Принцип работы автомобильного ломбарда
Всё чаще в сети попадаются объявления вроде «распродажа автомобилей автоломбарда», «автоломбард под залог» – но в чем именно заключается суть работы автоломбарда, знают пока далеко не все. Эта статья адресована тем, кто собирается продать или купить машину в автоломбарде. Вы узнаете, как правильно выбрать автоломбард, чтобы не попасть впросак и не лишиться своего автомобиля. Из каких этапов состоит проверка автоломбардом транспортного средства и его владельца; познакомитесь с историей возникновения автоломбардов.
Итак, автомобильным ломбардом называется организация, которая выдает недолгосрочные займы под залог различной автотехники. Чаще всего под залог принимаются, конечно, автомобили – но в последнее время многие автоломбарды ссужают деньги под залог мотоциклов, спецтехники, и, в некоторых случаях, даже катеров, квадроциклов и снегоходов.
Если вы решили воспользоваться услугами автомобильного ломбарда – первым делом следует убедиться в его надежности. Для этого нужно понять, какую именно цель преследует автоломбард, а точнее – каким способом он получает основную прибыль от сделок со своими клиентами. А способы могут быть разными, и о них тоже будет рассказано в данной статье.
Возникновение автоломбарда
Ломбард как структура впервые появился во Франции давным-давно – еще в далеком XV веке. Торговцы из области Ломбардия впервые начали предлагать людям кредиты под залог имущества – движимого и недвижимого. Движимым имуществом тогда считались, в том числе, и повозки, запряженные лошадьми – то есть, можно сказать, что подобные сделки условно можно назвать первыми автокредитами.
В начале 50-х годов ХХ века на территории США был открыт первый специализированный автоломбард, существующий и поныне. В то время, в отличие от Страны Советов, каждый третий американец со средним доходом мог позволить себе покупку авто – поэтому этот бизнес быстро достиг процветания. Очень скоро система работы автоломбардов была оценена и в Европе. А вот на территории России такие организации появились сравнительно недавно – 10–12 лет назад – и располагались они первое время исключительно на территории Москвы и Санкт-Петербурга. В последние годы автомобильные ломбарды стали открываться повсеместно, и сейчас существуют практически в любом городе, помогая автовладельцам выходить из сложных финансовых ситуаций при помощи своих четырехколесных друзей.
Выбор автоломбарда
В некоторых случаях главный источник прибыли – это проценты, которые платит клиент за сумму, полученную под залог автомобиля. Иногда это штрафы, которые автоломбард налагает на своих клиентов за просрочку платежей – такие организации выдают 60-70% стоимости авто.
А может быть, это прибыль, получаемая автоломбардом от продажи невыкупленного транспортного средства. В этом случае автоломбард под залог автомобиля выдает небольшую сумму (не более 50% от рыночной стоимости) и выставляет максимальный процент выплат, рассчитывая, что заемщик не осилит выплату займа и авто можно будет реализовать (естественно за стопроцентную стоимость). Распродажа автомобилей автоломбарда – главный «хлеб» этих учреждений.
Примите к сведению, что безопаснее всего будет довериться автоломбарду, основная прибыль которого складывается из процентов, выплачиваемых заемщиками. Такие ломбарды выдают максимальную сумму от стоимости вашего авто под невысокие проценты, рассчитывая, что клиент справится с выплатами. Их деятельность направлена на привлечение большого количества клиентов, из чего и складывается прибыль. Годовая процентная ставка не превышает 4–7%, а изредка может составить даже 3% годовых выплат от выданной под залог суммы.
При этом стоит заметить, что автоломбарды подобного рода проводят наиболее детальную проверку заемщика, в отличие от остальных.
После того, как заемщик погашает кредит – он получает назад свой автомобиль. Хотя для тех автолюбителей, кто не представляет себе жизнь «без колес», существует вариант автозалога, при котором авто остается у заемщика на весь срок выплаты кредита. Конечно, в этом случае, процент по займу становится значительно выше, о чем тоже следует помнить и правильно рассчитывать свои финансовые возможности.
Обязательная проверка автомобиля и заемщика
Для того чтобы транспортное средство было принято ломбардом в качестве залога, существует ряд условий. Первое из них – ликвидность авто – на случай беспроблемной реализации его ломбардом, если заемщик будет не в состоянии выплатить кредит. Под автомобиль отечественного производства вам выдадут кредит лишь в том случае, если авто выпущено не раньше 2004 года. Иномарки в этом смысле выигрывают – автоломбарды принимают зарубежные автомобили со сроком эксплуатации от 8–10 лет. Очень дорогие машины кредитуют неохотно – это связано с тем, что их труднее реализовать в случае невыплаты кредита.
Затем – юридическая «чистота» машины. В залог не принимаются автомобили, купленные в кредит, не оформленные по всем правилам, находящиеся в угоне, заложенные в других местах. Также не принимаются на комиссию автомобили, VIN и другие номера которых не совпадают с предоставленными документами.
Сам заемщик, в свою очередь, тоже проверяется ломбардом на предмет доходов и постоянного места работы (при этом уточняются номера телефонов и адрес компании – эта информация нужна автоломбарду для звонка или визита по месту работы заемщика). Помимо этого проверяется кредитная история клиента – для выяснения наличия или отсутствия автокредитов и других кредитов, взятых ранее. Эта процедура необходима для корректной оценки платежеспособности заемщика.
Если, после наведения всех справок, клиент признается благонадежным – автоломбард под залог автомобиля выдает ему оговоренную сумму денег.
Реализация автомобиля ломбардом
Когда срок действия кредитного договора заканчивается, а заемщик не смог выполнить своих обязательств – ломбард удовлетворяет свои договорные требования за счет автомобиля. Продают авто не сразу – чаще всего проходит несколько месяцев от прекращения клиентом выплат до реализации заложенного транспортного средства.
Продажа авто происходит через посредников или на специальных аукционах (публичных торгах). Продажа авто с аукциона осуществляется по цене, включающей все издержки автоломбарда, и обычно составляет порядка 60% от рыночной стоимости. При продаже с помощью посредника, авто уходит по рыночной цене, а реализатор получает проценты от сделки.
Видео — автоломбард в Санкт-Петербурге
httpv://www.youtube.com/watch?v=6QnHIZdULcc
Заключение!
В заключение можно пожелать всем потенциальным клиентам автомобильных ломбардов выбирать наиболее надежные организации с минимальной процентной ставкой и обширным опытом работы. Не спешите обращаться в первый попавшийся автоломбард, внимательно читайте договор – и всё сложится удачно. Успехов вам!