Полезные советы для автолюбителей

Категории прав водительских удостоверений в 2023-2024 году с расшифровкой

Согласно международным стандартам, удостоверение на право вождения автомобиля имеет несколько категорий, в соответствии с которым владелец данного удостоверения может управлять тем или иным видом (типом) транспортных средств. Разберемся подробнее, какие же категории водительских прав существуют в нашей стране.

Категории на водительском удостоверении и их разъяснение

На обратной стороне водительского удостоверения указаны все категории. В них идут краткие пояснения относительно расшифровки граф и ставятся отметки о допуске водителя к управлению транспортом определенного типа.

Пример водительских прав

Пример водительских прав

  1. Первой идет категория «А». Если напротив данной графы имеется разрешающая отметка, значит владелец данного удостоверения прошел соответствующее обучение на допуск к управлению мотоциклами, мотороллерами, или другими аналогичными мототранспортными средствами.
  2. На втором месте находится категория «В». Отметка в данной графе позволяет водителю управлять автомобилями, у которых разрешенная масса не превышает значения 3500 кг. А число сидячих мест при этом, за исключением водителя, не превышает 8.
  3. Третья категория «С». Допускает водителя к самостоятельному управлению транспортными средствами, максимальная разрешенная масса которых больше 3500 кг, за исключением тех транспортных средств, которые относятся к разряду «D».
  4. Категория под индексом «D» подразумевает допуск к управлению автомобилями, которые предназначены для перевозки пассажиров в количестве больше чем 8 человек за исключением водителя.
  5. Далее следует категория «Е». Она позволяет водителю управлять составами транспортных средств, состоящими из прицепов (полуприцепов) и тягача. При этом транспортные средства должны попадать под соответствие граф «В», «С», или же «D». И водитель должен иметь право на управление ТС вышеназванных типов.

Кроме стандартных, имеются и специфические водительские категории. Они либо требуют специального удостоверения, либо в обычном удостоверении водителя ставится соответствующая отметка. К таким нестандартным категориям относятся категории, позволяющие управлять трамваем или троллейбусом.

Категории транспортных средств

Категории транспортных средств

Нюансы для водителя относительно категорий

Водители, которые управляют сочленёнными автобусами, в обязательном порядке должны иметь разрешительные отметки в графах «Е» и «D».

Еще одним нюансом, предусмотренным в правилах дорожного движения, является возможность управлять транспортными средствами с прицепом, массой не более 750 кг. При этом требуется разрешающая отметка в категориях «B», «С», «D». Отдельно учится на категорию «Е» в этом случае не нужно.

Если прицеп больше указанной выше массы, но не превышает массу снаряженного автомобиля, которое относится к «В» классу, а масса всего состава не больше 3500 кг, то для управления достаточно лишь разрешающей отметки в графе «В».

К управлению транспортом допускаются лица, которые достигли определенного возраста:

  • шестнадцать лет для «А»;
  • восемнадцать для «В» и «С»;
  • двадцать для «D».

В некоторых странах приняты права немного другого типа. Они имеют ряд новых водительских категорий, которые каждую основную графу разбивают на дополнительные подкритерии.

Мотоцикл, категория водительских прав - А

Мотоцикл, категория водительских прав — А

Что учитывать при выборе категории перед обучением

Учитывая все вышеназванное, стоит запомнить, что при обучении на права следует сразу определиться – на каких транспортных средствах вы будете ездить. А еще лучше обучится на несколько типов транспортных средств. Как говорится, в этом вопросе лишних категорий не бывает.

Типы ВУ в нашей стране

В Российской Федерации в обиходе на сегодняшний день находится четыре вида ВУ.

Это произошло из-за того, что за определённый промежуток времени права претерпевали изменения четыре раза. Самые старые выдавались до 2011года (которые будут действительны до двадцать первого года).

Виды прав:
1. Бумажные ВУ старого исполнения;

2. Пластиковые ВУ старого исполнения;

3. Пластиковые ВУ старой редакции, но нового исполнения;

4. Изменённая в 2014 году модификация.

Удостоверения новой модификации в полном объеме соответствуют требованиям Венской конвенции 1968 года. Это даёт возможность гражданам, имеющим такие права, управлять авто в других странах.
Новый образец водительского удостоверения РФ

ВУ выполнено из пластика. Углы имеют скругленную форму. Размер 85,6*54 мм. Документ ламинирован. Лицевая сторона ВУ имеет плавный переход от голубого к розовому оттенку. Оборотная — от розового к голубому. На обеих сторонах имеется защитный знак в виде фоновой сетки. Если она отсутствует, то документ является фальсификатом.

На лицевой части ВУ указываются следующие данные:
• название документа и место, где выдан документ;

• фотография обладателя;

• роспись владельца;

• имя, фамилия и отчество водителя;

• дата и место рождения;

• дата выдачи прав, а также окончание срока действия;

• отделение государственной инспекции, выдавшее ВУ;

• номер ВУ;

• место жительства;

• назначения категорий водительских прав.

На обратной стороне ВУ указывается:
• штрих — код;

• таблица категорий в расшифровке;

• особые отметки и данные об обладателе.

Если на лицевой стороне новых и старых водительских прав почти ничего не изменилось, то на другой стороне появились значительные изменения:
• Трамвай и троллейбус занимают обособленные категории:

• Слева – штрих — код с информацией о владельце;

• Кроме голографических кодов есть сведения о типографии и номере серии печати.

Классификация ВУ по категориям

  Сейчас существует большое количество видов автотранспорта. Поэтому есть необходимость в четкой классификации транспортных средств. Ведь каждое транспортное средство требует специальных навыков вождения, которые отличаются сложностью процесса.  

  Невозможно научиться управлять всеми средствами передвижения, да и это не нужно. Категории позволяют каждому гражданину пройти обучение на управление именно того автотранспорта, которое он будет использовать.

Получить полное представление возможно лишь при подробном изучении каждой из категорий.

Назначение категорий А и А1

При наличии категорий А и А1 даётся право вождения мотоциклов.

Но между ними есть значительная разница. Обладатель водительских прав категории А имеет право управлять любым мотоциклом. Тогда как подкатегория А1 разрешает управлять только мотоциклом с двигателем до 125 кубических сантиметров.

К тому же есть отличия по возрастному цензу. Удостоверение на право вождения автотранспорта подкатегории А1 можно получить с шестнадцати лет, а права категории А только после восемнадцати лет.
Назначение категорий В и ВЕ

Категории В и ВЕ дают право управлять легковым автотранспортом, весом до 3,5 т. В нем не может быть больше восьми пассажирских мест.

Разница между В и ВЕ в том, что категория B допускает управление автомобилем с прицепом, вес которого не превышает 0,75 т. Категория ВЕ же позволяет использовать прицепы более 0,75 т. (но общая масса авто не должна превышать 3,5 т.).
Права категории В1

Многие не догадываются о назначении этой категории.

Эта категория допускает к вождению трициклов и квадрициклов.
Водительские права категории С

С правами категории С можно управлять средними (от 3,5 т.) и тяжелыми (от 7,5 т.) грузовиками.

Однако она допускает управление грузовиками и легковыми автомобилями, весом не более 3,5 т. килограммов.
Категория D

 Нужна для управления пассажирским транспортом. Она даёт допуск к управлению автобусами с 8-16 посадочными местами. Это могут быть как небольшие маршрутные такси, так и огромные междугородние автобусы.

 Однако данная категория не разрешает управление автобусов типа «гармошка». Для вождения таких автобусов нужно получить водительское удостоверение категории DE.
Права категории М

Используются для управления мопедами, легкими скутерами и легкими квадроциклами. Основное правило, что объем двигателя не должен превышать 50 кубических сантиметров. При большем объеме потребуется водительское удостоверение категории А.

Права на управление данным автотранспортом имеют все категории водителей.

Но есть медицинские ограничения:
• Дальтонизм;

• близорукость (более 8 диоптрий);

• не истекло 3 месяца после операции на глаза;

• травмы рук и/или ног;

• нарушение активности рук и/или ног;

• нарушение вестибулярного аппарата;

• Серьезные болезни сердца.

Что обозначает буква Е в названии категорий?

Категория Е исчезла из нашего обихода. Её сменили новые категории: ВЕ, СЕ, DE, С1Е, D1E.

Буква Е в названии категорий позволяет вождение соответствующего авто с тяжелым прицепами от 0,75т. При это категория транспорта указывается до буквы Е (B, C, D, C1, D1).
Что такое Tb и Tm?

Это относительно новые категории. Раньше просто делали особые отметки в водительских правах. Но на сегодняшний день, благодаря новым поправкам, они приобрели обособленный характер.
Возрастной ценз при получении категорий.

По закону Российской Федерации водительское удостоверение может быть выдано лишь гражданину, достигшему определенного возраста.

Он обозначен для всех категорий прав:

А1, М – 16 лет;

А, В, В1, С, С1 – 18 лет;

D, D1, Tm, Tb – с 21 года;

ВЕ, СЕ, DE, С1Е, D1Е – граждане, имеющие опыт вождения соответственно на категориях В, С, D, С1, D1 не менее года.
Как получить новую категорию?

  Чтобы получать права на каждую категорию, необходимо проходить обучение и сдавать экзамены государственной инспекции по безопасности дорожного движения. Самому готовиться к экзаменам не разрешается.

Для допуска к экзамену необходимо, чтобы были соблюдены следующие условия:

1) наличие медицинской справки (она должна быть действительной на момент сдачи экзаменов);

2)Соответствующий возраст сдающего экзамен (для каждой категории он свой);

3) При получении подкатегорий BE, СЕ, DE – наличие прав категорий В, С, D с опытом вождения от года; При получении подкатегорий C1E и D1E — наличие прав категорий С, D и C1, D1 с опытом вождения от года.  

4) Сдача в автошколе внутренней аттестации по теории и вождению;

5) Сдача итоговой аттестации в автошколе по вождению.
Особые отметки новых водительских прав с 2018 года

Наличие особых отметок в ВУ является стандартизацией документа, приведением российских прав к международному стандарту. Такие отметки призваны указать сотрудникам дорожной инспекции на особые условия управления транспортным средством конкретным гражданином.

В 2018 году начали выдавать ВУ, в которых существует две графы «Особые отметки» (графы 12 и 14). Раньше там была только одна.

12-ая графа показывает ограничения по отдельным категориям транспортных средств.

14-ая графа рассказывает об ограничениях по всем открытым категориям.

Существую следующие особые отметки:
• АТ;

• MS;

• AS;

• GCL;

• APS;

• ML;

• МС;

• HA/CF;

• Медицинская справка обязательна;

• Водительский стаж;

• Дубликат.

Разберём их более подробно.

Отметка АТ допускает вождение автотранспорта с КП типа «автомат».

Она может относиться как и к одной категории или подкатегории, а также ко всем.

Обозначение MS даёт право вождения трициклов и квадрициклов с мотоциклетной посадкой и рулём.

Обозначение AS даёт право на вождение трициклов или квадрициклов без мотоциклетной посадки и руля.

МС обозначает, что разрешено вождения только авто, где есть ручное управление.

GCL – для вождения автотранспорта с использованием линз или очков.

Если на ВУ есть обозначение ML, то запрещено управление транспортом категории «М» по медицинским противопоказаниям.

HA/CF – предоставляет возможность вождения автотранспорта только с использованием аппаратов для слуха.

APS – дает право вождения лишь автотранспорта, оборудованными специальной программой для парковки.

Отметка «Медицинская справка обязательна» вносится в удостоверения граждан со слабым здоровьем. Обозначает, что обладатель этого ВУ имеет право вождения автомобиля только в том случае, если при себе имеется действительная на дату медицинская справка.

Отметка «Водительский стаж» говорит о том, когда были получено первое удостоверение.

Отметкой «Дубликат» обозначается документ, выданный повторно после утери.
В каких случаях происходит замены прав?

По закону Российской Федерации водительские удостоверения действительны на протяжении десяти лет после выдачи. По истечении этого срока водитель обязан поменять документ. В противном случае использование просроченного удостоверения грозит штрафом от пяти до пятнадцати тысяч рублей. По этой причине лучше всё делать вовремя. На самом деле это не сложный процесс. Произвести замену водительского удостоверения можно в любом подразделении государственной инспекции по региону проживания.

Существуют следующие причины замены водительских прав:
• Утрата удостоверения;

• Изменение фамилии, имени или отчества;

• Ухудшение или улучшение здоровья;

• Изменение категории;

• Порча данного документа.

Новые изменения коснулись и срока действия новых документов. Раньше при преждевременной замене новое удостоверение выдавалось на период, указанный в старом удостоверении. Сейчас новый документ выдается сразу на десять лет.
Заключение

Все категории водительских удостоверений дают право на вождение только специальных транспортных средств. Необходимо строго следовать этим правилам для своей и общественной безопасности. Ведь для управления каждым типом транспорта нужны определенные знания и опыт. Несоответствие категории типу транспортного средства наказывается штрафом и эвакуацией.

Помните, что вождение автотранспорта требует от водителя огромной ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих. При управлении автотранспортом необходимо соблюдать все правила, установленные государственной инспекцией ГИБДД.

Водительские права нового образца.

Водительские права относятся к числу документов, которые должен иметь при себе каждый гражданин, управляющий автотранспортным средством. В них отражены основные сведения о водителе, среди которых открытые категории на управление определёнными видами ТС.

Изменения в перечне категорий водительских прав

После изобретения и начала активной эксплуатации автомобилей, возник насущный вопрос о выработки правил дорожного движения. В результате, в 1909г. была принята международная Парижская конвенция, регламентирующая правила передвижения автомобилей по дорогам общего назначения. К этому международному договору присоединилась и Российская империя, приняв общеустановленные в Европе и Америки правила.

Устанавливались ограничения по максимальной массе грузовых авто, ежегодный техосмотр машин, выдавались регистрационные номера. Среди прочего, Парижской конвенцией вводился и специальный документ, разрешающий управлять автотранспортом – водительские права. Выдавались они по достижении 18 лет после окончания специальных курсов, прохождения медосмотра и успешной сдачи экзаменационных испытаний.

5 октября 1909 года (в Париже) была подписана Конвенция, которая стала первым международным автомобильно-правовым документом

В удостоверении указывалась категория, полученная после обучения данным водителем. Изначально существовало две категории – A и B, в свою очередь, подразделяющиеся на несколько разрядов.

  1. А. Автомашины с ДВС.
    1. 1-й разряд – легковые с мощностью двигателя до 10 л.с.
    2. 2-й разряд – легковые авто мощностью более 10 л.с.
    3. 3-й разряд – грузовики и пассажирские автобусы, вне зависимости от максимальной разрешённой массы.
  2. В. Автомобили с электрической силовой установкой. Данная категория также подразделялась на три разряда, по аналогии с бензиновыми авто.

Шофёр, имевший открытые категории второго или третьего разряда, мог управлять и машинами 1-го разряда без дополнительного разрешения. В 1923г. вводятся очередные коррективы в водительские права. Введены три дополнительных категории, показывающие водительский класс шофёра. Первый присваивался лицам, умевшим не только управлять автотранспортом, но и профессионально ремонтировать его. Они были отменены в 1936г., в связи с унификацией советских удостоверений с международными образцами.

Грузовик 1923 г. (Я-3)

В 1960-х годах, в связи с увеличением количества автотранспорта, повышением его технических характеристик, была принята новая конвенция о правилах дорожного движения. В 1971г. Венский протокол подписал и Советский Союз. В результате, все права, выдаваемые в СССР, имели пять категорий:

  • А – мотоциклы.
  • В – легковые машины.
  • С – грузовые машины.
  • D – автобусы.
  • Е – автомобили с прицепом.

Эта система просуществовала свыше 40 лет, и новые изменения в неё были внесены только в 2014г. К уже существующим категориям прав добавились новые, а категория «Е» была понижена в статусе, и перешла в разряд подкатегорий. Основной причиной очередных корректировок стало появление новых типов автомототранспорта, необходимость более чёткой дифференциации различных классов ТС друг от друга.

В РФ эти изменения были зафиксированы на законодательном уровне внесением поправок в ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения». Всего изменения Венской конвенции о ПДД ратифицировало около 80 государств. Согласно положениям этого документа, данные страны обязуются взаимно признавать водительские права, выданные государствами-участниками конвенции. Соответственно все национальные права отныне приобретают международный статус, и для управления автотранспортом в этих странах, россиянину не придётся проходить переэкзаменовку. Достаточно только получить документ международного образца, подтверждающий его категорию вождения.

Граждане государств, не подписавших Венскую конвенцию, не могут управлять автомототранспортом за рубежом, даже имея действующие права национального образца. Чтобы быть допущенным до управления ТС, им придётся проходить обучение в государстве временного пребывания, и сдавать экзамен по вождению.

Современные категории водительских прав

Категории водительских прав с графической расшифровкой.

После изменений, произошедших в 2014г., права содержат уже не 5, как ранее, а 16 различных категорий и подкатегорий, приведённых в таблице ниже:

ММопеды и квадроциклы, имеющие двигатель объёмом до 50 см3
А-1Лёгкий мототранспорт, с объёмом двигателя от 50 до 125 см3
АПолноразмерные мотоциклы, с объёмом двигателя более 125 см3
В-1Трициклы и квадроциклы, с объёмом двигателя свыше 50 см3
ВЛегковые автомобили и лёгкие грузовики массой менее 3 500 кг
BEЛегковые автомобили с прицепом массой больше 750 кг
С-1Средние грузовики, полной массой от 3,5 до 7,5 т
С-1ЕСредние грузовики с прицепом массой больше 750 кг
CТяжёлые грузовые машины с массой больше 7,5 т
CEТяжёлые грузовые машины с прицепом
D-1Автобусы с числом мест до 16 человек
D-1EАвтобусы с прицепом массой больше 750 кг
DАвтобусы с числом мест больше 16 человек
DEАвтобусы с числом мест больше 16 чел и прицепом
TBТроллейбус
TMТрамвай

Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет каждая из перечисленных категорий и подкатегорий.

Категория М

Для скутеров с двигателем объёмом до 50 см3 подходит категория М.

Данная категория появилась в российских ПДД только после введения в 2014г. изменений в ФЗ №196. В неё входит мототранспорт, имеющий объём двигателя, согласно техпаспорту производителя, менее 50 куб. см. До принятия нововведений такие ТС, относящиеся к классу мопедов – лёгкие квадроциклы и скутеры, не подлежали официальной регистрации в отделениях ГИБДД. Соответственно, они не считались механическими транспортными средствами, и на управление ими, как и на управление велосипедами или гужевыми повозками, никаких прав не требовалось.

Но, с ратификацией РФ новых правил Венской конвенции, лёгкая мототехника признаётся полноправным участником дорожного движения. С этого времени, управление мопедами, скутерами и квадроциклами с объёмом двигателя до 50 см3, требует наличия водительских прав. При их отсутствии, водителя подвергается административному наказанию на общих основаниях. Подобное нововведение продиктовано соображениями безопасности, как в отношении самих лиц, управляющих скутерами, так и прочих участников дорожного движения. Не прошедшие обучение вождению мотоциклисты зачастую, при движении по дорогам общего пользования, нарушают ПДД, создавая аварийные ситуации.

Право управления подобной мототехникой, после прохождения учёбы в автошколе и сдачи испытательного экзамена, предоставляется с 16-летнего возраста. Водители, имеющие прочие открытые категории вождения, при отсутствии «М», также допускаются до управления скутерами с объёмом двигателя менее 50 см3.

Категория А

Для полноразмерных мотоциклов у которых объем двигателя более 125 кубов — категория А.

Привычная всем ещё с советских времён категория, ранее являвшаяся единственной для любого мототранспорта, вне зависимости от его технических характеристик. Сегодня категория «А» выдаётся только с 18 лет, и разрешает управлять любой мототехникой – от маломощных скутеров, и заканчивая скоростными байками, развивающими 200-250 км/ч. Кроме того, обладатель прав на мотоцикл может управлять мотоколясками, кадроциклами, а также мототранспортом с прицепом.

Подкатегория А-1

Данная подкатегория также отсутствовала до введения корректив в ФЗ «О безопасности дорожного движения». В неё включается лёгкий мототранспорт, имеющий объём двигателя больше 50, но менее 125 см3. Ещё одно обязательное условие – их мощность не должна превышать 11 кВт (15 л.с.). Также подкатегория «А-1» не даёт права вождения мотоцикла с коляской или прицепом. Главное отличие её от базовой категории «А» заключается в возможности обучения и открытия подкатегории «А-1» с 16-ти лет. Правом управления мототранспортом, относящимся к этой подкатегории, имеют водители с открытой категорией «А».

Категория В

Пример грузового авто менее 3.5 тонн.

Ещё одна «традиционная» для автомобилистов с многолетним стажем категория, дающая право вождения легкового автотранспорта. К данному типу ТС относятся автомашины, с разрешённой массой не более 3 500 кг. «Разрешённая масса» подразумевает максимальную загруженность автомобиля в соответствии с техническим регламентом, и заправку её необходимыми расходными материалами (бензин, масло, тосол и т.д.). Количество пассажиров, разрешённое для перевозки в машинах, относящихся к легковым, не должно превышать 8 человек. В противном случае, автотранспорт причисляется к типу микроавтобусов (D-1).

Наличие прав с открытой категорией «В» позволяет водить легковые автомашины с прицепом, если его масса в загруженном виде не превышает 750 кг, а общий вес машины и гружёного прицепа – менее 3,5 тонны. Транспортировать прицеп, полная масса которого более 750 кг, можно при соблюдении двух обязательных условий:

  1. Вес прицепа не должен быть больше массы незагруженной машины, его буксирующей. Эта характеристика указывается в п. №15 ПТС автомобиля. К примеру, если вес пустой автомашины, согласно техпаспорту, составляет 1 500 кг, то вес гружёного прицепа также не должен превышать этой цифры.
  2. Второй условие – суммарный полный вес автомобиля и прицепа должен быть менее 3 500 кг. Полную разрешённую массу машины можно посмотреть в п. №14 техпаспорта. Так, если она составляет 2 100 кг, а вес загруженного прицепа – 1 500 кг, то транспортировка запрещена (суммарный вес = 3 600 кг).

Водительские права «В» открывает доступ к управлению любыми видами мототехники: квадроциклами и квадрициклами, мопедами, мотоциклами, мотоколясками. Также, при наличии на руках таких прав, допускается вождение грузовых автомобилей с полной массой менее 3,5 т.

Подкатегория ВЕ

Транспортировка прицепа, масса которого превышает 750 кг, требует наличие подкатегории ВЕ.

Чтобы получить возможность транспортировки прицепа, полная масса которого свыше 750 кг, или превышает вес незагружённого автомобиля, сегодня потребуется открывать подкатегорию ВЕ. Однако, и эта подкатегория не позволяет буксировать легковым автомобилем прицеп, если их суммарный вес больше 3 500 кг. Для этого понадобится иметь открытую подкатегорию С-1Е.

Подкатегория В-1

Появившаяся в 2014г. подкатегория В-1 даёт возможность вождения трициклами и квадрициклами. Также можно встретить обозначения данного типа техники, как «Автотранспорт с мотоциклетной посадкой». Российские автолюбители ещё не могут разобраться в особенностях новой технической терминологии, и часто путают «квадроциклы» и «квадрициклы». Во много эти два типа мототехники схожи, а главное их различие заключается в способе управления.

У квадроцикла для этих целей используется руль мотоциклетного типа, а у квадрициклов – классическая «баранка», как и у автомобилей. Несмотря на такую, казалось бы, несущественную разницу, для управления этими двумя типами транспортных средств необходимы различные водительские права. Имеющийся допуск к вождению квадроцклов («М», «А», или «А-1»), не разрешает передвигаться на квадрициклах и трициклах с автомобильным рулём.

Категория С

Если вес грузового транспорта больше 3 500 кг обязательно наличие категории С.

Эта категория позволяет управлять автотранспортом, разрешённая масса которых превышает 3 500 кг. Это и грузовые авто, и легковые, если их вес при полной нагрузке не менее 3,5 т. Исключение составляет автотранспорт, предназначенный для пассажироперевозок, общей вместимостью более 8 сидячих мест. Шофёр, имеющий действующие права «С», может водить и средние, и тяжёлые грузовики. К первому типу относится транспорт, весящий в гружёном состоянии от 3,5 до 7,5 т, а к разряду «тяжёлых грузовиков» – машины с полной массой более 7,5 тонны. Кроме этого, обладатель удостоверения с открытой категорией «С» может буксировать на грузовике прицепы, максимальным весом не более 750 кг

Подкатегория СЕ

Разрешает транспортировку средним или тяжёлым грузовиком автоприцепа, полная масса которого превышает 750 кг. Сюда же относятся и седельные тягачи, буксирующие полуприцепы любой грузоподъёмности. Допускается буксировка одновременно и нескольких грузовых прицепов в составе автопоезда. Ограничение в полной массе транспортируемых грузовиком прицепов «СЕ» правами не устанавливается, а лимитируется только эксплуатационно-техническими характеристиками автотранспортного средства.

Подкатегория С-1

Пример среднетоннажного грузовика.

В этот класс автомобилей включены все транспортные средства, полная масса которых превышает 3 500 кг, но меньше 7 500 кг, кроме автобусов. Это средние грузовые автомашины, или легковые, с полной массой свыше 3,5 т и предназначенные для перевозки не более 9 пассажиров. Подкатегория С-1 разрешает транспортировку автоприцепа общим весом не больше 750 кг.

С-1Е

Новая подкатегория, допускающая управление средними грузовиками (от 3500 до 7500 кг) с прицепом, превышающим 750 кг. При этом должно соблюдаться обязательные условия:

  • Полная масса транспортируемого прицепа не должна превышать вес порожнего автомобиля-буксировщика.
  • Общий вес автомобиля с прицепом не превышает 12 т.

К управлению машинами с прицепом, относящимися к разряду «С-1Е», допускаются также водителя с открытой категорией «СЕ».

Категория D

Одна из пяти категорий, существовавшая до 2014г., позволяющая управлять автобусом вместимостью более 16 сидячих мест. Водители, имеющие подобные права, вправе ездить на автобусах любой вместимости и любого класса – микроавтобусах, городских или междугородних полноразмерных автобусах. Единственное исключение заключается в управлении сочленёнными автобусами, которые ещё называют «гармошками». Для их вождения потребуется открывать отдельную подкатегорию «DE».

Подкатегория DE

Mercedes-Benz O530 GL «CapaCity»

Согласно официальной терминологии, подкатегория DE позволяет управлять автобусами с прицепом, масса которого составляет свыше 750 кг. На деле крайне редко можно встретить автобус, который использовался бы для буксировки грузовых или пассажирских прицепов. Поэтому у многих автолюбителей может возникнуть недоумение по поводу целесообразности введения этой подкатегории.

Яснее её назначение станет, если вспомнить о так называемых «автобусах-гармошках». Хотя с конструктивной точки зрения, их нельзя признать полноценными прицепами или полуприцепами, но де-юре они относятся именно к такому типу ТС. Вождение автобуса, удлинённого дополнительной секцией, требует особых навыков. В связи с этим, в права нового образца и была введена эта категория.

Подкатегория D-1

Сюда относят микроавтобусы, и другие автотранспортные средства (минивэны, лимузины и т.д.), предназначенные для одновременной перевозки больше 8, но менее 16 человек. Среди классических представителей подобного транспорта – городские маршрутные такси, например, «ГАЗель», или полноприводные микроавтобусы УАЗ-452.

Подкатегория D-1E

Шофёру, у которого в удостоверении открыта данная подкатегория, разрешается буксировать микроавтобусом («D-1») прицепы массой свыше 750 кг при следующих условиях:

  • Общая масса автобуса и транспортируемого им прицепа не превышает 12т.
  • Вес полностью нагруженного прицепа меньше, чем масса пустого микроавтобуса.
  • Буксируемый прицеп не может использоваться для перевозки людей.

Категории Тв и Тм

Чтобы получить категории ТВ и ТМ нужно пройти обучение в специальном училище.

Относится к разряду «специальных» – на неё не учат в обычных автошколах, а только в специальных училищах. После окончания курсов и сдачи, водитель может, после определённых часов стажировки, приступать к самостоятельному управлению этим общественным транспортом. Ранее трамваи и троллейбусы не выделялись в отдельные виды транспорта, а допуск к управлению ими оформлялся в разделе «особые отметки». Но с 2014г., городской электрический транспорт стал в один ряд с прочими механическими ТС.

Взыскание за отсутствие категории

Для управления определённым видом автомототранспорта требуются права с открытой соответствующей категорией. В противном случае, водителю грозит наложение административного штрафа размером от 5 до 15 тысяч рублей. Подобное наказание предусматривается ст. 12.7 Административного кодекса. И не важно, имеется ли у нарушителя права, но с другой категорией, либо их у него нет вообще.

Водитель не вправе управлять транспортным средством без открытой категории.

Поскольку водитель не вправе управлять транспортным средством без открытой категории, то автомобиль отправляется на штрафстоянку (пп.27.12 и 27.13 КоАП). Исключение составляют ситуации, когда имеющаяся категория позволяет заменять необходимую подкатегорию. Например, у водителя скутера на руках имеются права «А», «В», или «С». Либо у шофёра, управляющего среднетоннажным грузовиком с прицепом, отсутствует подкатегория «С-1Е», но открыта «СЕ».

Другой нюанс, также появившийся сравнительно недавно – тип трансмиссии ТС. Водительские права сегодня разделяются на два типа – для вождения автомобилей с механической и автоматической коробкой передач. Если водитель имеет «механические» права, то он может также ездить и на автомате. Но вот для вождения автомобиля с МКПП, нужны только соответствующие права. Вождение такого авто с правами для машины-«автомата». Чтобы открыть очередную категорию водительских прав, необходимо пройти обучение, после чего успешно сдать экзамены.

  • Новости
  • Практикум
Не приживается у нас асфальт: что на самом деле сказала мэр Владимира?
Читать далее...
Citroen C4 обновился и подешевел
Читать далее...
Фото дня: Айртон Сенна за рулём копейки
Читать далее...
АКП в России победила механику
Читать далее...
Россияне распробовали подержанные Lada Granta и Hyundai Solaris
Читать далее...
В Москве появится наземная альтернатива метро
Читать далее...
Премия ТОП-5 АВТО: мы провели тест-драйв финалистов
Читать далее...
Кто выпускает больше всех автомобилей в мире: дан точный ответ
Читать далее...
Nissan возобновит в России сборку одной из моделей
Читать далее...
Кроссовер Skoda Kodiaq: новые фото и видео
Читать далее...
Самые угоняемые марки машин в Питере
0 Читать далее...
Автомобили для настоящих мужчин
0 Читать далее...
Самая дешевая машина в мире – ТОП-5 2023-2024 года
0 Читать далее...
Какой хэтчбэк Гольф-класса выбрать: Astra, i30, Civik или всё-таки Golf
0 Читать далее...
Самые лучшие машины 2023-2024 года в разных классах: Хэтчбек, Внедорожник, Спорткар, Пикап, Кроссовер, Минивэн, Седан
0 Читать далее...
Рейтинг надежных машин 2023-2024 года
0 Читать далее...
Самые угоняемые автомобили Москвы в 2023-2024 году
0 Читать далее...
На чем ездили звезды в 20 веке и сегодня?
0 Читать далее...
Рейтинг 2023-2024: видеорегистраторы с радар детектором
0 Читать далее...
Какая машина является самым дорогим джипом в мире
0 Читать далее...