Гидроудар двигателя: причины, признаки, последствия и ремонт
Если бы мамы нам не говорили о том, что пальцы в розетку совать нежелательно, а уксус не такой вкусный, как кажется, тогда, возможно, мы раньше бы поняли, что так оно и есть. К сожалению, чаще приходится учиться на своих ошибках. Говорят же умные люди: не заливай в двигатель дряное масло, мотор поломается. Так нет же, оно ж дешевле. Говорят умные люди: береги мотор от гидроудара. Да ну, какой гидроудар может быть на проспекте с идеальным асфальтом. Вспоминается это все только тогда, когда начинаем вынимать из блока цилиндров остатки поршней, но думать уже поздно. Пора менять мотор.
Что такое гидроудар двигателя
![Последствия гидроудара для двигателя могут быть самые печальные Последствия гидроудара двигателя](http://avtomotospec.ru/wp-content/uploads/posledstvija-gidroudara-dvigatelja-750x500.jpg)
Последствия гидроудара для двигателя могут быть самые печальные
Если разобраться, вода может иметь страшную силу. Ужасающую силу она приобретает, когда умножается на кинетическую энергию, а если возводится в степень человеческой глупости, то становится смертельным оружием. И это напрямую касается нашего двигателя. Поскольку поршень в цилиндре находится в постоянном возвратно-поступательном движении, любое препятствие, которое встречается на его пути, приводит к его замедлению или полной остановке. С замедлением понятно, и это не так катастрофично. Резкая, внезапная остановка поршня вызывает чудовищную силу инерции, несопоставимую с механической прочностью деталей кривошипно-шатунного механизма и всей цилиндро-поршневой группы.
В этом случае последствия блокировки поршня непредсказуемы, поскольку в связке с ним находится масса узлов и деталей, которые могут по-разному отреагировать на остановку. Последствия внезапной остановки поршня чаще всего касаются как раз деталей двигателя, но могут повредить и трансмиссию, и главную передачу, если автомобиль находился в движении в момент блокировки. Заблокировать, резко остановить поршень может только твердое несжимаемое тело, которое каким-то образом попало в цилиндр. Тут вспоминаются истории о забытых хирургами пинцетах и зажимах во время операции. По-другому попасть в двигатель инородный предмет не может никак. Или может?
Еще как может. Все те ужасы, о которых мы говорили выше, становятся реальностью только в одном случае — при попадании в цилиндр несжимаемой жидкости.
Видеоролик о последствиях гидроудара
www.youtube.com/watch?v=r9ppQykuAVQ
На ее роль прекрасно подходят:
- любые виды антифриза;
- обычная вода из лужи/ручья/реки/моря;
- конденсат в больших количествах;
- масло из системы смазки турбины или при внезапном пробое прокладки.
Попадание этих жидкостей и вызывает гидроудар, а его последствия можно перечислять долго.
Гидроудар двигателя: последствия и решения вопроса
Столкнувшись с несжимаемой жидкостью, поршень получает непреодолимое препятствие именно в тот момент, когда он находится в такте сжатия. Клапаны закрыты, давление критическое, жидкости деваться некуда и происходит гидроудар — рушатся поршни, стенки камеры сгорания, цилиндры, гильзы, гнутся шатуны, растрескиваются головки блока и сами блоки. В общем, двигатель после гидроудара восстановлению не подлежит и так происходит в большинстве случаев. Путей попадания жидкости в цилиндр — только два. Либо через впускной коллектор, либо через топливо. Чего не может ожидать большинство водителей, так это попадание воды через воздушный фильтр или другой воздухозаборник. Понятно и вполне закономерно нахлебаться воды, если автомобиль преодолевает брод, глубокую лужу на высокой скорости, после слишком тщательной мойки. Опасность может запросто подстерегать и в городе во время ливня или других климатических или других обильных водовыделениях: прорвало магистраль водопровода, встречная фура подняла волну воды по самые фары, всякое бывает.
![Преодолевая глубокую лужу, как на фото, можно получить гидроудар Причина гидроудара](http://avtomotospec.ru/wp-content/uploads/prichina-gidroudara-750x500.jpg)
Преодолевая глубокую лужу, как на фото, можно получить гидроудар
Тем временем двигатель работает в штатном режиме, как вдруг в цилиндр попадает определенное количество жидкости, а первой реакцией мотора будет остановка, которая может сопровождаться сильным ударом. Двигатель заглох, а нерадивый водитель, естественно, будет пытаться его запустить. Никому не нравится стоять посреди лужи и искать причины остановки. Самый лучший вариант, это когда мотор не поддался на провокации и не прокрутился стартером. Тогда есть кое-какие шансы его спасти. Но если водитель попался настойчивый и упорно пытается во что бы то ни стало завести автомобиль, вплоть до применения буксира — это конец двигателю.
Оптимальный вариант выхода из этой ситуации – вызывать эвакуатор и ничего руками не трогать. Пускай повреждения будут, но они будут минимальны. При настойчивых попытках запуска мотора в этом случае дальнейший сценарий развития клинической картины непредсказуем. Где тонко, там и рвется. В первую очередь следует ожидать загиба шатуна или нескольких сразу. Причем чем выше была скорость форсирования лужи, тем последствия могут быть серьезнее. Мотор-то заглох, но остановить полуторатонную машину не так просто, поэтому она движется по инерции, поочередно загибая шатуны и кроша поршни. Для этого и времени много не нужно. Несколько оборотов двигателя, не более.
Даже если мотор запустится с искривленной геометрией шатуна, то можно только представить, что увидит моторист. когда будет вскрывать двигатель. Изменения геометрии шатуна в пределах 1–2 мм даже на глаз неразличимы, но они могут за несколько попыток запуска и за несколько вспышек смеси угробить всю цилиндро-поршневую группу. И еще один вариант, когда воды в двигатель попало немного — мотор запустится и вода с горем пополам испарится, но измененная геометрия уже не даст двигателю работать в нормальном режиме и даже в этом случае вероятность обрыва шатуна или заклинивания поршня в цилиндре очень высока.
www.youtube.com/watch?v=H5yFJcdTKHo
Вскрытие покажет. Признаки гидроудара в двигателе
Лужа успешно преодолена, мотор заглох и запустился, с кем не бывает, может, свечи забросало. Но через определенное количество километров двигатель клинит, стучит или перегревается. И здесь для неопытного водителя наступает момент истины и у него перед глазами должна стоять та минута, когда он проигнорировал сигнал двигателя и запустил мотор после гидроудара. Признаки могут быть найдены после вскрытия двигателя уже во время ремонта:
- На днище поршня может быть отчетливо видно два слоя нагара — один из доударной эпохи, второй — после. При этом очаг нагара может быть смещен.
- Кривой шатун. Здесь не нужно быть специалистом, и так все понятно.
- Изменение геометрии шатуна, выраженное в смещении осей постели и поршневого пальца.
- Задиры, потертости в нехарактерных для поршневой юбки местах, образование на них нагара.
- Неравномерный износ вкладышей, заметный на глаз.
- Из дооперационных симптомов — падение степени сжатия, деформированный воздушный фильтр, следы пребывания воды в воздухозаборниках, патрубках.
Как застраховаться от гидроудара
![Гидроудар может считаться страховым случаем по КАСКО, поэтому водитель может получить возмещение ущерба Страховка и гидроудар](http://avtomotospec.ru/wp-content/uploads/gidroudar-strahovka-750x500.jpg)
Гидроудар может считаться страховым случаем по КАСКО, поэтому водитель может получить возмещение ущерба
История пренеприятная, похуже и подороже, чем иное ДТП. Стоп, если ДТП, значит, страховая компания может хоть как-то покрыть расходы. На ОСАГО надежды нет, поскольку с лужей судиться никто не станет, а вот КАСКО — вполне реальный вариант. Суть системы защиты КАСКО как раз предполагает выплату компенсации самому владельцу страхового полиса. Лужа, паводок, ливневые дожди и затопление автомобиля, которые привели к гидроудару, как раз подходят под формулировку «случайное механическое повреждение, как результат стихийного бедствия». Также, как вариант, обычная лужа может быть признана неподвижным препятствием, объехать которое у страхователя не было никакой возможности. Поэтому умысла или грубой неосторожности в действиях водителя быть не должно и гидроудар может считаться страховым случаем.
Конечно, можно, купив КАСКО, отсудить у страховой компании некоторые средства на компенсацию ремонта. Все же лучше избежать возникновения неприятной ситуации, внимательнее следить за дорогой и не давать даже стихийным бедствиям в виде луж вредить автомобилю.