Мастер на все руки: делаем звуковой сигнал заднего хода
Маневрирование в условиях города требует отточенных навыков и опыта. Далеко не каждый автолюбитель может уверенно себя чувствовать при движении задним ходом, особенно когда есть некоторые ограничения видимости, связанные с особенностями автомобиля. Это если говорить о легковой машине, а на грузовиках, особенно с прицепом, движение задним ходом — вообще маневр высшего пилотажа.
Зачем нужен звуковой сигнал заднего хода
В стандартную комплектацию большинства грузовиков импортного производства, Рено, Ман, Скания, Даф, уже входят звуковые сигнализаторы заднего хода, также ими комплектуются практически все складские и строительные погрузчики Комацу. Необходимость в таких устройствах возникает при парковке на переполненных стоянках, в оживленных местах, где пешеход не ожидает появление автомобиля. Понятно, что в таких условиях нужно быть крайне осторожным, но зеркала заднего вида и обзор через заднее стекло не всегда дают полную картину для уверенного завершения маневра. Поэтому, потолкавшись задним ходом по междомовым проездам и парковкам у супермаркетов, многие задумываются о том, как установить звуковой сигнал заднего хода, своеобразный парктроник для пешехода.
Какой зуммер лучше
Во многих магазинах есть возможность купить подобный прибор, причем за небольшие деньги. Самые продвинутые модели могут монтироваться прямо в патрон лампы заднего хода. Тогда отпадает вообще вопрос об их монтаже. Однако, громкость зуммера таких устройств, судя даже по техническим характеристикам, может быть недостаточной в условиях шумной улицы. На этот случай есть несколько решений выносных звуковых сигналов заднего хода. Компания Hella разработала серию устройств на 12 и на 24 вольта, которые имеют универсальное крепление и клеммный стандартный разъем. В линейке зуммеров Хелла есть приборы со звуковым давлением от 70 до 110 дБ. Зуммер выполнен во влагостойком корпусе, а источником звука служит твердотельная электронная схема. Правда, и стоят такие приборы недешево. Самый простой зуммер на 70 дБ стоит около 700 рублей. Самый дорогой прибор может автоматически подстраиваться под общий уровень шума среды, постоянно превышая его на 5 дБ. Сигнализатор с автоматической регулировкой уровня сигнала стоит 3100 рублей.
Видеоролик по установке самодельного звукового указателя заднего хода
www.youtube.com/watch?v=8af6OhBpvuA
Есть некоторые отечественные конторы, продающие устройства подобных конфигураций, но среди них найти сигнализатор с простым зуммером довольно проблематично. В основном в микросхемах зашиты остроумные послания, надиктованные хорошо поставленным нечеловеческим голосом «Осторожно, моя машина едет назад», а также наборы звуков, которые мало ассоциируются у пешеходов с опасностью, а больше с рекламой бродячих цирков — мелодии ламбады, плач ребенка, звуки из животного мира. Поэтому найти простой сигнализатор довольно проблематично, но можно. Среди остроумных россыпей конторы FK-PREMIER можно рублей за 300 найти обычный зуммер. Эти приборы также могут быть адаптированы как на 12-вольтовую схему, так и на 24 V. К тому же фирма предложит купить не только звуковые, но и световые сигнализаторы, которые работают синхронно со звуком.
Звуковой сигнал заднего хода своими руками
Если подходить к вопросу принципиально и собирать устройство своими руками, то здесь вариантов очень много. Поскольку не все автолюбители сильны в радиотехнике, то схемы и печатные платы мы публиковать не станем. Да в этом и смысла особого нет, поскольку можно собрать такой зуммер буквально за копейки из того, что есть под рукой. Самый простой вариант — реле поворотов от Калины или любого автомобиля ВАЗ, которое с 12-вольтовым звуковым повторителем указателя поворотов дает тот же эффект. Звуковое давление будет отличаться от прибора Hella, зато и цена всего комплекта не превысит 180 рублей.
Единственная сложность в этой операции — легкая доработка реле. Дело в том, что частота его срабатываний зависит от нагрузки, а поскольку небольшой зуммер нагрузки фактически не дает, то и реле не работает при подаче +12 В. Поэтому нужно заменить родной конденсатор 2,2 мкФ на конденсатор в 10 мкФ и 16 вольт. В этом случае частота срабатывания реле будет примерно такой, как у автобусов и грузовых автомобилей. Осталось припаять зуммер к выходу реле, соблюдая полярность, и герметизировать корпус. Разместить устройство можно в любой доступной нише сзади начиная от люка бензобака, и заканчивая полостями между бампером и кузовом со стороны улицы. Также было бы неплохо оборудовать устройство кнопкой отключения, поскольку движение задним ходом в шесть утра в густонаселенном квартале может вызвать непонимание публики. Попутно с установкой зуммера можно заняться установкой парктроника, если это входит в планы по оборудованию автомобиля.