Жидкости для промывки двигателя при замене масла
Лень и безделье можно оправдать чем угодно. Кто сказал, что нужно чистить зубы каждый день как минимум один раз? Да никто не сказал, просто есть возможность каждое утро видеть их в зеркале. И вопросов, нужна ли чистка зубов, возникать не должно, если человек беспокоится о своем здоровье. Целесообразность промывки двигателя обсуждается с тех пор, как появились вменяемые масла. Если можно было бы заглядывать в картер каждый день, вопросы о гигиене мотора отпали бы сами собой. Все системы двигателя в результате работы изнашиваются и на них оседают продукты переработки масла, а в их составе немало парафиновых смол.
Промывка двигателя при замене масла
Вот, собственно, мы и разобрались. Гигиена — дело святое, поэтому мыть двигатели нужно и внутри, и снаружи, и бензиновые, и дизельные. Тем более что на автосервисе любой практикант предложит купить промывку двигателя перед заливкой нового масла. Аргументов он найдет десяток. Это и копоть с грязью под маслозаливной горловиной, и черный щуп и некрасивое черно-бурое старое масло. Это и необходимость заливки масла только одного производителя. Да и если машина попала к хозяину не так давно, кто его знает, когда менялось масло по-человечески. Вроде бы все ясно, мыть нужно, но не ясно, что это даст и чем промывать. Ведь в современном моторном масле уже есть специальные присадки, которые моют двигатель. Главное — вовремя менять, и тогда фирма гарантирует чистоту и полное соблюдение гигиены.
Но не так все просто, потому что даже идеально обслуживаемые двигатели качественным маслом, не в наших гаражных мастерских, а у европейских официалов, при вскрытии показывали такие горы отложений, что отмыть картера и клапанные крышки, не говоря о маслоприемниках, удавалось только соляркой, причем с трудом. Где же правда? Правда в процессе промывки, а происходит промывка по нескольким сценарным планам.
Промывочная жидкость
Те промывочные жидкости, которые предлагаются в продаже, даже самых коронованных производителей, не что иное, как дешевое минеральное масло с добавками разнообразных щелочных активных присадок, которые растворяют парафиновые и другие вредные отложения, появившиеся в двигателе во время работы. Эти составы делятся на две группы по способу применения: пятиминутки, которые работают в двигателе 10-15 минут, а потом сливаются, и присадки длительно действия.
Видеоролик о том, нужно или нет промывать двигатель
www.youtube.com/watch?v=Qm3MAxp55uc
Второй тип промывок стал популярным в начале 2000-х и предполагал слив старого масла, залив промывочной жидкости и работу мотора на ней в течение нескольких дней с пробегом 300-500 км. После этого промывка сливалась, менялся фильтр, и заливалось новое масло. Все довольны, двигатель работал дальше, но со временем выяснились серьезные недостатки этого метода. Во-первых, это просто неудобно — сливать масло два раза в течение двух дней, как будто у хозяина других дел нет. Во-вторых, скорость передвижения на этих промывках была ограничена самим производителем, что говорит о смазывающих свойствах такого масла, а точнее, об их отсутствии.
Риск подхватить клин во время промывки возрастал неимоверно. Чуть зазевался, перегрел мотор или перегрузил — получите если не заклинивание, то повышенный износ, что еще хуже. Да и что там делали эти присадки и что они растворяли, известно было только им. Водителю, как аргумент, представляли черное промывочное масло. Раз черное, значит, что-то смыло. А смывало оно, как правило, резинотехнические изделия. Резина сама по себе не переносит щелочи, а тут сальникам предлагают поработать два дня в щелочной среде. Они либо выкрашиваются напрочь, либо дубеют и приходят в негодность довольно быстро. А замена сальника не на всех двигателях проходит так, как на ВАЗ 2101. Чтобы заменить передний сальник в Субару Импреза, нужно разобрать полмашины, да и сам сальник стоит, как половина Жигулей. Поэтому о целесообразности долгоиграющих промывок начали крепко задумываться и в результате появились экспресс-промывки.
Промывки-пятиминутки
Изучив эту проблему, те же производители выставляют на полки промывки-пятиминутки. Это либо концентрированный состав в маленькой банке, или большая канистра уже готового разведенного в моторном масле концентрата. С одной стороны, становится спокойнее, потому что за 10-15 минут не так просто причинить вред двигателю, как за 500 км. Другой вопрос — что можно отмыть за 15 минут работы и что это за ракетное топливо должно быть, если оно справляется с коксом и отложениями. Некоторые производители позиционируют пятиминутки, как полноценный раскоксовыатель колец. Вот и думай.
Вспомнив о проблеме с сальниками, производители услужливо отмечали, что позаботились о том, чтобы сальники остались в целости и сохранности. Для этого добавлена еще одна присадка, которая образовывает на резиновых изделиях специальный защитный налет, так что они находятся в полной безопасности. Зато отложения на металлических частях двигателя смываются безжалостно и категорично за 10 минут за счет очень высокой концентрации химически активных и агрессивных веществ. Ну, вот и все, наступило счастье и благоденствие, чистые двигатели и длительные сроки эксплуатации позволят забыть о проблемах с грязью. Не тут-то было. Грязь не сдается.
Чем опасна промывка пятиминутка
www.youtube.com/watch?v=fNEN3FWxW9A
Слишком хорошей оказалась пятиминутка. Настолько хорошей, что угробила не одну сотню двигателей из лучших побуждений. Клиническая картина у всех убитых моторов одна — масляное голодание, как результат — разломанные распредвалы, застучавшие коленвалы, заклинившие поршневые группы, поврежденные маслонасосы. Словом, моторы если и подлежат восстановлению, то очень дорогостоящему. Как же так, это ж последние разработки науки и техники мировых лидеров отрасли, их же тестировали лучшие лаборатории, о них даже писал журнал «За рулем»…
А причина очень проста. Боржоми нужно пить вовремя. То есть, у дешевых моторных масел есть одна пренеприятнейшая особенность. Они в любом случае оставляют после себя неприятный осадок в виде сгустков и парафиновых отложений в масляных каналах. Дорогие масла с моющими присадками такого себе не позволяют и уносят всю парафиновую гадость вместе с собой. Дешевые масла такой присадки не имеют и если масло вовремя не сменить, получаем пластилин. Как правило, этот пластилин скапливается в поддоне картера, и если его не трогать, он будет там находиться годами, только накапливаясь, до следующего капремонта. Ничего хорошего в этом, конечно, нет. Но и смертельного тоже нет ничего. Сроки замены как дешевого, так и дорого масла, одинаковы. А если тот парень, который продал нам свой автомобиль, знал о продаже еще за год до этого, то он едва ли стал бы лить хорошее дорогое масло, а дешевое менял по регламенту в лучшем случае. Такие масла меняются не через 7-10 тысяч, а гораздо раньше, чтобы не провоцировать появление отложений. Только стоит попасть в мотор термоядерной присадке, как она вступает в реакцию с отложениями, а они начинают отслаиваться, а уже с новеньким маслом начинают смертельное путешествие по маслопроводу, забивая масляные каналы и в первую очередь маслоприемник.
Получается, что сразу после промывки, заливая новое масло, водитель, ничего не подозревая, получает клин через день после волшебной промывки и замены старого масла. При этом лампочка давления может еще некоторое время гореть, потому что масляный насос может получать какое-то количество смазки для себя, но подавать его выше уже не имеет возможности. Бороться с этим явлением промывками и заклинаниями бесполезно. Только разборка двигателя, только ручная очистка соляркой поддона картера и только местная промывка и продувка маслопровода дадут гарантию того, что парафиновые отложения от прежнего хозяина не угробят двигатель. Конечно, это не значит, что мотор нужно тут же разбирать, но если есть предпосылки в виде налета на клапанной крышке, то стоит сто раз подумать о промывке-пятиминутке. Цена такой чистке может быть слишком высока.
Вывод из этой истории один: использовать промывки нужно, но только в том случае, если двигатель обслуживался с завода строго по регламенту и строго в соответствии с марками масел, рекомендуемыми производителем. Промывка двигателя на всякий пожарный может привести к очень нежелательным последствиям.