Полезные советы для автолюбителей

Как проверить конденсатор мультиметром и тестером

Конденсатор — пассивный компонент, который является одним из самых распространённых элементов электронных и радиотехнических конструкций и устройств. Он применяется в электронных схемах для накопления заряда, сглаживания напряжения в электрической цепи, разделения тока на переменную и постоянную составляющие, а также выполнения других функций.

Конденсатор электролитический

Конденсатор электролитический

Электролитические и керамические конденсаторы

По конструктивному исполнению конденсаторы подразделяются на полярные и неполярные. Неполярные состоят из двух пластин и расположенного между ними диэлектрика. Поскольку они не имеют полюсов, то работают как в цепях постоянного, так и переменного напряжения. Полярные — наполнены электролитом и должны включаться в схему в строгом соответствии с указанной полярностью, поэтому работают только в цепях постоянного напряжения.
Наиболее распространёнными являются электролитические (как правило, полярные) и керамические (неполярные) конденсаторы. В керамических (в качестве диэлектрика) используется керамика, благодаря чему они имеют небольшие размеры, отличные температурные характеристики и минимальное отклонение от величины ёмкости при широком температурном диапазоне. В электролитических (в качестве диэлектрика) выступает тонкая оксидная плёнка на поверхности анода, катодом же является электролит. При своих небольших габаритах они обладают достаточно высокой ёмкостью.

Проверка на работоспособность

Фотоснимок проверки мультиметром исправности конденсатора

Фотоснимок проверки мультиметром исправности конденсатора

В процессе изготовления или ремонта электронной техники регулярно возникает потребность в проверке радиокомпонентов, в том числе и конденсаторов, на работоспособность, потому что их неисправность незамедлительно приводит к нарушению нормальной работы оборудования, в котором они используются.
Следует помнить, что после выключения ремонтируемого прибора из сети, электролитические конденсаторы сохраняют электрический заряд в течение некоторого времени, поэтому прежде чем приступать к работе, их необходимо разрядить.

Основные типы неисправностей и причины выхода из строя

  • Обрыв. Как правило, происходит из-за внешних механических повреждений, когда выводы отрываются от обкладок.
  • Пробой (внутренне короткое замыкание). Возникает по причине того, что рабочее напряжение на обкладках превышает максимально допустимое значение.
  • Увеличение тока утечки. Происходит вследствие появления сопротивления между обкладками. Приводит к значительному уменьшению ёмкости относительно номинальной.
  • Методы проверки без выпаивания из схемы

    Прибор для проверки работоспособности конденсатора

    Прибор для проверки работоспособности конденсатора

  • Проверка внешним осмотром. Перед тем, как выпаивать подлежащий проверке компонент из схемы, требуется произвести его внешний осмотр. Часто неисправность можно определить визуально. Например, подтёки электролита, следы коррозии, повреждения ножек или вздутие электролитических конденсаторов указывают на то, что их необходимо заменить.
  • Проверка при помощи тестера. Для выполнения проверки требуется переключить тестер в режим измерения сопротивления и произвести замер на проверяемом элементе. Если элемент исправен, то стрелка прибора отклонится и постепенно снова вернётся в бесконечность. После этого поменять местами щупы тестера и снова проверить сопротивление. В этот раз амплитуда отклонения стрелки должна быть больше, а затем она опять вернётся в бесконечность. Все эти признаки будут указывать на то, что конденсатор всё ещё обладает определённой ёмкостью, чем выше её показатель, тем больше будет амплитуда колебаний стрелки и дольше будет длиться его зарядка и разрядка. Если колебаний стрелки ни в одном из случаев не происходит, то к дальнейшему использованию конденсатор, скорее всего, непригоден. Если значение сопротивления по стрелке неизменно — это означает, что проверяемый элемент пробит. Данный способ очень прост, но в то же время весьма условен и имеет массу недостатков. В частности, он применим только для конденсаторов относительно больших ёмкостей (примерно от 1 мкФ), а фактическую ёмкость исследуемого компонента на данный момент не удастся определить даже примерно. Поэтому, в случае, если при внешнем осмотре установить неисправность не удаётся, рекомендуется удалить конденсатор из схемы и проверить его более точным и современным прибором.
  • Проверка конденсатора мультиметром

    Так выглядит электронный мультиметр

    Так выглядит электронный мультиметр

    В большинстве случаев, вместо устаревших и примитивных тестеров для проверки конденсаторов ёмкостью более 0,25мкФ используют цифровые мультиметры — универсальные приборы, которые контролируют большое количество параметров. Особенно актуальным такой прибор становится при проверке компонентов, работающих в электронных схемах наиболее ответственных устройств, например, пускового конденсатора электродвигателя или конденсатора на трамблёре автомобиля.

    При выполнении контроля на пробой, порядок действий будет аналогичен порядку, описанному для тестера. Для такой проверки удалять из схемы контролируемый компонент необязательно, при наличии пробоя на выводах конденсатора произойдет короткое замыкание.

    Последовательность действий при контроле работоспособности полярного конденсатора с помощью мультиметра:

    • обесточить прибор;
    • желательно, для получения более точного результата, удалить из схемы подлежащий контролю элемент или хотя бы один из его выводов, в противном случае на погрешность измерений будут влиять остальные элементы;
    • обязательно разрядить контролируемый элемент, закоротив его выводы;
    • установить тумблер мультиметра на режим прозвонки или измерения сопротивления;
    • прислонить щупы прибора к выводам проверяемого элемента, соблюдая полярность. Мультиметр в режиме прозвонки и измерения сопротивления выдаёт постоянное напряжение, поэтому в случае, если конденсатор не вышел из строя, сразу после подключения он начнёт заряжаться, а значение сопротивления на дисплее мультиметра будет минимальным. С течением времени (пока производится зарядка) сопротивление будет постепенно увеличиваться, пока не достигнет максимально допустимой величины или бесконечности.

    Признаками неисправности проверяемого мультиметром компонента будут служить такие результаты измерений:

    • значение сопротивления на табло прибора сразу равно единице, что означает, что в конденсаторе произошёл обрыв;
    • значение сопротивления на табло прибора равно нулю, а мультиметр издаёт характерный писк — пробой конденсатора, короткое замыкание.

    Для неполярных конденсаторов приведённая выше процедура упрощается: достаточно без соблюдения полярности прикоснуться щупами прибора к выводам, предварительно установив диапазон измерений на отметку 2 МОм. Если появившееся на экране прибора значение превысит 2 МОм, то с проверяемым компонентом всё в порядке, если нет, то он повреждён и подлежит замене.

    Для контроля на утечку идеально подходят мультиметры с функцией измерения ёмкости.

    Конденсаторы: когда необходимо их заменить

    Конденсаторы: когда необходимо их заменить

    Определение ёмкости конденсатора:

    • обесточить прибор;
    • удалить подлежащий контролю компонент из схемы;
    • обязательно разрядить контролируемый элемент, закоротив его выводы;
    • установить тумблер мультиметра в режим измерения ёмкости конденсаторов (Сх);
    • прислонить щупы прибора к выводам проверяемого элемента;
    • считать с экрана полученное значение ёмкости.

    Видео: как проверить исправность конденсаторов

    Если фактическое значение не соответствует указанному на корпусе, то такой элемент необходимо заменить.

    • Новости
    • Практикум
    ГИБДД оштрафовала россиянина, переделавшего Ладу в Мустанг
    Читать далее...
    Из нового Volkswagen Polo сделают кроссовер-кабриолет
    Читать далее...
    Доброта на дорогах: водителю оплатили парковку, пока жена рожала
    Читать далее...
    Власти отказались верить в рост российского авторынка
    Читать далее...
    УАЗ создал 8 новых спецслужб, чтобы контролировать качество
    Читать далее...
    Минфин: ОСАГО для мощных автомобилей подешевеет
    Читать далее...
    Новый Jeep замечен в Бразилии
    Читать далее...
    Китайский Porsche будут продавать за $15 000
    Читать далее...
    Пилоты NASCAR подрались после гонки (видео)
    Читать далее...
    Bentley Mulsanne превратят в электромобиль
    Читать далее...
    Шикарные автомобили звёзд
    0 Читать далее...
    Самые угоняемые автомобили Москвы
    0 Читать далее...
    ВЫБИРАЕМ автомобиль: "европеец" или "японец", Покупка и продажа.
    0 Читать далее...
    Какие машины угоняют чаще всего
    0 Читать далее...
    ЧТО нужно знать, чтобы взять автомобиль в кредит?, как долго взять авто в кредит.
    0 Читать далее...
    Рейтинг ТОП-5: самая дорогая машина в мире
    0 Читать далее...
    Какой автомобиль выбрать семьянину
    0 Читать далее...
    Самые лучшие машины 2017 года в разных классах: Хэтчбек, Внедорожник, Спорткар, Пикап, Кроссовер, Минивэн, Седан
    0 Читать далее...
    Тест четырёх седанов: Skoda Octavia, Opel Astra, Peugeot 408 и Kia Cerato
    0 Читать далее...
    Самые покупаемые машины в 2016–2017 году в России
    0 Читать далее...
    • Обсуждение
    • Вконтакте