвич

Несмотря на кризис производства в России, в 1999 году удалось возродить выпуск Москвичей на Украине. Автомобили выпускались на заводе в городе Чернигов.

Инициатором возрождения марки выступил украинский бизнесмен Сергей Соболев. Под производство Москвичей были переоборудованы мощности Черниговского завода легких автомобилей.

Первой возрожденной моделью стала Москвич-2141 – фактически тот же автомобиль, что выпускался в СССР. Впоследствии появились модификации Москвич-21412 «Святогор» и Москвич-214126 «Стрела».

Несмотря на устаревшую основу, эти автомобили пользовались спросом в странах СНГ и развивающихся рынках благодаря низкой цене и неприхотливости. Объем производства достигал 20-25 тысяч машин в год.

Однако в середине 2000-х годов ситуация изменилась. Выпуск классических Москвичей постепенно сошел на нет. Вместо этого завод перешел на сборку автомобилей китайской компании Zotye.

Тем не менее, украинскому производству удалось на некоторое время возродить легендарную марку Москвич. Эти автомобили заполнили нишу дешевых такси и коммерческого транспорта в 1990-2000-х годах.

Эмблема Москвича: история и значение

Эмблема Москвича – это стилизованное изображение Спасской башни Московского Кремля. Она является узнаваемым символом автомобилей Москвич на протяжении десятилетий.

Первая эмблема в виде Спасской башни появилась на Москвичах 400-й и 401-й моделей в конце 1940-х годов. Она располагалась по центру решетки радиатора и символизировала принадлежность завода-изготовителя к столице.

В дальнейшем эмблема претерпела некоторые изменения, сохранив узнаваемый силуэт Спасской башни. На Москвичах 408-й и 412-й моделей 1960-х годов она стала крупнее и переместилась на капот.

После рестайлинга 1968 года эмблему вернули на решетку радиатора, сделав ее более стилизованной и лаконичной. Такой вариант сохранился до конца производства советских Москвичей.

Спасская башня на эмблеме Москвича символизировала неразрывную связь автомобилей с городом Москвой, подчеркивая их столичное происхождение. Этот символ придавал марке Москвич узнаваемость и ассоциировался с надежностью.

Даже после прекращения выпуска Москвичей в России, эмблема с изображением Спасской башни использовалась на автомобилях, собиравшихся на Украине в 1990-2000-е годы.

Таким образом, на протяжении десятилетий эмблема Москвича остается неизменной – это по-прежнему стилизованная Спасская башня, символизирующая Москву и неразрывно ассоциирующаяся с легендарными советскими автомобилями.

Особенности двигателей Москвичей разных поколений

Москвич

На протяжении истории марки Москвич на ее автомобилях использовался ряд бензиновых двигателей собственной разработки, отличавшихся по рабочему объему, мощности и особенностям конструкции.

Первые модели Москвич-400 и Москвич-401 оснащались рядным четырехцилиндровым двигателем рабочим объемом 1,2 литра и мощностью 27-30 л.с. Он имел нижнеклапанный распредвал и карбюраторное питание.

На Москвиче-407 устанавливался форсированный двигатель объемом 1,4 литра мощностью 35 л.с. с верхнеклапанным распредвалом. В дальнейшем на Москвич-403 его объем был увеличен до 1,5 литров, а мощность — до 55 л.с.

На Москвичах-408 и -412 использовались разные варианты 1,5-литрового двигателя от 55 до 75 л.с. с верхнеклапанным распредвалом. Старшие модели оснащались инжекторной системой питания.

В 1970-80-е годы на Москвичах стояли двигатели рабочим объемом 1,5 и 1,7 литра с карбюратором или инжектором. Мощность достигала 90 л.с. у форсированных версий.

Последние советские модели Москвич-2141 и Москвич-2140 оснащались карбюраторным 1,5-литровым двигателем мощностью 75 л.с. Этот двигатель был фактически тем же, что использовался на Москвичах 1960-х годов.

Таким образом, на протяжении истории марки ее автомобили оснащались бензиновыми двигателями собственной разработки рабочим объемом 1,2-1,7 литра мощностью от 27 до 90 л.с. в разных модификациях и вариантах форсировки.

Комплектации и модификации: Москвич с кузовом седан, универсал, хетчбек

Москвич

На протяжении истории марки Москвич выпускался в различных кузовных вариантах: классический седан, универсал и хетчбек. Также существовали различные комплектации.

Первые модели Москвича 400 и 401 имели 4-дверный кузов седан, рассчитанный на 5 мест. Это был типичный семейный автомобиль того времени.

С 1950-х годов в производстве появились универсалы Москвич 407D и 427, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров. Они пользовались спросом у предприятий и в сельской местности.

В 1980-х на смену классическому седану пришел Москвич-2140 с кузовом «хетчбэк» и большой пятой дверью. Такой кузов сочетал универсальность и современный динамичный дизайн.

По комплектации Москвичи делились на базовую модель и улучшенную модификацию «Элит» или «Люкс» с расширенным набором опций. Также были коммерческие варианты для такси и карашеринга.

Существовали модификации Москвичей с автоматической коробкой передач, усиленной подвеской для эксплуатации в сельской местности, газобаллонным оборудованием. Выпускались полноприводные и фургонные версии.

Таким образом, Москвич предлагал широкую линейку кузовов и комплектаций, позволяя подобрать оптимальный вариант для любых целей использования как частными, так и юридическими лицами.

Цены на Москвичи б/у и новые автомобили

Москвичи относились к категории недорогих и доступных автомобилей.

В советское время новый Москвич стоил от 5 до 9 тыс. рублей. Для сравнения — средняя зарплата работника составляла 150-200 руб/мес. То есть машина была доступна, но требовала длительного накопления средств.

В 1990-е годы в условиях инфляции цены выросли до эквивалента $5-8 тыс. за новый автомобиль. Подержанные Москвичи продавались от $500 до $3000 в зависимости от состояния и возраста.

Последние новые Москвичи украинского производства продавались в 2000-х годах по цене эквивалентной $4-6 тыс. Более ранние модели с пробегом можно было купить за $1000-2000.

В настоящее время на вторичном рынке цены на Москвичи варьируются от 50 до 500 тыс. рублей в зависимости от модели, состояния и пробега. Самые дешевые — «копейки» для запчастей, самые дорогие — отреставрированные ретро-автомобили.

Таким образом, на протяжении истории Москвич позиционировался как недорогой и доступный автомобиль. Реальные цены менялись в соответствии с экономическими условиями конкретного периода.

Тюнинг и модернизация Москвичей

Москвич

Благодаря простой и надежной конструкции, Москвичи пользуются популярностью у автолюбителей для тюнинга и модернизации.

Двигатель Москвича отлично поддается форсированию путем увеличения степени сжатия, установки распредвала и карбюратора от более мощного двигателя, замены выхлопной системы. Таким образом можно увеличить мощность на 30-50%.

Популярен тюнинг трансмиссии — установка коробки-автомата взамен механики, блокировка дифференциала, замена раритетной подвески на более современную независимую со стабилизатором поперечной устойчивости.

Экстерьер Москвича преображают путем замены бамперов, фар, установки спойлеров, снижения подвески, установки литых дисков. В интерьер добавляют спортивные ковши и руль, мультимедиа систему.

Для внедорожного тюнинга Москвича используют защиту картера и трансмиссии, дополнительные фары, багажник и лебедку на крыше, повышенный дорожный просвет.

Москвичи активно модернизируют для участия в автогонках, ралли и других соревнованиях. Нередко их переоборудуют под электромобили или автомобили на газовом топливе.

Таким образом, конструктивные особенности Москвичей позволяют успешно проводить их тюнинг и модернизацию для самых разных целей.

Москвич сегодня: возможно ли возрождение производства в России?

Москвич

Несмотря на то, что производство Москвичей в России было свернуто в начале 2000-х годов, периодически возникают идеи возродить эту легендарную отечественную марку.

Сторонники возрождения Москвича считают, что на фоне санкций это позволит заполнить нишу недорогих и простых в обслуживании отечественных автомобилей. К тому же эта марка вызывает ностальгию и интерес у россиян.

Однако скептики указывают, что возрождение Москвича — проект заведомо убыточный. На разработку новой модели «с нуля» нужны огромные инвестиции. А устаревшую классическую модель никто покупать не будет.

Возможный компромисс — создание нового автомобиля под старым брендом, но на современной элементной базе и с качеством, соответствующим требованиям рынка. Однако такой «Москвич» будет носить скорее маркетинговое название, нежели являться преемником классики.

Реалистичнее развивать производство в нише ретро-автомобилей на базе сохранившихся комплектующих или воссозданных по старым чертежам. Это позволит удовлетворить спрос любителей, но объемы останутся небольшими.

Таким образом, возрождение массового производства классических Москвичей маловероятно. Однако сохранение этого культового бренда в нишевых сегментах вполне реалистичная задача.

  • Новости
  • Практикум
Госдума начала рассматривать законопроект об отмене транспортного налога
Читать далее...
Дальнобойщикам разрешат ездить в кредит
Читать далее...
Porsche Macan: представлена самая мощная версия
Читать далее...
Камеры будут штрафовать за непропущенного пешехода
Читать далее...
У новой Audi А5 Sportback появится версия для экономных
Читать далее...
Электромобиль разогнался до 576 км/ч (видео)
Читать далее...
В Москве будут бесплатно заряжать электромобили
Читать далее...
Штрафы ГИБДД пустят на строительство дорог
Читать далее...
У популярных Фордов появятся полуспортивные версии
Читать далее...
Штраф за езду без ОСАГО хотят повысить до 8000 рублей
Читать далее...
Какие машины угоняют чаще всего
0 Читать далее...
КАКОЙ автомобиль российского производства самый лучший, лучшие российские автомобили.
0 Читать далее...
Самые дешевые автомобили в мире
0 Читать далее...
Самый дорогой во всём мире автомобиль
0 Читать далее...
ГДЕ можно купить новую машину в Москве?, где продать машину в москве быстро.
0 Читать далее...
КАК выбрать подержанное авто, какой подержанный автомобиль выбрать.
0 Читать далее...
Обзор пикапов – три «бизона»: Форд Рейнджер, Фольксваген Амарок и Ниссан Навара
0 Читать далее...
Самые покупаемые машины в 2022-2023 году в России
0 Читать далее...
КАК заказать автомобиль из Германии, как заказать машину из германии.
0 Читать далее...
Какой седан выбрать: Camry, Mazda6, Accord, Malibu или Optima
0 Читать далее...