Полезные советы для автолюбителей

Гидроудар двигателя: причины, признаки, последствия и ремонт

Если бы мамы нам не говорили о том, что пальцы в розетку совать нежелательно, а уксус не такой вкусный, как кажется, тогда, возможно, мы раньше бы поняли, что так оно и есть. К сожалению, чаще приходится учиться на своих ошибках. Говорят же умные люди: не заливай в двигатель дряное масло, мотор поломается. Так нет же, оно ж дешевле. Говорят умные люди: береги мотор от гидроудара. Да ну, какой гидроудар может быть на проспекте с идеальным асфальтом. Вспоминается это все только тогда, когда начинаем вынимать из блока цилиндров остатки поршней, но думать уже поздно. Пора менять мотор.

Что такое гидроудар двигателя

Последствия гидроудара двигателя

Последствия гидроудара для двигателя могут быть самые печальные

Если разобраться, вода может иметь страшную силу. Ужасающую силу она приобретает, когда умножается на кинетическую энергию, а если возводится в степень человеческой глупости, то становится смертельным оружием. И это напрямую касается нашего двигателя. Поскольку поршень в цилиндре находится в постоянном возвратно-поступательном движении, любое препятствие, которое встречается на его пути, приводит к его замедлению или полной остановке. С замедлением понятно, и это не так катастрофично. Резкая, внезапная остановка поршня вызывает чудовищную силу инерции, несопоставимую с механической прочностью деталей кривошипно-шатунного механизма и всей цилиндро-поршневой группы.

В этом случае последствия блокировки поршня непредсказуемы, поскольку в связке с ним находится масса узлов и деталей, которые могут по-разному отреагировать на остановку. Последствия внезапной остановки поршня чаще всего касаются как раз деталей двигателя, но могут повредить и трансмиссию, и главную передачу, если автомобиль находился в движении в момент блокировки. Заблокировать, резко остановить поршень может только твердое несжимаемое тело, которое каким-то образом попало в цилиндр. Тут вспоминаются истории о забытых хирургами пинцетах и зажимах во время операции. По-другому попасть в двигатель инородный предмет не может никак. Или может?

Еще как может. Все те ужасы, о которых мы говорили выше, становятся реальностью только в одном случае — при попадании в цилиндр несжимаемой жидкости.

Видеоролик о последствиях гидроудара

На ее роль прекрасно подходят:

  • любые виды антифриза;
  • обычная вода из лужи/ручья/реки/моря;
  • конденсат в больших количествах;
  • масло из системы смазки турбины или при внезапном пробое прокладки.

Попадание этих жидкостей и вызывает гидроудар, а его последствия можно перечислять долго.

Гидроудар двигателя: последствия и решения вопроса

Столкнувшись с несжимаемой жидкостью, поршень получает непреодолимое препятствие именно в тот момент, когда он находится в такте сжатия. Клапаны закрыты, давление критическое, жидкости деваться некуда и происходит гидроудар — рушатся поршни, стенки камеры сгорания, цилиндры, гильзы, гнутся шатуны, растрескиваются головки блока и сами блоки. В общем, двигатель после гидроудара восстановлению не подлежит и так происходит в большинстве случаев. Путей попадания жидкости в цилиндр — только два. Либо через впускной коллектор, либо через топливо. Чего не может ожидать большинство водителей, так это попадание воды через воздушный фильтр или другой воздухозаборник. Понятно и вполне закономерно нахлебаться воды, если автомобиль преодолевает брод, глубокую лужу на высокой скорости, после слишком тщательной мойки. Опасность может запросто подстерегать и в городе во время ливня или других климатических или других обильных водовыделениях: прорвало магистраль водопровода, встречная фура подняла волну воды по самые фары, всякое бывает.

Причина гидроудара

Преодолевая глубокую лужу, как на фото, можно получить гидроудар

Тем временем двигатель работает в штатном режиме, как вдруг в цилиндр попадает определенное количество жидкости, а первой реакцией мотора будет остановка, которая может сопровождаться сильным ударом. Двигатель заглох, а нерадивый водитель, естественно, будет пытаться его запустить. Никому не нравится стоять посреди лужи и искать причины остановки. Самый лучший вариант, это когда мотор не поддался на провокации и не прокрутился стартером. Тогда есть кое-какие шансы его спасти. Но если водитель попался настойчивый и упорно пытается во что бы то ни стало завести автомобиль, вплоть до применения буксира — это конец двигателю.

Оптимальный вариант выхода из этой ситуации – вызывать эвакуатор и ничего руками не трогать. Пускай повреждения будут, но они будут минимальны. При настойчивых попытках запуска мотора в этом случае дальнейший сценарий развития клинической картины непредсказуем. Где тонко, там и рвется. В первую очередь следует ожидать загиба шатуна или нескольких сразу. Причем чем выше была скорость форсирования лужи, тем последствия могут быть серьезнее. Мотор-то заглох, но остановить полуторатонную машину не так просто, поэтому она движется по инерции, поочередно загибая шатуны и кроша поршни. Для этого и времени много не нужно. Несколько оборотов двигателя, не более.

Даже если мотор запустится с искривленной геометрией шатуна, то можно только представить, что увидит моторист. когда будет вскрывать двигатель. Изменения геометрии шатуна в пределах 1–2 мм даже на глаз неразличимы, но они могут за несколько попыток запуска и за несколько вспышек смеси угробить всю цилиндро-поршневую группу. И еще один вариант, когда воды в двигатель попало немного — мотор запустится и вода с горем пополам испарится, но измененная геометрия уже не даст двигателю работать в нормальном режиме и даже в этом случае вероятность обрыва шатуна или заклинивания поршня в цилиндре очень высока.

Вскрытие покажет. Признаки гидроудара в двигателе

Лужа успешно преодолена, мотор заглох и запустился, с кем не бывает, может, свечи забросало. Но через определенное количество километров двигатель клинит, стучит или перегревается. И здесь для неопытного водителя наступает момент истины и у него перед глазами должна стоять та минута, когда он проигнорировал сигнал двигателя и запустил мотор после гидроудара. Признаки могут быть найдены после вскрытия двигателя уже во время ремонта:

  1. На днище поршня может быть отчетливо видно два слоя нагара — один из доударной эпохи, второй — после. При этом очаг нагара может быть смещен.
  2. Кривой шатун. Здесь не нужно быть специалистом, и так все понятно.
  3. Изменение геометрии шатуна, выраженное в смещении осей постели и поршневого пальца.
  4. Задиры, потертости в нехарактерных для поршневой юбки местах, образование на них нагара.
  5. Неравномерный износ вкладышей, заметный на глаз.
  6. Из дооперационных симптомов — падение степени сжатия, деформированный воздушный фильтр, следы пребывания воды в воздухозаборниках, патрубках.

Как застраховаться от гидроудара

Страховка и гидроудар

Гидроудар может считаться страховым случаем по КАСКО, поэтому водитель может получить возмещение ущерба

История пренеприятная, похуже и подороже, чем иное ДТП. Стоп, если ДТП, значит, страховая компания может хоть как-то покрыть расходы. На ОСАГО надежды нет, поскольку с лужей судиться никто не станет, а вот КАСКО — вполне реальный вариант. Суть системы защиты КАСКО как раз предполагает выплату компенсации самому владельцу страхового полиса. Лужа, паводок, ливневые дожди и затопление автомобиля, которые привели к гидроудару, как раз подходят под формулировку «случайное механическое повреждение, как результат стихийного бедствия». Также, как вариант, обычная лужа может быть признана неподвижным препятствием, объехать которое у страхователя не было никакой возможности. Поэтому умысла или грубой неосторожности в действиях водителя быть не должно и гидроудар может считаться страховым случаем.

Конечно, можно, купив КАСКО, отсудить у страховой компании некоторые средства на компенсацию ремонта. Все же лучше избежать возникновения неприятной ситуации, внимательнее следить за дорогой и не давать даже стихийным бедствиям в виде луж вредить автомобилю.

  • Новости
  • Практикум
Новое предложение: запретить прямоточные глушители
Читать далее...
Минтранс предложил повысить тариф в системе Платон в 2 раза
Читать далее...
Чем дороже машина, тем выше штраф: предложения уже звучат
Читать далее...
Ferrari Racing Days. Впервые в России
Читать далее...
В Москве обновили практически всю разметку
Читать далее...
Опубликованы фото обновлённых Renault Logan и Sandero
Читать далее...
Китайский Porsche будут продавать за $15 000
Читать далее...
Инструменты и аксессуары для весны
Читать далее...
Автомобили Alfa Romeo оснастят автопилотом
Читать далее...
Toyota Corolla пережила рестайлинг. Официальные фото
Читать далее...
Рейтинг ТОП-5: самая дорогая машина в мире
0 Читать далее...
КАК выбрать машину, Покупка и продажа.
0 Читать далее...
Какие машины в 2017-2018 году чаще всех покупают в России
0 Читать далее...
Какие машины угоняют в Москве чаще всего?
0 Читать далее...
На чем ездили звезды в 20 веке и сегодня?
0 Читать далее...
Лучшие подарки автовладельцу
0 Читать далее...
Рейтинг 2017: видеорегистраторы с радар детектором
0 Читать далее...
Тест четырёх седанов: Skoda Octavia, Opel Astra, Peugeot 408 и Kia Cerato
0 Читать далее...
КАК выбрать марку автомобиля, какую марку автомобиля выбрать.
0 Читать далее...
Надёжность машин по рейтингу
0 Читать далее...
  • Обсуждение
  • Вконтакте