Сделай сам: как проверить термостат в домашних условиях
Функция поддержания оптимального температурного режима двигателя в автомобиле возложена на термостат. Этот термочувствительный клапан обеспечивает переключение направления движения охлаждающей жидкости по малому и большому контурам. При запуске требуется максимально быстрый прогрев массивного двигателя, поэтому СОЖ направляется термостатом по малому кругу, включающему двигатель и печку. После достижения оптимальной температуры она перенаправляется в большой контур, включающий и радиатор. Обеспечение правильного температурного режима двигателя гарантирует его работу в максимально экономичном режиме длительное время.
Как проверить термостат
Неисправность термостата может привести к перегреву двигателя или его работе при пониженной температуре с повышенным потреблением топлива.
Возможны три неисправности этого регулятора:
- Клапан заклинил в закрытом состоянии и никак не реагирует на повышение температуры. СОЖ циркулирует только по малому контуру;
- Клапан заклинил в полностью открытом состоянии и СОЖ постоянно циркулирует через радиатор, не позволяя двигателю войти в оптимальный температурный режим;
- Клапан не может открыться или закрыться полностью.
Видеоурок о том, как проверить термостат
Проверить работу термостата, не снимая с машины, очень просто. Достаточно запустить остывший двигатель и проконтролировать температуру патрубков радиатора. В нормальном режиме при работе двигателя некоторое время после запуска незначительно будет нагреваться только верхний патрубок радиатора, а при достижении порогового значения резко нагреется и нижний патрубок. Это свидетельство нормальной работы клапана. Если нагрев обоих патрубков радиатора начинается одновременно, это говорит о его неправильном функционировании, вероятнее всего клапан постоянно находится в открытом состоянии.
Постоянно открытый клапан термостата позволяет без проблем добраться до ближайшей станции технического обслуживания или магазина запчастей. Намного хуже, если термостат заклинит в закрытом состоянии, так как при этом существует серьёзный риск перегрева двигателя. Иногда кратковременно помогает постукивание по корпусу термостата, но если клапан не может сдвинуться с места, его следует удалить или отогнуть отвёрткой. В ближайшем населённом пункте термостат должен быть заменён.
Проверка термостата в домашних условиях
Имея небольшую кастрюлю с водой и технический термометр, можно проверить функционирование термостата. Перемещение штока клапана обеспечивает небольшой объём искусственного воска, который при изменении агрегатного состояния (плавлении) резко меняет свой объём. Нагревая воду с помещённым в неё термостатом, можно визуально контролировать момент срабатывания клапана. Температура открытия клапана, как правило, указывается на его корпусе.
Без специализированного оборудования можно визуально определить только, работает ли термостат, но точное его соответствие параметрам, декларируемым производителем, можно проконтролировать только на СТО.
Особенности проверки термостата на различных моделях ВАЗ
Независимо от того, инжектор или карбюратор установлен в конкретной модели, на работу термостата это оказывает минимальное значение. Тот, кто хоть раз определял неисправность термостата на ВАЗ 2106 или ВАЗ 2107, легко сможет диагностировать эту неисправность на последующих моделях. Больше того, термостат 2108-1306010 с температурой переключения 85°С может быть установлен на ВАЗах 2108, 2109, 2114, 2115, 1111, «Ока».
После 2003 года на ВАЗ2110 стали устанавливать усовершенствованные термостаты, но это коснулось только температуры срабатывания, а принцип действия и диагностика никак не изменились. Нередко при диагностике термостата на Калине ВАЗ 1118 возникают трудности из-за скопившихся воздушных пробок. Мастера рекомендуют несколько раз прогнать двигатель с целью их устранения и получения объективной картины работы термостата. Наличие двух термодатчиков тоже иногда вызывает трудности с диагностикой.
Сравнительно невысокая стоимость термостата позволяет рекомендовать его замену при появлении проблем с системой охлаждения. Чистка и восстановление рабочих поверхностей, как правило, не позволяют гарантировать его надёжную работу и могут производиться только в крайнем случае.