ZAZ 1103: все что нужно знать об автомобиле украинского производства с двигателем МеМЗ – подробности
Общие характеристики ZAZ 1103
ZAZ 1103 — это легковой автомобиль украинского производства, который выпускался с 2002 по 2020 год на Запорожском автомобильном заводе. По классификации относится к B-классу (субкомпактный автомобиль).
Кузов ZAZ 1103 имеет тип седан с капотной компоновкой. Габариты автомобиля составляют 4025 мм в длину, 1680 мм в ширину и 1445 мм в высоту, колесная база — 2465 мм.
Под капотом ZAZ 1103 устанавливался бензиновый двигатель МеМЗ-245 рабочим объемом 1,3 литра. Этот агрегат имеет 4 цилиндра, 8 клапанов, развивает мощность 75 лошадиных сил. Крутящий момент составляет 107 Нм при 3600 об/мин. Топливная система — распределенный впрыск топлива.
За 18 лет производства ZAZ 1103 претерпел несколько модернизаций. В разные годы для него предлагались такие варианты двигателей, как ЗМЗ-405 (1,5 л), Форд Зетек (1,6 л) и Рено (1,4 л). Однако МеМЗ-245 оставался наиболее распространенным мотором для «тысяча сотой» модели.
В целом ZAZ 1103 — это достаточно простой и надежный автомобиль, рассчитанный на эксплуатацию преимущественно в городских условиях. Двигатель МеМЗ показал себя как неприхотливый и непритязательный к качеству топлива. А вот на высоких скоростях ZAZ 1103 чувствует себя не очень уверенно.
Комплектации ZAZ 1103
Автомобиль ZAZ 1103 предлагался с различными вариантами комплектаций — от базовой до максимально насыщенной.
Базовая комплектация ZAZ 1103 включала в себя:
- Кондиционер
- Гидроусилитель руля
- Центральный замок
- Электростеклоподъемники передних дверей
- Аудиосистема с радио и проигрывателем CD
- Подогрев передних сидений
- Бортовой компьютер
- Датчики парковки сзади
- Литые диски R14
- Полноразмерное запасное колесо
Как видите, даже в базовой версии ZAZ 1103 имел достаточно bogatoe оснащение для такого класса автомобиля. Однако за доплату можно было получить еще больше опций.
В расширенную комплектацию входили такие элементы, как:
- Климат-контроль
- Круиз-контроль
- Система бесключевого доступа
- Датчики дождя и света
- Подогрев зеркал и форсунок омывателя
- Камера заднего вида
- Датчик давления в шинах
- Подогрев задних сидений
- Парктроник
- Легкосплавные диски R15
Кроме того, можно было установить мультимедиа-центр с сенсорным экраном, спутниковую навигацию, ксеноновые фары, систему Hands Free для мобильного телефона. Таким образом, ZAZ 1103 превращался в весьма оснащенный автомобиль.
Стоит отметить, что для разных рынков комплектации ZAZ 1103 могли немного отличаться. Например, для экспорта в Европу машина оснащалась более богато, в то время как на внутреннем украинском рынке предлагались более доступные варианты.
В любом случае, ZAZ 1103 позволял выбрать для себя подходящий набор опций, в зависимости от предпочтений и бюджета. А разумная ценовая политика делала этот автомобиль весьма привлекательным для покупателей.
Размеры ZAZ 1103
Как уже упоминалось ранее, габаритная длина ZAZ 1103 составляет 4025 мм, ширина — 1680 мм, высота — 1445 мм. Колесная база равна 2465 мм. Эти параметры характерны для машины субкомпакт-класса и обеспечивают хорошую маневренность в городских условиях.
Длина ZAZ 1103 позволяет легко парковаться на небольших парковочных местах. Ширина же обеспечивает комфорт для двух взрослых пассажиров на заднем сиденье. При этом высота автомобиля почти не превышает 1,5 метра, что удобно для людей не очень высокого роста.
Объем багажника ZAZ 1103 составляет 430 литров. Этого достаточно для размещения 3-4 больших чемоданов или нескольких сумок с покупками и продуктами. При необходимости задние сиденья можно сложить и значительно увеличить объем грузового отсека.
Что касается размеров салона, то здесь также все компактно, но достаточно просторно. Высота салона составляет 1120 мм спереди и 940 мм сзади. Этого вполне хватает для комфортной посадки водителя и пассажиров среднего роста.
Ширина салона в районе передних сидений — 1340 мм, а в районе задних — 1280 мм. Между передними креслами расстояние составляет 1000 мм. Этого достаточно, чтобы три взрослых человека могли разместиться на заднем ряду без особых проблем.
Кстати, заднее сиденье ZAZ 1103 имеет деление в пропорции 60:40, что позволяет частично его складывать для перевозки более габаритных предметов, не жертвуя пассажирскими местами полностью.
Таким образом, по размерам ZAZ 1103 является вполне типичным представителем класса В. Габариты и объемы позволяют комфортно перевозить 4 взрослых человека и их багаж. При этом компактность делает автомобиль очень маневренным в городских условиях.
Динамические показатели ZAZ 1103
От этих показателей во многом зависит комфорт и безопасность поездок на автомобиле.
Максимальная скорость ZAZ 1103 в базовой комплектации с двигателем 1,3 л (75 л.с.) составляет 160 км/ч. Этого вполне достаточно для передвижения по городу и загородным трассам, где ограничения, как правило, не превышают 110 км/ч.
Однако нужно отметить, что на такой скорости двигатель ZAZ 1103 работает уже на пределе своих возможностей. Поэтому обгоны и длительное движение на скоростях свыше 140 км/ч являются нежелательными — это может привести к перегреву мотора.
Что касается разгона до 100 км/ч, то здесь показатели ZAZ 1103 достаточно скромные. На «сотню» автомобиль разгоняется за 14,5 секунды. Это связано в первую очередь с невысокой мощностью двигателя в 75 л.с.
В целом динамка ZAZ 1103 вполне типична для бюджетного седана данного класса. Машина не позиционируется как спортивная, поэтому высокие показатели разгона здесь и не требуются. Главное — обеспечить безопасный разгон при обгонах.
Стоит отметить, что форсированные версии ZAZ 1103 с двигателями 1,5 и 1,6 литра имеют несколько лучшую динамику. Максимальная скорость у них достигает 170-180 км/ч, а до 100 км/ч разгоняются за 11-13 секунд. Однако такие моторы встречались нечасто.
Также на динамические характеристики влияет коробка передач. На ZAZ 1103 ставилась 5-ступенчатая МКПП. При желании можно было заказать 4-ступенчатый «автомат», что положительно сказывалось на разгонных показателях.
В целом для спокойной городской езды динамика базовой комплектации ZAZ 1103 вполне достаточна. А вот для активного передвижения по загородным трассам и обгонов имеет смысл выбирать версию с более мощным двигателем и автоматической КПП.
Расход топлива ZAZ 1103
Одной из важных характеристик любого автомобиля является расход топлива. От этого напрямую зависит стоимость эксплуатации машины.
В городском цикле, при спокойной езде с частыми остановками, расход топлива ZAZ 1103 с двигателем 1,3 л составляет около 8-9 литров на 100 километров. Это неплохой показатель для такого класса автомобиля.
В загородных условиях, при движении с постоянной скоростью 90-100 км/ч, расход вырастает до 6,5-7 литров на 100 км. Если прибавить скорость до 110-120 км/ч, то цифра может достигать 9 литров. При езде по трассе важно контролировать скоростной режим, чтобы оптимизировать потребление топлива.
В смешанном цикле, который имитирует реальные условия езды по городу и загородным дорогам, средний расход топлива ZAZ 1103 составит около 8 литров на 100 км пробега. Это достаточно экономичный показатель.
Стоит отметить, что реальный расход может отличаться от заявленного производителем. На него влияют такие факторы как:
- Стиль вождения
- Скоростной режим
- Количество пассажиров и груза в автомобиле
- Использование дополнительных потребителей энергии (кондиционер, обогрев и т.д.)
- Сезон эксплуатации (зимой расход топлива выше)
- Качество топлива
Также на потребление влияет техническое состояние автомобиля — régularité техобслуживания, чистота воздушного фильтра, давление в шинах и т.д. Поэтому, чтобы поддерживать экономичность ZAZ 1103, нужно следить за его техническим состоянием.
В целом же, расход топлива ZAZ 1103 вполне соответствует заявленным показателям и является весьма неплохим для автомобиля данного класса. Экономичность — одно из главных преимуществ этой модели.
Трансмиссия ZAZ 1103
От этого зависят динамические характеристики, управляемость и комфорт при езде.
По типу привода ZAZ 1103 выпускался только в переднеприводном исполнении. Полный привод для этой модели не предлагался.
В базовой версии устанавливалась 5-ступенчатая механическая коробка передач. Она отличалась неприхотливостью и ремонтопригодностью, однако на высоких скоростях (свыше 120 км/ч) была довольно шумной.
По желанию на ZAZ 1103 можно было установить 4-ступенчатый «автомат» — гидромеханическую коробку передач с гидротрансформатором. Такая трансмиссия обеспечивала более комфортное и плавное переключение передач, а также улучшала динамические характеристики автомобиля.
Стоит отметить, что большинство ZAZ 1103 оснащались именно «механикой». «Автомат» ставили гораздо реже, в основном на машины для экспорта. Дело в том, что такие коробки передач были довольно дорогими и не отличались высокой надежностью при эксплуатации в условиях Украины.
Передаточные числа на всех коробках передач были стандартными для класса автомобиля. Первая передача — 3,67; вторая — 1,95; третья — 1,28; четвертая — 0,88; пятая — 0,73. Задний ход имел передаточное число 3,6.
Такие передаточные числа позволяли оптимально использовать крутящий момент двигателя и обеспечивали достаточную тягу как при разгоне, так и на малых скоростях. Пятая передача была довольно «длинной», что положительно сказывалось на расходе топлива при движении с высокой скоростью.
В целом трансмиссия ZAZ 1103 полностью соответствовала классу и концепции автомобиля как простого и недорогого средства передвижения по городу и ближним пригородам. Она была функциональна, надежна и ремонтопригодна.
Подвеска ZAZ 1103
Подвеска во многом определяет комфорт и управляемость автомобиля.
Спереди устанавливалась независимая пружинная подвеска типа Макферсон. Применение стойки Макферсона обеспечивало компактность конструкции и возможность регулировки углов установки колес при сход-развале.
Задняя подвеска ZAZ 1103 — это полунезависимая балка, скручиваемая в продольном направлении. Такая схема часто используется на переднеприводных автомобилях данного класса благодаря простоте и дешевизне конструкции.
Подвеска комплектовалась стандартными пружинами и амортизаторами. Они обеспечивали достаточный для такого автомобиля уровень комфорта на дорогах с разным покрытием. Однако стоит учитывать, что ZAZ 1103 изначально не позиционировался как максимально комфортабельный автомобиль.
Рулевое управление автомобиля — реечное, с гидроусилителем. Руль имеет достаточно легкий ход, что важно при маневрировании на низких скоростях. Однако из-за общей мягкости подвески обратная связь через руль не очень информативна.
В поворотах на высокой скорости проявляется сильный недостереер, присущий передноприводной компоновке. Поэтому при прохождении крутых поворотов нужно сбрасывать скорость и входить в них аккуратно, без резких маневров рулем.
В целом подвеска ZAZ 1103 вполне типична для бюджетных переднеприводных автомобилей данного класса. Она настроена скорее на комфорт, чем на спортивную управляемость. Поэтому при эксплуатации важно учитывать особенности этой подвески и не переоценивать возможности автомобиля.
Для улучшения ходовых качеств имеет смысл установить более качественные пружины и амортизаторы, что сделает подвеску чуть более жесткой и управляемой.
Тормозная система ZAZ 1103
Остановимся подробнее на тормозной системе ZAZ 1103 — ведь от нее напрямую зависит безопасность водителя и пассажиров.
На передней оси установлены дисковые тормоза с плавающей скобой. Диаметр дисков составляет 258 мм. Такая конструкция обеспечивает хорошее замедление и устойчивость автомобиля при торможении, а также долгий срок службы фрикционных накладок.
Сзади используются барабанные тормоза диаметром 180 мм. Барабаны менее эффективны по сравнению с дисками, зато более просты и дешевы в производстве и обслуживании. Поэтому на доступных машинах их применение вполне оправдано.
В базовой версии ZAZ 1103 устанавливалась гидравлическая тормозная система с одноконтурным усилителем. Такая система проверена временем и отличается надежностью. Однако эффективность ее несколько ниже, чем у двухконтурных приводов.
По желанию на ZAZ 1103 можно было установить антиблокировочную систему ABS производства Bosch. Это значительно повышало безопасность активного торможения и управляемость автомобиля при экстренном торможении.
Стоит отметить, что тормозные механизмы ZAZ 1103 рассчитаны в первую очередь на ведение автомобиля в обычных условиях. При частых активных торможениях, особенно на высоких скоростях, тормозная система может перегреваться и терять эффективность.
Поэтому при эксплуатации этой модели важно плавно замедлять автомобиль и избегать резких торможений. Также регулярно менять тормозные колодки во избежание их перегрева и выхода из строя.
В общем, тормозная система ZAZ 1103 вполне адекватна задачам безопасной остановки автомобиля в типичных условиях эксплуатации. При разумном вождении она будет надежно служить долгие годы.
Системы безопасности ZAZ 1103
Помимо уже упомянутой ABS, на ZAZ 1103 могли устанавливаться и другие системы активной безопасности, повышающие уровень защиты водителя и пассажиров.
В числе опций была система распределения тормозных усилий EBD (Electronic Brakeforce Distribution). Она оптимально распределяет тормозное усилие между передней и задней осью в зависимости от загрузки автомобиля. Это повышает эффективность торможения и устойчивость.
Для защиты при фронтальных и боковых столкновениях на ZAZ 1103 устанавливались надувные подушки безопасности для водителя и переднего пассажира. При серьезном ударе датчики активируют наполнение подушек за доли секунды. Это спасает от травм головы и грудной клетки при ударе о руль или панель.
Кроме того, автомобиль оснащался передними ремнями безопасности с преднатяжителями и ограничителями нагрузки. Это исключает провисание ремней при ударе и оптимизирует усилие затяжки для максимальной защиты.
В базовой комплектации ZAZ 1103 имел усиленную конструкцию кузова с зонами программируемой деформации. Это позволяет поглощать часть энергии удара, снижая нагрузки на пассажиров. Особо прочным был сделан салон в районе сидений водителя и переднего пассажира.
С точки зрения пассивной безопасности слабым местом ZAZ 1103 была слабая защита при боковом ударе, где применялись лишь брусья в дверях. Здесь более современные машины применяют специальные балки и элементы в конструкции дверей.
В целом по уровню безопасности ZAZ 1103 соответствовал среднему классу автомобилей 2000-х годов выпуска. Конечно, по современным меркам этих систем недостаточно, но на момент производства модель вполне отвечала требованиям времени.
Комфорт в ZAZ 1103
В базовой комплектации автомобиль оснащался электростеклоподъемниками передних дверей и центральным замком с дистанционным управлением. Это уже приличный уровень комфорта по меркам бюджетного автомобиля.
Для обогрева салона предусматривалась система отопления и вентиляции, а также подогрев передних сидений. По заказу мог устанавливаться независимый отопитель салона, который позволял прогреть машину заранее перед поездкой в холодное время года.
Для охлаждения воздуха в жаркую погоду служил кондиционер. В более дорогих версиях он дополнялся климат-контролем, который автоматически поддерживал заданную температуру в салоне.
Звуковое сопровождение обеспечивала магнитола с CD-проигрывателем, динамиками и антенной. По желанию устанавливалась мультимедиа-система с сенсорным экраном, навигацией и поддержкой дополнительных устройств.
Приборная панель включала спидометр, тахометр, указатель температуры двигателя, уровня топлива и другие шкалы. В комбинацию приборов был интегрирован дисплей бортового компьютера, выводящий полезную информацию о работе систем автомобиля.
Сиденья имели регулировки по высоте и наклону спинки, что позволяло подобрать оптимальное положение для водителя и пассажиров. На верхних комплектациях сиденья обтягивались качественной тканью или даже кожей.
В целом для автомобиля своего класса ZAZ 1103 располагал вполне приличным набором «комфортных» опций. Конечно, роскоши здесь было не найти, но базовые потребности водителя и пассажиров удовлетворялись.
Отзывы владельцев о ZAZ 1103
Чтобы лучше понять достоинства и недостатки ZAZ 1103, имеет смысл обратиться к реальным отзывам автовладельцев, эксплуатировавших эту модель.
Многие отмечают хорошую для класса автомобиля надежность. При своевременном техобслуживании ZAZ 1103 может проехать 150-200 тысяч километров без капитального ремонта. Двигатель МеМЗ неприхотлив к качеству бензина и масла.
В целом владельцы характеризуют ZAZ 1103 как неплохой городской автомобиль. Мaneвpeнocть и компактность машины очень ценится при парковках и разворотах на узких улицах. Расход топлива тоже радует.
Ходовые качества признаются удовлетворительными. Подвеска глушит большинство дорожных неровностей, однако на высоких скоростях проявляет недостаточную устойчивость. Руль имеет значительный люфт.
Управляемость и активная динамика заметно уступают более дорогим иномаркам. Но с учетом цены автомобиля в целом оценки владельцев скорее положительные.
Часто встречаются жалобы на шумность на высоких скоростях, особенно у автомобилей с пробегом. Требуется регулярно менять сальники, втулки, сайлентблоки и другие изнашиваемые детали.
В целом, подавляющее большинство отзывов о ZAZ 1103 скорее положительные. Этот автомобиль оправдывает свою цену и решает поставленные перед ним задачи перевозки людей и грузов в городских условиях.
Стоимость ZAZ 1103
Одним из главных преимуществ ZAZ 1103 была доступная цена, как новых автомобилей, так и на вторичном рынке.
В период с 2002 по 2020 год цена нового ZAZ 1103 в базовой комплектации составляла от 6000 до 10 000 долларов в зависимости от года выпуска и комплектации. Это было очень привлекательно для покупателей.
Максимально оснащенные версии с кондиционером, литыми дисками, отделкой кожей могли стоить 15-17 тысяч долларов. Но все равно это было доступнее, чем у большинства конкурентов.
Большой спрос на вторичном рынке обуславливает постепенное снижение цен на поддержанные ZAZ 1103 с ростом пробега. Машину 2011 года выпуска с пробегом 150 тысяч километров можно найти по цене 2000-3500 долларов в хорошем состоянии.
С увеличением пробега до 200-250 тысяч км стоимость ZAZ 1103 падает уже до 1500-2500 долларов. При пробеге более 250 тысяч км цена обычно не превышает 1500 долларов.
Стоит отметить, что цены во многом зависят от региона. В крупных городах цены выше из-за большего спроса. На Украине и в России цены ниже, чем в Европе.
Также на стоимость влияет техническое состояние конкретного автомобиля, наличие дополнительных опций, количество предыдущих владельцев, объемы ремонта и т.д.
В целом ZAZ 1103 остается одним из самых доступных вариантов на вторичном рынке в своем классе. Это объясняет постоянный спрос, и, как следствие, высокую ликвидность этих автомобилей.
Сравнение ZAZ 1103 с конкурентами
По размерам и компоновке ZAZ 1103 близок к этим моделям. Габариты и база отличаются в пределах 1-2%. По вместимости салона и багажника все машины примерно эквивалентны.
По техническим характеристикам корейские Hyundai и Kia имеют преимущество за счет более мощных и современных двигателей. У Lada Granta моторы сопоставимы с ZAZ 1103 по мощности и динамике.
По качеству отделочных материалов и сборки ZAZ 1103 находится на самом базовом уровне. Lada предлагает схожее качество. А вот Hyundai и Kia опережают по качеству пластиков и звукоизоляции салона.
По оснащению базовых моделей все автомобили сопоставимы. У корейцев богаче комплектация в максимальных вариантах — например, есть системы автоматической парковки.
По ходовым качествам и управляемости ZAZ 1103 уступает конкурентам из-за более простой подвески и рулевого управления. Хотя для города все модели вполне комфортабельны.
Главным преимуществом ZAZ 1103 остается цена. Как новые, так и подержанные автомобили стоят заметно дешевле, чем конкуренты того же возраста и состояния. Это ключевой фактор выбора для многих покупателей.
Таким образом, выбирая ZAZ 1103 покупатель экономит на цене, но теряет немного в динамике, комфорте и престиже. Зато получает проверенную временем надежность за разумные деньги.
Проблемы и недостатки ZAZ 1103
Как и любой автомобиль, ZAZ 1103 не лишен определенных недостатков и проблемных моментов, о которых стоит знать потенциальному покупателю.
Одна из главных проблем ZAZ 1103 — повышенная шумность на больших скоростях. Причина в не самой лучшей шумоизоляции салона и общей дешевизне отделочных материалов. Со временем шум может усилиться из-за износа сальников и втулок.
Еще один минус — не самое лучшее качество лакокрасочного покрытия кузова. Поэтому на подержанных машинах нередко можно увидеть сколы, царапины, следы коррозии. Требуется внимательный уход за кузовом.
К недостаткам можно отнести также быстрый износ некоторых деталей подвески и трансмиссии. Например, стоек стабилизатора, сайлентблоков, шаровых опор, приводов передних колес. Это требует более частого техобслуживания.
В салоне со временем может скрипеть и лопаться обшивка дверей, разбалтываться обивка сидений и панелей. Пластик также деформируется от воздействия солнечных лучей.
Из недостатков динамики можно отметить недостаточную мощность базового двигателя, особенно на подъемах. Также ZAZ 1103 плохо держит стабильную скорость на круиз-контроле.
Кроме того, ZAZ 1103 уступает более современным конкурентам по уровню пассивной безопасности. Нет подушек безопасности по всему периметру салона, систем аварийного торможения и т.д.
Однако, если учитывать эти нюансы и грамотно подходить к выбору и эксплуатации автомобиля, ZAZ 1103 может прослужить долгие годы и не подвести водителя.
Подходит ли ZAZ 1103 для покупки в 2023 году?
Подводя итоги, давайте разберемся, насколько целесообразно приобретение ZAZ 1103 в 2023 году, учитывая все его плюсы и минусы.
С одной стороны, это уже достаточно возрастная модель, снятая с производства три года назад. По многим параметрам ZAZ 1103 уступает более современным конкурентам.
Узкий модельный ряд и прекращение производства означают меньшую доступность запчастей и комплектующих. Со временем этот фактор будет все более заметен.
Также стоит учесть, что большинство оставшихся предложений на вторичном рынке — это автомобили после нескольких или множества владельцев с большим пробегом. Найти хороший экземпляр сложно.
Однако, ZAZ 1103 все еще остается одним из самых бюджетных вариантов в своем классе. Для скромных запросов в плане комфорта и динамики этот автомобиль вполне сгодится.
ZAZ 1103 до сих пор пользуется спросом у молодых или начинающих водителей, а также как вторая или третья машина в семье. Многие покупают его для поездок за город или дачи.
Также эта модель популярна у небогатых пенсионеров, ценящих проверенную временем надежность и простоту конструкции при минимальной цене владения.
Поэтому, если бюджет невелик, а требования умеренные, ZAZ 1103 вполне может быть рассмотрен как вариант покупки и в 2023 году. Главное — реалистично оценивать его возможности и недостатки перед принятием решения.