Что лучше: купить или сделать адаптер салонного фильтра ваз 2114 своими руками?
Не жалеем мы себя. Потому что тот инженер, который нас спроектировал, оборудовал человека всеми возможными и невозможными средствами защиты от повреждений. Как внутренних, так и внешних. Поэтому и переваривает организм практически все, что в него попадает — фенол от мебели, пестициды от огурчиков и канцерогены из Макдольдса. О своем автомобиле мы заботимся гораздо больше, чем о себе самих. Если взять хотя бы воздух, то средний воздушный фильтр настолько качественно готовит воздух к попаданию в камеру сгорания, что допустимая норма пыли в двигателе составляет не более 1% с каждого килограмма. Нам бы такую заботу, жили бы вечно. Только в конце прошлого века конструкторы начали проявлять интерес к салонным фильтрам для средних по цене автомобилей. К сожалению, это не коснулось ВАЗовских автомобилей, а салонный фильтр появился только на ВАЗ 2110.
Зачем фильтровать воздух в салоне
В начале 2000-х годов Мосэкомониторинг провел серию исследований, которые касаются уровня концентрации «обычного» угарного газа, оксида азота и серы в дорожных пробках. Выяснилось, что потребление этой гадости водителями машин и их пассажирами превышает допустимый уровень в 14 раз. Причем пешеход, который находится в 5 метрах от автомобиля, вдыхает загрязненный воздух с концентрацией, превышающей допустимую только в два раза. Тоже не сахар, но это не сравнить с теми условиями, в которых находится водитель.
В Европе подобные замеры начали делать лет на 30 раньше и первые салонные фильтры фирмы Bluher стали устанавливать на дорогие машины серийно. Первые образцы очистителей воздуха были похожи на воздушные фильтры системы питания, только с большей способностью пропускать воздух. Дело в том, что двигатель отопителя не в состоянии создавать такое высокое разрежение, как во впускном тракте системы питания. Сопротивление салонного фильтра обязано быть ниже в десять раз, иначе воздух просто не сможет преодолеть сопротивление.
Видеоурок по замене салонного фильтра 2114
www.youtube.com/watch?v=N3pjSq7-Xyc
Серийный доступный автомобиль с подготовкой салонного воздуха появился только в 1991 году и это был MB W140 S-класса. На него устанавливали примитивную гофру, которая могла задерживать 96% твердых частиц — пыли, резины, взвеси от стертых тормозных колодок, пыльцы растений и прочих более-менее крупных фракций, размером от 6 мкм. Только вот с угарными газами фильтры не справлялись, поэтому для деактивации вредных веществ гофру пропитывали активированным углем. Это там, в Европе. У нас же воздух был ничуть не чище, а если верить тем исследованиям, о которых мы упоминали, то ситуация была и вовсе критической.
ВАЗ вообще не считал это проблемой, поэтому все классические автомобили выходили без каких-либо средств подготовки воздуха в салоне. ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, 21099 выпускались с открытым воздухозаборником и в салон могли попадать не то что частицы величиной в 5 микрон, но часто приходилось выгребать из воздуховодов листья, насекомых, не говоря уже о пыли, которая беспрепятственно попадала в легкие. Самые бдительные владельцы восьмерок и девяток просто натягивали колготки на приемную рамку системы вентиляции, но ни о какой серьезной фильтрации и речи быть не могло.
Салонный фильтр ВАЗ 2114
Более-менее работоспособную систему очистки салонного воздуха начали устанавливать только на модификацию девятки — ВАЗ 2114. Она мало чем отличалась от самодельных чулочных фильтров, но заводу попросту не было от чего отталкиваться. В стране нет никаких стандартов, никаких регламентирующих данных, которые касаются салонных фильтров и работа в этом направлении даже не ведется. Если не считать регламент АвтоВАЗа на фильтры от пыли, который они сами и разработали.
Еще на стадии проектирования 2108-2109, конструкторами не был заложен в устройство системы подачи воздуха даже минимальный защитный элемент. Первые переднеприводные автомобили выходили вообще без защиты, а спустя несколько лет начали устанавливать фильтр, который учитывал особенности конструкции системы подачи воздуха автомобилей 2108, 2109, 2113-2115. Это значит, что никаких изменений в систему вентиляции никто вносить не собирался, а к ней прилепили просто пылеулавливающую рамку. Эта штука выглядит довольно комично даже на фоне фильтра для старого пылесоса — пластиковые рамки, между которыми вставлена полоска так называемого пылеуловителя. Да, листья и мухи теперь в салон попасть не могли, как и тополиный пух, но основная часть микрочастиц пыли, а тем более химически активных загрязнений, продолжала поступать в салоны, а водители и пассажиры продолжали получать 14-кратную передозировку угарным газом.
www.youtube.com/watch?v=-Uzip5_qxrM
Правда, в 2003 году завод начал пугать своими намерениями устанавливать салонный фильтр от 2110 на все старые, но еще выпускающиеся модели, но дальше угроз дело не пошло. В ВАЗ 2110, как-никак, стоит полноценный салонный фильтр, который способен бороться не только с листьями и пухом. Это уже очистительная станция, которая по площади очистки превышает девяточную тряпочку в 6 раз. Только это говорит о том, что фильтрация будет лучше, а нагрузка на мотор отопителя гораздо меньше, потому что пропускная способность у десяточного фильтра выше.
Адаптер салонного фильтра ВАЗ 2114
Следовательно, ответ на вопрос о полноценной очистке воздуха в салоне Жигулей «додесяточного» периода лежит на поверхности. Преимущества салонного фильтра десятки — налицо:
- большая площадь очистки;
- низкое сопротивление;
- приемлемое качество очистки воздуха (частицы от 2 мкм улавливаются с вероятностью 98%);
- возможность установки угольного фильтра-адсорбера;
- простая замена.
Осталось прилепить салонный фильтр к переднеприводным Самарам, но завод упорно игнорирует эту необходимость. Поэтому инициативу взяли на себя самодельщики и мелкие конторки, которые изготавливают адаптеры салонного фильтра для Самар. Адаптер — слишком громкое название. Это разъемная коробчатая жестяная конструкция, которая состоит из двух частей: короткий воздуховод, который примыкает к коробу воздухозаборника, и передняя часть, в которую вставляется кассета салонного фильтра от десятки.
На нижнюю часть адаптера наклеен резиновый уплотнитель, точно такой же уплотнитель нанесен и на разъем между передней и задней частями переходника. Таким нехитрым способом исключается попадание воды в систему вентиляции. Конструкция адаптера продумана таким образом, что фильтр меняется за считаные секунды, достаточно просто открыть капот. Попадание воды на фильтрующий элемент полностью исключается благодаря бортикам и удачному месту расположения конструкции, к тому же фильтр направлен гофрой навстречу движению, поэтому поток чистого воздуха поступает в салон без особенных препятствий.
www.youtube.com/watch?v=dTQWG4vIycI
Конструкция адаптера проста, а чертеж и размеры есть в свободном доступе, если есть возможность сделать переходник своими руками. Насколько это имеет смысл, судить можно по массе контор, которые позволяют заказать конструкцию. Цена адаптера без фильтра в 2016 году не превышает 1300 рублей, с пылевым фильтром — 1440 рублей, а с угольным салонным фильтром всю конструкцию можно купить за 1540 рублей. Не слишком высокая цена за чистый воздух в салоне.