Полезные советы для автолюбителей

Что почем: цена ремонта интеркулера своими руками

Нагнетатели воздуха в двигателях внутреннего сгорания появились не вчера, а лет сто назад. Конструкторы поняли их однозначную пользу и эффективность, но как они не старались, технологи не могли добиться от турбины расчетных значений мощности. Конструкция все усложнялась и часто заходила на тупиковые пути развития. Только в конце века начало наблюдаться некоторое технологическое усовершенствование нагнетателей. С нагнетателями Roots, которые приводятся в движение механикой, все было более-менее понятно, но турбины заставили попотеть не одну инженерную лысину.

Турбокомпрессор фото

На фото турбокомпрессор — компрессор, работающий в паре с турбиной

Турбонаддув и голодные обмороки двигателя

Основной проблемой турбокомпрессора стало рациональное распределение отдачи от турбины на разных оборотах. Механический наддув контролировать довольно просто — он приводится от коленвала, там чистая механика. Турбокомпрессор же представляет собой непослушный автономный механизм — ось, на которой с одной стороны расположен компрессор, подающий воздух под давлением в камеру сгорания, а с другой стороны оси установлена турбина, вращающаяся при помощи силы давления отработанных газов. Турбокомпрессор имеет кучу врожденных болезней, среди которых основные — турбоямы и перегрев подаваемого воздуха.

Турбояма возникает тогда, когда после набора оборотов и эффективной подачи топливной смеси в камеру сгорания обороты сбавляются, скорость вращения турбины резко падает, смесь резко обедняется и двигатель падает в голодный обморок. Эту проблему решают разными путями, но самыми эффективными пока стали электронные системы управления турбинами.

Видеоролик о принципе работы турбокомпрессора

Чаще всего в утилитарных автомобилях, то есть не в спортивных, наддув применяют на дизельных двигателях. Такая дискриминация бензиновых моторов вызвана тем, что турбонаддув на дизельных двигателях большого объема попросту эффективнее, чем на бензиновых. Это объясняется тем, что у дизелей гораздо выше степень сжатия и, как следствие, выше давление выхлопных газов. Чем выше давление, тем турбина раскручивается веселее, и тем большее давление она создает в компрессоре. При такой расстановке сил удается получить очень существенный прирост мощности. Например, с 1,9-литрового дизельного Опеля удалось снять 212 сил. Это хороший показатель, но тут проявляется главная проблема, к которой мы и ведем — перегрев турбины и впускного воздуха.

Большая мощность — большие проблемы

С ростом давления и, соответственно, КПД двигателя, возникает одна огромная проблема, которую решить можно только одним путем. Производительные дизельные турбины начали создавать во впускном тракте настолько высокое давление, что воздух стал перегреваться только от сжатия. Плотность горячего воздуха снижается в разы, что мешает создать расчетное давление в камере сгорания. Поэтому эффект от турбины стает гораздо меньшим, чем мог бы быть. Единственным разумным решением этого вопроса может стать охлаждение воздуха, который поступает уже в камеру сгорания непосредственно.

Утилитарные автомобили

В утилитарных авто наддув применяется на дизельных двигателях

Для этих целей разрабатывались различные устройства, но самым эффективным стал промежуточный охладитель, или на английский манер, интеркулер. Он-то и приводит в чувства перегретый воздух и позволяет получить максимальную отдачу от турбины. Самым простым способом охладить воздух уже давным-давно считается метод пропуска его через радиатор, охлаждая встречным потоком. Такая конструкция интеркулеров называется воздух-воздух. Технологически сложнее, но тоже возможно, охладить впускной воздух при помощи очень холодной жидкости. Такие устройства называют водно-воздушными. Подавляющее большинство интеркулеров представляют собой воздухо-воздушные устройства и охлаждаются встречным потоком.

Устройство очень простое, не капризное и эффективное, а его КПД зависит только от размеров — чем больше площадь интеркулера, тем холоднее будет воздух. Поэтому на спортивных кольцевых автомобилях устанавливают огромные радиаторы для охлаждения турбины, иногда в несколько раз превышающие размер радиатора системы охлаждения.

Как мы уже говорили, система турбокомпрессора наиболее эффективна на крупных дизельных двигателях грузовиков, поэтому неудивительно, что несмотря на сложность конструкции, практически каждый грузовой автомобиль с солидным объемом мотора имеет турбонаддув и интеркулер. Правда, не таких неистовых размеров, как на спортивных бензиновых машинах.

Ремонт интеркулера своими руками

Интеркулер воздушного типа представляет собой радиатор определенной площади, рассчитанной под потребление воздуха конкретного двигателя. Причем рассчитанного очень точно и никакие потери воздуха через патрубки здесь недопустимы. Даже малейшая утечка воздуха под давлением может привести к значительному падению мощности двигателя. Сложность диагностики воздушного интеркулера в том, что утечку воздуха и нарушение герметичности системы охлаждения турбины визуально установить практически невозможно. Для этого существуют специальные приборы и средства, помогающие выявить микротрещины в патрубках и змеевике интеркулера.

Интеркулер воздушного типа

Интеркулер воздушного типа — охладитель наддувочного воздуха

Запаять холодной сваркой или заклеить эпоксидкой микроскопическую трещину в трубке интеркулера теоретически возможно. Сложность только в том, как выяснить, где эта трещина. Как правило, о наличии повреждений в интеркулере говорит течь масла из его трубок, и сообразительный автолюбитель пытается залепить невидимую трещину любыми средствами, не учитывая того, что давление в турбине может достигать 3 атмосфер. Самодельные залепухи просто отлетают со свистом, и не имея специальных средств для правильной герметизации интеркулера, вся возня вокруг него практически бессмысленна.

При резком падении мощности турбированного двигателя обязательно проводится диагностика, а если она показывает, что есть утечка в интеркулере, только в этом случае проводится герметизация змеевика радиатора. Вполне может быть, что просто отслужили свое мощные резиновые патрубки, тогда они просто заменяются новыми. В этом случае можно всю работу провести самостоятельно.

Цена пайки и замены патрубка, восстановления герметичности интеркулера в разных сервисах отличается и зависит от модели автомобиля, но минимально это будет стоить около $30 на самом простеньком двигателе. В любом случае на самотек эту историю пускать нельзя, поскольку замасливание интеркулера может говорить о серьезных проблемах с турбиной, по сравнению с которыми деньги на ремонт интеркулера покажутся смешными.

  • Новости
  • Практикум
В России начались продажи универсала Skoda Superb
Читать далее...
Lada Vesta: выбор версий будет меньше, чем обещали
Читать далее...
В России опять станет больше мигалок
Читать далее...
Льготные автокредиты: власти задумались о продолжении программы
Читать далее...
Минпромторг: госпрограммы дают половину спроса на новые машины
Читать далее...
В BMW сделали машину специально для России
Читать далее...
В полиции рассказали, у каких безработных угоняют дорогие авто
Читать далее...
Камеры ГИБДД: избежать штрафа станет сложнее
Читать далее...
Водителя в Тольятти оштрафовали за чужое превышение скорости
Читать далее...
Самый дешёвый автомобиль с автоматом придётся подождать
Читать далее...
Обзор пикапов – три «бизона»: Форд Рейнджер, Фольксваген Амарок и Ниссан Навара
0 Читать далее...
КАК заказать автомобиль из Японии, авто из японии в самаре.
0 Читать далее...
КАК выбрать цвет автомобиля, выбрать цвет машины.
0 Читать далее...
Обзор самых популярных кроссоверов и их сравнение
0 Читать далее...
Какой седан выбрать: Camry, Mazda6, Accord, Malibu или Optima
0 Читать далее...
КАК выбрать подержанное авто, какой подержанный автомобиль выбрать.
0 Читать далее...
КАК выбрать марку автомобиля, какую марку автомобиля выбрать.
0 Читать далее...
Шикарные автомобили звёзд
0 Читать далее...
КАК выбрать машину, Покупка и продажа.
0 Читать далее...
КАК выбрать и купить автомобиль, Покупка и продажа.
0 Читать далее...
  • Обсуждение
  • Вконтакте