Полезные советы для автолюбителей
БЕСПЛАТНО ответим на Ваши вопросы
По лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (499) 938-51-97
С-Петербург и ЛО +7 (812) 467-32-86
Бесплатный звонок по России 8-800-350-23-69 доб.418

Коробка вариатор — хамелеон из мира коробок передач

Не так давно, объясняя супруге устройство автомобильной трансмиссии, столкнулся с тем, что не смог внятно донести принцип действия вариаторной коробки передач.

Действительно, не так-то просто. Школьный курс физики упорно толкает на аналогии с несколькими шестерёнками разных диаметров, но это ведь из другой оперы.

Сёрфинг по интернету выдал множество статей, доходчиво объясняющих устройство хитроумного механизма, но слишком развёрнуто. Попробуем в двух словах объяснить, что же такое коробка вариатор.

Вариатор или автомат

Вариатор или автомат

Немного теории

Механика твердит о том, что окружающий мир дискретен. В каждой формуле мы имеем дело со строго порционными величинами: ньютоны, килограммы, люксы. Единицы дробятся на более мелкие, но в глубине души остаётся твёрдая уверенность в том, что где-то там есть элементарная и неделимая частица.

В то же время, здравый смысл и взрослый опыт убеждает в обратном: мир плавен и гладок. Капельки воды хоть и образуют океан, но каждая из них уникальна. Объединив одну с другой, мы получим что-то новое. Разъединив их заново, никогда уже не добиться исходной формы.

Среди великих учёных и заядлых технарей, слава богу, тоже есть романтики и чутко понимающие природу люди. Один из них — старина Леонардо да Винчи, которому и приписывают первый проект вариатора.

Наконец, практика

что такое коробка вариатор

что такое коробка вариатор

С многоступенчатой коробкой передач всё понятно: есть валы и оси, на них нанизаны шестерёнки, которые цепляются друг к другу и, соответственно, вращают друг друга. Шестерёнки имеют разный диаметр, за счёт чего крутящий момент, или, если так можно выразиться — количество и мощность движения, варьирует. Но, как и следует из названия, такая коробка имеет ступени, то есть переключается из одного режима в другой дискретно, иными словами — с разрывами. Эти толчки мы и ощущаем, когда едем с приятелем на «Жигулях».

Но как же избежать таких скачкообразных переключений? Сделать их плавными или вообще исключить из уравнения.

Ключевое слово здесь — «вариатор». Знакомые с латынью подскажут: «изменитель». Механизм, способный менять свои параметры. Не по собственной воле, разумеется, а повинуясь приказам электронной системы управления.

Представим себе ту же шестерёнку, но такую, чтобы она могла менять свой диаметр. Нет, она вовсе не из пластилина, а просто имеет конусовидное сечение при продольном разрезе. Ремень плавно блуждает по такому конусу, меняя диаметр обхвата, а вместе с ним меняется количество передаваемого через него движения.

А теперь возьмём два конуса и посадим их на один вал, рядом друг с другом. Симметрично, остриями внутрь. Меняя расстояние между конусами, мы то увеличиваем зазор между ними, то уменьшаем. Наденем на конструкцию плоский и довольно широкий ремень и попробуем повторить фокус.

Ремень то как бы поднимается над конусами, то опускается. На самом деле, он то приближается к оси вращения конусов, то отдаляется от неё. И как следствие — меняется диаметр обхвата, с ним — скорость движения ремня, а дальше — количество передаваемого им движения.

Плоский ремень тут, разумеется, плохая идея и грубая аналогия. В реальности используется клиновый ремень, имеющий в сечении трапецию. Такой ремень как бы проваливается в зазор между вращающимися конусами, если они разведены достаточно широко, и поднимается при приближении конусов друг к другу.

На практике устройство, конечно же, намного сложнее. И ремень — вовсе не ремень, а составная стальная лента. Конусы шкивов разводятся синхронно и по сложнейшему алгоритму.

Да и видов самих вариаторов великое множество. Но теперь Вы знаете основной принцип, и Вам будет намного проще разобраться.

БЕСПЛАТНО ответим на Ваши вопросы
По лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (499) 938-51-97
С-Петербург и ЛО +7 (812) 467-32-86
Бесплатный звонок по России 8-800-350-23-69 доб.418
  • Новости
  • Практикум
В Петербурге угнали автомобиль без двигателя и крыши
Читать далее...
Российская сборка Мазд: теперь будут делать и моторы
Читать далее...
ГИБДД опубликовала новые экзаменационные билеты
Читать далее...
Названа средняя цена нового автомобиля в России
Читать далее...
Московский каршеринг оказался в центре скандала
Читать далее...
Citroen готовит подвеску типа ковёр-самолёт
Читать далее...
Mitsubishi скоро покажет туристический внедорожник
Читать далее...
Фото дня: гигантская утка против водителей
Читать далее...
Lotus выпустит кроссовер
Читать далее...
Завод Mercedes в Подмосковье: проект одобрен
Читать далее...
КАК выбрать подержанное авто, какой подержанный автомобиль выбрать.
0 Читать далее...
Тест четырёх седанов: Skoda Octavia, Opel Astra, Peugeot 408 и Kia Cerato
0 Читать далее...
Самые угоняемые марки машин в Питере
0 Читать далее...
КАК выбрать свой первый автомобиль, выбрать первую машину.
0 Читать далее...
Какие машины угоняют чаще всего
0 Читать далее...
Рейтинг 2018-2019: видеорегистраторы с радар детектором
0 Читать далее...
Самые быстрые машины в мире 2018-2019 модельного года
0 Читать далее...
КАКОЙ автомобиль российского производства самый лучший, лучшие российские автомобили.
0 Читать далее...
Рейтинг ТОП-5: самая дорогая машина в мире
0 Читать далее...
КАК заказать автомобиль из Германии, как заказать машину из германии.
0 Читать далее...
  • Обсуждение
  • Вконтакте