Сколько стоит замена прокладки головки блока цилиндров?
Замена прокладки головки блока цилиндров должна производиться при её демонтаже, независимо от причин, вызвавших необходимость выполнения этой операции. Прокладка является одноразовой и не должна применяться повторно, так как это может привести к очень серьёзной поломке двигателя.
Основные требования к прокладке ГБЦ:
- Маслонепроницаемость
- Способность противостоять воздействию раскалённых газов
- Водонепроницаемость
- Способность к упругой деформации
- Недопустимо даже незначительное коробление при затяжке болтов
- Стойкость к химическим воздействиям смазочных и охлаждающих веществ и раскалённых газов
- Стабильность параметров в течение длительного времени
Единые принципы замены прокладки ГБЦ
Выполнение общих инструкций производителя конкретного двигателя является необходимым, но недостаточным условием качественной замены прокладки. В обязательном порядке должны быть выполнены следующие операции:
- Герметизируемые участки головки и блока цилиндров должны быть тщательно очищены и обезжирены. Любые остатки ранее использовавшейся прокладки или покрывающих её материалов должны быть удалены
- Все резьбовые отверстия под болты должны быть очищены от загрязнений, а резьба проверена на лёгкость хода. Категорически недопустимо наличие масла в глухих резьбовых отверстиях
- Герметизируемые поверхности блока цилиндров и головки не должны иметь неровностей в продольном направлении более 0,05мм, а в поперечном — 0,03мм. При наличии наростов металла они должны быть удалены оселком, а при невозможности или наличии глубоких дефектов следует отправить деталь на шлифовку
- При установке прокладка должна быть тщательно отцентрирована по направляющим элементам. Малейшее её отклонение приведёт к невозможности правильной работы двигателя в течение продолжительного времени
- Особую осторожность следует проявить при установке ГБЦ на место. Недопустимо нанесение царапин на прокладку или сопрягаемые поверхности. Категорически недопустимо наличие на деталях посторонних частиц, особенно металлической стружкиВидеоурок о том, как заменить прокладку ГБЦ
www.youtube.com/watch?v=pW9OyNFXEcU - Большинство производителей рекомендуют использовать новые болты при замене прокладки ГБЦ. Кроме этого:
- Всегда следует устанавливать подкладные шайбы под болты;
- При установке шайбы должна быть смазана только поверхность между головкой болта и шайбой;
- Категорически не рекомендуется смазывать поверхность шайбы, контактирующую с ГБЦ;
- При затяжке болтов следует руководствоваться порядком, указанным в инструкции производителя двигателя. Дополнительная затяжка болтов должна производиться до значений, указанных производителем. Обязательно следует учесть, что дозатяжка болтов на чугунной головке производится на прогретом двигателе, а на алюминиевой — на холодном.
Принципиальной разницы в механизме замены прокладки на двигатель ЗМЗ 406 Заволжского моторного завода, имеющий 16 клапанов и устанавливаемый на «ГАЗелях» и некоторых «Волгах» или на Ладе Калина, имеющем 16 или 8 клапанов нет. Достаточно следовать инструкции и не повредить шлифованные поверхности. Очень важно не сместить шестерни ГРМ во избежание неправильной работы собранного двигателя.
Замена прокладки ГБЦ на Лада Калина
Лада Калина очень популярная в России модель, поэтому чуть подробнее рассмотрим последовательность операций при замене прокладки ГБЦ:
- Сливаем охлаждающую жидкость из двигателя
- Освобождаем свечи от высоковольтных проводов
- Снимаем крышку головки, которая может быть снята в сборе с выпускным коллектором и ресивером
- Снимаем с распределительного вала шкив
- Снимаем термостат
- Освобождаем заднюю крышку, закрывающую ремень привода ГРМ от болта и гайки
- В несколько приёмов отворачиваем все болты, удерживающие головку блока цилиндров. Желательно проворачивать их на половину оборота в последовательности, указанной для их затяжки. Это позволит плавно снять напряжение и избежать деформации крышки
- Оттягиваем в сторону крышку ремня привода ГРМ и снимаем головку
Все дальнейшие работы проводятся по единой схеме, а сборка осуществляется в обратном порядке. Незначительные конструктивные отличия двигателей ВАЗ 2110, 2109, 2106 требуют небольшого изменения порядка извлечения головки блока цилиндров, но не оказывают никакого влияния на саму замену прокладки ГБЦ. Сказанное справедливо и для моделей ВАЗ 2112, 2114, 2115.
http://www.youtube.com/watch?v=CgJQYc9kQnA
Если прокладки блоков отечественных автомобилей не отличаются большим количеством исполнений, то практически для каждой модификации двигателя Мерседеса выпускается своя прокладка. При заказе этой детали на Мерседес, фото снятой прокладки или полное наименование модели и модификации двигателя помогут избежать ошибки.
Виды современных прокладок ГБЦ
Наибольшим спросом сегодня на мировом рынке пользуются многослойные металлические прокладки ГБЦ Metaloflex™, представляющие собой пластины из пружинной стали с эластомерным покрытием с расположенными на поверхности конструктивными профильными желобками. В зависимости от сферы применения, они имеют многослойную или однослойную конструкцию. Максимально эффективно их применение в дизельных двигателях.
Далее по популярности и применяемости следуют металло-эластомерные прокладки ГБЦ, состоящие из металлической пластины с нанесённым методом вулканизации эластомерным профилем. Как правило, они применяются в двигателях с четырьмя клапанами в каждом цилиндре, увеличенным давлением цикла и обладающими повышенной мощностью. Материал для изготовления таких прокладок подбирается индивидуально для каждой модели двигателя.
Для маломощных двигателей чаще всего применяются прокладки ГБЦ металл-мягкий материал Ferroflex™/Ferrolastic™, представляющие собой перфорированную несущую пластину с навальцованным на неё с каждой стороны мягким материалом. Отверстия камер сгорания снабжаются металлической окантовкой, что защищает мягкий материал от горячих газов.
Основные преимущества прокладок типа металл-мягкий материал заключаются в следующем:
- Плотное прилегание к поверхностям блока и крышки обеспечивается эластичным материалом
- Металлическая окантовка отверстий камер сгорания исключает взаимодействие раскалённых газов с мягким материалом
- Микрогерметизация благодаря нанесению сверхтонкого специального поверхностного слоя толщиной 10-20 мкм
- Трафаретное нанесение силикона обеспечивает дополнительный уровень герметизации жидкости
В основном прокладки третьего типа используются для ремонта автомобилей, выпущенных в предыдущие периоды. В современных двигателях их уверенно вытесняют прокладки Metalo-flex™ и металл-эластомер.
Сколько стоит замена прокладки ГБЦ, напрямую зависит от конструкции двигателя и трудоёмкости его разборки. В то время, как цена на прокладку зависит от материала, из которого она изготовлена и бренда. К сожалению, сегодня множество полулегальных производителей заполонили рынок некачественными прокладками, использование которых часто приводит к серьёзным поломкам двигателей из-за нарушения циркуляции охлаждающей жидкости.
Ремонтные прокладки
Часто для рядных двигателей с большим количеством цилиндров требуется не только шлифовка, но и фрезеровка плоскостей блока и головки. Это приводит к изменению объёма камер сгорания, что в незначительных пределах может быть компенсировано установкой имеющих большую толщину прокладок. Практически все производители двигателей выпускают ремонтные прокладки, имеющие увеличенную на 0,2-0,4 мм толщину. Особенно эффективно их применение на дизельных двигателях.
Правила затяжки болтов на блоке цилиндров:
- Порядок и усилия затяжки болтов ГБЦ должны строго соответствовать указанным производителем
- Должен использоваться проверенный динамометрический ключ, что исключит недостаточную или чрезмерную затяжку. Оба варианта одинаково нежелательны
- Обязательным требованием является применение недеформированных болтов. В идеале желательно использовать новые болты при каждом вскрытии блока цилиндров. Категорически недопустимо применение болтов с перерезанной резьбой или с нарушенной геометрией
- Особое внимание следует уделять затяжке алюминиевых ГБЦ болтами типа TTY. Необходимо учитывать, что они затягиваются не по моменту затяжки, а по рекомендованному градусу. Эта информация всегда указывается в руководстве, но многие на неё не обращают внимания
- Приобретая прокладку, следует ознакомиться со спецификацией производителя, что позволит избежать кардинальных расхождений в величине момента затяжки прокладки и двигателя.