ГАЗ «Соболь/Баргузин» 2217: все о легендарном автомобиле
История создания ГАЗ «Соболь/Баргузин» 2217
Легендарный ГАЗ-2217 «Соболь», впоследствии переименованный в «Баргузин», был разработан в 1960-х годах как преемник популярной модели ГАЗ-69. Этот автомобиль стал настоящей иконой советского автопрома и до сих пор пользуется любовью многих автолюбителей.
Разработка ГАЗ-2217 началась в 1966 году — к тому времени ГАЗ-69 уже морально устарел, и требовалась новая модель, которая бы соответствовала требованиям времени. Главным конструктором проекта стал В.А. Дедков. Он решил отказаться от рамной конструкции ГАЗ-69 и сделать кузов несущим, что позволило улучшить комфорт и управляемость. Также была установлена независимая подвеска всех колес и новый современный двигатель ЗМЗ-4022.10.
Первые прототипы ГАЗ-2217 сошли с конвейера Горьковского автозавода в 1968 году. Машина получила обтекаемый кузов цельнометаллической конструкции и просторный 5-местный салон. Внешне автомобиль напоминал импортные внедорожники того времени. После доработки конструкции и устранения недочетов в 1970 году ГАЗ-2217 был запущен в серийное производство под названием «Соболь».
Массовый выпуск «Соболя» продолжался до 1994 года. За это время было выпущено более 720 тысяч экземпляров, включая различные модификации. С 1976 года модель стала называться ГАЗ-2217 «Баргузин», однако старое название так и осталось за этим автомобилем в народе. «Соболь» показал себя как надежный, неприхотливый и проходимый автомобиль, завоевавший любовь водителей по всему Советскому Союзу. Многие экземпляры до сих пор исправно служат своим владельцам.
Технические характеристики и особенности конструкции ГАЗ-2217
ГАЗ-2217 «Соболь» стал принципиально новым автомобилем по сравнению со своим предшественником ГАЗ-69.
Во-первых, в отличие от рамной конструкции ГАЗ-69, у «Соболя» применялся несущий стальной кузов цельнометаллической конструкции. Это позволило сделать машину более комфортабельной и управляемой. Кузов имел закрытую 5-местную двухдверную компоновку и состоял из нескольких основных частей, соединенных болтами.
Подвеска всех колес ГАЗ-2217 была выполнена независимой, на двойных поперечных рычагах. Такая конструкция в сочетании с рессорами обеспечивала хорошую плавность хода и проходимость автомобиля по пересеченной местности. Передняя подвеска дополнительно оснащалась стабилизатором поперечной устойчивости.
Двигатель ГАЗ-2217 — 4-цилиндровый бензиновый ЗМЗ-4022.10 рабочим объемом 2,5 литра и мощностью 90 л.с. Он отличался неприхотливостью и надежностью. Сцепление сухое однодисковое, коробка передач 4-ступенчатая механическая. Привод колес задний, подключаемый полный.
Колесная база составляла 2350 мм, дорожный просвет — 210 мм. Масса снаряженная — 1610 кг. Размеры: длина — 3950 мм, ширина — 1800 мм, высота — 1950 мм. Топливный бак объемом 78 литров обеспечивал запас хода свыше 500 км.
К конструктивным особенностям ГАЗ-2217 можно также отнести:
- Усиленные мосты с блокировкой дифференциалов
- Увеличенный дорожный просвет и высокий клиренс
- Защита агрегатов снизу
- Усиленные амортизаторы и пружины
- Широкий выбор специальных шин
- Лебедка с тяговым усилием до 4 тонн
Все эти особенности в совокупности обеспечивали ГАЗ-2217 высокие ходовые качества на бездорожье и проходимость по труднопроходимой местности. Автомобиль мог преодолевать подъемы до 30 градусов, канавы и броды глубиной до 0,5 метра. При этом «Соболь» сохранял достаточно комфортабельные условия для пассажиров и водителя.
Основные модификации и комплектации ГАЗ-2217
За время массового производства с 1970 по 1994 год автомобиль ГАЗ-2217 выпускался в нескольких модификациях и комплектациях.
Базовой моделью был 5-местный фургон ГАЗ-2217 с открытым грузовым отсеком. Также выпускали модификацию с закрытым кузовом фургона. Обе модели могли комплектоваться съемными пассажирскими сиденьями.
На базе фургона выпускались различные спецверсии: автолавка, скорая помощь, передвижная мастерская, автошкола, патрульная машина ГАИ. Также на шасси ГАЗ-2217 монтировались разнообразные надстройки сторонних производителей: краны, бетоносмесители, лесовозы и другая спецтехника.
Кроме того, имелись пассажирские варианты:
- ГАЗ-2217-01 — 5-местный универсал
- ГАЗ-2217-10 — 5-местный фургон с остекленным пассажирским салоном
- ГАЗ-2217-20 — 5-местный микроавтобус
В зависимости от комплектации автомобиль оснащался различными опциями и дополнительным оборудованием:
- Кондиционер и отопитель салона
- Электростеклоподъемники
- Аудиосистема с проигрывателем и динамиками
- Багажник и рейлинги на крыше
- Лебедка и другое экспедиционное оборудование
С 1976 года все модификации стали официально называться ГАЗ-2217 «Баргузин», хотя неофициально за автомобилем закрепилось старое название «Соболь». В целом комплектации менялись незначительно до конца производства модели.
Таким образом, ГАЗ-2217 выпускался в различных вариантах применения — и как рабочий автомобиль, и как комфортабельный пассажирский внедорожник. Богатый модельный ряд и наличие множества опций позволяли подобрать подходящую конфигурацию под любые нужды потребителя.
Обзор салона и багажника ГАЗ-2217
Одним из главных достоинств ГАЗ-2217 по сравнению с предшественником ГАЗ-69 стал более комфортабельный и просторный салон.
Пассажирский салон ГАЗ-2217 имел 5-местную компоновку. Передние сиденья регулировались по продольному перемещению, углу наклона спинки и по высоте. Заднее сиденье было цельным, рассчитанным на 3 человека. Обивка сидений выполнялась из винила или ткани в зависимости от комплектации.
В базовой версии оснащение салона было достаточно скромным — отсутствовали стеклоподъемники, кондиционер, аудиосистема. В высших комплектациях салон становился более комфортабельным благодаря данным опциям, а также обогреву и отопителю.
Объем багажника варьировался от 900 до 1800 литров в зависимости от типа кузова — открытого или закрытого фургона. В пассажирской версии объем составлял около 400 литров. При складывании задних сидений получалось грузовое пространство до 1300 литров. Таким образом, ГАЗ-2217 позволял перевозить до 500 кг груза или крупногабаритные предметы.
Для удобства погрузки в багажнике имелись петли для крепления груза, а пол был закрыт рифленым металлическим настилом. В некоторых модификациях устанавливался деревянный настил. Также была возможность оснащения дополнительными полками и ящиками по периметру.
К достоинствам багажника можно отнести:
- Большой полезный объем
- Удобная погрузочная высота
- Наличие крепежных приспособлений
- Защита от коррозии и влаги
К недостаткам следует отнести отсутствие электропривода дверей багажника, что затрудняло загрузку. Также в ряде случаев требовалась установка дополнительной шумоизоляции.
В целом салон и багажное отделение ГАЗ-2217 полностью соответствовали требованиям к легкому коммерческому автомобилю и внедорожнику. Просторный салон обеспечивал комфорт для водителя и пассажиров, а вместительный багажник позволял перевозить различные грузы весом до 0,5 тонны.
Двигатель и трансмиссия ГАЗ-2217
ГАЗ-2217 комплектовался бензиновым рядным 4-цилиндровым двигателем ЗМЗ-4022.10 рабочим объемом 2,5 литра. Этот силовой агрегат отличался надежностью и неприхотливостью в эксплуатации.
Двигатель ЗМЗ-4022.10 имел следующие технические параметры:
- Рабочий объем — 2445 куб.см
- Диаметр цилиндра и ход поршня — 82х80 мм
- Степень сжатия — 8.8
- Максимальная мощность — 90 л.с. при 4600 об/мин
- Максимальный крутящий момент — 166 Нм при 3000 об/мин
- Система питания — карбюраторная, однокамерный карбюратор К-151
- Система зажигания — контактно-транзисторная
- Тип охлаждения — жидкостное, с радиатором
К достоинствам этого мотора можно отнести простоту конструкции, низкий уровень шума и вибраций, неприхотливость к топливу, запчастям и условиям эксплуатации, возможность ремонта «на коленке». Ресурс до капитального ремонта составлял около 200 тысяч км.
Силовой агрегат ЗМЗ-4022.10 агрегатировался с 4-ступенчатой механической КПП. Передаточные числа на передачах составляли: 1 — 3.67, 2 — 2.0, 3 — 1.36, 4 — 1.0. Задний мост — односкатный гипоидный с блокировкой дифференциала. Такая трансмиссия отличалась простотой и надежностью.
Благодаря мощному двигателю и развитому крутящему моменту ГАЗ-2217 демонстрировал достаточно высокие для своего класса динамические характеристики:
- Максимальная скорость — 120 км/ч
- Разгон до 100 км/ч — 23 сек
- Проходимость — до 30 градусов подъема
- Дорожный просвет — 210 мм
- Бродоходимость — до 500 мм
Таким образом, силовой агрегат ГАЗ-2217 обеспечивал оптимальный баланс между динамикой, проходимостью и топливной экономичностью. Он полностью соответствовал концепции простого, надежного и неприхотливого внедорожника для работы в самых сложных дорожных условиях.
Подвеска и управляемость автомобиля ГАЗ-2217
В отличие от легендарного предшественника ГАЗ-69, имевшего примитивную зависимую подвеску на листовых рессорах, ГАЗ-2217 получил современную на то время конструкцию независимой подвески всех колес. Это значительно улучшило управляемость и плавность хода автомобиля.
Передняя подвеска ГАЗ-2217 была выполнена по схеме двойных поперечных рычагов со стабилизатором поперечной устойчивости. Применение двух параллельных рычагов позволило обеспечить четкую геометрию подвески при продольных и угловых перемещениях колеса относительно кузова. Гидравлические телескопические амортизаторы гарантировали эффективное гашение колебаний.
Задний мост также получил независимую подвеску на двойных рычагах, причем рычаги имели разную длину для улучшения плавности хода. Продольная устойчивость и управляемость машины достигалась благодаря применению стабилизатора поперечной устойчивости и рациональным настройкам углов установки колес.
Рулевое управление ГАЗ-2217 — реечного типа, с гидравлическим усилителем. Передаточное число рулевого механизма составляло 20,5:1. Малый диаметр разворота — 10,5 метра. Это в сочетании с легким рулевым управлением обеспечивало высокую маневренность автомобиля.
Подвеска ГАЗ-2217 имела достаточно большой ход: 210 мм у передних и 260 мм у задних колес. Это позволяло с комфортом преодолевать серьезные препятствия — канавы, ухабы, бревна. Крены кузова при прохождении поворотов были незначительны благодаря стабилизаторам и жесткости кузова.
В итоге ГАЗ-2217 демонстрировал по меркам своего времени очень достойную управляемость. Легкое рулевое управление в сочетании с эффективным гашением колебаний подвеской обеспечивали комфортное вождение как на бездорожье, так и по асфальтированным трассам. Автомобиль уверенно чувствовал себя на любом типе дорожного покрытия.
Тормозная система и безопасность ГАЗ-2217
Несмотря на то, что активная безопасность автомобилей в СССР уделялось не так много внимания, ГАЗ-2217 по меркам своего времени имел вполне современную тормозную систему.
На передней оси устанавливались дисковые тормоза с плавающей скобой, что по тем временам было большой редкостью для отечественного автопрома. Диски имели диаметр 257 мм. Задние тормоза — барабанные, с автоматической регулировкой зазора при износе накладок. Диаметр барабанов составлял 254 мм.
Рабочая тормозная система — гидравлическая, двухконтурная, с раздельным приводом на оси. Вакуумный усилитель повышал эффективность торможения с меньшим усилием на педали. Стояночный тормоз — механический, с тросовым приводом на задние колеса.
К недостаткам тормозной системы ГАЗ-2217 можно отнести отсутствие антиблокировочной системы (ABS), из-за чего возможно юзовое блокирование колес при резком торможении. Кроме того, износостойкость и охлаждение барабанных механизмов уступало дисковым.
Из пассивных систем безопасности на ГАЗ-2217 применялись ремни безопасности на передних сиденьях (опционально — и на задних). Кузов автомобиля обладал достаточной жесткостью и смягчал последствия аварии для пассажиров. Однако подушки безопасности и другие современные средства пассивной защиты отсутствовали.
С точки зрения активной безопасности положительно можно оценить хорошую обзорность, эффективное освещение, маневренность и управляемость ГАЗ-2217. Кузов имел прочную цельнометаллическую конструкцию, защищавшую пассажиров при опрокидывании.
Таким образом, по стандартам 1970-80-х годов тормозная система и безопасность ГАЗ-2217 находились на достаточно высоком для своего времени уровне. Конечно, с точки зрения современных требований автомобиль проигрывает по этим параметрам, однако в целом его можно считать достаточно безопасным для своей эпохи.
Расход топлива и эксплуатационные затраты ГАЗ-2217
ГАЗ-2217 оснащался достаточно экономичным бензиновым двигателем ЗМЗ-4022.10 и небольшой по современным меркам массой в 1610 кг. Это обуславливало умеренный расход топлива для автомобиля своего класса.
В смешанном цикле при спокойной езде по городу и шоссе средний расход топлива ГАЗ-2217 составлял около 11-13 литров на 100 км. Это вполне приемлемый показатель для легкого внедорожника своего времени.
При движении по бездорожью, а также в условиях плохих дорог расход топлива естественно увеличивался из-за более высоких нагрузок на двигатель. В сложных условиях ГАЗ-2217 «пил» уже 15-18 литров бензина на сотню километров.
Большой по современным меркам объем топливного бака — 78 литров позволял преодолевать на одной заправке 500-600 км пути. Это существенно расширяло радиус автономного использования автомобиля.
С точки зрения прочих эксплуатационных затрат, ГАЗ-2217 takже выгодно выделяется скромным аппетитом:
- Низкая стоимость и доступность запчастей
- Простота в обслуживании и ремонте
- Неприхотливость к топливу и маслам
- Высокий межсервисный интервал
К минусам можно отнести повышенный износ шин из-за использования в тяжелых дорожных условиях. Также со временем может возникнуть проблема с поиском некоторых уникальных запчастей.
В целом ГАЗ-2217 заслуженно считался одним из самых экономичных и неприхотливых автомобилей своего класса. Несложность обслуживания в сочетании с умеренным расходом топлива делали эксплуатацию «Соболя» недорогим удовольствием для его владельцев.
Сравнение ГАЗ-2217 с основными конкурентами
На момент начала выпуска ГАЗ-2217 не имел прямых конкурентов в СССР. Ближайшим аналогом был предшественник — устаревший к тому времени ГАЗ-69. На зарубежном рынке основные конкуренты «Соболя» — это американский Jeep и английский Land Rover.
По сравнению с ГАЗ-69 «Соболь» имел ряд важных преимуществ:
- Несущий кузов вместо рамной конструкции
- Независимая подвеска всех колес
- Более мощный и экономичный двигатель
- Улучшенные тормоза с дисками спереди
- Более высокие динамические качества
Однако по проходимости в самых сложных условиях ГАЗ-69 иногда все же превосходил «Соболь» за счет лучшей геометрии и доработок внедорожников.
В сравнении с зарубежными аналогами ГАЗ-2217 уступал по уровню комфорта, мощности двигателей, качеству отделки салона. Однако «Соболь» превосходил их по ремонтопригодности, неприхотливости, а главное — по стоимости приобретения и эксплуатации.
Главные преимущества ГАЗ-2217:
- Высокая проходимость
- Простота и надежность конструкции
- Низкая стоимость владения
- Хорошая ремонтопригодность
- Неприхотливость к условиям эксплуатации
Таким образом, по соотношению характеристик и цены ГАЗ-2217 опережал зарубежные аналоги. А учитывая тоталитарный режим и закрытость СССР, попасть туда импортной технике было крайне сложно. Поэтому «Соболь» практически безраздельно господствовал на отечественном рынке внедорожников в 1970-80-е годы.
Особенности вождения и эксплуатации ГАЗ-2217
ГАЗ-2217, несмотря на солидный возраст конструкции, до сих пор пользуется популярностью у автолюбителей.
При движении по асфальтированным дорогам «Соболь» ведет себя вполне предсказуемо и уверенно. Руль достаточно легкий, подвеска комфортабельна. Однако звукоизоляция на машинах старых выпусков может быть неважной. Кроме того, тормозная система требует аккуратности в использовании.
Бездорожье — это родная стихия для «Соболя». Мощный двигатель в связке с «полным приводом» позволяет преодолевать подъемы и канавы. Высокий клиренс, защищенность агрегатов и просторный угол въезда гарантируют отличную проходимость.
Особенности эксплуатации:
- Неприхотлив к топливу и маслам
- Не требователен к качеству дорог
- Прост в обслуживании и ремонте
- Запчасти доступны и недороги
- Нуждается в регулярной антикоррозионной обработке
К недостаткам можно отнести:
- Высокий расход топлива по современным меркам
- Устаревшая тормозная система
- Низкий уровень пассивной безопасности
- Слабая шумоизоляция на старых машинах
Таким образом, ГАЗ-2217 и в наши дни остается идеальной бюджетной «рабочей лошадкой» для поездок по бездорожью. Недостатки по комфорту и безопасности компенсируются простотой и недорогим обслуживанием этого автомобиля.
Отзывы и мнения автовладельцев о ГАЗ-2217
ГАЗ-2217 пользуется любовью автолюбителей уже несколько десятилетий.
Большинство отмечают надежность и неприхотливость «Соболя». Многие машины, несмотря на солидный возраст, до сих пор находятся в рабочем состоянии и регулярно используются своими хозяевами. Простота устройства обеспечивает легкий ремонт и обслуживание.
Владельцы внедорожников ценят проходимость ГАЗ-2217 и способность преодолевать серьезные препятствия. Высокий клиренс, мощный двигатель и блокировка мостов позволяют уверенно двигаться там, где большинство авто бессильны.
По мнению автолюбителей, «Соболь» обладает удобным в эксплуатации 5-местным салоном. Отмечается вместительное багажное отделение, способное вместить до полутонны груза. На хорошем уровне находится обзорность для водителя.
В качестве недостатков владельцы выделяют устаревшую подвеску на некоторых машинах, а также слабые тормоза. На автомобилях старых выпусков зачастую низкое качество шумоизоляции и отделки салона. Расход топлива высок по меркам современных авто.
Тем не менее, подавляющее большинство обзоров владельцев о ГАЗ-2217 — положительные. Этот автомобиль вполне отвечает запросам тех, кто ищет простой, надежный и проходимый внедорожник по разумной цене. Культовый «Соболь» продолжает пользоваться спросом и по сей день.
Цены на подержанные ГАЗ-2217 на авторынке
Несмотря на солидный возраст, подержанные ГАЗ-2217 до сих пор пользуются спросом на вторичном рынке благодаря своей надежности и неприхотливости.
Стоимость конкретного автомобиля зависит от многих факторов — года выпуска, пробега, комплектации, состояния. Но в среднем на сегодняшний день цены на вторичном рынке таковы:
- ГАЗ-2217 1970-80х годов — от 50 до 150 тысяч рублей
- ГАЗ-2217 1990х годов — от 150 до 350 тысяч рублей
- ГАЗ-2217 2000х годов — от 200 до 500 тысяч рублей
Более поздние и лучшей сохранности машины с небольшим пробегом могут стоить дороже. А за раритетные и доведенные «до ума» ГАЗ-2217 1970-80х годов просят и вовсе по 500-600 тысяч рублей.
Стоимость зависит и от региона продажи — в центральной части России цены выше. Важное значение имеет наличие документов, состояние кузова и агрегатов. Гнилые или аварийные экземпляры будут стоить в разы дешевле.
Факторы, влияющие на цену:
- Год выпуска и пробег
- Комплектация и наличие доп. оборудования
- Состояние кузова, салона и агрегатов
- Наличие документов и владельцев
- Регион и популярность модели
Таким образом, подержанный ГАЗ-2217 за разумные деньги до 300 тысяч рублей — отличный вариант бюджетного внедорожника. А учитывая простоту и доступность обслуживания, содержание «Соболя» обойдется недорого.
Оригинальные запасные части и аксессуары для ГАЗ-2217
Несмотря на то, что выпуск ГАЗ-2217 был свернут в далеком 1994 году, до сих пор можно найти широкий выбор оригинальных запчастей и аксессуаров для этой модели.
Большой популярностью пользуются расходные материалы — масла, техжидкости, фильтры, прокладки, сальники. Их производство налажено на заводах «ГАЗ» и «Роснефть». Также без проблем можно купить расходники к двигателю, тормозные колодки, детали подвески.
Из запчастей для кузова и салона популярны: обшивка крыши, дверные панели, стекла, обивочные материалы, резиновые уплотнители. Для восстановления интерьера предлагаются оригинальные коврики, панели приборов, рулевое колесо.
Из технических агрегатов и узлов можно приобрести колесные диски, глушители, радиаторы, генераторы, стартеры. Для восстановления ходовой — рулевые тяги, приводы, амортизаторы, сайлентблоки.
Популярные аксессуары:
- Защита картера, бамперов
- Приборы освещения
- Багажники и рейлинги
- Чехлы сидений
- Мультимедиа системы
Таким образом, сегодня существует широкий выбор оригинальных запчастей для восстановления или тюнинга легендарного «Соболя». Благодаря этому можно поддерживать автомобиль ГАЗ-2217 в отличном рабочем и визуальном состоянии.
Тюнинг и доработки ГАЗ-2217
Несмотря на солидный возраст, ГАЗ-2217 остается популярной моделью для тюнинга и доработок.
Для улучшения внешнего вида часто устанавливают неоригинальные бампера, пороги, решетки радиатора. Меняют колесные диски на более современные модели. Обвес и спойлеры придают облику агрессивности. Популярна замена обшивки кузова на пластик.
В салоне устанавливают спортивные коврики, руль, чехлы. Для комфорта монтируют музыкальные центры, кондиционеры, дополнительную шумоизоляцию. Сиденья часто перетягивают тканью или заменяют на спортивные.
Из технических модернизаций встречаются:
- Установка форсированных двигателей
- Замена тормозов на дисковые
- Усиление подвески
- Повышение проходимости
- Установка лебедки, защиты картера
Самодельные доработки часто включают перенос радиатора в безопасную зону, изменение расположения аккумулятора, усиление мостов и кузова.
При замене агрегатов и узлов важно следить за надежностью и безопасностью. Например, не стоит устанавливать слишком мощный двигатель без усиления тормозов.
Грамотный тюнинг позволяет совместить классический внешний вид ГАЗ-2217 с современными технологиями. Это делает «Соболь» еще более привлекательным, сохраняя его брутальный характер.
Перспективы и будущее классического ГАЗа
Несмотря на прекращение производства в далеком 1994 году, ГАЗ-2217 и по сей день пользуется популярностью. Каковы же перспективы этой модели на обозримую перспективу?
Прежде всего, спрос на вторичном рынке продолжит поддерживаться за счет простоты и недорогого обслуживания «Соболя». Запчасти, как оригинальные, так и неоригинальные, будут выпускаться еще долгие годы.
Также популярность классического ГАЗа подогревается ажиотажем вокруг ретро-автомобилей. Коллекционеры будут покупать раритетные и хорошо сохранившиеся экземпляры, несмотря на высокую цену.
Определенные перспективы есть и у новоделов на базе ГАЗ-2217. Мелкосерийный выпуск таких машин осуществляют энтузиасты в Подмосковье и других регионах. Это позволяет продлевать жизнь легендарной модели.
В плане модернизаций будут популярны конверсии «Соболя» в электромобиль с установкой современных аккумуляторов и электродвигателя. Это решает проблему токсичности и повышает экономичность.
Можно предположить, что через 10-15 лет число сохранившихся ГАЗ-2217 существенно сократится. Однако даже через 30-50 лет эта модель вряд ли канет в Лету, учитывая ее культовый статус.