Полезные советы для автолюбителей

Делай правильно: как переключать передачи на мотоцикле

Мотоцикл, как и любая другая техника, требует бережного к себе отношения. Неправильное управление влечет за собой не только финансовые затраты, но и может послужить возникновению аварийных ситуаций. Как и в авто-, в мототехнике корректное переключение скоростей увеличивает время эксплуатации аппарата. Неумелая же смена передач является причиной преждевременного износа КПП. За этим могут появиться и другие проблемы: невозможность переключения на определенные передачи, стук в коробке и т.д.

Неправильное управление мотоциклом

Неправильное управление мотоциклом может послужить возникновению аварийных ситуаций

Все эти неполадки ведут к быстрому стиранию дисков сцепления, разносу корзины сцепления, перетиранию тросов и т.д. Что, в свою очередь, приводит к замене этих деталей, ремонту и регулировке в сервисном центре.

Поэтому крайне желательно разобраться с системой переключения передач и в особенностях именно вашей модели.

Коробка передач в мотоцикле и ее предназначение

Из-за недостатка конструкции двигателя внутреннего сгорания появилась необходимость регулировки скоростей вращений двигателя и колёс. Эту функцию выполняет трансмиссия. Основные виды трансмиссии —механическая и автоматическая.

В современных серийных мотоциклах в основном используется «механика». Автоматическая трансмиссия на мототехнике — всё ещё редкость. Но, такие байки, как Aprilia Mana-850 или, допустим, Honda DN-01 могут похвастаться «автоматом».

Видеоурок переключения передач на мотоцикле

Если кратко, то коробкой передач называют набор шестерней, которые изменяют частоту и крутящий момент ведущих колес. При постоянных оборотах коленвала этот механизм изменяет тяговые усилия заднего колеса мотоцикла.

В зависимости от конструкции, мотоцикл комплектуется коробкой с разным количеством ступеней (передач). Каждое отдельное сочетание зацепления шестерен КПП называется передачей (ступенью). Количество передач зависит от конструкции мотоцикла. КПП бывают 2-, 3-, 4-ступенчатые и т. д. В мотоциклах с колясками, а также трёх- и четырёхколёсных мотоциклах производители установили передачу заднего хода, тем самым позаботились об удобстве управления этим видом транспорта.

Механическая коробка переключения передач (коробка скоростей, КПП) постоянно усовершенствуется. Но её предназначение со временем не изменилось. Она нужна для оптимизации режима работы в различных условиях путём изменения передаточного числа. Для того чтобы изменить скорость, необходимо изменить тяговое усилие на колесе, то есть переключить — повысить или понизить передачу. Поэтому иногда коробку переключения передач ещё называют коробкой скоростей.

Что надо знать о передачах

Коробка передач в мотоцикле

Мотоциклы оборудованы последовательной или секвентальной коробкой передач

Прежде всего, нужно изучить «органы» управления мотосредством. В зависимости от их строения будет зависеть управление. Мотоциклы, в своём большинстве, оборудованы последовательной (секвентальной, от англ. sequence) коробкой передач. Уже одно название намекает на то, что скорости переключаются последовательно, не перескакивая через ступени. Например, чтобы переключиться на четвёртую со второй, сначала следует перейти на третью, и лишь потом на четвёртую. Это облегчает управление транспортным средством.

Процесс управления коробкой переключения скоростей на мотоцикле происходит через воздействие ноги водителя на установленный рычаг. В свою очередь, эта особенность требует значительного внимания на дороге. Нельзя допускать путаницу с передачами, это может негативно отразиться на безопасности движения.

Последовательность действий

У большинства мотоциклов водитель регулирует сцепление вручную при помощи рычага, который находится возле левой рукоятки руля. Такая трансмиссия установлена на мотоциклах «Урал» и «Минск». Чтобы переключить передачи в этих моделях необходимо выполнить последовательность:

  1. Поставить мотоцикл на нейтралку и завести двигатель.
  2. Переключиться на первую передачу (убрать газ, выжать сцепление, нажать на педаль переключения скоростей, отпустить сцепление и педаль смены передач).
  3. Добавить газу. А дальше повышаем и повышаем передачи.

Другими словами, при повышении передачи повторяются действия, описанные в пункте два.

Мотоцикл с полуавтоматической трансмиссией

У мотоциклов с полуавтоматической трансмиссией сцепление при переключении скоростей выключается автоматически

Для понижения передачи:

  1. Убрать газ.
  2. Включить сцепление и резко добавить газу.
  3. Нажать на педаль смены передач на падающих оборотах, отпустить сцепление и отпустить педаль.
  4. Добавить газу.

С полуавтоматической трансмиссией дело обстоит гораздо проще. У таких мотоциклов как «Днепр», «Иж-Юпитер 5», «Иж-Юнкер», «Ява» сцепление при переключении передач выключается автоматически. У этих моделей сцепление синхронизировано с КПП. Тут главное правило при повышении передач — убираем газ, а тогда меняем скорость.

Вначале движения с нейтральной скорости нужно включить первую передачу. Для этого необходимо убрать газ и нажать вниз рычаг переключения передач. При понижении передачи надо поддать газу, убрать руку с газа и на падающих оборотах сменить передачу, затем снова добавить газу.

Несколько слов о нейтральной скорости

Нейтралка на мотоцикле

Чтобы убедиться, что мотоцикл находиться на нейтральной передаче, надо плавно отпустить сцепление

Для новичка — задача номер один, это научится трогаться с места, останавливаться, и ловить нейтральную скорость. Во всех мотоциклах месторасположение нейтральной передачи и система переключения скоростей построены одинаково. Возьмите себе за правило после каждой остановки переключать коробку передач на нейтральную передачу.

Начинающим мотоциклистам бывает очень сложно «поймать нейтралку». Для того, чтобы убедиться, что мотоцикл находиться на нейтральной передаче, надо плавно отпустить сцепление. В случае если он стоит на скорости, то мотор зачихает и может заглохнуть (это лучший вариант). А возможен ещё другой исход — мотоцикл с места рванёт вперёд. И к этому нужно быть готовым, особенно новичкам.

Нейтральная скорость находится на рычаге переключений между первой и второй. Если необходимо переключиться с первой на вторую или наоборот, то делать это надо уверенным движением, иначе не удастся «проскочить нейтралку». Со второй передачи есть возможность сразу переключиться на нейтральную.

Почему не стоит переключать передачи при незаведенном моторе?

Мотоцикл на передаче

Если мотоцикл находится на передаче, шестерни зафиксированы и не вращаются

В нейтральном положении шестерни свободно вращаются. Если же мотоцикл находится на передаче, это означает, что повернули вал и получили зацепление. То есть одна или несколько из шестерней зафиксирована и не может вращаться.

Возможна ситуация, когда мотоцикл стоит, следовательно, коробка внутри не вращается, а все попытки переключиться на нейтральную передачу напрасны. Почему это происходит? В статичном положении коробки передач шестерни могут находиться в таком положении, когда их зубцы находятся друг над другом. В итоге, как бы мы ни нажимали на рычаг передач, переключение невозможно. Значит нужно провернуть коробку и изменить положение шестерен.

Для того, чтобы поймать подходящее положение, колесо надо слегка покачивать, двигать. Тогда шестерни могут изменить своё положение, произойдёт их расцепление, и передача сможет переключиться.

Трансмиссия на кроссовом мотоцикле

Трансмиссия на кроссовом мотоцикле

Знатоки считают, что можно не использовать сцепление при переключении передач на кроссовом мотоцикле

Кроссовый мотоцикл предназначен, прежде всего, для спорта. К нему проявляют интерес те, кто уже имеет опыт вождения дорожного байка. Управление такой серьёзной техникой требует определённых навыков. Чаще всего в кроссовых мотоциклах используют механическую трансмиссию. Но коробку передач нельзя назвать традиционной, в разных моделях она отличается.

Здесь особый упор делается на то, чтобы при переключении скоростей не падали обороты двигателя. Как научиться правильно переключать передачи на кроссовом мотоцикле? Некоторые знатоки считают, что можно не использовать сцепление при переключении передач. Противники переключений без выжимания сцепления считают, что таким образом уменьшается контроль над мотоциклом, чего нельзя допускать. Согласно руководству по использованию правильным считается переключение с выжиманием сцепления.

Переключение передач на мотоцикле

Переключать передачу на мотоцикле нужно за один раз на одну ступень

Общие советы

  • Передачи лучше переключать на ровных, без значительных подъёмов и спусков, промежутках дороги.
  • Не стоит это делать и на труднопроходимых участках.
  • Все движения должны быть плавными, но чёткими. Таким образом, вы убережете трансмиссию от механических повреждений, преждевременного износа и не допустите перерасхода масла и горючего.
  • Желательно переключать передачу за один раз на одну ступень. Старайтесь не перескакивать через несколько скоростей.
  • Повышайте и понижайте передачи, ориентируясь на звук двигателя и скорость движения.
  • Переключать передачи удобней движением голеностопа, а не ноги. В этом случае лучше чувствуются нужные моменты для переключений.
  • Переключая передачи, смотрите вперёд, на дорогу. И ни в коем случае не на педаль переключения, наблюдая за процессом.

Ну и самое главное — не забывайте о безопасности. Берегите себя и свою технику!

  • Новости
  • Практикум
ГИБДД оштрафовала россиянина, переделавшего Ладу в Мустанг
Читать далее...
Lada 4×4 Urban вызвала удивление у венгров
Читать далее...
В России может начаться выпуск нового кроссовера Skoda
Читать далее...
Французы хотят создать конкуренцию Газели
Читать далее...
Porsche Macan: представлена самая мощная версия
Читать далее...
Renault будет давать гарантию на подержанные машины
Читать далее...
Видео дня: я должен быть первым в Крыму!
Читать далее...
Шелковый путь: G-Energy Team вышла на третье место
Читать далее...
Новый плавающий Урал: опубликовано первое видео
Читать далее...
Самые популярные автомобили на вторичном рынке: рейтинг
Читать далее...
Обзор самых популярных кроссоверов и их сравнение
0 Читать далее...
КАК обменять свои автомобиль на новый, как обменять машину.
0 Читать далее...
Рейтинг самых продаваемых автомобилей 2016 модельного года
0 Читать далее...
Надёжность машин по рейтингу
0 Читать далее...
Рейтинг ТОП-5: самая дорогая машина в мире
0 Читать далее...
Самая дешевая машина в мире – ТОП-5 2017 года
0 Читать далее...
Лучшие подарки автовладельцу
0 Читать далее...
КАК выбрать и купить автомобиль, Покупка и продажа.
0 Читать далее...
Хиты 2016: рейтинг кроссоверов по стоимости и качеству
0 Читать далее...
Рейтинг 2016: видеорегистраторы с радар детектором
0 Читать далее...
  • Обсуждение
  • Вконтакте