Что такое детонация двигателя
Наверное не раз практический каждый владелец автомобиля задавался вопросом, что такое детонация. И почему она возникает? Ответить однозначно на эти вопросы невозможно, рассматривая лишь один тип двигателя. Причин возникновения этого явления может быть много как в бензиновых, так и в дизельных агрегатах.
При нормальном горении топлива в двигателе происходит химическая реакция взаимодействия топливно-воздушной смеси при высоком давлении и температуре. По сути это реакция представляет собой возгорание топлива с воздухом, заключенного в небольшой замкнутый объем, что приводит к быстрому расширению и совершению работы вращения коленчатого вала на один такт. Каждый такой взрыв сопровождается небольшим толчком двигателя, но на фоне 4, 6-ти и более тактов вибрация практически неощутима. При нормальной работе двигателя его звук сливается в один тон без каких-либо отклонений.
Детонация представляет собой отклонение от этого монотонного звука работы в моторе, сопровождаемое сильными скачками, подергиваниями и толчками. Она может быть различной степени в зависимости от количества мест ее генерации, вплоть до полной нестабильности работы двигателя и даже его остановки.
Также детонацией называется преждевременный поджиг смеси не от искры, возникшей на свече, а от самопроизвольного воспламенения из-за повышенной температуры и давления. Таким образом, вместо одного такта возгорания возникает два. При детонации скорость воспламенения топливной смеси выше, чем при ее нормальном горении, поэтому вибрация может проявляться в различной скорости вращения коленвала.
В дизельных агрегатах детонация может возникать чаще, потому что в них степень сжатия топлива очень большая и сопровождается повышенной температурой (до 500 градусов). А в бензиновых моторах самовоспламенение практически сведено к нулю.
Последствия детонации
Детонация хоть и способствует повышению КПД, но при этом она является причиной глобальных поломок в двигателе. Из-за нее прогорают уплотнительные кольца, клапана, оплавляются поршни и другие детали КШМ. Также подвержены сильной порче и сами цилиндры, что приводит к потере компрессии.
Виды детонации
В зависимости от времени и момента возникновения, детонацию можно разделить на два вида:
- После выключения зажигания.
- Во время работы мотора.
В первом случае в цилиндрах происходит самопроизвольное воспламенение топлива без искры подобно дизельным моторам. Не нужно это явление путать с детонацией, потому что оно связано с некорректной работой системы впрыска на холостом ходу. Причина может крыться в загрязнении или принудительном обогащении смеси винтом холостого хода.
Основные причины проявления детонации
Главной причиной возникновения детонации на наших просторах вполне может быть некачественное топливо. Из-за превышенного содержания примесей нормальный процесс возгорания нарушается и сопровождается неравномерностью поджига смеси. Поэтому первым делом при детонации необходимо сменить топливо. Если это не помогает, то рекомендуется последовательно осуществить проверку и замену следующих компонентов:
- топливного фильтра;
- топливного насоса;
- системы охлаждения двигателя;
- кислородного датчика;
- свечи зажигания;
- форсунок;
- блока управления (ЭБУ).
Детонация обычно возникает либо на холостом ходу, либо на повышенных оборотах при езде в гору и наборе скорости.