Полезные советы для автолюбителей

Причины и следствие: почему проваливается педаль тормоза

Тормоза, безусловно, придумали трусы. Но трусы предусмотрительные. А хитрые и предусмотрительные боягузы придумали еще и АБС, и стабилизатор курсовой устойчивости, и много всяких не храбрых приспособлений, чтобы отважным водителям ездить было безопасно. Только чем сложнее система, тем больше причин для ее поломки. Вот именно с точки зрения храбрых водителей и присмотримся к такой глупости, как проваленная педаль тормоза. Из-за чего проваливается педаль тормоза, как это устранить и как мужественно выйти из ситуации, если неприятность все-таки случилась.

Проваливается педаль тормоза фото

На фото можно видеть, как проваливается педаль тормоза — неприятность, требующая срочной ликвидации

Устройство тормозной системы

Вначале позволим себе напомнить вкратце устройство гидравлической тормозной системы, принцип ее работы и самые уязвимые узлы на наиболее распространенных моделях автомобилей. Замкнутый объем и находящаяся в нем несжимаемая жидкость — основной принцип работы всех гидравлических систем, в том числе и тормозной. Это не единственный тип тормозной системы. Раньше использовался, да и сейчас на некоторых доисторических автомобилях можно встретить механический привод. Он надежнее, чем гидравлика, но не имеет такой эластичности и слишком сильно зависит от механического износа тяг, тросов и их соединений, имеет низкий КПД. Пневматическая тормозная система используется только на грузовых машинах и на автобусах. Она слишком громоздка для легкового автомобиля, хотя по эффективности не уступает гидравлике.

Гидравлическая тормозная система состоит из главного тормозного цилиндра, гидравлической магистрали, рабочих тормозных цилиндров, компенсаторного устройства и тормозных колодок и дисков. Усилие от нажатия на педаль тормоза передается в главный цилиндр, заполненный тормозной жидкостью. Поршень главного цилиндра давит на жидкость, передающую усилие на колесные рабочие тормозные цилиндры.

Видеоурок об устройстве тормозной системы автомобиля

Они заставляют тормозные колодки сжимать тормозные диски или барабаны, а при максимальном усилии полностью их блокируют. Принцип работы гидравлики обеспечивает равномерное и плавное воздействие на тормозные диски, а усилие, приложенное к педали, прямо пропорционально усилию тормозных колодок на сжатие. Когда мы отпускаем педаль, возвратные пружины тормозных колодок возвращают их на прежнее место, жидкость вытесняется в главный цилиндр и система ждет дальнейших приказаний.

Но есть масса устройств, о которых мы будем упоминать в дальнейшем: усилитель тормозов, компенсатор тормозного усилия, свое влияние оказывает и антиблокировочная система, которую тоже нельзя обойти вниманием.

Что такое тормозные контуры

Трусы придумали еще одну хитрость, которая позволяет избежать отказа тормозной системы полностью в том случае, если тормозной механизм одного из колес выйдет из строя. Причины могут быть какие угодно, но если потек один из колесных цилиндров, система продолжит работу благодаря разделению на два контура.

Схемы распределения тормозного усилия

В УАЗ Патриот, ГАЗ 330 и ВАЗ 2101 реализована осевая схема распределения тормозного усилия

Схем есть несколько и их нужно знать, потому что в разных автомобилях контуры распределены по-разному:

  • Осевая схема распределения — делит тормозную систему на переднюю и заднюю оси. При выходе из строя цилиндра на одном из задних колес, передний продолжают тормозить в штатном режиме. Эта схема реализована в автомобилях ВАЗ 2101-2107, ГАЗель, УАЗ Патриот, ГАЗ 330, Форд Транзит до 1990 года выпуска.
  • Диагональная схема распределения тормозного усилия объединяет диагонально противоположные колеса. Эту схему применяют чаще всего на старых автомобилях и на легковушках бюджетного сегмента — ВАЗ 2109, 2110, 2112, 2114, Приора, Калина, Дэу Нексия, Ланос.
  • В автомобилях Москвич 2141 применена более сложная схема, когда в переднем суппорте стоит два тормозных поршня, основной и запасной. В некоторых автомобилях Тойота, Мазда и Вольво работает схема, объединяющая два передних и одно заднее колесо.

Словом, от отказа тормозной системы производитель нас обезопасил, как только мог, и это далеко не полный список вариантов организации многоконтурных тормозных систем. Теперь, вкратце разобравшись с устройством тормозной гидравлики, будем думать, что делать с проваленной педалью тормоза и что может вызвать такой неприятный симптом. Постараемся выяснить основные причины отказа тормозной системы.

Уровень тормозной жидкости в бачке

Каждая из гидравлических тормозных систем, независимо от уровня сложности, имеет в конструкции компенсаторный бачок для тормозной жидкости. В нем есть две метки — минимального уровня и максимального. Объем тормозной жидкости не может быть постоянным, поскольку тормозные колодки вечно не могут сохранять толщину, в процессе работы они стираются. Как следствие, поршням рабочего цилиндра приходится проталкивать колодки все дальше, а значит, и объем жидкости в системе должен быть со временем увеличен. Для этого предусмотрен минимальный уровень жидкости, ниже которого опускаться нельзя. Иначе в тормозной контур попадает воздух. Это наиболее частая причина завоздушивания тормозной магистрали, при этом педаль может плавно уходить вплоть до упора в пол, при этом тормоза срабатывать не будут или будут работать крайне неэффективно.

Вывод первый: всегда контролируйте уровень жидкости в бачке тормозной системы даже в том случае, если контрольная лампа на панели приборов не подает сигналы бедствия. Доливать тормозную жидкость нужно только ту, которую указывает завод-изготовитель.

Уровень тормозной жидкости

Уровень тормозной жидкости нужно проверять раз в неделю

Как правило, ВАЗ рекомендует для Калины и Приоры тормозную жидкость типа DOT4. Ни в коем случае не смешивайте жидкости разных марок и разных производителей. Это может привести к повреждению уплотнителей и манжет, образованию сгустков и закупориванию тормозной магистрали. Замена тормозной системы гораздо дороже, чем банка правильной тормозной жидкости. Не жадничайте.

Вывод второй: как можно чаще контролируйте степень износа тормозных колодок и не доводите его до критического, при каждой замене колодок проверяйте уровень износа тормозных дисков и барабанов, при необходимости протачивайте их для удаления буртика.

При достижении критического износа (что крайне нежелательно) тормозные диски или барабаны должны быть заменены новыми, причем попарно на каждой оси.

Проваливается педаль после замены тормозных колодок

После любого вмешательства в систему гидравлики, после замены тормозных колодок или дисков, после прокачки тормозов возможны кратковременные сбои в работе системы. Это нормально, и вот почему. Новый тормозной диск и новая тормозная колодка должны как следует притереться друг к другу. Пока этого не произойдет, автомобиль может тормозить рывками, на педаль тормоза может передаваться вибрация. В среднем, на притирку рабочих плоскостей фрикционных накладок к поверхности тормозного диска или барабана может уходит от 200 до 400 км пробега. Не более того. Если по истечении этого срока биение или неравномерное торможение продолжается, вполне может быть, что тормозные колодки установлены неправильно.

Причиной неправильной установки может стать деформированный тормозной суппорт на дисковых тормозах. Если его вертикальная ось смещена относительно оси тормозного диска хотя бы на несколько градусов, о корректной работе системы не может быть и речи. Тем более, если суппорт плохо закреплен или внезапно открутился. Это бывает крайне редко, но по халатности механика может быть и не такое. В этом случае колодки просто физически не могут найти себе места и притереться к диску не могут.

Замена тормозных дисков

После замены тормозных дисков или колодок могут происходить сбои в работе тормозной системы

Похожая ситуация может быть в том случае, если оси диска и суппорта смещены. Новая колодка входит в контакт с диском только незначительной частью поверхности, поэтому до полной притирки она может износиться чуть ли не до половины, а эффективность торможения будет низкой. При этом обязательно педаль будет медленно уходить все ниже и ниже при нажатии.

Вывод: при замене колодок обязательно контролируйте состояние суппорта и его соосность с тормозным диском, особенно в тех случаях, когда диск заменяется новым. Читайте инструкцию производителя колодок. В ней должен быть указан контрольный период обкатки и регламент замены.

Вакуумный усилитель тормозов

Отличное устройство, которое помогает снять лишние усилия при торможении, но иногда при недосмотре или превышении срока эксплуатации вакуумной диафрагмы может доставлять неприятности. Симптомы просты и понятны. Педаль стала проваливаться в пол, но жидкость не уходит при заведенном двигателе, в то время, как при заглушенном моторе тормоза упругие.

Причина в том, что пневматический усилитель тормозов начинает работу только при работающем двигателе. Если диафрагма изношена или прорвана, разрежения в камере вакуумного усилителя достичь не удается. В этом случае педаль будет проваливаться при запуске двигателя. Но есть одно но. Для вакуумных усилителей конструкции ВАЗ 2105, ВАЗ 2107 совершенно нормальной является следующая картина: мы нажимаем на педаль тормоза при выключенном двигателе, затем запускаем мотор и педаль подается на несколько миллиметров вперед, стать немного мягче. Это признак нормальной работы вакуумного усилителя.

Снова про воздух в системе или что делать в случае провала

Воздух в системе гидравлики может появиться не только при достижении критического уровня тормозной жидкости в бачке. При полном бачке и полностью работоспособной системе тормозов педаль может тоже провалиться в пол, причем очень неожиданно. Температура! При перегреве тормозной системы при интенсивных торможениях на высоких скоростях, при преодолении сложных горных участков дороги, затяжных спусков в жаркую погоду на низкой скорости тормозная жидкость может попросту закипеть.

Перегрев тормозной системы

Педаль тормоза может провалиться при перегреве тормозной системы

Выделившиеся пару пузырьков воздуха при незначительном перегреве, конечно, не приведут к катастрофическим последствиям и едва ли ощутимо повлияют на работу тормозов. Но если перегревы постоянны и длительны, тогда закипание жидкости может произойти внезапно, выделится достаточное количество воздуха, которое полностью парализует работу гидравлики. В этом случае даже деление системы на контуры поможет не всегда.

Вывод: не перегревайте тормоза, а если есть потребность в агрессивной езде в горах при температуре +50 градусов, тогда нужно готовить систему к этому предварительно. Для таких условий существуют вентилируемые и охлаждаемые тормозные диски, специальные высокотемпературные тормозные жидкости.

В случае провала не надо глотать цианистый калий, как это делали шпионы. Главное — в любой ситуации держать себя в руках и не поддаваться панике. Есть несколько способов замедлить автомобиль и при некритичных скоростях из любой ситуации можно выкрутиться. Во-первых, есть ручник, верный друг и спаситель в случае провала тормозной педали.

Во-вторых, механическая коробка передач позволит при определенных навыках остановить автомобиль даже если пропали тормоза, переключаясь постепенно с высшей на низшую передачу с перегазовкой. Так что ситуаций без выхода нет. Но с тормозами нужно быть крайне вежливым и обходительным. Однажды они отплатят за заботу сполна.

  • Новости
  • Практикум
В Москве заработал городской прокат электровелосипедов
Читать далее...
Медведев назвал российские дороги не очень хорошими
Читать далее...
В Москве появится специальное место для стритрейсеров
Читать далее...
Иностранцы скупают люксовые иномарки в России
Читать далее...
Scania представила полностью новое поколение грузовиков (фото)
Читать далее...
Гонки на Гелендевагене: в розыск объявлен четвертый соучастник
Читать далее...
Штрафы с камер: Верховный суд принял важное решение
Читать далее...
Новый Top Gear может остаться без одного из ведущих
Читать далее...
Обновлённый Amarok: первые намёки от Volkswagen
Читать далее...
В Шелковый путь на мотоцикле. Интервью с Анастасией Нифонтовой
Читать далее...
Шикарные автомобили звёзд
0 Читать далее...
Надёжность машин по рейтингу
0 Читать далее...
ВЫБИРАЕМ автомобиль: "европеец" или "японец", Покупка и продажа.
0 Читать далее...
Самые быстрые машины в мире 2023-2024 модельного года
0 Читать далее...
Какие машины угоняют в Москве чаще всего?
0 Читать далее...
Самые угоняемые автомобили Москвы в 2023-2024 году
0 Читать далее...
Какая машина является самым дорогим джипом в мире
0 Читать далее...
КАК выбрать и купить автомобиль, Покупка и продажа.
0 Читать далее...
Рейтинг ТОП-5: самая дорогая машина в мире
0 Читать далее...
Какой седан выбрать: Almera, Polo Sedan или Solaris
0 Читать далее...