Lada (ВАЗ): всё о модельном ряде, истории бренда, эмблеме, ценах и модификациях знаменитого автомобиля
Краткая история создания и развития АвтоВАЗа — производителя автомобилей Lada
Автомобильный завод в городе Тольятти, известный сегодня как АвтоВАЗ, был основан в 1966 году. Строительство этого гигантского по тем временам предприятия велось в рекордно короткие сроки — менее 6 лет!
Уже в 1970 году сошла с конвейера первая машина — легендарный автомобиль ВАЗ-2101 или как его называли в народе «копейка». Эта модель и положила начало известной сегодня торговой марке Lada.
Конечно, первые «копейки» были далеки от совершенства — слабый двигатель, отсутствие радио и кондиционера, не слишком надежные узлы и агрегаты. Но главное достоинство этих автомобилей было в другом — доступная цена и простота в обслуживании.
Уже в первые годы ВАЗ вышел на проектную мощность в 600 000 автомобилей в год, причем львиная доля машин шла на экспорт. Lada пользовались большим спросом в Европе и других странах.
С годами модельный ряд расширялся — появились «восьмерки», «десятки», Нива и другие модели. Росло качество сборки, улучшалось оснащение машин. Но концепция доступного и неприхотливого автомобиля для массового потребителя оставалась неизменной.
Сегодня АвтоВАЗ выпускает современные автомобили Lada — Vesta, Xray, Granta соответствующие всем требованиям рынка. Но богатые традиции прошлого по-прежнему живы в этих машинах!
Эмблема Lada — значение и история логотипа знаменитой марки
Узнаваемый логотип в виде крылатой буквы «L» является визитной карточкой автомобилей Lada с самого начала.
Первый вариант эмблемы появился в 1970 году на первенце ВАЗа — «копейке». Это была стилизованная буква «Ж» — начальная в названии «Жигули», под которым изначально продавался автомобиль.
Современный логотип Lada в виде крылатой буквы «L» был разработан итальянским дизайнером Джорджетто Джуджаро. Впервые он появился в 1974 году.
За прошедшие десятилетия логотип претерпел лишь незначительные изменения, сохранив узнаваемый облик. И сегодня крылатая «L» остается символом надежных и доступных автомобилей Lada.
Значение логотипа Lada
В логотипе Lada заложен глубокий смысл:
- Буква «L» символизирует само название бренда, а также город Тольятти, где расположен АвтоВАЗ.
- Крылья указывают на скорость и динамизм автомобилей марки.
- Закругленные линии передают плавность хода и комфорт вождения.
- Стилизованное крыло также символизирует авиацию — отсылка к сотрудничеству АвтоВАЗа с итальянским авиастроительным концерном FIAT.
- Голубой цвет эмблемы выбран неслучайно — он олицетворяет чистоту, надежность, доверие.
Таким образом, лаконичный и стильный логотип Lada отражает ключевые ценности этого автомобильного бренда.
Интересные факты о логотипе Lada
За долгую историю логотипа Lada накопилось немало любопытных фактов:
- Первый эскиз будущей эмблемы Джуджаро нарисовал на салфетке во время обеда.
- Руководство ВАЗа утвердило логотип, даже не внеся в него правки.
- В СССР новый логотип встретили неоднозначно, считая странным отказ от буквы «Ж».
- В разные годы логотип менял цвета — был синим, красным, серебристым.
- Оригинальный макет эмблемы в масштабе 1:1 хранится в музее АвтоВАЗа.
Логотип Lada по праву считается одним из самых удачных в истории автомобильной промышленности. Он мгновенно узнаваем и идеально передает дух бренда, его философию.
Основные модели Lada: Kalina, Granta, Vesta, Xray и другие — обзор модельного ряда
За десятилетия выпуска автомобилей Тольяттинский автозавод освоил производство десятков различных моделей, которые выходили под маркой Lada.
Рассмотрим основные из них:
ВАЗ-2101 «Жигули» / «Копейка»
Легендарный автомобиль, положивший начало истории АвтоВАЗа. Выпускался с 1970 по 1988 год. Отличался простотой конструкции, неприхотливостью и низкой ценой. Имел задний привод и расположенный сзади мотор объемом 1,2 литра мощностью 46 л.с. Развивал скорость до 130 км/ч. Выпущено около 3 миллионов «копеек».
ВАЗ-2103, ВАЗ-2104 «Восьмерка»
Седан среднего класса, пришедший на смену «копейке» в 1972 году. Имел улучшенную отделку салона и более мощный мотор V4 объемом 1,5 литра. Модель 2104 отличалась автоматической коробкой передач. «Восьмерки» пользовались большим спросом благодаря оптимальному соотношению цены и качества.
ВАЗ-2105, ВАЗ-2107 «Десятка»
Самый массовый автомобиль в истории АвтоВАЗа и всего российского автопрома. Выпускался с 1980 по 2012 год общим числом более 14 миллионов штук. Имел улучшенную аэродинамику кузова и форсированный до 75 л.с. двигатель. Модель 2107 комплектовалась инжекторным мотором. «Десятка» отличалась надежностью и неприхотливостью.
Lada Samara
Переднеприводный хэтчбек, разработанный совместно с концерном FIAT. Выпускался с 1984 по 2013 год. В основе конструкции — итальянский Fiat 124. Автомобиль отличался современным дизайном, эргономичным салоном и хорошей управляемостью. На ВАЗе было выпущено 1,5 миллиона «Самар».
Lada Niva
Легендарный внедорожник, не сходящий с конвейера АвтоВАЗа уже более 40 лет. Отличается проходимостью, маневренностью, простотой конструкции. Выпускается в различных модификациях с двигателями 1,7 и 1,8 литра. Первый советский внедорожник, ставший популярным на экспортных рынках.
Lada Kalina
Современный автомобиль, выпуск которого начат в 2004 году. Доступный и функциональный хэтчбек, представленный в нескольких кузовах — седан, универсал, лифтбек. Имеет широкий выбор бензиновых и дизельных двигателей рабочим объемом 1,4 — 1,8 литра мощностью 78 — 110 л.с. Является бестселлером АвтоВАЗа 2000-х годов.
Помимо перечисленных классических моделей, АвтоВАЗ в последние годы освоил выпуск современных автомобилей Vesta, Xray, Granta, которые позволили компании выйти на новый уровень развития.
Lada в СССР: легендарные «копейки» и престижные «восьмерки» и «десятки»
Автомобили марки Lada (в советские времена — ВАЗ) неразрывно связаны с историей СССР. Фактически эти машины стали символом целой эпохи.
Доступные «копейки»
Первым советским массовым автомобилем стал ВАЗ-2101 — знаменитая «копейка». Маленькая, неприхотливая, с минимумом опций, зато доступная практически любой советской семье. «Копейка» в корне изменила автомобильную культуру в СССР, сделав личный автотранспорт массовым.
Престижные «восьмерки» и «десятки»
С появлением в 1970-х годах более современных и комфортабельных «восьмерки» (ВАЗ-2103) и «десятки» (ВАЗ-2105) автомобиль Lada стал не только транспортным средством, но и символом достатка и статуса.
Обзавестись «восьмеркой» или «десяткой» было заветной мечтой многих советских граждан. Эти машины ассоциировались с образом состоявшегося, преуспевающего человека.
Дефицит и очереди за автомобилями
Несмотря на гигантские объемы производства (до 1 млн в год), спрос на автомобили ВАЗ всегда превышал предложение. Талоны на покупку машины получали после долгого ожидания — до 10 лет и более.
За получением талона приходилось ездить в Москву и стоять в многочасовых очередях. Люди старались достать машину любыми способами, вплоть до подкупа и связей.
Вторичный рынок и спекуляция автомобилями
Из-за дефицита ВАЗов на первичном рынке процветал вторичный рынок с продажей автомобилей по завышенным ценам. Перепродажа машин с накруткой в 1,5-2 раза была распространенным явлением.
Автомобили использовались как валюта при обменных операциях, взяточничестве. Получить ВАЗ без очереди считалось большой удачей.
Таким образом, в СССР автомобиль Lada играл колоссальную экономическую и социальную роль, намного превосходя просто транспортное средство.
Современные модификации Лад: особенности комплектаций и двигателей
Сегодня автомобили Lada предлагаются в различных модификациях.
Веста
Автомобиль Vesta выпускается в кузовах седан, универсал, кроссовер. Доступны следующие комплектации:
- Standart — базовая, с кондиционером и подогревом сидений.
- Norma — добавлены литые диски, камера заднего вида.
- Luxe — кожаный салон, круиз-контроль, парктроник.
- Prestige — максимально богатая версия.
Двигатели — 1,6 литра 106 л.с., 1,8 литра 122 л.с., а также дизель 1,8 литра 90 л.с.
Гранта
Гранта — бюджетный седан, есть версии:
- Classic — простейшая комплектация.
- Comfort — гидроусилитель руля, регулируемая рулевая колонка.
- Luxe — отделка хромом, мультируль, Bluetooth.
Двигатель 1,6 литра 87 л.с., коробки 5-ступенчатая механика или автомат.
Калина
Хетчбек Kalina имеет комплектации:
- Classic — простейшая, для коммерческих покупателей.
- Comfort — кондиционер, подогрев сидений, датчики парковки.
- Lux — максимальная, кожаный салон.
На Kalina ставят атмосферные 1,6 литра мощностью 106 л.с. и турбированные 1,7 литра 142 л.с.
Таким образом, у современных Lada широкий выбор комплектаций и двигателей в разных ценовых сегментах.
Цены на автомобили Lada в 2023 году: актуальный прайс-лист моделей
Автомобили Lada традиционно считаются самыми доступными по цене среди всех представленных на российском рынке марок.
Седан Lada Vesta является бестселлером марки и предлагается по следующим ценам:
- Vesta Classic — от 689 000 рублей;
- Vesta Comfort — от 799 000 рублей;
- Vesta SW Cross — от 869 000 рублей;
- Vesta SW — от 779 000 рублей;
- Vesta Sport — от 929 000 рублей.
Бюджетный седан Lada Granta доступен по цене:
- Granta Classic — от 514 000 рублей;
- Granta Comfort — от 549 000 рублей;
- Granta Специальная серия — от 609 000 рублей;
- Granta Liftback — от 584 000 рублей.
Нива
Популярный внедорожник Lada Niva продается по цене:
- Niva Travel — от 684 000 рублей;
- Niva Legend — от 714 000 рублей;
- Niva Bronto — от 754 000 рублей.
Largus
Универсал Lada Largus стоит:
- Largus 5-местный — от 674 000 рублей;
- Largus 7-местный — от 684 000 рублей;
- Largus Специальная серия — от 734 000 рублей.
Как видно из приведенного прайс-листа, новые Lada обходятся сегодня в сумму от 500 000 до 1 000 000 рублей в зависимости от модели и комплектации.
Это достаточно демократичные цены, особенно с учетом программ субсидирования, трейд-ин и автокредитования.
Lada за рубежом: история экспорта ВАЗовских автомобилей
Автомобили ВАЗа и Lada всегда пользовались спросом на экспортных рынках.
Экспорт в социалистические страны
Первые партии «копеек» и «шестерок» ВАЗ начал экспортировать еще в начале 1970-х годов в социалистические страны — ГДР, Польшу, Болгарию, Венгрию, Чехословакию. Машины поставлялись в рамках СЭВ.
Для граждан этих стран советский автомобиль был символом недоступной роскоши. ВАЗы пользовались большим спросом и престижем.
Страны Запада
С середины 1970-х Lada начали экспортироваться в Финляндию, Бельгию, Нидерланды. Позднее география поставок расширилась до десятков стран на всех континентах.
На Западе Lada первоначально позиционировались как автомобили для небогатых покупателей, студентов, пенсионеров. Отсутствие роскоши компенсировалось доступной ценой и скромными эксплуатационными расходами.
Рекорды продаж
Пик экспорта Lada пришелся на 1980-е годы. В 1976 году ВАЗ экспортировал 105 000 машин, в 1986 году — уже 480 000! До трети всего производства отправлялось на экспорт.
Lada занимали значительную долю рынка в таких странах, как Великобритания, Греция, Норвегия, Канада. В Финляндии в 1990-х годах Lada была самой продаваемой иностранной маркой.
Современное положение
Сегодня основными рынками сбыта Lada являются страны СНГ, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки. На Западе Lada фактически исчезли с рынка.
Тем не менее, благодаря экспорту ВАЗы стали по-настоящему международным брендом и завоевали признание далеко за пределами России.
Производство Lada сегодня: заводы в Тольятти, Ижевске и других городах
В настоящее время автомобили под маркой Lada выпускаются на нескольких предприятиях как в России, так и за рубежом.
Тольятти
Крупнейший центр производства Lada — головной завод компании АвтоВАЗ в Тольятти. Здесь выпускаются такие модели как Vesta, Xray, Largus.
Мощность предприятия составляет более 300 000 автомобилей в год. На заводе трудятся порядка 35 000 человек.
Ижевск
Ижевский автозавод входит в Группу АвтоВАЗ с 2010 года. Здесь производят Lada Granta и Lada Kalina в кузове лифтбек.
Мощности предприятия — около 100 000 автомобилей Lada в год плюс выпуск автокомпонентов.
Елабуга
Завод Ford Sollers (совместное предприятие АвтоВАЗа и Ford) выпускает внедорожники Lada Niva и Lada 4×4.
Производство составляет до 30 000 автомобилей в год.
Египет
Сборка Lada из машинокомплектов организована на заводе в Египте в городе 6 октября. Мощность — около 15 000 автомобилей в год.
Собираются модели Vesta, Granta и Largus для рынков Ближнего Востока и Северной Африки.
Казахстан
В Усть-Каменогорске работает совместное казахстанско-российское предприятие АзияАвто. Там выпускаются седаны Vesta и universal SW Cross.
Мощность завода — до 60 000 автомобилей Lada в год.
Таким образом, сегодня Lada — это полноценная мультибрендовая компания с производствами в разных регионах.
Технические характеристики Лад: мощность, расход топлива, размеры, комплектация
Lada Vesta
Характеристики Vesta:
- Длина/ширина/высота — 4410/1764/1505 мм;
- Колесная база — 2635 мм;
- Клиренс — 178 мм;
- Объем багажника — 480 л;
- Двигатели — 1.6 л 106 л.с., 1.8 л 122 л.с., 1.8 л дизель 90 л.с.;
- Трансмиссия — 5 и 6-ст. МКПП, 5-ст. АКПП;
- Расход топлива смешанный — 6.5-7.5 л/100 км.
Комплектации: Classic, Comfort, SW Cross, Luxe, Prestige.
Lada Granta
Характеристики Granta:
- Длина/ширина/высота — 3954/1666/1510 мм;
- Колесная база — 2476 мм;
- Клиренс — 175 мм;
- Объем багажника — 440 л;
- Двигатель 1.6 л 87 л.с.;
- Трансмиссия — 5-ст. МКПП, 5-ст. АКПП;
- Расход топлива смешанный — 6.5 л/100 км.
Комплектации: Classic, Comfort, Luxe.
Lada Largus
Характеристики Largus:
- Длина/ширина/высота — 4470/1750/1670 мм;
- Колесная база — 2905 мм;
- Клиренс — 165 мм;
- Объем багажника — 560/775 л;
- Двигатель 1.6 л 102 л.с.;
- Расход топлива смешанный — 7.8 л/100 км.
Комплектации: Classic, Comfort, Family, Специальная серия.
Приведенные данные позволяют получить полное представление о технических характеристиках популярных моделей Lada.
Достоинства и недостатки Lada — анализ потребительских свойств автомобилей
Достоинства
- Доступная цена и низкая стоимость владения.
- Простота и дешевизна обслуживания и ремонта.
- Надежность и неприхотливость, особенно старых моделей ВАЗ.
- Хорошая управляемость и маневренность.
- Просторный и функциональный салон новых моделей Vesta и Xray.
- Большой объем багажника в универсалах Largus и Kalina.
Недостатки
- Устаревшие моторы с низким КПД и большим расходом топлива.
- Высокий уровень шума в салоне, особенно на высоких скоростях.
- Жесткая езда из-за недоработок подвески.
- Не самое высокое качество сборки и отделки салона.
- Слабая защита от коррозии кузова.
- Бедное оснащение базовых комплектаций.
Тем не менее, большинство экспертов отмечают, что за последние годы качество Lada существенно выросло. А традиционные достоинства в виде доступности и ремонтопригодности сохранились.
По соотношению цены и качества Lada остаются одними из лучших предложений на российском рынке.
Lada в автоспорте: история участия в раллийных гонках и других соревнованиях
Несмотря на имидж бюджетных семейных автомобилей, Lada неоднократно принимали участие в автоспортивных соревнованиях, включая легендарные ралли.
Ралли-рейд Париж-Дакар
Впервые отечественные внедорожники ВАЗ приняли участие в знаменитом марафоне Париж-Дакар в 1986 году. Гоночный внедорожник на базе Нивы под управлением Владимира Чагина занял 9 место в абсолютном зачете.
В дальнейшем заводская команда Лада регулярно участвовала в этом ралли, завоевав по ходу множество призовых мест и побед в своем классе.
Чемпионат мира по ралли
Советские гонщики на автомобилях Lada и ВАЗ неоднократно принимали участие в этапах легендарного чемпионата WRC в 1970-1980-е годы.
Наибольшего успеха добилась раллийная команда ВАЗа в середине 1980-х, когда ее пилоты Алексей Кузьмич и Виктор Суботин регулярно финишировали в очковой зоне на этапах чемпионата.
Другие соревнования
Помимо ралли, автомобили Lada принимали участие в гонках на выносливость, кольцевых автогонках, трофи-рейдах, соревнованиях по автокроссу и других дисциплинах.
Гоночные модификации Весты и Гранты до сих пор успешно выступают в российских турнирах Туринг и Национальный.
Таким образом, Lada на протяжении десятилетий демонстрирует свою спортивную состоятельность, завоевывая награды в самых разных автомобильных соревнованиях.
Модернизация и тюнинг Лад — популярные доработки экстерьера и интерьера
Благодаря простоте конструкции, автомобили Lada всегда пользовались популярностью у любителей тюнинга и модернизации.
Экстерьер
Самые распространенные доработки внешнего вида Lada:
- Установка спортивного обвеса с аэродинамическими элементами из пластика или карбона.
- Замена стандартных стальных дисков на легкосплавные, часто нестандартных размеров.
- Оклейка кузова виниловой пленкой под «карбон».
- Тонирование стекол, установка биксеноновых фар.
- Доработка подвески, занижение клиренса.
Интерьер
Популярный тюнинг салона Lada включает:
- Установка спортивного руля и дополнительных приборов.
- Замена сидений, обшивка салона алькантарой.
- Установка мощной аудиосистемы, сабвуфера, усилителя.
- Доработка торпеды под «карбон».
- Установка неоновой подсветки салона.
Более серьезные модернизации включают «форсировку» двигателя, замену трансмиссии, элементов ходовой части.
Благодаря обилию запчастей и простоте конструкции, фантазия тюнинга Lada практически безгранична. Главное — иметь желание и финансовые возможности для реализации самых смелых идей!
Lada и искусство: самые известные кинофильмы и песни, в которых фигурирует ВАЗ
Автомобили марки Lada настолько тесно переплелись с культурой и бытом в СССР и России, что неоднократно становились частью произведений литературы, кино и музыки.
Кинофильмы с Lada
ВАЗы можно увидеть в таких культовых отечественных кинолентах, как:
- «Бриллиантовая рука» — герой Яковлева ездит на «копейке».
- «Москва слезам не верит» — героиня Муравьевой мечтает о «восьмерке».
- «Курьер» — гонки на «копейках» и «десятках».
- «Бумер» — тюнингованный ВАЗ как символ эпохи.
- «Брат» — культовый ВАЗ 2106 главного героя Данилы.
Песни про Lada
Автомобили ВАЗ упоминаются в таких хитах, как:
- «Лада-семерка» — песня группы Звери.
- «Моя цыпа — LADA 2105» — панк-группа Tarakany!
- «На семерке еду» — Валерий Сюткин.
- «Лето, Лада, любовь» — группа Крематорий.
В целом автомобили Lada стали неотъемлемой частью массовой культуры в России. Они навсегда вписались в историю страны как настоящие «народные» машины.
Знаменитые владельцы автомобилей Lada в прошлом и настоящем
За многие десятилетия автомобилями ВАЗ и Lada владело немало известных людей, как в СССР, так и в России.
Советские знаменитости
В советское время владельцами ВАЗов были такие люди, как:
- Леонид Брежнев — генсек КПСС ездил на черной «четверке».
- Владимир Высоцкий — белая «восьмерка» поэта и актера.
- Сергей Королев — легендарный конструктор имел синюю «копейку».
- Юрий Гагарин — первому космонавту подарили красную «тройку».
Российские знаменитости
Сегодня на Lada ездят такие известные люди:
- Владимир Путин — в молодости вождь ездил на оранжевой «копейке».
- Сергей Шнуров — лидер Ленинграда выбирает Vesta и Granta.
- Дмитрий Маликов — певец любит белый ВАЗ-2106.
- Моргенштерн — рэпер предпочитает тюнингованную Lada Priora.
Как видно, автомобили Lada по душе как первым лицам государства, так и звездам шоу-бизнеса. Это еще раз подчеркивает статус ВАЗа как по-настоящему народной марки!
Перспективы развития бренда Lada — планы компании АвтоВАЗ на будущее
Несмотря на солидный возраст бренда, у Лады впереди большое будущее.
Новые модели
В ближайшие 2-3 года АвтоВАЗ планирует расширить модельный ряд за счет новых автомобилей:
- Кроссовер Niva Travel на платформе Весты.
- Рестайлинг седана Vesta и универсала Largus.
- Новое поколение внедорожника Нива.
- Премиальный C-класс седан на платформе Альянса Renault-Nissan.
Модернизация производства
АвтоВАЗ реализует масштабную программу технического перевооружения:
- Внедрение современных технологий сборки.
- Оптимизация логистики и поставок.
- Повышение качества сварки и окраски.
- Установка нового высокотехнологичного оборудования.
Электрификация модельного ряда
В перспективе 5-7 лет ожидается выпуск электромобилей Lada:
- Городской хетчбек на базе Datsun с пробегом до 250 км.
- Кроссовер с запасом хода до 400 км.
- Полностью электрический ВАЗ на новой платформе.
Реализация всех этих амбициозных планов позволит АвтоВАЗу вывести Lada на принципиально новый уровень развития!