Полезные советы для автолюбителей

ПДД: Что такое реверсивное движение

Этимология латинского слова reversus предполагает движение в обратную сторону. Реверс — это и оборотная сторона монеты в нумизматике, и гарантированное письменное обязательство в юриспруденции, и удар в теннисе и даже денежный залог.

Что такое реверсивное движение

Реверсивная полоса — там, где направление имеет более интенсивное движение

Относительно дорожного движения реверс — это возможность передвигаться по полосе и в одном и в противоположном направлении. Дорога с реверсивным движением — понятие, которое для большинства автолюбителей знакомо только из ПДД.

На практике полноправных, со всеми знаками, светофорами и необходимой разметкой дороги с реверсивным движением в России сейчас — это шоссе Энтузиастов и Волгоградский проспект в Москве. Планируемый еще с 2011 года ввод реверсивного движения на Ярославском шоссе обещают запустить с конца ноября 2014 года. Опыт организации реверсивного движения есть в Самаре и Екатеринбурге.

В большинстве случаев реверсивное движение используется временно, на период проведения дорожных работ.

Регулируется оно либо временно устанавливаемыми светофорами, либо сотрудниками ДПС, либо самими дорожными рабочими.

Что такое реверсивное движение

Необходимость введение реверсивной полосы на дороге обусловлена повышенной интенсивностью движения, которое в различное время суток меняется с одного направления на другое. Утром из спальных районов все едут на работу, по вечерам — домой. Выделение полосы для направления с более интенсивным движением в данное время суток помогает избежать многочасовых пробок.

Видеоурок о реверсивном движении

Организация реверсивной полосы движения

Кажущаяся простота в организации этого способа передвижения по дороге в реальности требует множества аналитических, организационных и иных проработок. Изучение дорожной обстановки позволяет выявить места максимального скопления автомобилей по времени суток. Это могут быть дороги с односторонним движением, сужающиеся дороги, тоннели, места скопления неправильно припаркованных автомобилей.

Согласно российским стандартам, для организации реверсивного движения необходимо:

Первостепенным для автомобилистов являются знаки начала и окончания реверсивного движения. Далее следуют светофор и разметка.

Дорожные знаки

Белая вертикальная стрелка на синем фоне с двумя наконечниками вверх-вниз означает полосу с реверсивным движением. Такая же стрелка, перечеркнутая красной линией — окончание реверсивного движения. Белая горизонтальная стрелка с наконечниками вправо и влево означает выезд на полосу, где движение транспорта возможно как в одном, так и в другом направлении. Этот знак устанавливается над перекрестком, где движение пересекает дорога с реверсивным движением.

Специальные светофоры

Светофор для реверсивного движения

Реверсивная полоса предполагает наличие специальных реверсивных светофоров

Специальные светофоры, координирующие движение на реверсивных дорогах, бывают двух типов:

  1. Первый вариант светофора представляет собой двойной дисплей с переключающимся красным крестиком на зеленую стрелку. Красный запрещает выезд на полосу, зеленый — разрешает движение.
  2. Второй состоит из трех составляющих, две из которых равнозначны предыдущему типу светофора, а третий — уводящая вниз вправо или влево желтая стрелка, означающая необходимость подготовки к перестроению на полосе. Направление желтой стрелки лишь информирует о желательности перестроения, но не обязывает к нему.

Дорожная разметка

Показателем того, какая именно из полос на магистралях является местом для реверсного движения, становится дорожная разметка. Она представляет собой двойную прерывающуюся линию, у которой разрыв линии в 3 раза короче, чем ее сплошная часть.

Сложность при таком движении заключена в возможных заносах разметки зимой или просто ее заезженностью, когда невозможно определить границы полосы. Отсутствие разметки равнозначно отсутствию полос.

Пересекать двойную прерывистую линию при отключенных светофорах возможно лишь в том случае, если она расположена справа от водителя.

Согласно правилам, при отсутствии светофора выезжать на полосу реверсивного движения запрещено.

Особенности движения

Как полоса повышенного риска возможного ДТП, дорога с реверсивным передвижением требует внимательного соблюдения всех правил.

Перестроение на полосу с реверсивным движением возможно в пределах видимости специального светофора, при его разрешающем сигнале. Смена сигнала на запрещающий в момент движения по полосе означает максимально быстрое перестроение на свою полосу. При разрешающем сигнале покинуть реверсивную полосу допустимо по ситуации, в любой удобный момент.

Выезд на реверсивную полосу при повороте налево возможен с любой попутной стороны, но закончить маневр необходимо в крайней правой полосе.

Особенность перекрестков с началом реверсивного движения заключается в необходимости перестроения в крайнюю правую полосу и при повороте направо. Даже в случае поворота налево на перекрестке, где реверсивная полоса движения заканчивается с правой стороны, и вы попадаете на дорогу с обычным движением, свое транспортное средство, согласно существующим правилам, вы обязаны после завершения маневра расположить в крайнем правом ряду. Именно это нарушение чаще всего фиксируется сотрудниками ДПС при выезде на дорогу с двусторонним движением.

Продолжать движение по реверсивной полосе дороги можно до знака об ее окончании. Далее следует привычная езда по существующим правилам.

«За» и «против»

Реверсивное регулирование в час пик

В часы пик реверсивное регулирование сокращает время проезда на 20-40%

Такая, казалось бы, эффективная методика борьбы с пробками имеет как своих сторонников, так и оппонентов. На Западе такие полосы появились еще в начале ХХ века. Это привычное явление для Австралии, Северной Америки и Европы.

Проведенные норвежскими аналитиками исследования показали, что введение участков с реверсивным регулированием никак не влияет на количество дорожно-транспортных происшествий.

Американцами подсчитано, что в денежном эквиваленте эффект от экономии времени для каждого автомобилиста ежегодно составляет 329 000 $.

Украинский опыт введения реверсивных полос, где он активно используется в Киеве, вызывает массу дискуссий. Российская практика также показывает повышение аварийности на дорогах с реверсивным движением. Эксперименты с московской Тверской улицей служат тому подтверждением. Это, скорее всего, связано с менталитетом водителей, их уровнем подготовки и национальными особенностями.

Исследования, проведенные на самарских дорогах, показали, что в часы пик в зонах с реверсивным регулированием сокращение времени проезда сложного участка дороги составило 20-40%, а скорость увеличилась на 10 км/час. При этом общий поток автомобилей в обе стороны не увеличивается.

Основным критерием целесообразности введения реверсивного движения считаются регулярные «маятниковые потоки», когда интенсивность движения потока в одну сторону превышает количество машин во встречном направлении более чем на 500 ед./час. Обязательным условием является наличие 3-х и более полос.

Очевидная необходимость введения реверсивных полос требует от автовладельцев четкого соблюдения дорожных правил, понимания меры ответственности, дисциплины и самоконтроля.

Для однозначного определения эффективности внедрения реверсивных полос в России необходимо изучить возможность снижения уровня аварийности на таких участках, разработать ряд дисциплинирующих водителей мероприятий и оценить финансовую целесообразность введения полос реверсивного движения.

  • Новости
  • Практикум
ГИБДД оштрафовала россиянина, переделавшего Ладу в Мустанг
Читать далее...
Самые популярные автомобили на вторичном рынке: рейтинг
Читать далее...
Дизайнеры уже занялись доработкой Lada XCODE
Читать далее...
Что можно купить вместо новой Lada: эксперты дали точный ответ
Читать далее...
Секретный армейский Урал 8х8: первое фото
Читать далее...
Названы самые ненадёжные универсалы
Читать далее...
В Тольятти выставили на продажу трёхосную Ниву
Читать далее...
УАЗ Патриот станет на 40% экономичнее
Читать далее...
Расходгейт вызвал новые отставки
Читать далее...
Путин уволил замглавы ГИБДД РФ
Читать далее...
Самые дешевые автомобили в мире
0 Читать далее...
Тест четырёх седанов: Skoda Octavia, Opel Astra, Peugeot 408 и Kia Cerato
0 Читать далее...
КАК выбрать автомобиль напрокат, выбрать машину напрокат.
0 Читать далее...
Надёжность машин по рейтингу
0 Читать далее...
КАК выбрать марку автомобиля, какую марку автомобиля выбрать.
0 Читать далее...
Хиты 2016: рейтинг кроссоверов по стоимости и качеству
0 Читать далее...
Какую машину выбрать женщине или девушке
0 Читать далее...
На чем ездили звезды в 20 веке и сегодня?
0 Читать далее...
КАКОЙ автомобиль купить новичку, какой покупать автомобиль.
0 Читать далее...
Рейтинг надежных машин 2015-2016 года
0 Читать далее...
  • Обсуждение
  • Вконтакте
  • EVS76

    Так как работаю мастером ремонтного участка, мне постоянно приходится сталкиваться с организацией реверсивного движения, и все связанные с этим сложности мне хорошо знакомы. Основная проблема — понимание водителей, которые зачастую игнорируют установленные знаки и сигналы светофоров, что приводит к заторам и ДТП.