Полезные советы для автолюбителей

Ремонт своими руками: как поменять рулевую рейку ВАЗ 2110

Попробуйте без справочника отремонтировать Ford Crown Victoria 1976 и 81 годов. Дудки. Это две непохожие друг на друга машины, несмотря на одну и ту же корону. Нам в этом смысле несказанно повезло. Самые последние новаторские серийные модели ВАЗ отличаются от машин переднеприводного барокко довольно условно. Да, 16-клапанные головки, которые, кстати, еще в начале 80-х с барского плеча перепали от Порше, все еще выглядят современно. Чего нельзя сказать о ходовой и подвеске. Вот и хорошо. Зато при ремонте рулевых реек 2108 и 2114 не нужно слюнявить справочники. Все и так понятно. А кому непонятно — разберемся заново.

фото ВАЗ 2110

На фото ВАЗ 2110 — бюджетное среднестатистическое авто для экономичного передвижения на средние расстояния

Ватный руль и как с ним бороться

Конструкция переднеприводных автомобилей ВАЗ соответствует как своей ценовой нише, так и отчасти предназначению. Средний автомобиль для экономичного перемещения на средние расстояния со средней скоростью. Ноу-хау 80-х советского автопрома, подвеска МакФерсон вкупе с реечным рулевым механизмом выглядела в начале 80-х как нечто совершенное. Хотя, на самом деле, длинноходная рулевая рейка 2108 и классический МакФерсон образца 48 года — не самое прогрессивное решение даже для дешевой машины.

По сравнению с классическими моделями ВАЗ, заднеприводными, с классическим рулевым механизмом и двухрычажной передней подвеской, 2110 имеет более вялую и неточную управляемость. Одним словом, ватный руль. Почему так получилось, долго разбираться не придется. Элементарная геометрия — МакФерсон плохо держит машину в повороте и при разгонах-торможениях, а рулевое имело длинный ход, неудачное верхнее расположение рейки. Отсюда и ватность руля. Технически заложенная и никакими настройками и регулировками это не лечится.

Видеоурок по ремонту рулевой рейки ВАЗ

Правда, с 2000-х годов стали применять немного усовершенствованную конструкцию рулевой рейки с гидроусилителем. На всех сразу не хватало, потому что в первую очередь машины с гидроусилителем шли на экспорт. Позже, когда Европа наелась Жигулями, машины с ГУР стали появляться чаще. Но гидроусилитель не спас ситуацию. И вот почему.

Рулевая рейка ВАЗ 2110

Конечно, рулевой редуктор с червячной передачей и трапецией был далеко не идеальной конструкцией, и тот, кто отъездил на классических копейках или семерках, могут многое рассказать о бесчисленном количестве люфтов и сложностей. Также, как и о неравномерности распределения поворотного момента и, самое главное, о тяжелом руле. Казалось бы, реечный рулевой механизм решит все эти вопросы. Количество шарниров сократилось вдвое, допотопный тяжелый и капризный червячный редуктор был заменен на пару шестерня/рейка — готово. Не тут-то было.

ГУР ВАЗ 2110

ВАЗ 2110 идет с гидравлическим усилителем руля

Оказалось, что и в десятках, как и в 2108, рейка получила вместе с преимуществами определенные каверзные черты. Во-первых, усилие на рулевом колесе уменьшилось не особенно, а во-вторых, на пути у тольяттинских инженеров неожиданно возникло «золотое правило механики», известное каждому прилежному пятикласснику. А именно — чем легче крутить руль, тем больше оборотов нужно сделать для полного поворота колес. Можно уменьшить передаточное число в зацеплении рейка/шестерня, но тогда придется прикладывать еще большие усилия. И тут вспомнили о замечательном изобретении — гидравлический усилитель руля, а по-нашенски, ГУР. Он позволяет снять часть нагрузки с руля. Это усложняло и удорожало конструкцию ВАЗ 2110, но игра стоила свеч.

Рулевые инновации

Вроде как, вопрос решен. Теперь можно было увеличивать усилие на руле, делать количество оборотов от упора до упора минимальным, все сглаживал усилитель, но возникала еще одна проблема. Автомобиль эксплуатируется в слишком разных режимах и точная дозировка угла поворота на скорости 140 и 55 км/ч имеют совсем разные значения. Не говоря уже о том, что усилия на руле практически не ощущалось, что сделало управление еще более невменяемым. Тогда пришлось поменять конструкцию рулевой рейки еще раз. На этот раз объектами внимания стали пара рейка/шестерня. Помогла установка пары нового образца. Новую рулевую рейку назвали «короткой», потому что количество оборотов руля сократилось с 3,8 до 2,9. Как следствие, ватность почти пропала и руль стал острее.

Добились этого при помощи неравномерного распределения шага зубьев. В центральном положении руля и при очень небольших углах поворота усилие на руле остается ощутимое. Это очень полезно на высоких скоростях. При активном маневрировании, на парковке, в плотном потоке и в стесненных условиях, чем больше угол поворота — тем усилие на руле меньше. Так десятка стала управляться внятнее, не потеряв при этом легкость. Как это коснулось обслуживания рейки и ее ресурса — отдельный разговор.

Ремонт и устройство рулевой рейки ВАЗ 2110

Прежде чем перейти непосредственно к реечным проблемам, нужно остановиться еще на одном моменте. Он тоже касается неинформативности руля, но речь здесь немного о другом. На высокой скорости в затяжном повороте или при относительно резком маневрировании многие автомобилисты, знакомые с тонкостями управления десятками и им подобными машинами, вначале выворачивают руль на нужный градус, после этого проходит какое-то время, пока машина отреагирует и начнет поворачивать, а только после этого продолжают маневр. К чему такие сложности?

Поворот ВАЗ 2110

«Десятка» на поворот руля реагирует не сразу

Дело в том, что даже если рейка хорошо прикручена к моторному щитку, жесткость кузова у десятки имеет характерные и не поддающиеся лечению деформации. Они невелики, но смещения моторного щитка на несколько миллиметров в сторону, противоположную повороту, приводят к временной дезориентации водителя. Что такое, руль повернул, машина не поворачивает. Те, кто привык, те знают, что нужно выждать эту долю секунды, пока моторный щиток вместе с рейкой сместится, только после этого начнется доворот автомобиля. Крайне неприятная особенность. Тем более на высоких скоростях и при отсутствии опыта.

Теперь можно говорить о рутинных неисправностях, которых тоже хватает в рейке 2110. И первое, что достает изнеженный слух водителя десятки — стук в рейке. Перепутать его нельзя ни с чем. Проявляется стук в рейке чаще всего на мелких неровностях, и это вполне естественно. Как ложка в стакане в плацкартном вагоне. Только стучит не ложка, а разболтанная рейка о корпус рулевого механизма. Причин может быть несколько, но самые вероятные — износ втулок рейки, раздолбанные подшипники, износ пары рейка/шестерня. В любом случае, светит демонтаж всего механизма, независимо от того, своими руками или руками мастеров на СТО устранять неисправность.

Еще одна распространенная неприятность — течи. Течи преследуют ВАЗ всю жизнь, как насморк колумбийца. В нашем случае смазка может вытекать из уплотнителей тяг. Скорее всего, тяги покрыты слоем коррозии или грязи, они попросту съели сальники-уплотнители, а смазка вытекает постепенно или по самим тягам, или оставляет следы на асфальте прямо под моторным щитком. Как бы там ни было, но ремкомплект покупать придется. И лучше купить полный ремкомплект, поскольку продаются они двух видов. Цена разная, но и комплектация другая. В полный набор входит практически весь ассортимент расходников: пыльник, гофры, сама рейка, игольчатый подшипник, демпфер, набор уплотнителей и стопорных колец, полимерная втулка, и иногда рулевой вал. Скупиться не нужно, поскольку даже если сама рейка в порядке сегодня, это не значит, что в таком же порядке она будет через год. Тогда — как найдете. Запас никуда не колет. Если сравнить, сколько стоит ремкомплект и замена рейки, то предпочтение, безусловно, останется за набором для ремонта. Это около 1500 рублей.

Регулировка рейки ВАЗ 2110

Стук и течи, большие значения люфтов могут быть вызваны не только бедственным состоянием рейки. Возможно, сбились регулировки вследствие притирки или незначительного износа. В этом случае достаточно точно отрегулировать рейку по номиналам завода. Сделать это не так просто, но возможно. Проще всего регулируется люфт рейки при помощи специального ключа с усиками.

Ключ для регулировки рулевой рейки

Регулировку рейки можно сделать, используя специальный ключ с усиками

Ключ желательно купить новый, он пригодится еще не раз. Люфт выбирается регулировочной гайкой. Подтяжка зависит от его величины. Завод рекомендует подтянуть ее на 15 градусов. Откуда они знают, какой люфт в каждой рейке конкретно, неизвестно, но в большинстве случаев помогает. Только не переусердствуйте, иначе рейка будет ходить довольно туго. После регулировки резьба на картере в нескольких точках кернится, чтобы предотвратить самопроизвольное откручивание регулировочной гайки.

В общих чертах, это все, что нужно знать о рулевых рейках ВАЗ 2110. Они не совершенны, но если к ним относиться по-человечески, то ремонт рулевого механизма будет проходить крайне редко.

  • Новости
  • Практикум
Российскому автопрому снова выделили миллиарды рублей
Читать далее...
Москва: запрет на грязные авто вместо платного въезда
Читать далее...
Новый Peugeot 3008 показали официально. Фото
Читать далее...
У Mitsubishi Pajero Sport появилась внедорожная версия
Читать далее...
Новая мера: водителям разрешили скидываться на ремонт дорог
Читать далее...
Микроавтобус из проекта Кортеж получит странный дизайн (фото)
Читать далее...
В России создают первый автомобильный блокбастер
Читать далее...
СМИ узнали подробности о флагманском электрокаре Audi
Читать далее...
Новая BMW 5-серии получит автопилот
Читать далее...
Названа сумма компенсаций Фольксвагена по Дизельгейту
Читать далее...
Какой внедорожник выбрать: Juke, C4 Aircross или Mokka
0 Читать далее...
Самые лучшие машины 2023-2024 года в разных классах: Хэтчбек, Внедорожник, Спорткар, Пикап, Кроссовер, Минивэн, Седан
0 Читать далее...
Самые угоняемые автомобили Москвы в 2023-2024 году
0 Читать далее...
Какие машины угоняют чаще всего
0 Читать далее...
Какой автомобиль выбрать семьянину
0 Читать далее...
2023-2024 год: рейтинг страховых компаний КАСКО
0 Читать далее...
КАК выбрать подержанное авто, какой подержанный автомобиль выбрать.
0 Читать далее...
Надёжность машин по рейтингу
0 Читать далее...
Обзор самых популярных кроссоверов и их сравнение
0 Читать далее...
КАК выбрать цвет автомобиля, выбрать цвет машины.
0 Читать далее...