Полезные советы для автолюбителей

Ликвидация неполадок: ремонт насоса гидроусилителя руля своими руками

Гидравлический усилитель руля служит для снижения усилия, необходимого для поворота колес автомобиля, что повышает комфорт и снижает утомляемость водителя. Изобретателем ГУР является американец Франсис Дэвис, который получил патент на свое изобретение в 1925 году, а в 1950 усилитель руля впервые был установлен на серийный Cadillac. Первые ГУР в СССР стали устанавливать на грузовые МАЗ, после чего они появились на ГАЗ-66 и УАЗ. Сегодня гидравлический усилитель рулевого управления устанавливается практически на любой легковой автомобиль. Развитие технологий не стоит на месте: всемирно известные автомобили Мерседес оснащаются гидро-электрическим усилителем, а Опель пошел еще дальше и устанавливает на свои машины полностью электрический усилитель.

Конструкция гидроусилителя руля

Гидроусилитель руля фото

На фото — гидроусилитель руля, который увеличивает комфорт вождения для водителя

ГУР – относительно несложный и неприхотливый в эксплуатации механизм, который состоит из:

  • гидравлического насоса, основной задачей которого является перекачка масла и создание рабочего давления в системе
  • распределителя, который отвечает за направление масла в нужную камеру
  • торсиона, который путем закручивания в нужную сторону подает жидкость в распределитель
  • гидроцилиндра, отвечающего за преобразование энергии давления жидкости в поступательное движение поршня. Именно этот узел непосредственно толкает специальные штоки, которые и помогают водителю поворачивать рулевое колесо.

Причины выхода из строя усилителя рулевого управления

Как и любой узел машины, элементы ГУР подвержены износу и требуют как периодического технического обслуживания, так и ремонта. Распределитель, торсион и гидроцилиндр – довольно надежные детали и выходят из строя редко, часто неисправности усилителя возникают из-за утечки масла в результате механических повреждений пластикового бачка или маслопроводящих трубок из меди или алюминия. Одной из самых частых поломок гидроусилителя руля является выход из строя насоса: именно он подвержен наибольшим нагрузкам при работе усилителя. Он может выйти из строя в результате несвоевременной замены жидкости усилителя, которая в процессе эксплуатации теряет свои свойства из-за появления примесей металлической стружки. Распространены неисправности узла гидроусилителя в результате эксплуатации автомобиля с низким уровнем масла гидроусилителя.

Видеоурок о том, что делать, если завыл насос ГУР

Типы гидравлических насосов и их основные неисправности

В различное время на машины устанавливали роторные, пластинчатые и поршневые насосы, каждая из этих конструкций имеет свои плюсы и недостатки. Роторный имеет высокий коэффициент полезного действия, однако такие конструкции имеют очень низкий ресурс, поршневой – оказался дорог и довольно прихотлив в техническом обслуживании, поэтому наибольшее распространение получил именно пластинчатый.

К основным неисправностям насоса можно отнести:

  • утечку рабочей жидкости через элементы уплотнения или сальники;
  • шум и вибрации в результате разрушения подшипников;
  • снижение нагнетаемого давления.

Устранение любой из этих неисправностей потребует снятия гидроусилителя с автомобиля. Ремонт насоса гидроусилителя руля своими руками – довольно непростое занятие, однако это вполне посильная задача при наличии необходимого инструмента и слесарных навыков. Обычно сложностей никаких не возникает, рекомендуем воспользоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля, а также тщательно записывать или фотографировать последовательность процесса снятия и разборки, чтобы избежать возможных проблем при его сборке. Проще снять ГУР с автомобиля, в котором имеется много свободного места в подкапотным пространстве, например ГАЗели, а вот для снятия ГУР с автомобиля Ауди 100 или Шевролет Ланос, особенно с двигателем объемом 1,5 литра, потребуется значительная сноровка. В любом случае, после снятия насос необходимо тщательно промыть от внешних загрязнений, проверить состояние корпуса и убедиться в отсутствии трещин на нем.

Устранение утечек рабочей жидкости

Бачок гидроусилителя

Если в бачке гидроусилителя руля снижается уровень жидкости — это признак утечки

Система ГУР герметична, снижение уровня жидкости в бачке гидроусилителя обязательно свидетельствует о возникновении утечки. Для начала необходимо найти место, из которого происходит утечка жидкости. Очень часто таким местом являются элементы соединения трубок, трещина в пластиковом бачке для масла. Самым распространенным местом утечки жидкости считается сальник насоса гидроусилителя или его уплотнители. Ремонт такой неисправности займет немного времени, для ее устранения необходимо разобрать насос и заменить пришедшие в негодность уплотнители и сальники. Стоит обратить внимание на состояние вала в месте установки сальника. Если на нем появились канавки или раковины, то сальник не будет плотно прилегать и утечка может возникнуть вновь. В этом случае необходимо произвести полировку вала, однако бывают случаи, когда износ слишком велик и добиться плотного прилегания сальника не получается, тогда может помочь установка сальника с меньшим внутренним диаметром или замена вала на новый. В крупных городах, таких как Москва или СПБ проблем с его покупкой не будет, а вот в провинции вал придется ждать от нескольких дней до недель, стоит также учитывать немаленькую цену этой детали у продавцов.

Устранение шума и вибраций при работе насоса

Возникновение шума в работе системы усилителя может быть вызвано износом подшипников вала. В случае появления шума необходимо максимально быстро устранить его, иначе подшипник вала может полностью разрушиться, что вызовет его перекос, что в свою очередь может вызвать сильные повреждения корпуса. Очень часто такая неисправность возникает из-за чрезмерного натяжения ремня гидронасоса, что в результате вызывает излишнее напряжение в подшипниках и приводит к их разрушению. Замену подшипников также можно произвести самостоятельно. Для начала необходимо снять изношенные подшипники, после чего запрессовать два новых в корпус и крышку насоса, затем надеть их на вал. Во время замены подшипников обязательно замените сальники и прокладки.

Устранение неисправностей, связанных со снижением или потерей давления

Причинами снижения давления могут быть износ эллипса внутреннего цилиндра или самих лопастей ротора, однако ресурс этих деталей составляет сотни тысяч километров, а иногда их и вовсе не приходится менять за все время эксплуатации, как, например, на Форд Фьюжн или Форд Фокус 2. Гораздо более распространенной причиной потери давления является появление острых заусенец на роторе, что препятствует нормально работе лопастей. В результате они могут не выходить полностью из своих пазов или их вообще может заклинить, что и вызовет снижение давления. Ремонт в данном случае довольно прост – необходимо обработать наждачной бумагой или точильным камнем острые грани ротора в месте крепления лопастей.

  • Новости
  • Практикум
У нового кроссовера Skoda будет версия купе
Читать далее...
Hyundai Creta подорожал второй раз за два месяца
Читать далее...
Американцы массово сознались в агрессивном вождении
Читать далее...
Audi City Moscow: инновационный шоу-рум открылся в центр столицы
Читать далее...
Новая трасса Москва-Казань: подробности раскроют через месяц
Читать далее...
Новый кроссовер и лифтбек Volvo: первые фото
Читать далее...
Инструменты и аксессуары для весны
Читать далее...
Видео дня: как правильно строить дороги. Мастер-класс от голландцев
Читать далее...
Спецверсия Maserati Ghibli: даже катафалк может быть стильным
Читать далее...
Проект объединения МАЗа и КамАЗа пока приостановлен
Читать далее...
КАК выбрать автомобиль напрокат, выбрать машину напрокат.
0 Читать далее...
Шикарные автомобили звёзд
0 Читать далее...
2023-2024 год: рейтинг страховых компаний КАСКО
0 Читать далее...
Автомобили для настоящих мужчин
0 Читать далее...
Какую машину выбрать женщине или девушке
0 Читать далее...
КАК выбрать свой первый автомобиль, выбрать первую машину.
0 Читать далее...
Надёжность машин по рейтингу
0 Читать далее...
Какой автомобиль выбрать семьянину
0 Читать далее...
Какие машины угоняют в Москве чаще всего?
0 Читать далее...
Обзор пикапов – три «бизона»: Форд Рейнджер, Фольксваген Амарок и Ниссан Навара
0 Читать далее...