Как простой седан завоевал сердца миллионов: интересные факты о Ладе Веста
Первый прототип Весты был создан еще в СССР
История легендарного седана Лада Веста началась еще в советские времена. Первые эскизы и прототипы этой модели появились в конце 70-х — начале 80-х годов прошлого века на Волжском автозаводе. Тогда ВАЗ только начинал осваивать выпуск переднеприводных автомобилей, и Веста должна была стать первым передним приводом среди седанов завода.
Разработкой модели занималось сразу несколько советских инженеров и дизайнеров. Они учитывали все нюансы и требования к компактному семейному автомобилю. Первые прототипы Весты с кузовом ВАЗ-1114 появились еще в 1978 году. Но до конвейера машина добралась только через 10 лет.
Веста стала по-настоящему новаторской разработкой для советского автопрома тех лет. Это был компактный и экономичный седан с современным передним приводом, отвечавший всем требованиям времени. Первые прототипы Весты оснащались новыми двигателями ВАЗ-2108 объемом 1,3 и 1,5 литра.
Конечно, создать полностью новый автомобиль с нуля для советских инженеров было непросто. Но благодаря энтузиазму, таланту и трудолюбию конструкторов, уже к середине 80-х Веста была готова к запуску в производство. Это была по-настоящему революционная для своего времени машина.
Самая первая Веста сошла с конвейера в 1988 году
Хотя разработка Весты велась еще в конце 70-х, первые серийные образцы этой модели сошли с конвейера Волжского автозавода только в 1988 году. Это были автомобили первого поколения ВAZ-11183 с кузовом седан и двигателем ВAZ-2108 объемом 1,3 литра.
Массовое производство Весты началось в 1988 году и сразу же вызвало ажиотаж у покупателей. Люди выстраивались в очереди за инновационным седаном советского автопрома. Конструкторы воплотили в Весте все технические новшества того времени — передний привод, эргономичный салон, экономичный расход топлива.
Первая Веста имела два варианта оснащения: стандартный ВAZ-11183 и улучшенный ВAZ-11193 с более богатой комплектацией. Обе модификации отличали просторный салон, удобные сиденья, хорошая обзорность и маневренность.
С момента начала производства в 1988 году и до середины 90-х Веста выпускалась исключительно с кузовом седан. Экспортная версия называлась Lada Bellett 1100/1300 и пользовалась популярностью за рубежом. А в России Веста стала по-настоящему «народным» автомобилем.
Таким образом, 1988 год можно считать отправной точкой в истории легендарной Весты. Именно тогда начался ее путь к славе и любви миллионов автолюбителей. Первая Веста задала высокую планку для всех последующих поколений этой модели.
За годы выпуска Веста претерпела множество изменений
С момента начала производства в 1988 году и до сегодняшнего дня легендарная Лада Веста пережила не одну модернизацию. За эти годы модель успела сменить несколько поколений, каждое из которых приносило в ее конструкцию и дизайн новые черты.
Так, уже в 1991 году на смену первому поколению Весты пришло второе с индексом ВАЗ-1119. Автомобиль получил обновленный кузов, новые бамперы, решетку радиатора. В линейке появились модификации с двигателем 1,5 литра.
В 1996 году дебютировало третье поколение Весты (VAZ-1118). Оно отличалось современным дизайном кузова и салона, улучшенной эргономикой. Тогда же появился 1,7-литровый двигатель и новая 5-ступенчатая КПП.
В 2002 году покупателей порадовало четвертое поколение с индексом ВАЗ-11183. Кузов стал еще более современным, а оснащение — богаче. Появились новые опции: кондиционер, гидроусилитель руля, литые диски.
И в 2012 году автолюбители увидели пятое, самое современное на сегодняшний день поколение Весты. Это полностью новый автомобиль, соответствующий всем требованиям времени.
Таким образом, за все годы выпуска инженеры ВАЗа не раз модернизировали легендарную Весту, делая ее все более комфортной, экономичной и безопасной. Менялись времена, а Веста всегда шла в ногу со временем.
Существует несколько поколений и кузовов Весты
За все годы производства легендарный седан Лада Веста выпускался в различных модификациях и с разными типами кузова. Существует несколько поколений этой модели, отличающихся друг от друга.
Первое поколение Весты, выпускавшееся с 1988 по 1991 год, имело только кузов седан с индексами ВАЗ-11183 и ВАЗ-11193. Это был классический трехобъемный седан с передним приводом.
У второго поколения 1991-1996 годов по прежнему был только кузов седан (ВАЗ-1119), но с обновленным дизайном. Третье поколение 1996-2002 годов также имело кузов седан, но уже в двух вариантах: ВАЗ-1118 и ВАЗ-1118S.
Настоящий прорыв произошел в 2002 году с появлением четвертого поколения Весты. Помимо седана ВАЗ-11183 здесь появился 5-дверный хэтчбек ВАЗ-1117 и универсал ВАЗ-1118.
Пятое поколение Весты с 2012 года до сих пор выпускается в кузовах седан, лифтбек и универсал. Также есть оригинальный кросс-вэгон Vesta SW Cross.
Таким образом, за все годы выпуска инженеры АвтоВАЗа создали для легендарной Весты различные типы кузовов, чтобы удовлетворить запросы самых взыскательных автолюбителей.
Веста стала первым переднеприводным седаном АвтоВАЗа
Выход Весты в 1988 году стал по-настоящему революционным событием для советского автопрома. Ведь эта модель фактически стала первым переднеприводным седаном, созданным инженерами АвтоВАЗа.
До появления Весты все легковые автомобили Волжского автозавода, как и большинства других советских марок, имели задний привод. Переход к переднему приводу был важным техническим новшеством для отечественной автомобильной промышленности.
Передний привод имел ряд преимуществ перед классической заднеприводной компоновкой. Это улучшенная управляемость и тяга, особенно на скользких дорогах, большее пространство в салоне, меньшая масса автомобиля.
Создание переднеприводной Весты потребовало от инженеров АвтоВАЗа не только разработки нового кузова и подвески. Потребовалась полная перекомпоновка агрегатов и узлов автомобиля. Первые прототипы оснащались новыми моторами ВАЗ-2108 объемом 1,3 и 1,5 литра.
Таким образом, Веста фактически открыла новую эпоху в истории отечественного автопрома, наглядно продемонстрировав все преимущества переднеприводной компоновки для массовых автомобилей.
Дизайн Весты не раз менялся, но оставался узнаваемым
За все годы производства внешний вид легендарной Лады Весты претерпевал изменения в соответствии с требованиями времени и моды. Однако базовые черты дизайна этой модели оставались неизменными.
Первое поколение Весты 1988 года отличалось простыми, четкими линиями в духе советского автодизайна конца 80-х. Уже тогда появились характерные строгие формы кузова, прямоугольные фары, просторный салон.
Второе поколение начала 90-х получило более современные плавные обводы кузова, но при этом сохранило узнаваемый силуэт. Третье поколение Vesta с середины 90-х приобрело еще большую современность форм, но все тот же неповторимый характер.
Четвертое поколение 2000-х годов стало еще более динамичным и стремительным. Но даже несмотря на обновление, Веста всегда узнавалась с первого взгляда по фирменному дизайну.
И даже совсем новая Веста, выпускающаяся с 2012 года, при всех своих современных формах сохраняет легендарный облик, знакомый миллионам автолюбителей. Это по-прежнему тот же узнаваемый характер, но в новом воплощении.
Веста стала самой массовой моделью в истории АвтоВАЗа
За все годы производства легендарная Lada Vesta заслуженно завоевала статус самой массовой и популярной модели в истории АвтоВАЗа. Общий объем выпуска Весты исчисляется миллионами единиц.
Уже в первые годы производства, начиная с 1988 года, Веста пользовалась колоссальным спросом. Машина привлекала покупателей своей современной конструкцией, просторным салоном и экономичным расходом топлива.
На пике популярности в 1990-е годы ежегодный объем производства Весты достигал 200-300 тысяч автомобилей. Для сравнения, самая массовая «классика» — «шестерка» — выпускалась тиражом около 100 тысяч в год.
За все время выпуска с конвейера сошло более 3 миллионов автомобилей Веста разных поколений. Это абсолютный рекорд для модели АвтоВАЗа. Даже легендарная «копейка» выпускалась меньшими объемами.
Поэтому звание самой многочисленной и востребованной модели в истории Волжского автозавода Веста полностью заслужила. Этот автомобиль по праву стал частью отечественной культуры и истории.
За рубежом Веста продавалась под разными названиями
Хотя в России легендарный седан всегда был известен как Веста, на экспорт она поставлялась под разными названиями в зависимости от рынка сбыта.
Так, в странах Западной Европы с 1990-х годов Веста продавалась как Lada Bellett. Под этим именем машина завоевала популярность в Германии, Франции, Бельгии.
На Великобританию Vesta поставлялась под маркой Lada Riva. Это название было хорошо знакомо британским автолюбителям по предыдущим моделям ВАЗ.
В Скандинавских странах можно было купить Lada 1100/1300 — именно так здесь называлась экспортная версия Vesta. А вот в Австралию и Новую Зеландию она попала уже как Lada Samara.
Для государств Восточной Европы и развивающихся стран Азии и Африки Веста поставлялась под традиционной маркой Lada. И только в Японии ее продавали как Lada Cloud.
Таким образом, несмотря на разные названия на экспортных рынках, Vesta везде оставалась по сути одной и той же знакомой и любимой моделью от АвтоВАЗа.
Технические характеристики Весты постоянно улучшались
За время своего существования легендарная Lada Vesta претерпела множество технических изменений, которые постоянно улучшали ее характеристики.
Первое поколение Vesta оснащалось скромными по меркам сегодняшнего дня моторами ВАЗ-2108 объемом 1,3 литра и мощностью 76 л.с. Максимальная скорость первой Весты не превышала 145 км/ч.
Уже второе поколение 1991 года получило форсированный двигатель 1,5 л и 87 л.с. Третье поколение оснащалось «атмосферником» 1,7 л мощностью 100 л.с., а также 1,5-литровым инжекторным мотором.
Четвертое поколение Vesta в 2002 году вышло с современным инжекторным 1,6-литровым мотором мощностью 98 л.с. Максимальная скорость достигала 173 км/ч.
И уже современная Lada Vesta оснащается силовыми агрегатами нового поколения — 1,6 л 114 л.с. и 1,8 л 122 л.с. Динамика стала намного лучше благодаря усовершенствованию моторов.
Таким образом, с каждым новым поколением Веста становилась все более динамичной и высокотехнологичной.
Веста завоевала популярность благодаря надежности и доступной цене
Одними из главных факторов колоссальной популярности Весты всегда были ее надежность и относительно невысокая стоимость.
Доступная цена в сочетании с просторным салоном, хорошей управляемостью и экономичностью сделали Весту по-настоящему «народным» автомобилем.
Даже в 1990-е годы Веста стоила заметно дешевле многих иномарок, при этом не уступала им в комфорте и практичности. А надежность Весты была на порядок выше импортных конкурентов.
Многие таксопарки и простые автолюбители выбирали Весту за ее скромные эксплуатационные расходы и способность без капремонта проездить сотни тысяч километров. Даже сегодня Веста славится своей безотказностью.
Конечно, Веста не блистала роскошью или инновациями. Зато это был простой и понятный автомобиль, неприхотливый в обслуживании и ремонте. Именно поэтому Веста стала по-настоящему народной машиной.
Модель активно использовалась в таксопарках крупных городов
Благодаря своей надежности, неприхотливости и просторному салону, Веста пользовалась большой популярностью в таксопарках крупных российских городов на протяжении многих лет.
Уже в 1990-е годы желтые «весты» заполонили улицы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других мегаполисов. Их выбирали за просторный салон, удобный для перевозки пассажиров и багажа.
Таксисты ценили Весту за ее безотказность и низкую стоимость обслуживания. На Весте можно было без капремонта проехать 300-400 тысяч километров. А запчасти стоили копейки.
Конечно, со временем в таксопарках стали появляться и более современные модели. Но Веста по-прежнему оставалась одной из самых популярных машин у «шашечников».
И даже сегодня в крупных городах можно увидеть желтую Весту с яркой «шашкой» на крыше. Этот автомобиль по праву вписал свою страницу в историю российского такси.
Веста не раз становилась героем кинофильмов и песен
За долгую историю легендарная Веста не раз становилась героиней кинофильмов, песен и других произведений культуры.
Веста появлялась в таких культовых фильмах, как «Брат», «Бумер» и «ДМБ». Обычно это была машина простых рабочих парней и таксистов. Веста олицетворяла дух 1990-х.
В песнях Весту тоже часто упоминали как символ эпохи. Группы «Любэ» и «Наутилус Помпилиус» посвятили этой машине целые композиции.
Даже в литературе можно встретить упоминание культовой «весты». Например, в романе «День опричника» Владимира Сорокина она фигурирует как автомобиль главного героя.
Таким образом, простая и надежная Веста стала по-настоящему культовой машиной, символом целой эпохи. И эта слава в полной мере отразилась в произведениях культуры.
У Весты богатая спортивная история: ралли, дрифт и др.
Помимо повседневной эксплуатации, легендарная Веста активно использовалась в автоспорте — ралли, дрифте и других дисциплинах.
Еще в советское время на базе Весты создавались автомобили для раллийных гонок. Они неоднократно принимали участие в легендарном ралли «Дакар». Гоночные «Весты» не раз становились победителями соревнований.
С 1990-х Веста стала основной машиной российских дрифтеров. Просторный моторный отсек позволял устанавливать мощные двигатели, а задний привод обеспечивал идеальную сносимость.
Многие любители автоспорта по сей день используют модифицированные «Весты» для участия в любительских соревнованиях — дрифте, автокроссе, гонках на ускорение.
Таким образом, на протяжении многих десятилетий Веста прочно закрепилась в автоспорте как надежная и доступная спортивная модель.
С выходом Vesta SW появился полноценный семейный вариант
Хотя изначально Веста создавалась как классический седан, со временем для нее стали делать и другие типы кузовов. Одним из самых удачных можно назвать универсал Vesta SW.
Эта модификация появилась в продаже в 2015 году. У нее был просторный 5-местный салон с увеличенным объемом багажника и возможностью трансформации в 2-местный грузовой отсек.
Благодаря сочетанию компактности, вместительности и доступной цены Vesta SW стала идеальным выбором для семейного автомобиля. Ее активно покупали как «вторую» машину для всей семьи.
Vesta SW отлично подходит для городских поездок с детьми, загородных пикников и небольших путешествий. При этом она сохраняет стиль и узнаваемый дизайн классической Весты.
Поэтому появление универсала Vesta SW стало важной вехой в истории модели, сделав ее еще более семейной и практичной.
Новейшая Vesta отвечает всем требованиям современных автолюбителей
Сегодняшняя Lada Vesta, выпускающаяся с 2012 года, — это уже совсем другой автомобиль по сравнению с первыми «вестами» 80-х годов. Новейшая Vesta отвечает всем современным требованиям.
У нее совершенно новый дизайн кузова и салона в стиле хай-тек. Появились более мощные и экономичные двигатели, вариаторная автоматическая коробка передач. В стандартное оснащение вошли подушки безопасности, ABS, климат-контроль.
Сегодняшняя Веста — это полноценный современный автомобиль со всеми атрибутами комфорта и безопасности. При этом она не потеряла главные качества легендарной «весты» — надежность, комфортабельность, доступная цена.
Новая Веста доказала, что может идти в ногу со временем. Этот автомобиль по-прежнему пользуется спросом как у молодежи, так и у семейных покупателей. Легенда продолжается!