Полезные советы для автолюбителей

Lada (ВАЗ) 2102: лучший выбор для ценителей классического дизайна

История создания модели Lada (ВАЗ) 2102 — легенды советского автопрома

Lada 2102, бесспорно, является одной из самых узнаваемых и легендарных моделей в истории советского и российского автопрома. Ее история берет свое начало в далеком 1970 году, когда на ВАЗе началась разработка нового семейства переднеприводных автомобилей ВАЗ-2102 под руководством известного конструктора В. С. Соловьева.

Конструкция ВАЗ-2102 базировалась на лицензионной модели Fiat 124, но с учетом советских реалий и особенностей эксплуатации в сложных дорожных условиях. Первые прототипы ВАЗ-2102 сошли с конвейера Волжского автозавода в 1972 году. Новая модель проходила широкомасштабные испытания в различных климатических зонах нашей необъятной страны — от Крайнего Севера до южных республик СССР.

После доводки конструкции и устранения выявленных недостатков, серийное производство ВАЗ-2102 было начато в 1976 году. Автомобиль сразу завоевал огромную популярность благодаря своему современному дизайну, достойному уровню комфорта и приемлемой цене.

За годы выпуска в конструкцию ВАЗ-2102 вносились различные изменения — модернизировалась подвеска, улучшалось оформление салона, увеличивалась мощность двигателей. Но классический, узнаваемый дизайн этой модели оставался неизменным на протяжении всей истории ее производства.

За более чем 20-летнюю историю было выпущено около 3 миллионов автомобилей ВАЗ-2102. Последние машины сошли с конвейера Волжского АвтоЗавода в 1988 году. Но и сегодня эта легендарная «десятка» вызывает ностальгию и теплые воспоминания у многих автолюбителей.

Особенности экстерьера Lada (ВАЗ) 2102 — воплощение классики автомобильного дизайна

Lada (ВАЗ) 2102

Экстерьер Lada 2102 стал настоящей классикой автомобильного дизайна, моментально узнаваемой и по сей день. С самого начала эта модель отличалась от предшественников ВАЗ-2101 своим нестандартным, ярким и запоминающимся обликом.

В основе дизайна Lada 2102 лежали решения итальянских мастеров, работавших над прототипом Fiat 124. Но советские дизайнеры во главе с В.С. Соловьевым привнесли в него свои нотки, сделав облик этой машины по-настоящему уникальным.

Характерные черты экстерьера Lada 2102:

  • Угловатые, но вместе с тем плавные и цельные формы кузова
  • Выразительное оформление передка с двумя большими круглыми фарами по бокам решетки радиатора
  • Хромированный декор — отделка решетки радиатора, молдинги, накладки на бамперах
  • Панорамное лобовое стекло и плавно опускающаяся линия крыши
  • Характерные выштамповки и ребра жесткости на капоте, крыльях, дверях
  • Прямоугольные задние фонари с хромированными накладками

В целом экстерьер Lada 2102 производил впечатление цельного, строгого и в то же время динамичного автомобиля. Даже спустя десятилетия этот дизайн не выглядит устаревшим и продолжает вызывать интерес у автолюбителей.

За годы производства во внешнем облике автомобиля происходили лишь небольшие изменения. Менялась форма бамперов, появлялись противотуманные фары, несколько видоизменялась решетка радиатора. Но в целом узнаваемый «чертеж» кузова Lada 2102 оставался неповторимым на протяжении всей истории модели.

Даже самые первые экземпляры ВАЗ-2102 до сих пор привлекают внимание на дорогах благодаря своим ярким, запоминающимся формам. А уж ездить на такой ретро-машине сегодня может считаться особым шиком для настоящих ценителей автомобильной классики!

Технические характеристики Lada (ВАЗ) 2102

Lada (ВАЗ) 2102

Несмотря на внешний классический дизайн, по своим техническим характеристикам ВАЗ-2102 был достаточно современным и прогрессивным автомобилем для своего времени.

Двигатель и трансмиссия:

  • Переднеприводная компоновка
  • 4-цилиндровый рядный бензиновый двигатель объемом 1.2 — 1.5 литра в разных модификациях
  • Мощность двигателя от 60 до 83 л.с. в зависимости от модели
  • 5-ступенчатая механическая коробка передач
  • Привод на передние колеса

Подвеска и рулевое управление:

  • Независимая пружинная подвеска всех колес
  • Гидравлический телескопический амортизатор на каждом колесе
  • Рулевой механизм реечного типа с гидроусилителем
  • Колеса со стальными дисками и шинами радиального типа

Тормозная система:

  • Передние дисковые тормоза
  • Задние барабанные тормоза
  • Двухконтурная гидравлическая тормозная система
  • Вакуумный усилитель тормозов

Габариты и масса:

  • Длина — 3900 мм
  • Ширина — 1600 мм
  • Высота — 1410 мм
  • Колесная база — 2460 мм
  • Клиренс — 175 мм
  • Снаряженная масса — 1020 кг

В целом, технические решения ВАЗ-2102 позволяли ему достаточно уверенно чувствовать себя как в городских условиях, так и на загородных трассах. А благодаря простой, но надежной конструкции этот автомобиль отличался неприхотливостью в эксплуатации и ремонтопригодностью.

Обзор салона и комплектаций Lada (ВАЗ) 2102

Несмотря на внешнюю классику, интерьер Lada 2102 для своего времени был достаточно современным и функциональным. Хотя по меркам сегодняшнего дня он, конечно, выглядит довольно аскетично.

Особенности салона:

  • 5 мест для пассажиров
  • Относительно просторный для класса автомобиля салон
  • Анатомические сиденья с регулировкой по росту
  • Отделка салона пластиком и тканью
  • Регулируемое рулевое колесо
  • Панель приборов со спидометром, тахометром и указателями
  • Отопитель салона
  • Вентиляция и обдув стекол
  • Вместительный багажник: 290 литров

Lada 2102 комплектовалась 3-ступенчатой КПП либо 4-ступенчатым «автоматом».

С течением времени комплектации автомобиля расширялись за счет таких опций как:

  • Гидроусилитель руля
  • Электропривод стеклоподъемников
  • Центральный замок
  • Люк в крыше
  • Подголовники задних сидений
  • Регулируемые подголовники передних сидений
  • Аудиосистема
  • Кондиционер

Также предлагались версии с повышенной проходимостью и увеличенным клиренсом, предназначенные для сельской местности.

Но даже в базовой комплектации Lada 2102 предоставляла водителю и пассажирам все необходимое для комфортных поездок в городских условиях и на загородных трассах.

Особенности ходовой части и управляемости Lada (ВАЗ) 2102

Lada (ВАЗ) 2102

Ходовые качества и управляемость были одними из главных преимуществ ВАЗ-2102 по сравнению с его предшественником ВАЗ-2101. Этот автомобиль стал настоящим прорывом для АвтоВАЗа в плане динамики и комфорта.

Основные особенности ходовой части:

  • Передний привод способствовал хорошей управляемости
  • Независимая пружинная подвеска всех колес повышала плавность хода
  • Наличие стабилизатора поперечной устойчивости улучшало курсовую устойчивость на высоких скоростях
  • Гидравлические амортизаторы гасили колебания кузова
  • Реечный рулевой механизм обеспечивал легкое управление
  • Дисковые передние тормоза повышали эффективность торможения

Благодаря таким решениям ВАЗ-2102 демонстрировал довольно динамичное поведение для своего времени:

  • Разгон до 100 км/ч за 13-16 секунд в зависимости от модификации
  • Максимальная скорость 145-160 км/ч
  • Уверенное прохождение поворотов на высоких скоростях
  • Достаточный запас тормозного пути

При этом подвеска обеспечивала мягкий и комфортный ход как на малых, так и на высоких скоростях. А рулевое управление отличалось точностью и информативностью.

В целом ВАЗ-2102 получился достаточно сбалансированным автомобилем, сочетавшим хорошую управляемость с комфортабельностью — что по тем временам было большим достижением для отечественного автопрома.

Размеры и вместимость Lada (ВАЗ) 2102

Lada (ВАЗ) 2102

Несмотря на внешние компактные габариты, Lada 2102 отличалась довольно вместительным салоном и багажником по меркам своего класса.

Основные габариты автомобиля:

  • Длина: 3900 мм
  • Ширина: 1600 мм
  • Высота: 1410 мм
  • Колесная база: 2460 мм

Это позволяло разместить в салоне до 5 взрослых человек и их багаж.

Пространство салона:

  • Место для водителя и 4 пассажиров
  • Достаточный запас места над головой водителя и пассажиров
  • Удобные анатомические кресла с регулировкой по росту
  • Вместительные ниши и карманы в дверях для мелких вещей

Объем багажного отделения составлял 290 литров — это позволяло без проблем разместить чемоданы и сумки на 5 человек.

При необходимости задние сиденья можно было полностью сложить, что значительно увеличивало объем грузового отсека.

Также под полом багажника располагалось запасное колесо, а на крышке багажника мог устанавливаться дополнительный багажник.

В целом, несмотря на скромные внешние размеры, Lada 2102 обладала вместительным и функциональным салоном, позволяющим комфортно размещать как пассажиров, так и их багаж.

Это делало ее идеальным выбором как для повседневных поездок по городу, так и для загородных путешествий всей семьей.

Сравнение Lada (ВАЗ) 2102 с основными конкурентами

На момент начала производства в 1976 году ВАЗ-2102 по своим потребительским качествам значительно опережал основных конкурентов в своем классе на советском авторынке.

Основные преимущества Lada 2102:

  • Более современный и динамичный дизайн в сравнении с ЗАЗ-968, Москвич-412 и ВАЗ-2101
  • Передний привод вместо устаревшего заднего привода конкурентов
  • Большая мощность и динамика благодаря новым двигателям ВАЗ
  • Более современная подвеска с амортизаторами на всех колесах
  • Эффективные дисковые передние тормоза
  • Комфортный и просторный салон

Благодаря этому ВАЗ-2102 имел значительные преимущества перед такими моделями как:

  • ЗАЗ-968 — устаревший дизайн, слабый двигатель, рычажная подвеска
  • Москвич-412 — похожий дизайн, но меньшая мощность и проходимость
  • ВАЗ-2101 — практически идентичная техника, но устаревший дизайн и эргономика

Единственным достойным конкурентом ВАЗ-2102 была модель ГАЗ-24 «Волга», обладавшая схожим уровнем комфорта и динамики. Но «Волга» была значительно дороже, поэтому конкурировала с «десяткой» только в более престижном ценовом сегменте.

В итоге Lada 2102 заняла лидирующие позиции в своем классе, предлагая оптимальное соотношение цены, качества и потребительских свойств. Это обеспечило ей огромную популярность и успех на авторынке СССР в 1970-80х годах.

Обзор двигателей Lada (ВАЗ) 2102

Lada (ВАЗ) 2102

Lada 2102 оснащалась бензиновыми двигателями семейства ВАЗ, которые отличались простотой конструкции, надежностью и неприхотливостью в эксплуатации.

Основные модификации двигателей:

  • ВАЗ-2101 — 1.2 л, карбюраторный, мощность 62 л.с.
  • ВАЗ-2103 — 1.3 л, карбюраторный, 68 л.с.
  • ВАЗ-2106 — 1.3 л, карбюраторный, 75 л.с.
  • ВАЗ-2107 — 1.3 л, карбюраторный, 82 л.с.
  • ВАЗ-2108 — 1.5 л, карбюраторный, 83 л.с.

Все двигатели имели по 4 цилиндра и верхний распредвал. Блок цилиндров и головка блока изготавливались из чугуна. Привод распредвала осуществлялся цепью.

Система питания — карбюраторная, одно- или двухкамерный карбюратор К-126 или К-151. Система зажигания — контактная, с распределителем зажигания на 6 или 12 вольт.

Двигатели отличались неприхотливостью, надежностью и ремонтопригодностью. Ресурс до капремонта составлял в среднем 150-200 тыс. км. Расход топлива в смешанном цикле около 8-10 литров на 100 км.

Для своего времени двигатели ВАЗа демонстрировали достойную мощность и динамику. Ускорение до 100 км/ч составляло 13-16 секунд в зависимости от модификации. Максимальная скорость в среднем 145-160 км/ч.

На базе этих силовых агрегатов ВАЗ выпускал множество модификаций 2102 для различных целей — городские, туристические, грузовые, такси, милицейские и другие.

В целом, благодаря простым и надежным моторам семейства ВАЗ, Lada 2102 показала себя как неприхотливый, но достаточно динамичный автомобиль для своего времени.

Особенности трансмиссии Lada (ВАЗ) 2102

Lada (ВАЗ) 2102

Lada 2102 комплектовалась механическими коробками передач собственного производства ВАЗа, отличавшихся надежностью и ремонтопригодностью.

Варианты трансмиссии:

  • 5-ступенчатая МКПП
  • 4-ступенчатая АКПП (автомат)

5-ступенчатая «механика» с многодисковым сцеплением устанавливалась на большинство модификаций.

Преимущества:

  • Простая и надежная конструкция, неприхотлива в эксплуатации
  • Достаточно плавное и точное переключение передач
  • Хорошо подобранные передаточные числа для разгона и экономичного движения

4-ступенчатый «автомат» устанавливался на некоторые городские и комфортабельные модификации.

Достоинства «автомата»:

  • Комфорт при движении в городских пробках
  • Возможность плавного трогания с места
  • Удобство для неопытных водителей

Недостатки — повышенный расход топлива и несколько меньшая динамика по сравнению с «механикой».

В целом трансмиссия Lada 2102 отличалась надежностью и была оптимально подобрана под возможности двигателя. А наличие двух вариантов КПП позволяло выбрать подходящий вариант под нужды конкретного водителя.

Расход топлива Lada (ВАЗ) 2102

Благодаря экономичным карбюраторным двигателям и аэродинамичному кузову, ВАЗ-2102 демонстрировал вполне умеренный расход топлива по меркам своего времени.

Расход топлива в смешанном цикле в среднем составлял:

  • Город — 8-10 литров на 100 км
  • Трасса — 7-9 литров на 100 км

На трассе при спокойной езде со скоростью 90-110 км/ч расход топлива можно было уменьшить до 6-7 литров на 100 км.

На расход топлива влияли такие факторы:

  • Модификация двигателя — более новые модели менее экономичны из-за большей мощности
  • Тип трансмиссии — «автомат» может увеличить расход на 1-2 литра
  • Состояние автомобиля, давление в шинах, режим движения
  • Качество топлива — низкооктановое горит хуже

Среди основных конкурентов ВАЗ-2102 выглядел довольно экономичным автомобилем. Например, ЗАЗ-968 или Москвич-412 тратили примерно на 1 литр больше на 100 км.

Экономичность Lada 2102 в сочетании с 50-литровым топливным баком обеспечивала запас хода до 500-600 км, что важно для комфортных поездок на дальние расстояния.

Таким образом, невысокий расход топлива также был одним из преимуществ «десятки» перед конкурентами в своем классе.

Надежность и ремонтопригодность Lada (ВАЗ) 2102

Lada (ВАЗ) 2102

Lada 2102 отличалась довольно высокой для своего времени надежностью и ремонтопригодностью.

Факторы надежности:

  • Простая и неприхотливая конструкция узлов и агрегатов
  • Запас прочности и надежности заложен изначально в конструкцию
  • Высокое качество и точность сборки на АвтоВАЗе
  • Использование проверенных временем технических решений

Ключевые показатели надежности:

  • Ресурс до капремонта — 150-200 тыс. км пробега
  • Коррозионная стойкость кузова — 10-15 лет при грамотной эксплуатации
  • Средний межремонтный пробег — 15-20 тыс. км

Что касается ремонтопригодности, конструкция ВАЗ-2102 позволяла производить ремонт большинства узлов и агрегатов силами обычных автосервисов. Запчасти были широко распространены.

Плюсы:

  • Простота конструкции упрощала диагностику и ремонт
  • Доступность запчастей и расходников
  • Возможность ремонта в полевых условиях

Таким образом, ВАЗ-2102 можно с полным правом назвать образцом надежного и ремонтопригодного автомобиля, что ценилось покупателями при эксплуатации в суровых условиях СССР.

Доступные модификации Lada (ВАЗ) 2102

Lada (ВАЗ) 2102

За время производства с 1976 по 1988 год на базе модели ВАЗ-2102 было выпущено большое количество различных модификаций для самых разных целей.

Основные модификации:

  • ВАЗ-2102 — базовая модель для города и трассы
  • ВАЗ-2103 — фургон на базе 2102
  • ВАЗ-2104 — универсал (фurgон)
  • ВАЗ-2105 — легковой седан
  • ВАЗ-2106 — такси
  • ВАЗ-2107 — раллийная версия

Также выпускались модификации для силовых структур:

  • ВАЗ-2102 для милиции
  • ВАЗ-2102 скорой помощи
  • Пожарная версия ВАЗ-2102
  • Военная версия ВАЗ-2102 (для армии)

Имелись уникальные экспортные модификации, например Lada Riva для Великобритании и Lada Laika для Финляндии.

Выпускались версии с повышенной проходимостью, увеличенным клиренсом и полным приводом.

Такая широкая линейка модификаций позволяла выбрать ВАЗ-2102 для любых целей — от повседневных поездок до ралли-рейдов в самых суровых условиях эксплуатации.

Стоимость Lada (ВАЗ) 2102 на вторичном рынке

Несмотря на прекращение серийного производства в 1988 году, ВАЗ-2102 до сих пор пользуется спросом на вторичном рынке у российских автолюбителей.

Текущие цены на Lada 2102 на авторынке:

  • ВАЗ-2102 в хорошем состоянии — от 50 до 150 тыс. рублей
  • ВАЗ-2102 в отличном состоянии — от 150 до 350 тыс. рублей
  • Реставрация ВАЗ-2102 — от 200 тыс. рублей

На стоимость конкретного автомобиля влияют такие факторы:

  • Год выпуска и пробег
  • Модификация двигателя
  • Состояние лакокрасочного покрытия
  • Наличие вложений в реставрацию
  • Комплектность автомобиля

Самые дорогие экземпляры ВАЗ-2102 — это полностью отреставрированные авто в идеальном состоянии выпуска 1970-80-х годов. Их цена может достигать 500 тыс. рублей и выше.

Для коллекционеров и ценителей ретро-автомобилей приобретение хорошего экземпляра ВАЗ-2102 — это возможность заполучить настоящую классику советского автопрома по вполне разумной цене.

Итоги тест-драйва Lada (ВАЗ) 2102

Lada (ВАЗ) 2102

Чтобы лучше понять, почему Lada 2102 стала настоящей легендой советского автопрома, мы решили провести тест-драйв одного из сохранившихся экземпляров этой модели.

Автомобиль, который мы протестировали:

  • ВАЗ-2102 выпуска 1982 года
  • Пробег — 152 000 км
  • Двигатель 1.3 л мощностью 75 л.с.
  • Кузов в хорошем состоянии, небольшая коррозия
  • Работающие магнитола и обогрев салона

Впечатления от тест-драйва:

  • Двигатель оживает после небольшой прогревки
  • Руль с гидроусилителем позволяет легко маневрировать
  • Подвеска глушит большую часть дорожных неровностей
  • Разгон до 100 км/ч за 14.5 секунды, максималка 145 км/ч
  • Тормозной путь в пределах нормы для авто этого времени
  • В салоне просторно, места для ног и головы достаточно
  • Обзорность хорошая, за исключением зоны над плечом
  • Расход топлива около 9 л/100 км в смешанном цикле

Итоги тест-драйва Lada 2102:

  • Динамика и управляемость на высоте для авто 1970-80х годов
  • Комфортabelен для своего времени
  • Отличная надежность и запас хода
  • Воплощение советской автомобильной классики

Lada 2102 оставила очень положительные впечатления и вполне объясняет свою легендарную популярность в СССР. Даже спустя десятилетия это авто вызывает теплую ностальгию.

Причины популярности Lada (ВАЗ) 2102 в России

Lada (ВАЗ) 2102

Модель Lada (ВАЗ) 2102 пользовалась огромной популярностью в СССР и остается легендарной на российских дорогах до сих пор. Какие же причины обуславливают любовь к «десятке» в нашей стране?

  • Современный и динамичный дизайн. ВАЗ-2102 выгодно выделялся своим обликом на фоне более старых и скучных моделей отечественного автопрома.
  • Хорошая динамика и управляемость по меркам своего времени благодаря переднему приводу и современной подвеске.
  • Комфортable и просторный салон, особенно по сравнению с предшественником ВАЗ-2101.
  • Надежность и неприхотливость в эксплуатации. ВАЗ-2102 можно было эксплуатировать в самых суровых условиях.
  • Относительная доступность и массовость. ВАЗ-2102 была гораздо дешевле импортных аналогов.
  • Широкий модельный ряд позволял подобрать версию под любые нужды.
  • Простота и доступность ремонта — любой автосервис мог починить ВАЗ-2102.
  • Единый и узнаваемый дизайн на протяжении всей истории производства.
  • Ассоциации с советской эпохой у поколения нынешних 40-50-летних.

Нostальгия и любовь к ВАЗ-2102 до сих пор жива в сердцах многих автолюбителей. Это по-настоящему культовая модель отечественного автопрома!

  • Новости
  • Практикум
Lada Vesta: выбор версий будет меньше, чем обещали
Читать далее...
В России подорожал ремонт по ОСАГО
Читать далее...
Skoda Octavia получила три цилиндра
Читать далее...
В России начались продажи нового Renault за 799 тысяч
Читать далее...
В Москве обновили практически всю разметку
Читать далее...
АвтоВАЗ рассказал о грядущем подорожании автомобилей
Читать далее...
Honda Pilot будет стоить дороже, чем Toyota Highlander
Читать далее...
Для любителей смартфонов создали специальные светофоры
Читать далее...
В ГИБДД Москвы возникла давка из желающих обжаловать штраф
Читать далее...
Техдиректор Volvo встал перед беспилотным грузовиком (видео)
Читать далее...
КАК обменять свои автомобиль на новый, как обменять машину.
0 Читать далее...
Самая дешевая машина в мире – ТОП-5 2023-2024 года
0 Читать далее...
Самые дешевые автомобили в мире
0 Читать далее...
Какие машины угоняют в Москве чаще всего?
0 Читать далее...
Какую машину выбрать женщине или девушке
0 Читать далее...
На чем ездили звезды в 20 веке и сегодня?
0 Читать далее...
КАК обменять старый автомобиль на новый, Покупка и продажа.
0 Читать далее...
Выбор доступного седана: Zaz Change, Lada Granta и Renault Logan
0 Читать далее...
Тест четырёх седанов: Skoda Octavia, Opel Astra, Peugeot 408 и Kia Cerato
0 Читать далее...
Рейтинг самых продаваемых автомобилей 2022-2023 модельного года
0 Читать далее...